Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляд на право во французской политической и социальной литературеЧто объединяет столь непохожих друг на друга авторов, о которых пойдет речь? То, что они видели в праве нечто иное, чем совокупность текстов, и открыли в нем — хотя и сделали это лишь частично и фрагментарно — факторы политического и социального порядка. Таким путем спонтанно складывался эмбрион юридической социологии. Токвилль был выдающимся социологом благодаря своему сравнительному методу — сопоставлению США и Франции, а также технике исследования — личному наблюдению в процессе путешествий26. Но был ли он социологом права? Социологом публичного права, особенно конституционного, несомненно. Но это скорее политическая социология. Однако Токвилль интересовался семейным правом и правом наследования, а эти области с основанием можно рассматривать как весьма существенные для понимания жизни страны. В отличие от Токвилля Троплонг — первый председатель Кассационного суда — был специалистом по гражданскому праву. Как человек любопытный, он обращался и к проблемам, далеко отстоящим от цивилистической техники. Благодаря длинным предисловиям к различным комментариям Г'ражданского кодекса он приобрел в свое время репутацию философа права. Сегодня бы ему больше подошло именоваться социологом права, но, разумеется, социологом-любителем. Его социологические и этнологические догадки часто весьма проницательны (например, то, что он писал о положении должника по архаичным правовым системам) 27. Гизо был государственным деятелем и одновременно историком. Его исторический метод опередил его время и включал в себя анализ экономики, нравов, ментальностей. Присутствовали в нем и элементы количественных измерений. Как и Маркс, Гизо верил в классовую борьбу. Но в отличие от Маркса он считал, что классовые антагонизмы благодаря воздействию определенных социологических факторов в конечном счете разрешатся к выгоде средних классов. Законодательство может быть зависимым от классовых антагонизмов, ибо законы детерминированы социальными факторами. Социологическую направленность его взглядов подтверждает проект, представленный им в 1830 году Луи-Филиппу о создании крупного этнографического музея, где были бы собраны со всего мира памятники и оставшиеся свидетельства нравов, обычаев гражданской жизни и войны. Примечательные образцы юридико-социологического подхода можно видеть в его «Курсе современной истории» (1820—182?,), где, во-первых, на основе сравнительного метода проводится параллель между нравами древних германцев и американских индейцев как народов, «достигших примерно одинакового уровня цивилизации», и, во-вторых, дана развернутая картина капитуляриев, начиная от эпохи Каролингов, в соотношении этих королевских указов с изменениями в состоянии общества. Если быть социалистом, это уже значит быть и социологом, то Прудон был социологом. Прудон всячески поносил право и юристов. Он предсказывал крах Кодекса Наполеона. Но при этом он был как бы загипнотизирован правом, и в его работах есть то, из чего можно конструировать юридическую социологию. Прежде всего социологию частной собственности, созвучную знаменитой формуле «собственность — это кража». Но с еще большим основанием —• социологию семейного права, которая будет корректировать первую, если не противоречить ей. Ибо, осудив собственность в целом как расхищение прибавочной стоимости, произведенной общественным трудом, Прудон освящает семейную собственность, а вместе с ней наследование и даже завещание. Тот же патриархальный дух, в соответствии с которым Прудон защищал власть мужа bi семье и отрицал развод (он признавал лишь раздельной проживание супругов), привел его к требованию абсолютной свободы завещания28. Здесь Прудон уподоблялся.
|