Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ. 1 Quaderni della rivista Sociologia del diritto, I, 1974, p





1 Quaderni della rivista Sociologia del diritto, I, 1974, p. 276.

2 Ребиндер (Rechtssoziologie. 1977, S. И) в своих ра­ботах дает следующее определение юридической социоло­гии, связанное с концепцией трех измерений права. Пра­во, во-первых, — это наука о ценностях (здесь она вы­ступает как философия права); во-вторых, наука о нормах (догматическая юриспруденция), в-третьих, наука о реальности (социология права). Последняя подразделя­ется на генетическую социологию (исследование социаль­ного генезиса права) и операционистскую социологию (изучение воздействия права на общественную жизнь).

3 Социология организаций, выступающая как неюри­дический конкурент юридической социологии, ведет свое начало от работ американца А. Етциони (Е t z i о n i A. Modern Organisation. 1964). Во Франции ее развивал M. Грозье (G г о z i е г М. Le phenomene bureaucratique. 1964).

4 Quaderni della rivista Sociologia del diritto, p. 286.

5 Мы используем понятие «социологизм» в ином смыс­ле, нежели историки правовой мысли, придающие ему негативный смысл, или авторы (Арно, Миай), которые называют так социологическую школу права, и прежде

I •

всего американскую социологическую юриспруденцию. Сделав от нее лишь один шаг, мы придем к доктрине, которая полностью отрицает догматическую юриспруден­цию, заменяя ее социологией права. Анализ и опро­вержение такого подхода даны в превосходной книге: Amselek P. Methode phenomenologique en theorie du droit. 1964.

6Levy-Bruhl H. Aspects sociologiques du droit. 1955, p. 33.

7 Давно установившиеся взаимосвязи между юридиче­ской социологией и историей социальных явлений спо­собствовали развитию социологической истории права. См., напр.: Gaudemet J. Les communautes familiales. 1963; H i 1 a i г е,T. Le regime des biens entre epoux dans la region de Montpellier. 1957. Труды в этой области могут ставить целью поиск в социальной сфере причин и след­ствий юридических институтов или же, наоборот, показ путем анализа юридических документов социальных реа­лий и соответственно общих контуров общества.

8 Об использовании социологических методов в сравни­тельном праве см.: Inchieste di diritto comparato. Ed. M. Rotondi, 1973; Zweigert K. Quelques reflexions sur les relations entre la sociologie et le droit compare. — Etu­des Ancel, 1, 1975, p. 81. Иная позиция у Карбонье — L'apport du droit compare a la sociologie juridique. — «Livre de Centenaire», 1969, p. 75.

9 Попытка такого рода сделана в исследовании: «Le di­vorce en Europe occidentale, donnees statistiques et juridi-ques», 1975.

10 Ibid.

11 Rokkan S. Comparative Survey Analysis. 1969.

12 Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных на­ук. M,, «Прогресс», 1972, с. 59.

13 Социологии религии посвящено большое число ис­следований. Напр.: Desroches H. Sociologies religieu-ses, 1968; Birnbaum N., Lenzer G. Sociology and Religion, 1969. Связи права и религии часто изуча­ются этнологами в генеалогическом плане в том смысле, какая нормативная система производна от другой? Бес­плодная, по нашему мнению, постановка вопроса. См., напр.: Hoebel A. The Law of Primitive Man. 1974.

14 См.: «Archives de Philosophie du droit» (далее APhD), t. 16, 1971 («Le droit investi par la politique»).

15 Как ни сложно отличить политическую социологию от политической пауки (см. об этом: Пэнто Р., Гра­витц М. Цит. соч., с. 150), отметим, что последняя не уклоняется от поисков причин политических явлений в индивидуальных действиях политиков, тем более что зна­чимость таких индивидуальных действий возросла благо­даря феномену, который называют персонализацией влас­ти (см. об этом: Ham on L., Mobile au A. et autres. La personalisation du pouvoir. 1964; Schwartz en-berg R. L'Etat-spectacle. 1977).

16 Le divorce et les Francois. P., vol. 1—2, 1975. Изда­ваемый Национальным институтом демографических ис­следований журнал «Population» (выходит с 1946 года) — источник первостепенной важности для социологии пра­ва, изучающей семью и личность. Историческая демогра­фия позволила расширить применение историко-сравни-тельного метода в этом разделе социологии права (см.: Guillaume et Poussou. Demographic historique. 1970. — «Population», 1975, № 11; 1977, № 9). Данные историко-правовой демографии в сопоставлении с совре­менной статистикой позволили бы установить реальное влияние реформ революции и гражданского кодекса 1804 г. на семейные отношения.

17 Соотношению права и лингвистики посвящена часть материалов в журнале «APhD», t. 19, 1974 («Le langage du droit»). См. также: Sourioux J.-L., Lerat P. Le langage du droit. 1975; Raymondis L.-M., Le Gu-eru M. Le langage de la justice penale. 1976; Arna-ud A.-J. Essai d'analyse structurale du CC francais. 1973.

18 См. напр.: Michel A. La sociologie de la famille. 1970 (хрестоматия, преимущественно англо-американских текстов); Sociologie de la famille et du mariage. 1978; La famille apres le mariage des enfants, etude de relations entre generations. 1976.

19 См., в частности, специальный номер журнала «APhD» — «Reformes du droit de la famille», t. 20, 1975.

20 Go ode W. Women in divorce. 1965; Он же. The Fa­mily. 1964.

21 О юридическом классе как социальном слое см.: К u n k е 1. Herkunft und soziale Stellung der romischen juristen. 1967; Moriondo. L'ideologia delle magistratura italiana. 1967; Treves R. Guistizia e giudici nella so-cieta italiana. 1973. Wagner A. Der Richter. 1959; Zwingmann. Zur Soziologie des Richters. 1966; Kau-

pen. Die Hiiter von Recht und Ordnung. 1969; Arna-u d A.-J. Lcs juristes face a la societe du XIX siecle a no& jours. 1975.

22 Укажем на наиболее существенные труды по су­дебной социологии: Schubert P. The Judiciale Mind, th& Attitudes and Ideologies of Supreme Court Justices (1946— 1963). 1965; Car bonnier J. Flexible droit, 1976; Her-pin N. L'application do la loi, deux poids, deux mesures. 1975.

23Levy-Bruhl L. Les fonctions mentales dans les-societes inferieures. 1910; Леви-Брюль Л. Первобыт­ное мышление. М., 1930.

24Leroi-Gourhan A. L'homme et la matiere, mi­lieu et techniques, 1945.

25 Gluckman M. Politics, Law and Ritual in tribal Society, 1965.

26 Guiart J. Cles pour 1'ethnologie, 1971.

27 H о e b e 1 A. The Law of Primitive Man, 1974.

28 Одним из крупных исследований, в котором много-внимания уделено этим проблемам, является многотомная" серия, изданная под руководством Р. Монье. (Etudes de-sociologie et d'ethnologie juridiques, 20 vol., 1931 —1934).

29 См.: Levi-Strauss C. Les structures elementai-res de la parente, 1949; La pensee sauvage, 1962.

30 M a u s s M. Sociologie et anthropologie. 1950.

31 С h a s s a n. Essai sur le symbolisme de droit, 1847T p. 113.

32 См.: Chassan. Op. cit., p. 117; Gernet L. An­thropologie de la Grece antique, 1968, p. 204.

33 С элементами правовой психологии, поданными фрагментарно, а подчас и неосознанно, можно встретить­ся в работах, не имеющих отношения к праву, в частно­сти в произведениях авторов прошлых веков, например у Паскаля, Лабрюйера, Мольера, Николя. Эти авторы от­мечали силу обычая, показывали причины семейных кон­фликтов, описывали юридические характеры (сутяжников, наследников). Лишь с большим опозданием к этой лите­ратурной правовой психологии присоединилась научная.. Ее элементы содержались уже в уголовной антропологии позитивистской школы и еще в большей степени в тео­рии Петражицкого (о ней ниже). Однако начало право­вой психологии как самостоятельной дисциплины связано-с трудами: West R. Conscience and Society. A study of the psychologie requisites of Law and Order, 1942; Mac-

Car thy D. Psychology and the Law 1960; а также ис­следованиями отдельных правовых проблем, например купли-продажи: Le Blanc G. Psycho-sociologie de la vente. 1971.

