Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дисфункциональные ожидания и дисфункциональные Я-концепции





Хотя процессы научения конкретным внешним действиям и эмоциональ­ным реакциям являются, безусловно, важными для понимания психопатоло­гии, однако социально-когнитивная теория все больше приходит к необходи­мости подчеркнуть роль дисфункциональных ожиданий и Я-концепций. Люди могут ошибочно ожидать появления боли вслед за какими-то событиями или ассоци­ировать боль с некоторыми ситуациями. И на основе этих ожиданий они могут вести себя так, чтобы избежать этих ситуаций, а на самом деле они иногда могут создавать ту самую ситуацию, которую пытались избежать. Примером может служить человек, который боится, что близость причинит ему боль. И тогда он ведет себя враждебно по отношению к своим партнерам, в результате чего люди его отвергают, якобы подтверждая тем самым его первоначальное ожида­ние, что близость приводит к разочарованию и отверженности.

Когнитивные процессы также вносят свой вклад в психопатологию в виде дисфункциональных самооценок и в особенности в виде представления о соб­ственной неэффективности. Напомним, что воспринимаемая самоэффектив­ность — это представление о том, что вы можете выполнить требования ситуа­ции или справиться с ней. Представление о собственной неэффективности — это чувство, что вы не можете выполнить требуемую задачу или справиться с требованиями ситуации. Согласно социально-когнитивной теории, именно



Глава 13. Социально-когнитивная теория


восприятие собственной неэффективности играет главную роль в тревожности и депрессии (Bandura, 1988, 1989с, 1992).

Самоэффективность и тревога. Давайте сначала рассмотрим роль воспринимаемой самоэффективности в возникновении тревожности. Согласно социально-когнитивной теории, у людей, полагающих, что их самоэффектив­ность в отношении потенциальных угроз находится на низком уровне, возни­кает тревога. Но не угрожающее событие само по себе, а именно представление о своей неэффективности, неспособности справиться с этим событием, явля­ется основанием для тревоги. Исследования показывают, что те, кто думает, что не сможет управлять угрожающими событиями, переживают сильный дис­комфорт. У них также могут развиться и другие дисфункциональные когни-ции — такие, как озабоченность тем, что еще может случиться. Иными слова­ми, тревожный человек может фокусировать внимание на несчастье, которое ждет его впереди, и на своей неспособности справиться с ним, вместо того чтобы сосредоточиться на том, что можно сделать, чтобы справиться с ситуа­цией. Представление о неспособности справиться с ситуацией может в даль­нейшем еще более усугубиться за счет ощущения неспособности справиться теперь уже с самим чувством тревоги, т.е. может появиться реакция страха на страх, которая в состоянии привести к панике (Barlow, 1991).

Самоэффективность и депрессия. В то время как представление о собственной неэффективности по отношению к угрожающим событиям ведет к тревоге, представление о неэффективности по отношению к будущему воз­награждению ведет к депрессии, т.е. депрессия является ответом на ощущение неспособности получить желаемые вознаграждения. Но отчасти проблемы, воз­никающие у депрессивных людей, кроются в их слишком высоких стандартах. Иначе говоря, индивиды, подверженные депрессии, ставят перед собой слиш­ком высокие цели и стандарты. Если они не дотягивают до требуемых стандар­тов, то в том, что произошло, они обвиняют себя, свою неспособность и некомпетентность. Часто чрезмерная самокритичность оказывается главной чер­той депрессии. Короче говоря, хотя представление о собственной неэффектив­ности в достижении целей — это фундаментальная особенность депрессии, однако проблема часто кроется в самих завышенных целях. Кроме того, убежде­ние в низком уровне самоэффективности может уменьшить продуктивность деятельности, что еще дальше отодвигает человека от его стандартов и ведет к дополнительным самообвинениям (Kavanagh, 1992).

