Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Честь и достоинство как правовые категории





В понятиях "честь", "достоинство"определены нравственные категории близкие, по сути, между собой. При оценке этих качеств видно, что различаются они между собой лишь в объективном или субъективном подходе.[5]

Честь является объективной оценкой личности, определяющей отношение общества к гражданам или организациям, это социальная оценка моральных и иных качеств человека.[6]

Достоинство является внутренней самооценкой личности, как осознаёт личность свои личные качества, способности, мировоззрение, выполнение долга и своё общественно значениё. Самооценка основывается на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств человека[7].

Категории чести и достоинства определяют отношение к личности как высшей общественной ценности.

Еще жители древнего Рима и древней Греции категории чести и достоинства соизмеряли с уважением к личности, соотносили их с моралью и правом. Честь занимала видное место в этике многих великих политиков, мыслителей, философов разных эпох и народов, она характеризовала в достаточной мере их направления деятельности и общественные взгляды.[8]

Философско-правовые воззрения показали, что честью представлена как могучая власть, крупнейшая из сил, которые проявлялись в истории отношений людей и народов.

Понятия чести и достоинства обладают и определенной направленностью. Их объектом является, в первую очередь индивид, или группа людей, или в более широком плане говорят о чести нации.

Честь и достоинство не только переживают, но и осознают, поэтому при рассмотрении понятия чести, необходимо разграничивать честь и сознание собственного достоинства. У человека чувство чести и сознание собственного достоинства как бы слиты воедино, но их нельзя отождествлять.

Определяя понятие чести необходимо различать два аспекта - объективный и личностный, субъективный. Честь является и общественной оценкой общественного признания, и стремлением поддержки своей репутации. Ее содержание социально, то есть не зависящее от индивидуального человека, а принадлежащее нравственным принципам. Она выступает оценочной категорией, направленной от общества к личности.

Если рассматривать субъективную, личную сторону чести, то она заключается в том, как человек способен оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные намерения и стремления, осуществление которых в обществе расценили бы как бесчестье, и в его способности функционировать в соответствии с принятыми в данном обществе моральными правилами, нормами.[9]

Личная сторона чести всегда неразрывно связана с социальной, она подчинена и обуславливается последней и оказывает на нее огромное влияние, так как человеку не "уклониться" от общественного мнения, от взглядов окружающих его людей, которыми оцениваются его поступки.

Роль общественного мнения чрезвычайно велика, в силу общественного мнения появляются и исчезают политические партии и движения, государственные и политические деятели самых различных уровней. Под влиянием общественного мнения могут изменяться любые жизненно важные сферы общественной жизнедеятельности.

Каждый человек, таким образом, должен волей-неволей примириться с тем, что другими людьми оцениваются его поступки по-иному. Он не может подчиниться началу свободного выбора.

Положительные оценки поведения и деятельности человека со стороны общества возвышают его в глазах окружающих его людей, благотворно действуют и на чувство собственного достоинства, дают ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Отрицательные оценки человека могут вызвать разные последствия. В одних случаях человек стремится исправить свои недостатки, в других - усугубляет их. Посему -общественную оценку необходимо давать объективно.[10]

Честь является исторической категорией, так как её возникновение связано с появлением человеческого общества, вследствие этого ни общество, ни личность не могут отменить эту нравственную категорию. Таким образом, пока будут существовать группы людей, её отдельные члены будут оцениваться со стороны окружающих. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.

В основе понятия чести лежит определенный критерий нравственности. В нём проявляется объективный характер категории чести. Но может быть сформирована и неправильная общественная оценка по отношении к кому-либо. Следовательно, честь - это категория, отражающая достоинство человека в сознании других людей, является общественной его оценкой, положительной репутацией индивида.

Вместе с честью находится категория достоинства, которая является самооценкой личности, и основана на его оценке обществом. Неразрывная связь достоинства и чести вполне естественна и объяснима, так как, человек, находясь в определенном коллективе или в обществе в целом, не может игнорировать то, как его оценивает коллектив, общество.

Из-за общественной оценки человек осознаёт себя как член определенного коллектива, общества, понимает свое место и значение для коллектива и общества в целом.

У любого человека достоинство заключается в физических и духовных качествах, которые ценны с точки зрения потребностей общества. Личные качества и составляют личное достоинство. Однако человек также имеет и определенную ценность и безотносительно его индивидуальных качеств, социального положения, профессиональной принадлежности. Такая ценность и называется человеческим достоинством.

В достоинстве так же, как и в честности, сочетаются и социальная, и индивидуальная стороны. Как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко оно независимо от личности. Достоинство выступает еще и в качестве сознания чувства собственного достоинства. Эти субъективными сторонами достоинства представлены осмысления и переживания человеком своей моральной ценности и общественной значимости, которые обусловлены общественными отношениями и зависят от них.

Если общество признаёт достоинства личности, то это и является определенной оценкой всех моральных качеств, которыми личность обладает. Аморальное присутствующее в человеке, обществом осуждается. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем больше ценится он обществом, тем более высокую оценку общества он получит. Поэтому эти качества человека необходимо воспитывать с первых дней его жизни. Определяющим фактором в формировании достоинства является то, как человек относится к окружающей его действительности, его взаимоотношение с тем коллективом, в котором он находится.

Честь и достоинство неразрывно связаны между собой в силу того, что в их основе находится единый критерий нравственности. Но, несмотря на неразрывную связь, которая существует между самооценкой лица и его общественной оценкой, между честью и достоинством имеются и различия, которые заключаются в том, что честь - это объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане находится субъективный момент, самооценка. Таким образом, достоинство человека определено зависит от его воспитания, от особенностей его психического склада, от внутреннего духовного мира.[11]

В общем виде достоинство является своеобразной совокупностью положительных качеств личности, его моральной ценностью. Его можно рассматривать как социальную значимость того или иного человека, обусловленную его общественно полезными свойствами.

Можно полагать, что категории честь и достоинство едины, но не одинаковы, они вытекают одна из другой.

В частности, честь и достоинство граждан не тождественны, поскольку не тождественны их достижения перед обществом. Содержание чести и достоинства любой личности постоянно обогащается, меняется по мере развития её общественной деятельности.

Date: 2015-11-14; view: 1032; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию