Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рационально-эмотивная терапия, предложенная Эллисом





Альберт Эллис (Albert Ellis), бывший психоаналитик, создал терапевтичес­кую систему изменения личности, известную как рационально-эмотивная тера­пия (РЭТ). Согласно его теории, причины психологических расстройств — это иррациональные убеждения или обращенные к себе иррациональные высказы­вания: что я должен что-то делать, что я вынужден чувствовать именно так, что мне следует быть именно таким человеком, что я не могу ничего поделать со своими чувствами или с ситуациями, которые возникают в моей жизни.

О каких неадаптивных когнициях идет речь? Их приблизительно столько же видов, сколько и самих когнитивных процессов. Рассмотрим следующие воз­можные варианты.

Иррациональные убеждения: «Если случается что-то хорошее — значит пло­хое уже на подходе». «Если я явно выражу свои желания, люди отвер­нутся от меня».

Ошибочное рассуждение: «В этой попытке я потерпел неудачу, значит, я не компетентен». «Они не реагируют так, как я их просил, значит, они, наверное, не очень-то высокого мнения обо мне».

Дисфункциональные ожидания: «Если что-то плохое может случиться, то оно случится». «Катастрофа ожидает меня прямо за углом».

Негативные представления о самом себе: «Я всегда чувствую, что другие лучше меня». «Чтобы я ни делал, никогда не получается так, как надо».

Неадаптивные атрибуции: «Я плохо отвечаю на тесты, потому что я нер­вный». «Если я выиграю, значит, мне повезло, если проиграю, зна­чит, я сам виноват».

Искажения памяти: «Жизнь у меня сейчас ужасная, и всегда так было». «Я никогда ни в чем не добивался успеха».

Неадаптивное внимание: «Все, о чем я могу сейчас думать, — это то, как ужасно будет, если я провалюсь». «Лучше не думать об этих вещах, все равно ничего нельзя сделать».

Саморазрушительные стратегии: «Лучше я себя поругаю, прежде чем это сделают другие». «Я отвернусь от людей прежде, чем они отвернутся от меня, и посмотрю, любят ли они еще меня».

Очевидно, между перечисленными видами неадаптивных когниций есть пересечения. Часто значимые неадаптивные когниций имеют не один, а не­сколько изъянов. Тем не менее эта типология дает хорошее представление о тех когнициях, которые создают эмоциональные проблемы и затруднительные для


Клинические приложения



человека ситуации. С помощью логики, аргументации, убеждения, насмешки, юмора делаются попытки изменить иррациональные убеждения, вызывающие эти затруднения. Хотя сторонники поведенческой терапии долго пренебрегали идеями Эллиса, обращая внимание только на внешние физические действия, однако в последнее время с развитием когнитивной терапии идеи Эллиса вы­зывают все больший интерес (Dobson & Shaw, 1995; Meichenbaum, 1995).

Date: 2015-05-09; view: 472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию