Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Результаты эмпирического исследованияДля изучения связей между типологическими личностными особенностями и типом поведения в конфликтной ситуации применялся корреляционный анализ. Результаты анализа приведены в таблице 3.
Таблица 3
Матрица корреляций личностных особенностей и типов поведения в конфликтной ситуации
Примечание: ' p<0,10; *p<0,05;
При анализе взаимосвязей типов поведения в конфликтной ситуации по методике Томаса и типологических личностных свойств по вопроснику Айзенка было выявлено, что: показатель экстраверсии отрицательно коррелировал с приспособлением (на 10% уровне тенденции); показатель нейротизма отрицательно коррелировал с соперничеством; показатель психотизма отрицательно коррелировал с приспособлением (на 10% уровне тенденции). Исходя из интерпретации факторов в опросниках, получается, что чем выше значения экстраверсии, тем реже проявляется приспособление (рис. 2). Исходя из интерпретации факторов в опросниках, получается, что чем выше значения нейротизма, тем реже проявляется соперничество (рис. 3). Исходя из интерпретации факторов в опросниках, получается, что чем выше значения психотизма, тем реже проявляется приспособление (рис. 4). Рис. 2. Связь экстраверсии с приспособлением
Рис. 3. Связь нейротизма с соперничеством
Рис. 4. Связь психотизма с приспособлением
По результатам проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы: 1. Типологические личностные особенности связаны с типом поведения в конфликтной ситуации. 2. Наиболее тесная связь с типом поведения в конфликтной ситуации проявляется у нейротизма. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о связи типологических личностных особенностей с типом поведения в конфликтной ситуации.
Заключение
Представленное исследование позволило более четко определить понятие конфликта, проанализировать характер связей типологических личностных особенностей и типов поведения в конфликтной ситуации. В проведенном эмпирическом исследовании связи между типологическими личностными особенностями и типами поведения в конфликтной ситуации достаточно хорошо показано, какие качества личности проявляются в конфликте и каким образом можно определить, еще на самом раннем этапе, потенциальных инициаторов конфликтных ситуаций, а, соответственно и принять меры к устранению конфликтов. Целью исследования было: изучение связей между типологическими личностными особенностями и типом поведения в конфликтной ситуации. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что, типологические личностные особенности связаны с типом поведения в конфликтной ситуации. Задачами исследования было: 1. Проведение теоретического анализа проблем поведения в конфликтной ситуации и типологических личностных особенностей. 2. Построение концептуальной схемы исследования, подбор методического инструментария. 3. Анализ связей между типологическими личностными особенностями и типом поведения в конфликтной ситуации. Предметом исследования являлись: типологические личностные особенности и типы поведения в конфликтной ситуации. Объектом исследования были: подростки в возрасте 17-18 лет. Всего в исследовании приняли участие 30 человек (18 юношей, 12 девушек). В качестве методов сбора информации использовались: опросник Айзенка и методика Томаса. Из методов обработки информации использовался корреляционный анализ. В результате исследования были получены данные о связях типологических личностных свойств с типом поведения в конфликтной ситуации. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Полученные в ходе исследования результаты могут применяться в психологической диагностике подростков, в семейном и индивидуально-психологическом консультировании подростков, в психологическом тренинге с целью обучения адекватному поведению в конфликтной ситуации.
Список литературы
1. Абрамов, Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт[Текст]. - М, 2000. 2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие [Текст]. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. – 702 с. 3. Авдулова, Т.П., Гордеева, О.А. Кризисные явления в развитии подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2010. – № 5(13). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 19.10.2013). 0421000116/0047. 4. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 208 с. 5. Аршавский, И.А. Основы возрастной периодизации [Текст]. – СПб.: Наука, 2005. – 132 с. 6. Байярд, Р.Т., Байярд, Т. Ваш беспокойный подросток [Текст]. – М., 2006. 7. Баркова, Л.А. Психология личности: учеб. пособие [Текст]. – Красноярск: ГУЗЦМиЗ, 2005. – 156 с. 8. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / Авт.-сост. А. Карелин. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с. 9. Большой психологический словарь [Текст] / Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. – М., 2003. – 672 с. 10. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник [Текст]. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с. 11. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учеб. пособие [Текст] / М.В. Гамезо и др. – М.: Ноосфера, 1999. – 272 с. 12. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие [Текст]. – М.: Академический проект, 2006. – 256 с. 13. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека» [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с. 14. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с. 15. Гребенникова, О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2010. – № 2(10). URL: http://psystudy.ru. 0421000116/0014. 16. Грецов, А.Г. Практическая психология для подростков и родителей [Текст]. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с. 17. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] - СПБ.: ПИТЕР, 2008. - 544 с. 18. Гуревич, К.М. Общая психодиагностика [Текст]. - М, 1987. 19. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст]. – СПб., 2003. 20. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст]. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 376 с. 21. Жане, П. Психологическая эволюция личности [Текст]. – М., 2010. 22. Иващенко, А.В., Семинега, Ж.-П. Теории личности в зарубежной психологии: учебное пособие [Текст]. – М.: Издательство МНЭПУ, 2001. 23. Кон, И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие [Текст]. – М.: Академия, 2003. – 336 с. 24. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 324 с. 25. Леванова, Е.А. Подросток: концепция психопластики личности [Текст]. – М., 2002. 26. Леонова, О.И. Исследование эмоционально-аффективной сферы личности подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. №3. URL: http://psyedu.ru. 27. Леонтьев, Д.А., Калитеевская, Е.Р., Осин, Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление детерминации [Текст] // Личностный потенциал. Структура и диагностика. – М., 2011. 28. Подросток и семья: Хрестоматия [Текст] / Сост. Райгородский Д.Я. – Самара: БАХРАХ, 2002. – 656 с. 29. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]. – М.: Академия, 2005. – 400 с. 30. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие [Текст] / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. – С.577-588. 31. Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста [Текст]. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с. 32. Психологическая диагностика: учебник [Текст] / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2006. – 652 с. 33. Психологические теории и концепции личности краткий справочник // Психология личности: словарь-справочник [Текст] / Горностай П., Титаренко Т. – Киев: «Рута», 2001. 34. Психология подростка: учебник [Текст] / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 480 с. 35. Райс, Ф. Психология подростков и юношеского возраста: учеб. пособие [Текст]. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с. 36. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст]. – М., 2002. – 319 с. 37. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учебник [Текст]. - М.: Проспект. 2004. - 336 с. 38. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с. 39. Симонов, П.В., Ершов, П.М. Темперамент. Характер. Личность [Текст]. - М.: Наука, 1984. 40. Смирнова, Е.О., Хузеева, Г.Р. Психологические особенности агрессивных детей [Текст] // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). – 2001. – № 1. – С. 27-32. 41. Современный ребенок: энциклопедия взаимопонимания [Текст] / под ред. А.Я. Варги. – М., 2006. – 640 с. 42. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст]. – РнД: Феникс, 2000. 43. Томас, К. Опросник «Определения способов регулирования конфликтов». 44. Хвостов, А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи [Текст] // Развитие личности. – 2001. – № 1. 45. Холл, М. и др. Структура личности [Текст]. – Киев: София, 2004. – 608 с. 46. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]. – М.: Изд-во Моск. соц-психолог. института, 2003. 47. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Основные положения, исследования и примечания [Текст]. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с. 48. Шадриков, В.Д. Введения в психологию: мотивация поведения [Текст]. - М.: Логос, 2001.
|