Бандура (Bandura, 1992) обращает внимание на интересный момент: рас­хождение между стандартами и деятельностью может давать разный эффект — оно может вести к увеличению усилий, к апатии или к депрессии. От чего зависит, какой будет эффект? Согласно Бандуре, расхождение между успеш­ностью и стандартами приводит к повышению мотивации, если люди верят, что у них есть необходимый уровень эффективности для осуществления цели. Убеждение в том, что цель находится за пределами способностей, поскольку она нереалистична, приводит к отказу от цели и, возможно, к апатии, но не к депрессии. Например, человек может сказать: «Это задание слишком сложно» — и сдаться, после чего он, возможно, станет злиться и почувствует себя фруст-


Клинические приложения



рированным, но не депрессивным. Депрессия же возникает, когда человек чув­ствует свою неэффективность по отношению к цели, но убежден, что цель достижима, и поэтому он должен продолжать бороться за то, чтобы соответ­ствовать своим стандартам. Таким образом, воздействие рассогласования между стандартами и продуктивностью на усилия и настроение зависит от убеждений в самоэффективности и от того, воспринимается ли стандарт как обоснован­ный, достижимый и значимый.

Самоэффективность и здоровье. Одной из самых активных областей социально-когнитивной психологии стали исследования связей между убежде­нием в самоэффективности и здоровьем. Результаты этих исследований легко можно свести к двум утверждениям: «Сильные, позитивные убеждения в само­эффективности полезны для вашего здоровья. И наоборот, слабые и негатив­ные убеждения в самоэффективности вредны для вашего здоровья» (Schwarzer, 1992). Убеждения в самоэффективности воздействуют на здоровье двояким об­разом. Они влияют на поведение, связанное со здоровьем, и, кроме того, пря­мо воздействуют на физиологические процессы (Contrada, Leventhal & O'Leary, 1990; Miller, Shoda & Hurley, 1996). Убеждения в самоэффективности сказыва­ются на вероятности возникновения разнообразных заболеваний и на процес­сах выздоровления (O'Leary, 1992).

Убеждения в самоэффективности сопоставлялись с такими разными фор­мами поведения, как курение, принятие алкоголя и пользование презервати­вом в целях предотвращения беременности и СПИДа. Например, представле­ния о самоэффективности в отношении безопасного секса оказались связаны с более высокой вероятностью того, что сексуальное поведение людей будет дей­ствительно безопасным. Чтобы улучшить представления о самоэффективности и тем самым снизить вероятность поведения, сопряженного с риском для здо­ровья, использовались моделирование, постановка целей и другие методы (O'Leary, 1992). Было обнаружено, что изменения в убеждениях относительно своей эффективности очень важны для процесса выздоровления. Например, при выздоровлении после перенесенного инфаркта важно поддерживать строго определенный объем физических нагрузок. То есть иногда у индивидов, выздо­равливающих после перенесенного инфаркта могут быть нереалистически за­вышены представления о своей эффективности, и тогда их физические упраж­нения выходят за рамки того, что им полезно. В этих случаях пациенты должны следить за своими представлениями о самоэффективности, лучше согласовы­вать их с реальностью и, соответственно, лучше дозировать свои физические нагрузки (Ewart, 1992).

Обращаясь к связям убеждений в самоэффективности с телесными функци­ями, мы обнаруживаем факты, свидетельствующие о том, что убеждения в высоком уровне самоэффективности смягчают действие стресса и улучшают работу иммунной (т.е. борющейся с болезнью) системы организма. Есть факты, что чрезмерно сильный стресс может приводить к ослаблению иммунной сис­темы, в то время как усиление способности уменьшить стресс может, наобо­рот, улучшить действие данной системы (O'Leary, 1990). В эксперименте, орга­низованном с целью исследовать роль в контролировании стрессов, действую­щих на иммунную систему, воспринимаемой самоэффективности, Бандура и



Глава 13. Социально-когнитивная теория


АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ


Согласно социально-когнитивной теории, восприятие самоэффективно­сти оказывает существенное влияние на эмоциональные реакции и на мо­тивацию, побуждающую к различным действиям. Это явление оказалось тес­но связанным и с проблемами здо­ровья, помогая пониманию эмоцио­нальных и поведенческих реакций людей на стрессовые условия и на программы укрепления здоровья. Не­давние исследования Бандуры и дру­гих ученых подтверждают это.

