Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос Условия вступления в брак.Помолвка.Порядок заключения брака





 

 

Заключение брака. Совершению брака обыкновенно предшествова­ло обручение (sponsalia).В древнейшее время обручение лиц alieni iurisсовер­шалось их patresfamiliasбез участия брачующихся. Позднее обручение совер­шали жених и невеста с согласия patresfamiliasобоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций (п. 433): по одной — patresfamiliasневесты обязы­вался передать ее жениху, а по другой — обязывался принять невесту в каче­стве жены, а в самое древнее время может быть в форме односторонней сти­пуляций, по которой только patresfamiliasневесты обязывался передать ее жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем право прекратить брак односторонним волеизъявлением.

В древнейшее время нарушение sponsaliaдавало другой стороне право по­требовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нару­шение sponsaliaвлекло за собою только infamiaи ограничение права высту­пать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона, без серьезных оснований нарушившая spon­salia,теряла право на возвращение сделанных ею по случаю обручения по­дарков (arrhae sponsaliciae, donatio ante nuptias);другой стороне сделанные ею подарки возвращались. В законодательстве IV в. утрата права на возвращениеdonatio ante nuptiasбыла связана с христианским обычаем предбрачного по­целуя (osculum):в случае смерти жениха osculo intervenienteневеста или ее наследники сохраняли половину предбрачных подарков.

Способы установления manus. Древнейшее римское право знало три способа совершения брака или точнее три способа установления manus, не­разрывная в то время с браком: a) confarreatio,б) coemptio,в) usus.

Confarreatio, которую ряд историков считает патрицианской формой совершения брака, по взгляду некоторых (Жирар, Пост) никогда не ставшей доступной плебеям, была религиозным обрядом. Название обряда произош­ло от panis farreus,особого хлеба, который во время брачной церемонии вку­шали брачующиеся, а затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совер­шалась certis verbisв присутствии жрецов — pontifex maximusи flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного per confar-reationem,и состоящий в таком браке, мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.

Coemptio является светской и, как думают, преимущественно плебей­ской формой брака. Эта «воображаемая» покупка жены мужем была, вероятно, пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в ка­ких покупались наиболее ценные вещи — а именно земля и рабы, и устанав­ливались права на лиц in mancipio,а именно в форме mancipatio.Правда слова, которые при этом произносятся, отличны от слов, произносимых при купле в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля

В присутствии пяти свидетелей и весовщика, а также paterfamilias невесты, а равно и жени­ха, если он persona alieni iuris,жених спрашивает невесту: получив утвердительный ответ, сам отвечал установленными словами на соответствующий ее вопрос, также заданный в точно определенных словах. Затем жених произносил слова, установленные для соверше­ния всякой купли путем mancipatioи передавал paterfamiliasневесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком.

Usus представлял собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений.

Из этих трех форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus еще существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нем как о фор­ме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По-видимому, в начале I в. н.э. редко встречались уже и браки per confarreationem.По край­ней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23 г. н.э. был издан закон, в си­лу которого, в целях поощрения браков per confarreationem,с ними стала свя­зываться не светская, а только религиозная manus(единство культа), которой достаточно было для того, чтобы лица, происшедшие от такого брака, могли быть верховными жрецами (Tacitus, Annales.4. 16). Однако, с таким ограни­ченным кругом действия confarreatioпродолжала существовать до падения язычества.

Coemptio, видимо, существовала еще во времена Гая (1. 113. 114). Менее достоверно, чтобы ее считали действующим институтом юристы IIIвека, не­смотря на упоминания о ней Папиниана и Павла (Жирар).

Параллельно с отмиранием или ослаблением роли старых форм заключе­ния брака шел процесс утверждения неформального совершения брака путем простого соглашении брачующихся (consensus facit nuptias— брак совершает­ся соглашением) (D.35.1.15), за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum mariti.

Условия вступления в брак. Для совершения брака с соответствую­щими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетво­ряли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Дру­гие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к раз­ным общественным группам.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после не­которых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только paterfamilias.Жених выражал свою волю, если он былpersona sui iuris;невеста suiiuris нуждалась в согласии опекуна, auctoritas tutoris.

Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лица alieni iurisнужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие pater­familiasневесты и согласие как paterfamiliasжениха, так и лица, под отечес­кой властью которого жених может оказаться со смертью paterfamilias.Так согласие на брак внука дает не только его paterfamilias, ~дед, но и отец, под­чиненный patria potestasтого же деда, ибо после смерти деда внук окажетсяin patria potestateсвоего отца, которому сын не вправз навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На вы­ход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте ее paterfamilias.

Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходи­ли из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был paterfamilias,носителем отцовской власти.

Но по мере того, как личность детей начинает эманципироваться от когда-то неограниченной власти paterfamilias,интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии paterfamiliasна вступление в брак. Так закон lulia(4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ paterfamiliasв согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без согласия paterfamilias,если он взят в плен или безвестно отсутствует. Был, наконец, и один случай, в ко­тором согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственни­ка, а у родственников по крови: женщина sui iuris, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак не иначе, как получив auctoritas tutoris,после отпадения опеки над женщинами, была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.

Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачущихся ius conubii(о нем — выше, п. 102). Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности же­ниха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других, существовавших меж­ду ними отношений. Так, прежде всего до lex Canuleia(445 г. до н. э.) не до­пускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного закона Августа, lex lulia(18 г. до н. э.), не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после закона lulia — с лицами сенаторского со­словия.

Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях - в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразд­нении этого правила и до конца республики - между consobnm,т. е. между лицами матери которых были сестрами, а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходя­щим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и пле­мянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.

В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свой­ство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских импе­раторах - и в боковых линиях между зятем и золовкой.

Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, пра­вителем провинции и жительницами последних. Lex lulia de adultemsзапре­тила браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.

 

Date: 2015-06-08; view: 574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию