Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты эмпирического исследования





Для изучения связей между типологическими личностными особенностями и типом поведения в конфликтной ситуации применялся корреляционный анализ.

Результаты анализа приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Матрица корреляций личностных особенностей и типов поведения в конфликтной ситуации

 

Типологические личностные свойства Типы поведения в конфликтной ситуации
Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Экстраверсия 0,05 -0,11 0,15 0,22 -0,30'
Нейротизм -0,42* -0,29 0,02 0,33 -0,06
Психотизм 0,26 -0,12 0,16 0,13 -0,31'

 

Примечание: ' p<0,10; *p<0,05;

 

При анализе взаимосвязей типов поведения в конфликтной ситуации по методике Томаса и типологических личностных свойств по вопроснику Айзенка было выявлено, что: показатель экстраверсии отрицательно коррелировал с приспособлением (на 10% уровне тенденции); показатель нейротизма отрицательно коррелировал с соперничеством; показатель психотизма отрицательно коррелировал с приспособлением (на 10% уровне тенденции).

Исходя из интерпретации факторов в опросниках, получается, что чем выше значения экстраверсии, тем реже проявляется приспособление (рис. 2).

Исходя из интерпретации факторов в опросниках, получается, что чем выше значения нейротизма, тем реже проявляется соперничество (рис. 3).

Исходя из интерпретации факторов в опросниках, получается, что чем выше значения психотизма, тем реже проявляется приспособление (рис. 4).

Рис. 2. Связь экстраверсии с приспособлением

 

Рис. 3. Связь нейротизма с соперничеством

 

Рис. 4. Связь психотизма с приспособлением

 

По результатам проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Типологические личностные особенности связаны с типом поведения в конфликтной ситуации.

2. Наиболее тесная связь с типом поведения в конфликтной ситуации проявляется у нейротизма.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о связи типологических личностных особенностей с типом поведения в конфликтной ситуации.

 

 

Заключение

 

Представленное исследование позволило более четко определить понятие конфликта, проанализировать характер связей типологических личностных особенностей и типов поведения в конфликтной ситуации.

В проведенном эмпирическом исследовании связи между типологическими личностными особенностями и типами поведения в конфликтной ситуации достаточно хорошо показано, какие качества личности проявляются в конфликте и каким образом можно определить, еще на самом раннем этапе, потенциальных инициаторов конфликтных ситуаций, а, соответственно и принять меры к устранению конфликтов.

Целью исследования было: изучение связей между типологическими личностными особенностями и типом поведения в конфликтной ситуации.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что, типологические личностные особенности связаны с типом поведения в конфликтной ситуации.

Задачами исследования было:

1. Проведение теоретического анализа проблем поведения в конфликтной ситуации и типологических личностных особенностей.

2. Построение концептуальной схемы исследования, подбор методического инструментария.

3. Анализ связей между типологическими личностными особенностями и типом поведения в конфликтной ситуации.

Предметом исследования являлись: типологические личностные особенности и типы поведения в конфликтной ситуации.

Объектом исследования были: подростки в возрасте 17-18 лет. Всего в исследовании приняли участие 30 человек (18 юношей, 12 девушек).

В качестве методов сбора информации использовались: опросник Айзенка и методика Томаса.

Из методов обработки информации использовался корреляционный анализ.

В результате исследования были получены данные о связях типологических личностных свойств с типом поведения в конфликтной ситуации.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу.

Полученные в ходе исследования результаты могут применяться в психологической диагностике подростков, в семейном и индивидуально-психологическом консультировании подростков, в психологическом тренинге с целью обучения адекватному поведению в конфликтной ситуации.

 

 

Список литературы

 

1. Абрамов, Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт[Текст]. - М, 2000.

2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие [Текст]. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. – 702 с.

3. Авдулова, Т.П., Гордеева, О.А. Кризисные явления в развитии подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2010. – № 5(13). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 19.10.2013). 0421000116/0047.

4. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 208 с.

5. Аршавский, И.А. Основы возрастной периодизации [Текст]. – СПб.: Наука, 2005. – 132 с.

6. Байярд, Р.Т., Байярд, Т. Ваш беспокойный подросток [Текст]. – М., 2006.

7. Баркова, Л.А. Психология личности: учеб. пособие [Текст]. – Красноярск: ГУЗЦМиЗ, 2005. – 156 с.

8. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / Авт.-сост. А. Карелин. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.

9. Большой психологический словарь [Текст] / Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. – М., 2003. – 672 с.

10. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник [Текст]. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

11. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учеб. пособие [Текст] / М.В. Гамезо и др. – М.: Ноосфера, 1999. – 272 с.

12. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие [Текст]. – М.: Академический проект, 2006. – 256 с.

13. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека» [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

14. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.

15. Гребенникова, О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2010. – № 2(10). URL: http://psystudy.ru. 0421000116/0014.

16. Грецов, А.Г. Практическая психология для подростков и родителей [Текст]. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

17. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] - СПБ.: ПИТЕР, 2008. - 544 с.

18. Гуревич, К.М. Общая психодиагностика [Текст]. - М, 1987.

19. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст]. – СПб., 2003.

20. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст]. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 376 с.

21. Жане, П. Психологическая эволюция личности [Текст]. – М., 2010.

22. Иващенко, А.В., Семинега, Ж.-П. Теории личности в зарубежной психологии: учебное пособие [Текст]. – М.: Издательство МНЭПУ, 2001.

23. Кон, И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие [Текст]. – М.: Академия, 2003. – 336 с.

24. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 324 с.

25. Леванова, Е.А. Подросток: концепция психопластики личности [Текст]. – М., 2002.

26. Леонова, О.И. Исследование эмоционально-аффективной сферы личности подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. №3. URL: http://psyedu.ru.

27. Леонтьев, Д.А., Калитеевская, Е.Р., Осин, Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление детерминации [Текст] // Личностный потенциал. Структура и диагности­ка. – М., 2011.

28. Подросток и семья: Хрестоматия [Текст] / Сост. Райгородский Д.Я. – Самара: БАХРАХ, 2002. – 656 с.

29. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]. – М.: Академия, 2005. – 400 с.

30. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие [Текст] / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. – С.577-588.

31. Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста [Текст]. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.

32. Психологическая диагностика: учебник [Текст] / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2006. – 652 с.

33. Психологические теории и концепции личности краткий справочник // Психология личности: словарь-справочник [Текст] / Горностай П., Титаренко Т. – Киев: «Рута», 2001.

34. Психология подростка: учебник [Текст] / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 480 с.

35. Райс, Ф. Психология подростков и юношеского возраста: учеб. пособие [Текст]. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.

36. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст]. – М., 2002. – 319 с.

37. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учебник [Текст]. - М.: Проспект. 2004. - 336 с.

38. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.

39. Симонов, П.В., Ершов, П.М. Темперамент. Характер. Личность [Текст]. - М.: Наука, 1984.

40. Смирнова, Е.О., Хузеева, Г.Р. Психологические особенности агрессивных детей [Текст] // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). – 2001. – № 1. – С. 27-32.

41. Современный ребенок: энциклопедия взаимопонимания [Текст] / под ред. А.Я. Варги. – М., 2006. – 640 с.

42. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст]. – РнД: Феникс, 2000.

43. Томас, К. Опросник «Определения способов регулирования конфликтов».

44. Хвостов, А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи [Текст] // Развитие личности. – 2001. – № 1.

45. Холл, М. и др. Структура личности [Текст]. – Киев: София, 2004. – 608 с.

46. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]. – М.: Изд-во Моск. соц-психолог. института, 2003.

47. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Основные положения, исследования и примечания [Текст]. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.

48. Шадриков, В.Д. Введения в психологию: мотивация поведения [Текст]. - М.: Логос, 2001.

Date: 2015-11-14; view: 584; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию