Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие конкуренцииСтр 1 из 9Следующая ⇒ Теоретические основы конкурентоспособности Понятие конкуренции
Доминирующее представление о конкуренции в советской науке сводилось к острому конфликту: производители товаров и услуг борются друг с другом на смерть, а наёмные работники, в противостоянии им, идут на баррикады в целях отобрать власть революционным путём. В соперничестве между товаропроизводителями отказывались видеть стимулы к экономическому развитию. Надо отметить, что конкуренция всё же присутствовала в советский период и называлась «социалистическое соревнование». В эту концепцию входила система оценки эффективности производства, где не было проигравших, а победители были номинальными, причем поощрения не всегда выражались материально. В период перестройки представление о конкуренции в российской науке резко изменилось в связи с экономическими преобразованиями и переходом на рыночные отношения. С конца 80-х годов, трактовка понятия «конкуренция» определяется в рамках социализма и называется «здоровой конкуренцией». С 90-х годов, такие категории как «совершенная конкуренция», «несовершенная конкуренция», «олигополия» были приняты российскими экономистами для описания экономики страны. Переход от плановой к рыночной экономике отмечается, прежде всего, свободной конкуренцией производителей товаров и услуг. Важно понимать, что конкуренция является закономерной формой деятельности предприятий в рыночной экономике. В потребительском представлении, конкуренция – инструмент роста потребления, мотор развития общества. В конкурентной борьбе одни организации занимают главенствующее положение, таким образом вытесняя другие, проигрывающие. Потребитель только выигрывает за счёт снижения цен, более высокого сервиса и большего разнообразия продукции на рынке. Остановимся на факторе влияния среды на конкуренцию, т.е. на структуре рынка, где работает производитель. В экономической науке выделяют следующие типы рынка: Совершенная конкуренция – множество продавцов и покупателей недифференцированного товара или услуг. Отдельные предприятия не способны влиять на рыночные цены. Монополистическая конкуренция – множество продавцов и покупателей, но предлагаемый товар или услуга неидентичные, т.е. дифференцированы. Это даёт возможность производителям конкурировать по свойствам товаров, важным для потребителя. Олигополистическая конкуренция – несколько производителей предлагают идентичный или схожий товар или услугу. На этом рынке предприятия конкурируют за счёт технологических и организационных факторов, наличия капитала и маркетинговых стратегий. Чистая монополия – один производитель, поэтому здесь уместно говорить об отсутствие конкуренции Интенсивность рыночной конкуренции варьируется в зависимости от следующих четырёх факторов: Взаимосвязь на рынке – т.е. насколько тесно предприятия борются за одного и того же потребителя. Уровень дифференциации товара. Размеры и число конкурентов на рынке. Некоторые области, к примеру производство электроэнергии, являются естественными монополиями. Напротив другие, как парикмахерские услуги, ближе подходят к рынку совершенной конкуренции. Стратегическое расстояние между конкурентами, т.е. разные стратегические подходы, влияющие на конкуренцию. Так, области с большим стратегическим расстоянием по ценообразованию, технологии или узнаванию по бренду характеризуются более слабой конкуренцией.
|