Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобод-е в 20 веке





 

 

39. Христианство в Беларуси в 17-н21в. Начало ХVІІ в. Началось активное строительство храмов и монастырей. Это столетие было отмечено мученической смертью в Витебске И Кунцевича (1623 г.), который позже был причислен к лику святых. В 1720 г. были назначены отдельные католические епископы для восточной Беларуси – в Могилёве, Мстиславле и Орше. Около 80% населения страны были униатами, а около 15% - католиками. В 1773 г. Екатерина ІІ без согласия Святого Престола основала Белорусскую епархию. В результате долгих переговоров в 1783 г. было основано Могилёвское архиепископство, которому подчинялись католические епархии и католики всей Российской Империи. В 1798 г. возникла Минская епархия. ХІХ в. Национальное и религиозное преследование белорусов со стороны Российской Империи. Насильственное присоединение к России после последнего раздела Речи Посполитой в 1795 г. повело за собой закрытие в период с 1830 по 1870 гг. почти всех монастырей и учебных заведений. В 1839 г. была ликвидирована уния. Началось насильственное обращение верующих в православие. Это был период жестокого, более чем 200-летнего национального и религиозного преследования. Вместе с народом претерпевала гонения и католическая Церковь. В 1869 г. была ликвидирована Минская епархия: её территория была присоединена к Вильнюсской, а в 1883 г. - к Могилёвской епархии. Царское правительство всеми способами препятствовало религиозной жизни католиков. После революции 1905 г. наблюдалось некоторое оживление деятельности католической Церкви, были восстановлены отдельные приходы. В 1917 г. восстановлена Минская епархия. Но с 20-х годов в связи со сменой религиозной политики советских властей и разделом территории Беларуси между Польшей и Россией (Рижский договор 1921 г.) деятельность и Могилёвского архиепископства, и Минского епископства была почти совсем парализована. В 1923 г. был осуждён и репрессирован архиепископ Я. Тепляк. В 1926-1936 гг. функции главы Могилёвского архиепископства выполнял П. Э. Невё. В 1921 г. был арестован и вынужден выехать в находящуюся под Польшей западную часть Беларуси минский епископ Зигмунд Лозинский, который позже станет во главе Пинской епархии, новообразованной на основе западной части Минской. Волна репрессий против католической Церкви и духовенства в БССР достигла пика в 1939 г., когда были закрыты почти все храмы, а в десяти формально незакрытых не было ни одного священника. Огромное количество священников было физически уничтожено. В Западной Беларуси священники также подвергались преследованиям. Белорусский язык искоренялся из религиозной сферы. Во время Второй мировой войны в оккупированной немцами Беларуси наблюдалось частичное возрождение католической Церкви, но сразу же после войны репрессии возобновились с новой силой. После смерти Сталина преследования католиков немного ослабли, но не прекратились. Но даже в таких условиях религиозная жизнь постепенно оживала. 25 июля 1989 г. Святой Престол именовал Тадеуша Кондрусевича епископом и назначил его Апостольским Администратором Минской епархии для католиков Беларуси. В Гродно открылась Высшая духовная семинария. 13 октября 1991 г. Святым Престолом епископ Тадеуш Кондрусевич был назначен архиепископом, Апостольским Администратором для католиков латинского обряда Европейской части России с резиденцией в Москве. В тот же самый день были именованы два епископа: К Свёнтек, ставший Митрополитом новообразованной Минско-Могилёвской архиепархии и А Кашкевич, назначенный ординарием Гродненской епархии. 5 июля 1992 г. Создана митрополитальная комиссия по переводу литургических текстов и религиозной литературы на белорусский язык, благодаря которой уже подготовлены к изданию основные литургические тексты и ряд других материалов. 18 мая 1994 г. Святой Престол назначил Апостольским нунцием для католиков Беларуси архиепископа Агостино Маркетто, а 26 ноября именовал Казимира Свёнтка кардиналом. 15 апреля 1996 г. Апостольским нунцием в Беларуси назначен архиепископ Доминик Грушовский. 1994 г. Начали издаваться католические журналы «Диалог» (Пинская епархия) и «Ave Maria» (Минско-Могилёвская архиепархия). В 1995 г. появились первые номера ежеквартального журнала «Наша вера» и ежемесячного информационного бюллетеня «Каталіцкія навіны». 1998-1999 гг. Святой Престол именовал епископов-помощников для Гродненской и Пинской епархий, а также для Минско-Могилёвской архиепархии. 29 июня 1998 г. В Гродненском кафедральном соборе имело место посвящение епископа-помощника Антония Демьянко. 24 июня 1999 г. В Пинске посвящён в сан епископа Казимир Великоселец, а 4 декабря того же года в Минском архикафедральном соборе принял епископское посвящение Кирилл Климович. Создана Конференция Католических Епископов в Беларуси, первое заседание которой состоялось 11 февраля 1999 г. Председателем Конференции был избран кардинал Казимир Свёнтек. 30 сентября 2000 г. Завершил свою четырёхлетнюю работу Синод Минско-Могилёвской архиепархии, Витебской и Пинской епархий – первый Синод за все послевоенные годы. Синод разработал Устав Католической Церкви по всем главным направлениям деятельности. Растёт число приходов и верующих, реставрируются и возводятся новые храмы. Белорусский язык постепенно становится языком религиозной жизни католиков. 13 мая 2002 г. зарегистрирован квартальный религиозный журнал для детей «Маленькі Рыцар Беззаганнай».

35. Униатство. 9 кастрычніка 1596 г. у царкве святога Мікалая бьша ўрачыста абвешчана Брэсцкая унія. Новая царква стала называцца ўніяцкай, або грэка-каталіцкай. Праваслаўны сабор унію не прыняў. Кароль Жыгімонт III Ваза сваім універсалам (актам) ад15снежня 1596 г.зацвердзіў акт уніі і заклікаў беларусаў і ўкраінцаў прызнаць уніяцкіх епіскапаў. Унію прыняла значная частка праваслаўнага насельнiцтва Беларусі, але ў некаторых раёнах яна не замацавалася (Слуцкаекняства, наваколле Пінска і Магілёва).Брэсцкая унія была праведзена на аснове ўзаемных уступак: прызнавалася вяршэнства папы рымскага, у царкоўных догматах - зыходжанне Святога Духа не толькі ад Бога-Айца, але і ад Бога Сына (каталіцкі догмат). У той жа час захаваліся ўсе праваслаўныя абрады, богаслужэнне і казанні на царкоўна-славянскай (потым на беларускай, а на ўкраіне - на ўкраін-скай) мове. Захавалася і права шлюбу для белага духавенства, як і ў Праваслаўнай царкве.Супраціўленне царкоўнай уніі было большым на ўкраіне, чым на Беларусі. Але і ў нашым краі супраціўленне прымала часам актыўныя формы. Так, у Віцебску ў 1623 г. адбылося забойства архіепіскапа Іясафата Кунцэвіча. Рэлігійныя канфлікты адбываліся і ў іншых гарадах Беларусі. У першай палове XVII ст. на сеймах выступалі з пратэстамі супраць уніі праваслаўныя шляхецкія дэпутаты.У 1620 г. аднак была адноўлена Праваслаўная царква на чале з мітрапалітам з рэзідэнцыяй у Кіеве. Яму былі падпарадкаваны і праваслаўныя ў Беларусі. У 1632 г. кароль Уладзіслаў Ваза афіцыйна прызнаў Праваслаўную царкву, а сейм у 1633 г. зацвердзіў гэтае прызнанне.Але паступова ўніяцкая царква на Беларусі ахапіла сваёй дзеннасцю шырокія масы гарадскога і асабліва сельскага насельніцтва, большая частка якога яшчэ ў канцы ХVІст. аўтаміатычна, разам з епіскапамі і святарамі сталася уніятамі. Пра-васлаўныя брацтвы - рэлігійна-дабрачынныя і кулыўрныя аб'яднанні гараджан - таксама пераўтварыліся ва ўніяцкія. Былі створаны і новыя - пры ўніяцкіх цэрквах і манастырах. Братчыкі дапамагалі школам, якія былі прыпісаны да брацтваў, распаўсюджвалі рэлігійную літаратуру, прапагандавалі хрысціянскае веравучэнне іншымі сродкамі. Літаратура выдавалася на беларускай і царкоўнаславянскай мовах. Найбольш вядомымі уніяцкiмі брацтвамі былі Траецкае ў Вільні, брацтвы пры цэрквах Спаса і святога Пятра ў Друі і іншыя.Да канца XVIII ст. 75 працэнтаў жыхароў Беларусі было ўніятамі (у сельскай мясцовасці - 80 працэнтаў). Тады ж праваслаўныя складалі 6,5 працэнта насельнiцтва. Такім чынам, амаль усё беларускае насельніцтва аніякаму рэлігійнаму прыгнёту (як гэта пгісалі дарэвалюцыйныя расійскія і савецкія, у тьм ліку беларускія гісторыкі) не падвяргалася. Уніяты даўно ўжо прызвычаіліся да сваёй царквы (як адзначыў Ф.Энгельс), дзе не толькі казанні, але і богаслужэнне ішло на беларускай мове. Герой паўстання 1863 г. і нацыянальны герой Беларусі Вінцэнт Канстанцін Каліноўскі (дарэчы, Кастусём ён ніколі і не быў і нават "не ведаў", што яго ў савецкі час пераймянуюць у "сялянскага правадыра" Кастуся) лічыў, пішу-чы пра гэта ў газеце "Мужыцкая праўда", што ўнiяцкая царква стала нацыянальнай царквой беларускага народа.У склад Каталіцкага касцёла, аднак з самастойнай адміністрацыяй, уваходзіць адроджаная ў Беларусі Беларус-кая Грэка-Каталіцкая царква (Уніяцкая). Яна мае 15 парафій і яб'ядноўваецца ў дэканат. Кіруе дэканатам протапрэсвітэр Ян Матусевіч. Духоўныя званія ў Грэка-каталіцкай царкве амаль цажам адпавядаюць званням ў Праваслаўнай. Каар-дынацыю дзеянняў паміж Ватыканам і Беларускай Грэка-ка-таліцкай царквой здзяйсняе апостальскі візітатар архiмандрыт Ян Сергій Гаек, прафесар Люблінскага каталіцкага ўніверсітэта.

 

Date: 2015-05-09; view: 470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию