Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложенная Беком когнитивная терапия депрессии





Как и Альберт Эллис, Арон Бек — бывший психоаналитик, разочаровав­шийся в психоаналитических методах и постепенно пришедший к созданию когнитивного подхода к психотерапии. Предложенная им терапия получила наибольшую известность в связи с лечением депрессий, но на самом деле она имеет отношение к гораздо более широкому спектру психологических расстройств. Согласно Беку (Beck, 1987), психологические проблемы обязаны своим воз­никновением автоматически появляющимся мыслям, дисфункциональным до­пущениям и негативным суждениям человека о самом себе.

Когнитивная триада депрессии. Когнитивная модель депрессии, разработанная Беком, подчеркивает, что депрессивный человек системати­чески неверно оценивает происходящее и прошлый опыт, постепенно состав­ляя представление о себе как о неудачнике, представление о мире как о фру-стрирующем и представление о будущем как об унылом и мрачном. Эти три негативных представления известны как когнитивная триада и включают нега­тивные мнения о себе (типа «Я неадекватный, нежеланный, ничего не сто­ящий»), негативное мнение о мире (типа «Мир слишком многого требует от меня, и жизнь — это сплошное поражение») и негативные мнения о будущем (типа «Жизнь всегда будет полна страданий и лишений, которые я испытываю сейчас»).

Кроме того, депрессивный человек склонен к ошибкам при переработке информации — таким, как преувеличение повседневных трудностей и превра­щение их в подлинные несчастья, чрезмерное обобщение одного-единствен­ного факта отрицательного отношения со стороны других людей, которое при­водит к тотальному убеждению «Никто меня не любит». Именно эти мысли­тельные проблемы, эти негативные схемы и ошибки познания являются причиной депрессии.

Исследование ошибочных когниций. Значительное число исследо­ваний было направлено на определение роли ошибочных когниций в развитии депрессии и других психологических расстройств. В целом факты подтверждают присутствие когнитивной триады Бека, так же как и других ложных когниций (Segal & Dobson, 1992). В частности, нет сомнения в том, что по сравнению с недепрессивными индивидами те, кто находится в депрессии, больше сосредо­точены на самих себе (Wood, Saltzberg & Goldsamt, 1990), имеют более легко доступные негативные Я-конструкты (Bargh & Tota, 1988; Strauman, 1990) и характеризуются склонностью к пессимизму скорее, чем к оптимизму, особенно в отношении себя (Epstein, 1992; Taylor & Brown, 1988). Что остается неясным в результате проведенных исследований, так это вопрос, действительно

17-277


514 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности

ли подобные когниции могут вызывать депрессию или они являются просто симптомами депрессии, ее составляющими. И даже если они исполняют роль причины, остается вопрос, каким образом подобные ошибочные когниции возникают.

Когнитивная терапия. Когнитивная терапия депрессии нацелена на то, чтобы идентифицировать и скорректировать искаженные концептуальные схемы и дисфункциональные убеждения (Beck, 1993; Brewin, 1996). Терапия обычно состоит из 15—25 занятий, имеющих недельный интервал. Подход ха­рактеризуется как очень специализированное обучение, организованное так, чтобы научить пациента отслеживать негативные автоматизированные мысли, распознавать, как эти мысли приводят к проблемам в чувствах и поведении, исследовать факты, свидетельствующие «за» и «против» этих мыслей, и заме­щать эти искаженные когниции более реалистическими интерпретациями. Те­рапевт помогает пациенту увидеть, что его интерпретации событий ведут к депрессивным чувствам. Например, может произойти следующий обмен мне­ниями между терапевтом (Т) и пациентом (П):

П. Я впадаю в депрессию, если все идет не так. Как тогда, когда я завалил тест.

Т. Почему неудачное тестирование вызвает у вас депрессивное состояние?

П. Ну, если я провалюсь, то никогда не попаду в Школу права*.

Т. Значит, неудача в тестировании так много значит для вас. Но если неудача в тестирова­нии может загнать людей в клиническую депрессию, то, как вы думаете, из тех, кто потерпит неудачу при тестировании, каждый ли впадет в депрессию?.. Разве каждый, кто потерпит неудачу, становится депрессивным настолько, что нуждается в лечении?

П. Нет, но это зависит от того, насколько важен этот тест для человека.

Т. Верно, а кто решает, важен он или нет?

П. Я решаю.

Источник: Beck, Rush and Shaw, 1979, p. 146

Кроме анализа убеждений с точки зрения логики, обоснованности и адап­тивности, используются еще и поведенческие задания, чтобы помочь пациенту проверить некоторые неадаптивные когниции и допущения. Например, это может быть задание выполнить какие-то действия, организованные так, что они обя­зательно должны принести успех и доставить удовольствие. В целом терапия сконцентрирована на конкретных, точно выбранных когнициях, которые, как считается, определяют характер данной депрессии. Бек считает, что когнитив­ная терапия отличается от традиционного психоанализа постоянно активным участием терапевта в структурировании процесса терапии, в фокусировании процесса на «здесь и сейчас» и в предпочтении работы с сознательными психи­ческими процессами.

Когнитивная терапия, предложенная Беком, была распространена и на ле­чение других психологических расстройств, включая тревогу, личностные на­рушения, наркотические пристрастия и супружеские проблемы (Beck, 1988;

Школа права (Law school) — юридический факультет американского университета, как правило, очень престижный. (Примеч. пер.)


Случай Джима



Beck & Freeman, 1990; Beck, Wright, Newman & Liese, 1993; Clark, Beck & Brown, 1989; Epstein & Baucom, 1988; Young, 1990). Основная идея терапии состоит в том, что всякая личностная трудность связана с особым сочетанием убеждений. Например, если при депрессии эти убеждения касаются неудач и собственной ценности, то в случае тревоги они касаются опасности. Эффективность когни­тивной терапии подтверждается рядом свидетельств (Craighead, Craighead & Ilardi, 1995; Hollon, Shelton & Davis, 1993; Robins & Hayes, 1993).

Однако еще предстоит сформулировать отличительные особенности когни­тивной терапии, а также ответить на вопрос, действительно ли изменения убеж­дений и способов переработки информации являются ее основными компо­нентами (Dobson & Shaw, 1995; Hollon, DeRubeis & Evans, 1987).

Date: 2015-05-09; view: 543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию