Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рассмотрим несколько примеровРазговоры происходят после проведения теста на диагностику характера. Подросток получает на руки «письмо» с описанием его характерологических особенностей. Подросток: — В этом «письме» нет ни слова правды! Учитель: — Ты расстроен? Подросток: — Да мне написали, что у меня часто меняется настроение, что я непостоянный... Учитель: — И тебе это не понравилось... Подросток: — Конечно, я терпеть не могу непостоянных людей, всегда стараюсь быть выдержанным, непроницаемым. Учитель: — И тебя раздражает, что ты сам оказался не такой... Подросток: — Нуда... (пауза). Конечно, иногда со мной происходит что-то такое непонятное, помимо свой воли становлюсь раздражительным, грубым... Учитель: — И тебе это очень не нравится в себе... Подросток: — Да, пожалуй... Подросток: — Странно, эта диагностика показала, что я люблю всякие приключения, иду на риск... Я этого за собой не замечал. Учитель: — Тебе приятно это о себе услышать? Подросток: — Нуда, вообще-то. Я хотел бы быть смелым, рисковым парнем, но думал, что у меня этого нет. Учитель: — А теперь ты гордишься этим? Подросток: — Конечно, приятно узнать о себе что-то, что хотелось бы иметь, да не надеешься на это. Подросток: — Вот еще новости, оказывается, я люблю бытьпервым во всем. Ну и глупость! Учитель: — Тебя удивляет результат диагностики? Подросток: — Да, я не ожидал от себя такого. Я не считаю себя выскочкой. Учитель: — И тебя расстраивает, что ты иногда ведешь себя как честолюбивый человек... Может быть, реакции учителя во всех описанных случаях покажется Вам непривычной и даже неестественной. Гораздо привычней и легче сказать: «Методика тут совершенно ни при чем. Ты сам виноват, что у тебя такие результаты. Это ведь твой характер». «Ну, значит, так оно и есть, мало ли что не замечал!» «Что за выражения: «Глупость!» «Последи за собой!» или что-нибудь в таком роде. Однако при кажущейся правильности и справедливости таких ответов все они имеют общий недостаток — оставляют подростка наедине со своим переживанием. Подросток чувствовал обиду; выражая возмущение, он невольно ожидал отклика, поддержки, а наткнулся на непонимание или даже осуждение. Он хотел поделиться своим недоумением, поговорить о том, что его удивило, взволновало, а вместо этого получил моралистическое указание, замечание. В то же время ответы по способу эмпатического слушания (а именно оно и было описано в приведенных выше примерах) показывают ему, что учитель понимает его чувства, готов обсудить их. Это производит на говорящего совершенно особое впечатление — он или проявляет желание продолжить разговор и рассказать о себе что-то более важное и глубокое («Я хотел бы быть смелым, но думал, что у меня это не получится»), или сам соглашается с тем, что только что отвергал («Конечно, со мной иногда случается такое»), или вдруг открывает в себе что-то новое, чего не замечал раньше («Я вообще-то не люблю выскочек, а тут сам...»). В любом случае у подростка исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание, возникает возможность продвинуться самому в решении и осознании собственной проблемы, а у учителя появляется повод для откровенного разговора о проблемах подростка, да и о собственных проблемах, возникающих в связи с этим подростком.
|