Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религия как соц. феноменСоциумные основы образует совокупность материальных (экономических, техно- логических) и производных от них отношенийв духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.). Основными сторонами этих отношений являются: стихийность природных и общественных процес- сов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты ус- ловий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интел- лектуального и физического труда, привязанность работника к тому или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно- авторитарные отношения, политический гнет государства; меж- этнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и экокризисных процессов. Отношения, в основе которых лежит материальное производство, развертываются в двух аспектах - отношения людей к природе и друг к другу. Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей мере природные силы господствуют над людьми и соответственно тем властнее действует этот аспект социумной основы. В ходе истории на- блюдается рост производительных сил, особенно средств производства, возрастает уровень вооруженности орудиями труда, а потому расширяются возможности управления природными процессами,снижается степень зависимости повседневной жизни людей от природ- ных сил. Принципиальный скачок в развитии средств производства со- вершается с переходом к индустриальному обществу. Но последствия научно-технического прогресса противоречивы. Налицо факт, харак- терный для XX в., особенно его конца: с одной стороны, пробуждены к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подоз-ревали ни в одну из предшествовавших эпох, истории человечества и которые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия челове- чества и отдельного человека; с другой - сам научно-технический прогресс как бы создает новые координаты зависимости, незащищен- ности и риска. И " наши дни уровень развития науки и техники не защищает повседневную жизнь людей от многих стихийных природных процес- сов, не исключает стихийных бедствий - смерчей, тайфунов, земле- трясений, наводнений, засух, эпидемий и пр. Даже самые совершенные технологические системы не гарантируют от неожиданных и катаст- рофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядер- ная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, производство угля, нефти и газа, генная инженерия и др. Трагедии, связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучими силами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу. Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлыевека свирепствовали оспа, чума, холера, то ныне на человечество на- ползает опасность СПИДа. Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность экологического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитию производительных сил, новых технологий, материалов, компьютерной ж робототехники, ее результаты повышают комфорт повседневной жизни, создают ранее неведомую культурную среду и т. д.; с другой - всякое производство имеет "отходы", побочные последствия, загряз- няющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободы и зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизни на Земле. Основой религии в первобытном обществе была низкая степень развития производительных сил и соответственная ограниченность отношений людей рамками материального производства, а значит, ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Есте- ственно, родовая связанность подчиняла индивидов. При рабовла- дении, феодализме, капитализме, в "смешанных" обществах развитие подчинено законам движения отчужденных форм собственности. Ра- бовладельческий и феодальный строй предполагает внеэкономическое принуждение работника. Рабовладельческий основывался на непосред- ственных отношениях господства и подчинения. При феодализме личная зависимость обнаруживается как в отношениях материального производства, так и в других сферах жизни; зависимы все - крепо- стные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпо- ративность. Капитализм воспроизводит отношения господства и подчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен, но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капита- ла, который вносит свои "правила игры" в социальную, политическую и другие области. В "смешанных" обществах переплетаются родопле- менные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэко- номическое принуждение соединено с экономическим, традиционные структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободысдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управ- ления и власти. По мере все большего разделения труда работник формируется как частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, к полученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность лю- дей, зависимость их от заданных обстоятельств жизнедеятельности, растет степень несвободы. С разделением труда на умственный и физический духовное производство и потребление в оптимальных фор- мах закрепляются за немногими ценой тяжелого физического труда большинства людей. Развиваются противоположность города и де- ревни, разделение промышленной и сельскохозяйственной деятель- ности. На всех этапах истории спутником человечества были войны. По некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации произошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. че- ловек.
|