34 См.: Stoetzel J. La psychologie sociale, 1963.

35 Л. Бодуэн в своем исследовании о праве Квебека отмечает двойственный психологический характер нацио­нальной правовой психологии, отражающий сочетание двух систем — общего права и французского права. См.: В a u d о и о n L. Les aspects generaux du droit prive dans la province du Quebec, 1967.

36 На всех этих вопросах: знание права, правовое со­знание, законодательные опросы — мы остановимся в по­следующем изложении.

37 Подробнее о психоанализе в праве см.: Schon-feld С. G. Psychoanalysis and the Law, 1973; Ehren-zweig A. Psychoanalytic Jurisprudence, 1976; Legend-re P. L'amour du censeur, essai sur 1'ordre dogmatique, P., 1974. О применении психоанализа для исследования коллективной психологии см.: Friedlander S. L'anti-semitisme nazi, histoire d'une psychose collective, 1971.

38 Первым к критическому анализу поведения свиде­телей обратился австриец Гросс. Известны работы на эту тему (и по более широкой проблеме — психологический механизм выработки судебного решения) французского судьи Ф. Корфа (Corphe F. La critique du temoignage, 1927; Les decisions de justice. 1952).

;'-•"• Глава первая

ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

•'U;H

Трудность создания такой истории заключается преж­де всего в установлении исходного рубежа. Научная дис­циплина редко рождается полностью сформировавшейся. Как правило, она складывается постепенно, как бы возни­кая из тумана и создавая потому впечатление, что истоки ее уходят бесконечно далеко в глубь времен. Однако в отношении юридической социологии можно с уверенно­стью констатировать, что, появившись на свет в результа­те дифференциации общей социологии, она не могла пред­шествовать ей.

Ныне общепринято — и это справедливо — считать основателем социологии Огюста Конта. Юридическая же социология возникла позднее, и ее связывают с различны­ми конкурирующими между собой именами — Дюркгейма, Эрлиха, Макса Вебера. Как бы то ни было, ее появление следует датировать XX веком. Мы будем придерживаться именно этого рубежа, отличая юридическую социологию XX века от всего предшествовавшего ей. Впрочем, ради пользы дела мы позволим себе отдельные отступления от намеченного рубежа •— 1900 года. Оговорим также, что в этой главе речь пойдет об истории науки, а не об истории изучаемых ею явлений'.

ПОДРАЗДЕЛПЕРВЫЙ ДО ДВАДЦАТОГО ВЕКА

 

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Стало модным открывать все новых предтеч юридиче­ской социологии. Происходит это потому, что любой взгляд на право, отличный от юридико-догматического, кажется

похожим на юридико-социологический. Предположим, ког­да-то в прошлом наблюдатель, не бывший юристом, стал свидетелем юридических событий. Так, например, в конце XVII века мадам де Севинье в письмах к дочери поведала о том, как она простила некоторые долги арендаторов, ока­завшихся в затруднительном положенни. Наблюдатель — в нашем случае женщина, — подробно описывая фактологи­ческую сторону дела, ссылается при этом на обычаи и даже ставит, сама того не ведая, юридико-технические вопросы. L этого оказывается достаточным для того, чтобы присвоить ей патент социолога—«полевого исследователя».

В другом случае мыслитель или писатель обращает в какой-то люмент свое внимание на право. Примером слу­жит Шекспир, высказывания которого о праве вполне могут составить предмет обширной библиографии2. И сно­ва при этом говорят о юридической социологии. Но разве для того, чтобы получить социологическое знание о праве, достаточно лишь наивного представления о нем? Очевидно, что титул социолога-предтечи можно сохранить только за теми, кто, столкнувшись с правом, пусть даже случайно, проявил при этом желание понять его и намерение глубже проникнуть в предмет.

