Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия как соц. феномен





Социумные основы образует совокупность материальных (экономических, техно-

логических) и производных от них отношенийв духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.). Основными сторонами этих

отношений являются: стихийность природных и общественных процес- сов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты ус-

ловий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интел- лектуального и физического труда, привязанность работника к тому или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию,

гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно-

авторитарные отношения, политический гнет государства; меж- этнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и

экокризисных процессов.

Отношения, в основе которых лежит материальное производство, развертываются в двух аспектах - отношения людей к природе и друг

к другу. Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей мере природные силы господствуют над людьми и соответственно тем

властнее действует этот аспект социумной основы. В ходе истории на- блюдается рост производительных сил, особенно средств производства,

возрастает уровень вооруженности орудиями труда, а потому расширяются возможности управления природными процессами,снижается степень зависимости повседневной жизни людей от природ-

ных сил. Принципиальный скачок в развитии средств производства со- вершается с переходом к индустриальному обществу. Но последствия

научно-технического прогресса противоречивы. Налицо факт, харак- терный для XX в., особенно его конца: с одной стороны, пробуждены

к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подоз-ревали ни в одну из предшествовавших эпох, истории человечества и

которые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия челове- чества и отдельного человека; с другой - сам научно-технический прогресс как бы создает новые координаты зависимости, незащищен-

ности и риска. И " наши дни уровень развития науки и техники не защищает

повседневную жизнь людей от многих стихийных природных процес-

сов, не исключает стихийных бедствий - смерчей, тайфунов, земле- трясений, наводнений, засух, эпидемий и пр. Даже самые совершенные

технологические системы не гарантируют от неожиданных и катаст- рофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядер-

ная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, производство угля, нефти и газа, генная инженерия и др. Трагедии,

связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучими силами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу.

Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлыевека свирепствовали оспа, чума, холера, то ныне на человечество на- ползает опасность СПИДа. Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность экологического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитию производительных сил, новых технологий, материалов, компьютерной

ж робототехники, ее результаты повышают комфорт повседневной жизни, создают ранее неведомую культурную среду и т. д.; с другой

- всякое производство имеет "отходы", побочные последствия, загряз- няющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободы

и зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизни на Земле. Основой религии в первобытном обществе была низкая степень

развития производительных сил и соответственная ограниченность отношений людей рамками материального производства, а значит,

ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Есте- ственно, родовая связанность подчиняла индивидов. При рабовла-

дении, феодализме, капитализме, в "смешанных" обществах развитие подчинено законам движения отчужденных форм собственности. Ра-

бовладельческий и феодальный строй предполагает внеэкономическое принуждение работника. Рабовладельческий основывался на непосред-

ственных отношениях господства и подчинения. При феодализме личная зависимость обнаруживается как в отношениях материального

производства, так и в других сферах жизни; зависимы все - крепо- стные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпо-

ративность. Капитализм воспроизводит отношения господства и подчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен,

но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капита- ла, который вносит свои "правила игры" в социальную, политическую

и другие области. В "смешанных" обществах переплетаются родопле- менные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэко- номическое принуждение соединено с экономическим, традиционные

структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободысдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управ-

ления и власти. По мере все большего разделения труда работник формируется как

частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, к

полученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность лю-

дей, зависимость их от заданных обстоятельств жизнедеятельности,

растет степень несвободы. С разделением труда на умственный и

физический духовное производство и потребление в оптимальных фор-

мах закрепляются за немногими ценой тяжелого физического труда

большинства людей. Развиваются противоположность города и де-

ревни, разделение промышленной и сельскохозяйственной деятель-

ности.

На всех этапах истории спутником человечества были войны. По

некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации

произошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. че-

ловек.

 

Date: 2015-05-09; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию