Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чтение: любовь или ненависть.⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Интересно, часто ли ребенок видит вокруг себя читающих взрослых? Бесполезны наши требования, увещевания или советы взяться за книжку, если сами в этот момент готовимся усесться перед телевизором для просмотра очередного "мыльного"сериала. Не спасет и вид полок в квартире, до потолка уставленных книгами. Ведь иногда по вечерам мы не берем в руки ничего, кроме незатейливого иллюстрированного журнальчика, и оправдываем это собственной усталостью. Попробуем задать себе вопрос: действительно ли книга для нас такая уж ценность, без которой мы не можем жить? Большинство взрослых (во всяком случае из читающих сейчас этот справочник) ответит утвердительно, и при этом вовсе не покривит душой. Читали запоем по ночам, рыскали в поисках необходимой книги, обсуждали прочитанное с друзьями... Хотим ли мы передать эти ценности своим сыну или дочери? Самое простое, что можно сделать - вспомнить, где неподалеку от нашего дома находится библиотека. В детскую он, естественно, будет ходить сам. А вот взрослую библиотеку вы можете посещать вместе - хорошо, если ребенок увидит, как это увлекательно для вас - выбрать книгу по своему вкусу. Праздником может стать совместный поход в книжный магазин, причем право выбора надо предоставлять и ребенку. При покупке книг для малыша лучше отдавать предпочтение испытанной «детской классике». Обращайте при этом внимание на иллюстрации (они не должны быть примитивными или пугающими) и на шрифт (лучше, если буквы будут такого же размера и формы, как в букваре). Как разбудить в маленьком ребенке желание читать? • Определить для книг заметное место в квартире. • Создавать различные семейные ритуалы, связанные с книгами. Самый простой из них, но в то же время бесценный - это чтение малышу перед сном. Конечно, сюжет для чтения на ночь не должен быть устрашающим. Еще важна такая деталь - в роли чтеца стоит время от времени выступать не только маме или бабушке, но и папе. Иначе некоторые мальчики начинают считать чтение «занятием для девчонок», недостойным настоящего мужчины. • Один из таких ритуалов - совместное чтение в семейном круге, когда книга передается от одного члена семьи к другому. Не исключено, что малышу и самому вскоре захочется научиться читать, чтобы стать полноправным членом этого круга. • Включайте в «рацион» книги, в которых есть узнаваемые для малыша ситуации, непосредственно связанные с его жизнью. Побывали с ним в зоопарке — по свежим следам возьмите для чтения хорошую книгу о животных и т.п. • Старайтесь при чтении ребенку вслух постепенно превратить его из пассивного слушателя в активного «переработчика» информации. Задавайте по ходу чтения вопросы: как ты думаешь, почему на картинке этот мальчик грустит? Почему деревья без листьев? Время от времени прерывайтесь, чтобы узнать мнение о малыша о том, например, что произойдет с главным персонажем книги дальше, и т.п. • Если малыш уже потихоньку сам начинает читать, постарайтесь, чтобы это происходило каждый день и в определенное время. Поначалу можно быть рядом, просто слушая его или обсуждая прочитанное. Не исключено, что вскоре необходимость в вашем присутствии отпадет, а выработанная привычка к самостоятельному ежедневному чтению сослужит хорошую службу будущим школьнику или школьнице. 1.1М1"|.н-н-, что уже умеющий читать ребенок с удовольствием слушает вас, а |ц |» щи и.1 самостоятельный процесс что-то не спешит? • 11пмро(>уйтс использовать такой «жестокий» прием, как прерванное чтение ник |1п пои книги. Во время чтения закрываем книжку на самом интересном мп «с и уходим, сославшись на неотложные дела. Скорее всего, любопытство •пишем верх над упрямством или нежеланием читать. • Возможно, у вас в семье сохранились детские диафильмы - просите малыша чпни, подписи к ним. Можно воспользоваться и детскими комиксами, если вы | читает приемлемыми для ребенка их содержание и качество рисунков. • Подпишите сына или дочку на интересный детский журнал (например, еженедельный). Они с нетерпением будут ожидать каждого номера, а о том, чтобы прочитывался он ими самостоятельно, можно договориться заранее. • Постарайтесь найти к одной из детских книг соответствующую аудиозапись. Дайте книгу в руки ребенку, включите запись и попросите его следить по тексту, отмечая, где «звуковое сопровождение» совпадает с текстом, а где не очень. Такая тренировка полезна и для выработки навыка беглого чтения, и для понимания текста. Синхронную запись можно сделать и самим. • Неплохим стимулом может стать чтение по ролям - вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи. Волей-неволей придется и маленькому упрямцу взять в руки книгу. Очень важно создавать положительный эмоциональный настрой по отношению к чтению и книгам. Если удалось вместе одолеть довольно большое произведение, устройте по этому поводу семейное торжество. Выпустите стенгазету с рисунками и цитатами из высказываний персонажей, приготовьте любимые блюда героев книги, объявите конкурс на лучшую рекламу этого произведения... Прекрасно, если у ребенка возникает ощущение праздника при чтении хорошей книги. Как сохранить или вновь создать положительный настрой по отношению к книге, если при обучении чтению в школе у первоклассника возникли значительные затруднения? Это могут быть низкая скорость чтения, большое количество ошибок. Отсюда недостаточное понимание смысла прочитанного, проблемы с пересказом, при сравнении с одноклассниками у ребенка возникает чувство собственной неуспешности и т.д. Какое уж тут удовольствие от прочитанного! Освоение навыка чтения - сложный процесс для любого ребенка. Тревогу стоит бить, если проблемы приобрели стойкий характер, если у школьника наблюдаются специфические ошибки. На что нужно обратить внимание? • Ребенок долго не может научиться сливать звуки в слоги, а слоги - в слова. Или хорошо сливает в слоги лишь первые звуки слова, а окончание прочитывает по догадке, и смысл искажается. Может переставлять и заменять одни звуки другими. Причина скорее всего в том, что он плохо различает на слух звуки речи. Следует проконсультироваться у врача-отоларинголога (проверка слуха) и у логопеда. Логопед посоветует упражнения на развитие т.н. фонетико-фонематического слуха, на умение осуществлять звукобуквенный анализ. • Слова в предложении воспринимаются ребенком изолированно друг от друга. И результате страдает понимание прочитанного. Особенно трудно такому школьнику воспринять текст, где рассказывается о последовательности действий или о нескольких одновременно происходящих событиях. Непонимание заставляет ребенка останавливаться, возвращаться к каким-то словам, но и это не помогает - смысл прочитанного ускользает от него. Стоит в таком случае получить консультацию детского невролога. В домашних занятиях при затруднениях такого рода помогут специальные упражнения, в т.ч. на развитие пространственных и временных представлений. Некоторые упражнения помогут не только плохо читающим детям, но и тем, кто «может, но не хочет». Просто заставлять больше читать бесполезно - от этого и объективные трудности не исчезнут, и любовь к чтению не появится. Наоборот, может возникнуть психологический барьер из-за боязни сделать ошибку. Не упрекайте ребенка, если он, несмотря на ваши усилия, не укладывается в школьную норму скорости чтения. Это может быть связано с его природным темпом психической деятельности, который корректировать сложно, а главное -не нужно. С переходом в среднюю школу обязательные замеры скорости чтения останутся позади. На первый план выйдет понимание прочитанного, умение выделить в тексте самое основное. Пускай это и будет главной целью ваших занятий с ребенком.
|