Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диагностика сформированности навыков рефлексииНе менее важной является и диагностика сформированности навыков рефлексии, ведь технология построена на рефлексии и одновременно обеспечивает ее развитие. Рефлексия работает на всех трех стадиях^ урока. Работа^ построенная в режиме технологии, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапах совместной поста-ШЗвКИ Цели, и в совместной деятельности настадии осмысления содержания, а на стадии рефлексии оценить собственную деятельность, предложенные методы, деятельность других учащихся. Технология развития критического мышления, построенная на рефлексии, позволяет сформировать определенные метакогнитивные умения. Для этого в арсенале данной технологии существует большое количество различных педагогических действий: приемов, методов и стратегий ведения урока. Важно, что учащиеся при решении образователь- ных задач сами формируют метакогнитивные умения и пользуются ими, тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом. Механизмы рефлексии воплощаются в метакогнитивных умениях, которые, в отличие от конкретно-содержательных умений, развиваются по законам логики, формируются на основе рефлексии. Процесс рефлексии заключается в осознании собственных мыслей и действий, в осознании мыслей и 'действии другого. Изучение и применение технологии развития критического мышления дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности, ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше, как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в плане профессионального развития. Хотим обратить особое внимание на один из приемов технологии. Прием «двухрядный круглый стол» имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной для участников проблеме. В процессе его проведения учитель делит участников на две группы: первая образует внутренний круг, ее участники имеют возможность свободных высказываний по обсуждаемой проблеме; при этом важно, чтобы участники не критиковали чужие точки зрения, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение; вторая образует внешний круг, ее участники фиксируют высказывания, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях и их возможных причин. Учитель осуществляет координацию работы внутреннего круга, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга учитель обращается к группе, образующей внешний круг. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В заключение работы учитель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии (рис. 15). Обобщая ситуацию большого и малого кругов, необходимо остановить внимание на одной чрезвычайно важной проблеме, относящейся к развитию -рефлексивного мышления. Мы имеем в виду, что развитие есть результат двунаправленного процесса: с одной стороны, человек осознает и оценивает собственные действия и мысли, использует при решении задач метакогнитивные умения, сформированные у него ранее; с другой стороны, сама эта рефлексивная саморегуляция подвергается вторичной рефлексии более высокого уровня, становясь специальным предметом анализа и оценки другими людьми, выступающими в функции своеобразных наблюдателей. В той мере, в какой индивид учитывает эти оценки, он и получает возможность осознавать собственные метакогни-тивные качества и при необходимости их корректировать (например, открытость своего мышления, степень терпимости к критике, умение постигать смысл деятельности, адекватность самооценки и т. д.). Диагностика и планирование учебного процесса Для диагностики сформированности критического мышления у школьников важно помнить о том, что критическое мышление не состоит только из наличия когнитивных навыков. Кроме рациональных компонентов мышления, о сформированности которых у учащихся мы можем судить по результатам выполнения ими, например, тестовых заданий, в (понятие «критическое мышление у входят и такие важные компоненты, как: — ^пиение принимать иную точку зрения; — способность рассматривать проблемы под разным углом; — умение ясно ставить собственные цели обучения"! jcohj Естественно, данные компоненты критического мышления не могут быть диагностированы с помощью предметных методик и оценены количественно. В этой связи самому учителю необходимо обращать внимание на ряд немаловажных, аспектов при планировании урока и_диагностике его эффектив ности: (Т.^Хватит ли времени? Все этапы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма не обязательно имеют место на одном уроке — это может быть серия уроков. Но очень важно, чтобы цикл «вызов — осмысление содержания — размышление» был завершен и имел выход на следующий вызов. (1Г) Важен ли набор и последовательность приемов?^ иет, вы можете использовать те приемы, к которым привыкли. Главное, чтобы они способствовали достижению основ-, ныхцелеи, которые ставите вы и ваши ученики. ~"Ор А если в конце урока школьники уяснили не весь материал или на этапе размышления отвечают неправильно? Технология развития критического мышления не является панацеей. Если вы ставите цель сформировать определенные знания, то именно исходя из этой цели и конструируется урок. Но в любом случае было бы замечательно сохранить демократическую атмосферу урока, на котором ученики имеют возможность свободно высказываться. ГЙА сколько всего приемов есть в этой технологии? хЭчень и очень много. Все они увязаны с базовой моделью «вызов — осмысление содержания — рефлексия». ('SyA как оценивать? ;3тот вопрос задают очень часто. Но сразу возникает встречный вопрос: jt_4TO именно оценивать? Ведь на каждом ур9ке_ мы ставим разные цели. Есть н"е очень корректная точка арё-~ ния, что можно оценить правильность работы с помощью приемов, например правильность заполнения таблицы «знаю — хочу узнать — узнал». Другая позиция заключается в утверждении, что необходимо оценивать степень развитости критического мышления вообще. Но мы оцениваем очень конкретные результаты. Если же говорить о навыках критического мышления, то можно выделить умение самостоятельно анализировать учебную проблему, оценивать предлагаемые решения, соотносить свое решение с возможными вариантами других учеников, выбирать наиболее эффективные для данного типа задачи и т. д. Мы перечислили только малую долю навыков. И не все навыки возможно оценить с помощью отметки: например, способность ученика отказаться от своего мнения в пользу мнения другого ученика, умение корректно выражать свои суждения, умение работать в группе. Но эти умения очень показательны для оценки эффективности вашей работы, сформированности критического мышления. 6. Но ведь оценки нужны? Конечно, некоторые умения и навыки проверяются, и по их результатам может быть выставлена оценка. Для этого есть традиционные используемые вами методики. 7. А есть ли специальные методики? Для оценивания с помощью отметок — нет. Все достаточно известно. Например, тесты, в которых есть вопросы на воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. А для «внеотметочной» диагностики такие приемы есть, например использование портфолио или других, уже описанных в этой книге приемов. 8. А есть ли устойчивые результаты? Мы думаем, что есть. Об этом свидетельствует вся история внедрения программы. 9. Как часто необходимо использовать технологию? Еще один распространенный вопрос. Мы обычно отвечаем, что сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, неавторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт — это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Мы не поддерживаем точ- • ку зрения о том, что есть старая и новая методики. На наш дзгляд, есть старые и новые цели, цели актуальные и неакту альные. Скажем больше — можно использовать практически все «старые приемы». Суть ведь не в них, а в принципах и в модели «вызов — осмысление содержания — рефлексия». 10. А можно ли использовать приемы технологии не (В си Почему бы и нет? Только результаты будут несколько иными. Ведь вы в этом случае ставите другие цели. И приемы срабатывают (или порой не срабатывают) для этих целей. Представим модель, с помощью которой вам будет легче планировать уроки в режиме технологии развития критического мышления. Планирование и письменное представление урока1 До урока... Мотивация. Что дает этот урок? Каким образом урок способствует развитию критического мышления? — Как этот урок связан с другими предметами, которые — Как урок будет способствовать дальнейшему прогрессу — Как урок связан с личным опытом учащихся, с их ин — Насколько урок скажется на их взглядах, на последую — Какую информацию для учащихся содержит урок? — Как следует построить урок, чтобы он вызвал живой, — Что в содержательной части урока может вызвать неод — Имеет ли тема данного урока выход на другие дисцип — Каким образом можно использовать этот урок для раз — Какие тематические аспекты урока могут вызвать у уча Цели и задачи. Какие знания и навыки приобретут учащиеся на уроке? Как учащиеся этими знаниями и навыками распорядятся? Воспользуемся вновь таксономией Б. Блума. Оценка. Каким образом можно определить полученные учащимися знания и навыки? — О чем свидетельствуют выставленные учащимся оценки? ... о том, что учащиеся учатся думать, адекватно воспринимают процесс обучения?; — Какие мыслительные навыки мы прививаем учащим Распределение времени и наличие учебных материалов: — Как распределение времени и наличие учебных мате 'Составлено С. И. Заир-Беком по материалам Ч. Темпла, Дж. Стил, К. Мередита, а также С. Е. Шишова и В. А. Кальней. 6 Развитие критического мышления на уроке 101 Таблица 38 Категории и типы обобщенных учебных целей (авторы С. Е. Шишов и В. А. Кальней)
— Имеются ли в наличии специальные тексты и другие
|