При этом следует учитывать, что юридическая социо­логия представляет собой такую научную сферу, в кото­рую наш век привнес новые теоретические установки и где от идей прошлого не следует ожидать той эффективности, которую они сохраняют в таких науках, как философия права или правоведение в его традиционном понимании. Это соображение должно послужить извинением за те про­белы и пропуски, которые могут быть обнаружены в дан­ном разделе. •.-

 

1. АНТИЧНОСТЬ '°

Пожалуй, наиболее весомый вклад античности в социо­логию права внесли ее историки и нутешествинники. Мы имеем в виду их любопытные свидетельства о нравах и обычаях разных народов в далекие времена. Вспомним в этой связи Геродота и Плутарха, Варрона и Авла-Геллия, наконец, Тацита с его описаниями быта древних герман­цев. Из этих описаний и свидетельств сложился юридико-этнографический фонд, из которого социологии продолжа­ют черпать сведения и поныне. Еще более значимо, что в итоге того, что сделали античные авторы, возникло пред-

ставление о разнообразии правовых систем во времени и в пространстве, об их относительности. Данное представле­ние восприняли Монтень, Монтескье, вся западная мысль, а это в свою очередь послужило стимулом для юридиче­ской социологии.

Однако когда корни этой науки ищут в античности, то, как правило, обращаются не столько к эмпирическим, сколько к теоретическим трудам. Вспоминают философов, и прежде всего Аристотеля.

Труды Аристотеля действительно имеют некоторые черты, которые можно интерпретировать как социологиче­ские. Это реалистическое стремление рассматривать обще­ство таким, каково оно есть; мысль о том, что как естест­венное явление общество подчинено закону рождения, развития и смерти и что изменения — необходимое условие его жизни. Однако такие установки приводят скорее к мысли о политической, а не о юридической социологии. Во всяком случае, было бы далеко не всегда обоснованно идентифицировать полис и его правовую систему. Пра­вильно ли ставить знак равенства между известной форму­лой Аристотеля «человек — это существо политическое» и формулой «человек — это существо юридическое»? Тем более что сам Аристотель убедительно доказал наличие в обществе значительного круга отношений, которые уп­равляются не правом, а дружбой. Пожалуй, именно этой теории дружбы Аристотель более всего обязан тому, что его можно включить в число предтеч социологии права, ибо для этой науки особенно важно уметь видеть пределы юридического в его отношении к социальному — лекщиди-ческому. Теория дружбы обращена главным образом к от-" ношениям частного права. В этой связи позволителен общий вывод о том, что Аристотель больше дает для со­циологов не тогда, когда говорит о конституционном праве, а тогда, когда затрагивает институты частного права, та­кие, как семья или договор. Приходится, однако, отметить, что и здесь у Аристотеля недостаточна социологическая объективность: почти всегда его наблюдение переплетено с ценностным суждением.

Склонность к идеализму еще более рельефно выражена у Платона. Его концепция полиса и законов в том виде, как ее наиболее часто интерпретируют, должна рассматри­ваться как откровенная утопия. Возникает общий вопрос: а разве утопии как таковые не имеют социологической значимости? Разве они не есть результат определенного

ш

га

критического подхода и попытка создать какую-то модель? Поэтому и Платон безо всякой натяжки также может быть отнесен к предшественникам юридической социоло­гии (не говоря уже в этой связи о его апологии закона, особенно ярко выраженной в «Критоне»).

Отметим также, что с наиболее оригинальной социоло­гической интуицией мы встречаемся еще даже в более далеком прошлом, у досократиков, в частности у софистов, показавших роль силы и интереса в процессе создания пра­ва3. Гераклит из Эфеса с успехом применил к правовым явлениям свое учение о противоположностях, конфликтах, диалектике справедливого и несправедливого.

Разумеется, для того чтобы стать социологом, недоста­точно поставить под сомнение абсолютный характер права. Но такое сомнение — равно как и критическая оценка пра­ва — это компонент социологии 4.

Date: 2015-05-08; view: 603; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию