Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Полоцкий архитектурно-археологический ансамбль





Полоцк как один из самых древних городов восточных славян. Первое летописное упоминание. Планировочная структура города. Основание историко-археологического заповедника на территории древнего Полоцка. Музеи, входящие в состав историко-археологического заповедника. Замки древнего Полоцка.

Самым древним городом Белоруссии является Полоцк (первое упоминание в летописи датируется 862 годом). Планировочная структура древнего Полоцка, сеть его основных улиц еще не определены археологами. Раскопки свидетельствуют лишь о том, что жилая застройка города формировалась стихийно, бессистемно. Улицы прокладывались между домами и потому были извилистые и узкие. Обнаруженные остатки бревенчатых мостовых на лагах свидетельствуют о первых шагах развития городского благоустройства.

В результате реставрации и музеефикации (или приспособления) памятников архитектуры в структуре Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника (далее – заповедника) создаются новые постоянные экспозиции на базе объединённых музейных фондов заповедника. Сегодня в городе работает десять музеев:

– Музей истории архитектуры Софийского собора;

– Музей белорусского книгопечатания;

– Музей-библиотека Симеона Полоцкого;

– Краеведческий музей;

– Художественная галерея;

– Стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской»;

– Музей традиционного ручного ткачества Поозерья;

– Музей боевой славы;

– Музей-квартира Героя Советского Союза З.М. Туснолобовой-Марченко;

– Детский музей;

– Планируется в 2005 г. открыть ещё один музей (Природно-экологический).

Значение памятников археологии для развития туризма.

Памятники археологии в структуре культурно-исторического потенциала Беларуси, их особенности и роль в организации туристско-экскурсионных маршрутов. Количество и структура археологических памятников Беларуси. Первые упоминания об археологических находках на территории белорусских земель. Вклад ученых в археологическое наследие Беларуси.

Археологические памятники разнообразны и многочисленны. Объектами археологического изучения являются поселения, могильники, остатки древних укреплений, древние мастерские и рудные разработки, отдельные постройки, древние дороги и оросительные каналы, древние рисунки и надписи, отдельные вещевые находки и т. д. На территории Белоруссии зарегистрировано около тысячи стоянок каменного века и бронзы, свыше тысячи городищ железного века и раннефеодального времени, несколько тысяч курганных групп, насчитывающих в общей сложности десятки тысяч отдельных курганов. Наиболее важными археологическими памятниками являются поселения. Различают поселения укрепленные и неукрепленные.

Раздел 2. Памятники архитектуры.

2.1. Полоцк – древнейший центр архитектурных сооружений в Беларуси.

Древний Полоцк – духовная колыбель и первая столица белорусов. Становление государственности и принятие христианства. Влияние византийской культуры. Архетипы христианского храмового зодчества. Новые строительные технологии. Памятники Полоцкой школы зодчества, их конструктивные и художественные особенности. Княжеский терем на территории древнего Полоцка. Ансамбль Бельчинского монастыря в предместии Полоцка. Бельчинский монастырь как резиденция полоцких князей. Просветительская деятельность Св. Евфросинии Полоцкой и ее сотрудничество с первым известным церковным зодчим Иоанном. Ансамбль Спасо-Евфросиниевского монастыря. Спасо-Евфросиньевская церковь, ее архитектурная и культурная ценность. Специфика фресковой живописи архитектурного ансамбля и ее стилистические особенности. Новые творческие методы местных мастеров.

Полоцк был основан возле устья реки Полоты при впадении ее в Западную Двину славянскими племенами кривичей. В летописях город называется также Полотеск. Название город получил по имени реки. Первое упоминание о нем в летописи относится к 862 году. Вначале это было небольшое городище, а с X века Полоцк считается городом. В следующем веке на возвышенном берегу Западной Двины образовался новый укрепленный центр города, названный позднее Верхним замком.

В 989 году князь Владимир принял христианство.

Характерные черты Полоцкой школы зодчества:

1 – оригинальный башнеподобный центричный трёхнефовый тип храма с толстыми стенами, где боковые нефы более узкие, чем центральный, а конструкция потолка предусматривает наличие килеподобных кокошников.

2 – кладка из плинфы с «спрятанным рядом», что создавало красивые двухцветные фасады.

3- большая центральная апсида сильно выступала за периметр стен, а две небольшие боковые апсиды были спрятанны в толще алтарной стены.

4 – лаконичность внешнего декора

5 – маёликовый пол храмов, набранный из разноцветных керамических плиток

6 – влияние западноевропейских архитектурных традиций.

Среди наиболее значительных памятников Полоцкой школы зодчества XII века в первую очередь необходимо отметить Спасо-Ефросиньевскую церковь, которая была построена в 1133 – 1161 гг. по заказу Ефросиньи Полоцкой местным зодчим монахом Иоанном. Размеры этого трёхнефового храма 18\10 м с толщиной стен до 1,8 м Башнеподобная по своей композиции церковь имела боле низкие переднюю и алтарную части и высокий центральный объём, который служил своеобразным пъедесталом для большого купола. Храм имел всего одну большую апсиду, которая выступала за периметр стен до 3,8 м. Перед главным молитвенным залом были сооружены две кельи, предназначенные для Ефросиньи и её сестры Епраксии. К сожалению, первоначальный вид церкви был уничтожен в 1830 году, когда её перестроили в стиле классицизма.

Значительным культовым комплексом Полоцка XII в. является Бельчицкий Борисоглебский монастырь, расположенный в загородной резиденции полоцких князей. Он имел 4 каменных храма, одним из которых был большой собор. До XX века уцелели только Борисоглебская и Пятницкая церкви, но и их взорвали в 1920 – 1960-х годах. Среди других уничтоженных позднее полацких храмов необходимо назвать Княжескую церковь, которая находилась возле Софийского Собора, и храм-склеп полоцких епископов в Спасо-Ефросиньевском монастыре.

Ежегодно множество паломников приезжает в древний Полоцк и посещает Спасо-Евфросиниевский монастырь, ставший признанным центром белорусского православия и духовности, чтобы приложиться к мощам Евфросинии и поклониться Кресту – символу возрождения белорусской духовности, настоящей сакральной святыне.

Действующий Спасо-Евфросиньевский монастырь – один из первых женских православных монастырей Руси, основанный в XII в. преподобной Евфросинией Полоцкой.

Родилась Евфросиния в семье князя Святослава-Георгия и княгини Софии, и дали ей старинное имя Предслава. С ранних лет у Предславы проявилась любовь к книжному слову. В отчем доме она познакомилась с книгами, образование получила при монастыре. Она познакомилась с произведениями римских и византийских богословов, читала «Изборники», роман об Александре Македонском и другие книги. Будучи взрослой, переводила с греческого, знала латынь, сама писала оригинальные произведения. Когда ей исполнилось 12 лет, родители подготовили приданное и планировали выдать ее замуж. Но княжеская дочь выбрала иной путь – посвятить жизнь служению Богу. Она приходит в монастырь, где игуменьей была ее тетя и берет себе имя Евфросинии Александрийской из Египта. «Житие» рассказывает, что Евфросинии приснился сон, в котором ангел ее отвел в село Сельцо под Полоцком, где на берегу реки Полоты стояла деревянная церковь Спаса и каменный храм-усыпальница полоцких епископов. Ангел промолвил: «Здесь надлежит быть тебе».

В Сельце Евфросиния основала два монастыря – женский и мужской. О мужском Богородицком монастыре почти ничего неизвестно, а основанный в XII в. Спасо-Евфросиниевский православный женский монастырь и сегодня стоит и действует на древней полоцкой земле. При монастырях открывались для детей школы, где учили читать, писать, получали знания по природоведению, медицине, риторике, там работали скриптории – мастерские по переписыванию книг, создавались иконописные мастерские.

Жемчужиной монастыря - Спасо-Евфросиниевская церковьс уникальными фресками XII века. Одной из самых драгоценных святынь монастыря является знаменитый Крест Евфросинии Полоцкой, созданный в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей (крест пропал во время войны, сейчас в монастыре храниться его копия). Этот крест, а также мощи святой заступницы стали предметом поклонения тысяч паломников, ежегодно прибывающих в Полоцк. Любопытно, что на стенах церкви сохранились граффити XVII века - типа «Здесь был Вася» (только на латыни) - и год 1617, 1632…

По заказу Евфросинии зодчий Иоанн строит при монастыре церковь святого Спаса. Талантливый зодчий возводит храм за 30 недель. Построенная за один строительный сезон церковь святого Спаса – вершина архитектурной мысли Полоцка, стала ярким воплощением духовного наследия полочан, богатства белорусской нации. Это трехнефный шестистолпный крестово-купольный храм монастырского типа. Внешняя длина храма с апсидой 18,2 м, ширина – 9,8 м, толщина стен – 1,24 м, а западной стены – 1,8 м. Фундамент церкви около 1 м, состоит из сложенных насухо камней.

В XII в. храм святого Спаса был расписан фресками. Красками растительного происхождения художники рисовали по влажной штукатурке, оставив для потомков свой труд на века. Древние фрески были закрыты позднейшими напластованиями штукатурки и живописными росписями темперой и маслом в XIX в. Реставраторами открыто довольно много фресок – в алтарной части изображения святых во весь рост с книгами в руках, изображение святого, который молится на фоне высокой башни, в центральной части изображение святых монахинь, фигуры святых в полный рост со свитками в руках и неизвестная молодая святая. Рядом с церковью Спаса в 1893 – 1897 гг. был возведен огромный пятикупольный храм – Кресто-Воздвиженский собор. Проект храма был сделан витебским губернским архитектором В. Коршиковым в псевдовизантийском стиле. Полное название этого храма посвящено Воздвижению честного и животворящего Креста Господня и отмечается как православный праздник 14(27) сентября. Крест возвещает об искупительной жертве Христа.

Справа от церкви Спаса находится «теплая» церковь. Ее построили в 1847 г. и назвали Евфросиниевской. В войну она также была разрушена, но восстановлена и теперь здесь находится монастырская трапезная.

Уникальным произведением прикладного искусства этого времени является крест Евфросинии Полоцкой. Крест считается важнейшим символом христианства, который выражает высшие сакральные ценности: восхождение духа, стремление к Богу, вечности, является моделью бытия и человека в нем. По заказу Евфросинии в 1161 г. Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий. Мастер сделал напрестольный крест шестиконечным.

2.2. Софийский собор – памятник архитектуры XI – XVIII вв.

Полоцкий Софийский собор – шедевр древнебелорусского зодчества, его государственное значение и роль в развитии национальной архитектуры. Архитектурные особенности Древней Софии XI века (фрагменты столпов апсиды и стен). Структура собора. Византийская техника кладки с «утопленным рядком» как отражение влияние византийской архитектуры. Стилистические модификации Святой Софии. Позднее барокко как основной стиль Полоцкой Софии. Софийский собор как турпродукт.

Дата строительства и оновления: между 1044—66 гг., 1738—50 гг. Стиль: «виленское» барокко

Построен на фундаменте Софийского собора XI века (заложен между 1044 и 1066 гг.), камни фундамента доступны к осмотру в нижней (подвальной) части собора. От собора XI века сохранилась состоящая из трех частей апсида (на восточном боковом фасаде, высота около 9 м; главный фасад собора обращен к югу), остатки стен, склеп. Эта апсида — самое старое каменное сооружение на территории Республики Беларусь.

Первым из числа выдающихся культовых сооружений западных областей Руси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. О первоначальном виде собора сведения имеются самые противоречивые. В одних источниках он указан как семиглавый, в других — пятиглавый. В середине XVIII в. памятник был полностью видоизменен: верх его надстроен, главы исчезли; появились две башни на новом главном фасаде; храм был превращен в униатскую базилику с барочной обработкой (архитектор И. Глаубиц). От собора остались только отдельные части фундаментов, три апсиды, склеп и фрагменты внутренних столбов.

Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями по сравнению с последней. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Нарядность интерьера усиливалась многокрасочными фресками.

Одна из особенностей полоцкого Софийского собора — граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. Ни в Киеве, ни в Новгороде такие апсиды не встречаются. Отличительной чертой собора является также отсутствие внешних обходных галерей и башен. Благодаря этому наружный объем храма был компактным и динамичным.

Софийский собор — первый и еще робкий пример памятника, в котором проявлялись черты, свойственные искусству Полоцкой земли. После "Софии", преимущественно в XII в., в Полоцке появляются многочисленные памятники с оригинальной интерпретацией крестовокупольной системы.

Ныне закончена реставрация полоцкого памятника XI—XVIII вв., в нем открыт концертный зал с органом.








Date: 2015-06-08; view: 501; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.01 sec.) - Пожаловаться на публикацию