Самые разные исследования по­казывают, что слабое чувство само­эффективности связано с более силь­ными реакциями на стресс и на боль, а также со слабым желанием следо­вать программам здорового образа жизни. И наоборот, возросшее чув­ство самоэффективности коррелиру­ет с более низким уровнем стресса (по самоотчетам), с меньшим числом физиологических реакций, характер­ных для стресса, с большей способ­ностью совладать со стрессом и с большей вовлеченностью в програм­мы, предписанные специалистами в области здоровья.

В одной лечебной программе па­циенты, страдающие артритом, про­шли психотерапию, усиливающую их восприятие самоэффективности в том, как справляться с собственны-


ми трудностями. Эта терапия не толь­ко выполнила свою задачу, но и при­вела в результате к уменьшению боли и воспалительных процессов в суста­вах, а также к улучшению психосо­циального функционирования. В дру­гой лечебной программе было обна­ружено, что у людей, страдающих булимией (у тех, кто переедает, а за­тем испытывает рвоту, освобождаю­щую желудок от пищи), рост самоэф­фективности коррелировал с большим самоконтролем в еде и с уменьшени­ем частоты рвот. И наконец, в третьей программе было обнаружено, что из­менения в восприятии своей способ­ности ходить пешком привели к более активным физическим упражнениям, предписанным пациентам, у которых есть риск сердечно-сосудистых забо­леваний.

Исследования, проведенные к настоящему моменту, позволяют предполагать, что теория самоэффек тивности имеет большое значение для таких разных видов связанного со здо ровьем поведения, как прекращение курения, переживание боли и управ­ление ею, контроль за поглощение пищи и за весом и участие в профи­лактических программах здоровья.

Источники: Bandura, 1995; O'Leary, 1993; O'Leary et al., 1988; Schneider et al., 1987; Schwarzer, 1992.


Клинические приложения



Рис 13.1. Изменения в количестве Т-хэлперов (при наличии фобического стрессора) в период усвоения веры в самоэффек­тивность и после того, как представ­ление о самоэффективности достигло максимального уровня (Wiedenfeld et ai,

1990). © 1990, Американская психологическая
Рост веры в Максимальная вера

самоэффективность в собственную ассоциация. Печатается с разрешения.

эффективность

его сотрудники обнаружили, что воспринимаемая

самоэффективность усиливала функции иммунной системы (Wiedenfeld et al., 1990).

В этом исследовании испытуемые с фобиями (чрезмерный страх перед зме­ями) подвергались тестированию при трех условиях: на фоновой контрольной фазе, когда фобические стрессоры (змеи) не предъявлялись; на фазе выработки представления о самоэффективности, когда испытуемым помогали приобрести чувство эффективности в совладании со стрессом; и на фазе представления о максимально высоком уровне самоэффективности, когда у испытуемых было уже ощущение абсолютной способности к контролю над ситуацией. На каждой фазе у испытуемых брали по капельке крови и проводили анализ на присутствие тех клеток, которые, согласно научным данным, помогают регу­лировать действие иммунной системы (например, измеряли количество Т-хэл-перов, известных своей ролью в разрушении раковых клеток и вирусов). Эти анализы показали, что рост убеждений в самоэффективности оказался связан с усилением действия иммунной системы, что подтверждалось, в частности, ростом количества Т-хэлперов (рис. 13.1). Таким образом, хотя действие стресса может быть негативным, рост воспринимаемой эффективности в контроле над стрессорами может иметь важное адаптивное значение для функционирования иммунной системы организма.

Date: 2015-05-09; view: 684; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию