Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свободомыслие в немецкой Кл. филАтеизм Л. Фейербаха В Германии выделяется колоритная фигура материалиста и атеиста Л. Фейербаха. Он исследовал причины возникновения религии; в работах "Сущность христианства" и "Лекции о сущности религии" показал роль чувств, эмоции в возникновении религиозных представлении и культа. Он раз- делил религии на естественные и духовные: первые существовали в ранний период развития общества и являли собою культ явлений природы; духовные же (монотеистические) обожествляют духовные свойства человека. Общую основу всякой религии, по Л. Фейербаху, составляет чувство зависимости: в естественных религиях отражается зависимость человека от природы, в духовных - от социальных сил. Вместе с тем Л. Фейербах говорил и о гносеологических механизмах возникновения религии, считал основанием религии силу вообра- жения, фантазию, которую называл "теоретической" причиной религии. Вслед за просветителями он видел "отрицательную предпо- сылку" религии в невежестве, неопытности, необразованности, некуль- турности. Человеческое сознание в процессе познания мира отрывает понятия от действительности, принимает воображаемое за действительное. Собственный образ "человек полагает вне себя и пред- ставляет себе в виде самостоятельного существа"12. Бог, по Фейербаху, есть объективированная абстракция, существующая лишь в голове че- ловека. В естественных религиях люди отрывали от природы, понятия о ее свойствах и объективировали их, обожествляя ее силы, а в ду- ховных религиях они обоготворяют свою сущность как сущность че- ловеческого рода вообще. Наиболее общие свойства человеческого рода - разум, бессмертие, могущество, благо - мысленно отделяются от него и силой воображения превращаются в самостоятельное существо - в Бога. Сущность человека, ищущего пути к счастью и не нахо- дящего их, отчуждается от него. Внутренний мир его раскалывается, раздваивается-- человек абсолютизирует свою сущность и затем уже противопоставляет себе ее как нечто чуждое. Л. Фейербах дал подробный анализ христианства. Он показал, что христианство возникло из иудаизма, хотя и было новой, отличной от него религией; исследовал соотношение между языческими и христиан- ской религиями. Он детально проанализировал вопрос о происхож- дении идеи христианского Бога и пришел к выводу о том, что христианский бог есть продукт длительного процесса абстрагирования. Л. Фейербах считал, что религия и мораль противоречат друг другу: религиозная вера сужает горизонты человека, отнимает у него свободу. Вера "добра по отношению к верующим и зла по отношению к не- верующим. В вере лежит злое начало", она "везде осуждает и проклинает", и главное - "вера уничтожает естественные узы че- ловечества". В "Лекциях о сущности религии" Л. Фейербах раскры- вает социальное и нравственное содержание атеизма: истинный атеизм, говорит он, положителен - он ставит на место Бога человека, на место того света - утверждение этого. Атеизм "щедр, свободомыс- лящ... он от сердца радуется красоте природы и добродетели чело- века..."; "...на место любви к Богу надо поставить любовь к человеку как единственно истинную религию"
|