Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агнатическое и когнатическое родство





. Понятие агнатического и когнатического родств а.Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestasявлялась и основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права насле­дования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamiliasв про­шлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятство­вала смерть paterfamilias.Одновременно агнаты могли быть икогнатами,например, paterfamiliasи его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связан­ные кровным родством, например paterfamiliasи жена его подвластного сы­на, paterfamiliasи усыновленный. И во всяком случае юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агнатическая.

В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias,вступив в брак cum manu,тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias,если муж был in patria potestate,и пе­реставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились аг­натами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чу­жими ее родителям, братьям, сестрам.

Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias.Так сын — агнат от­ца первой степени, внук — агнат деда второй степени.

Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отде­лявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas,так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias,а затем от этого последнего нисходи­ли ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего paterfamilias.Таким образом братья были агна­тами второй степени (1+1), дядя и племянник — агнатами третьей степени (1+2), и т. д.

 

. Род (gens).Но если agnati —это лица, связанные общей властью, ко­торую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, опреде­ленный paterfamilias,то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens. Gens —по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые про­должают носить общее имя, nomen gentilicium,осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia,и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию и опеке.

Вытеснение агнатического родства когнатическим. Последователь­ное ограничение patria potestasво всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства, и параллельно осуществлявшееся постепенное вытес­нение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осу­ществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последова­тельным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium,хотя внешне, в стороне от его влияния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмер­ли, гражданское право новой Европы не реципировало их. Однако другие ос­таются и доныне основой соответствующих институтов семейного права ка­питалистических стран. А совокупность институтов римского семейного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семей­ного права рабовладельческого общества от начальных ступеней его развития до последней его стадии, уже овеянной атмосферой близкого разложения.

 

Date: 2015-06-08; view: 1186; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию