Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивы интеграционных трансформаций организаций и особенности реализации стратегических решений за счет слияний и поглощении





Разработка стратегий слияний и поглощений предполагает постановку целей и задач, которые необходимо достичь в процессе интеграционных трансформаций. Целевые установки интеграционных трансформаций, определяют мотивы слияний и поглощений, т.е. причины, побуждающие организации выбирать способы и средства достижения корпоративных целей и обслуживания миссии за счет интеграционных трансформаций с внешними организациями и использования для этого общего потенциала.

Цель любого поглощения состоит в создании стратегического преимущества, заключающегося в затратах на организацию–цель цены меньшей, чем суммарные ресурсы, необходимые для построения такой же стратегической позиции, но и внутренним развитием.[35]

Одной из основных стратегических задач организации является рост. Рост, расширение, и как результат, наращивание рыночной мощи являются одними из ключевых причин инициирующих организации к различным типам слияний и поглощений с внешними организациями и интеграции с ними.

Например, входящая в состав конкурентной стратегии организации, стратегия интегрирующей консолидации состоит в устранении конкурентов в результате интеграционного сращивания ранее независимых организаций и в создании организационно консолидированных групп внутри предпринимательских структур.[36]

Расширение организаций может происходить в рамках собственной отрасли, либо выходить за ее рамки. Объединение организаций может приносить различные дополнительные выгоды, выражающиеся как в увеличении доходов, так и в сокращении расходов сверх суммы этих изменений, которые возможны у организаций в отдельности. Данный эффект называется синергией. Синергия, возникающая при интеграционных трансформациях за счет слияний и поглощений, означает возможность объединенной организации приносить большую прибыль, чем сумма объемов прибыли независимых организаций до интеграционной сделки. Для наглядности синергетический эффект можно представить уравнением 2 + 2 = 5. Зачастую, именно ожидание получения данных эффектов становится решающим фактором при принятии решений организациями о слиянии или поглощении. Стремление к получению синергетических выгод является основной экономических мотивов слияний и поглощений и во многих случаях побуждает платить премии сверх рыночных цен за потенциальные организации-цели.

Двумя главными типами синергий являются операционная синергия и финансовая синергия. Операционная синергия проявляется в двух формах – увеличении доходов и сокращении расходов. Это увеличение доходов и повышение эффективности, или экономия операционных затрат может извлекаться как при горизонтальных, так и при вертикальных слияниях.[37]

Повышение доходов, вызванное операционной синергией, достаточно сложно спланировать и оценить до осуществления сделки по слиянию. Потенциальными источниками данного вида синергии могут быть маркетинговые действия, стимулирующие продажи обеих организаций и повышающие тем самым совокупные доходы. К примеру, наличие более широкого ассортимента продукции позволяет продавать большее количество товаров потребителям. Другими примерами служат ситуации, когда репутация одной организации может быть применена для повышения продаж другой, а также появление в результате интеграции возможности использования дистрибьюторской сети одной организации для продвижения товаров другой.

Операционная синергия, снижающая затраты, является наиболее достижимой при планировании слияния. Снижение затрат может стать результатом экономии от масштаба – снижения затрат на единицу продукции, возникающего в результате увеличения масштабов деятельности организации.[38] Источником такой экономии является распределении постоянных издержек на большее количество единиц производимой продукции. Сокращение дублирующих подразделений и функций, а также более эффективное использование производственных мощностей позволяет добиваться существенной экономии. Стоит отметить, что при превышении порогового объема производства возможно резкое увеличение издержек.

Синергия, снижающие затраты за счет объединения производственных операций наиболее характерна для горизонтальной интеграции. При данном типе объединений также возможно достижение синергетического эффекта от возрастания рыночной мощи, то есть организации получают возможность монопольного установления цен в отрасли. В случае вертикальной интеграции, организации стремятся к синергетическим выгодам, вызванным повышением эффективности производственных циклов и снижением транзакционных издержек. Синергетические выгоды также могут быть получены от взаимодополнения в области НИОКР. Синергии данного вида особенно характерны для горизонтальных слияний и для диверсификации. Молодые организации, обладающие научным потенциалом, зачастую являются объектом внимания для более крупных и финансово-устойчивых организаций.

Финансовая синергия возникает, когда у объединенной организации появляется возможность более выгодного привлечения капитала. Размер организации, ее репутация, диверсифицированный ассортимент продукции позволяют ей с большей вероятностью привлекать капитал на рынке. Возросшие по причине эффективных интеграционных трансформаций финансовые возможности могут служить гарантией ее финансовой устойчивости для инвесторов, акционеров и кредитных учреждений. Финансовая устойчивость объединенной организации позволяет ей привлекать капитал под более низкие проценты и на более длительный срок, чем для двух отдельных организаций. Таким образом, финансовая синергия характеризуется совокупным увеличением денежных потоков объединенной организации и/или совокупным снижением ее уровня WACC, то есть стоимости капитала, которое является индикатором финансового риска.

Бишоп и Эванс выделяют следующие источники возникновения синергетических выгод,[39] представленные на рисунке 3:

Рисунок 3 – Источники синергетических выгод

 

Увеличение доходов достигается путем объединения номенклатур производимой продукции, охвата более широкого рынка обслуживания, монополизации рынка, использования общей сети дистрибуции. Однако, по мнению Эванса и Бишопа, вероятность повышения доходов сильно зависит от внешних факторов, влияние на организацию которых достаточно сложно спрогнозировать.

Сокращения расходов, вследствие интеграционных трансформаций, организации могут добиваться, устраняя дублирующие функции, основные фонды и сокращая административный аппарат.

Усовершенствование процессов происходит путем распространения более совершенных технологий в объединенной организации. Результаты данных процессов отражаются на сокращении издержек или/и увеличении ее прибыли.

Финансовая экономия выражается снижением затрат на капитал вследствие повышения инвестиционной привлекательности объединенной организации.

Баккер и Хелтинк предлагают классифицировать мотивы на защитные и наступательные.[40] Исследование, посвященное мотивам интеграционных трансформаций, позволило сделать вывод, что сделки осуществляемые в форме слияний характеризуются в основном защитными причинами. Так, стремление к усилению рыночной позиции за счет увеличения размеров лежит в основе большинства мотивов, характерных для слияний. В свою очередь, поглощения могут быть продиктованы наступательным характером мотивов, т.е. наращиванием эффективности в различных направлениях деятельности (см. табл.1).

Суммируя данные исследования Беккера и Хелтинка, можно сделать вывод, что слияния, помимо защитного характера с точки зрения мотиваций, в основном, руководствуются направленностью на достижение операционной синергии. Также организации, осуществляющие слияния, стремятся развивать рынок, на котором они уже присутствуют, и усиливать собственные позиции на нем.

 

Таблица 1 – Мотивы организаций при принятии решения о слиянии или поглощении.

 

Защитные причины слияний Наступательные мотивы поглощений
1. Увеличение собственного потенциала (рост собственного капитала) 1. Рост (расширение)
2. Экономия на масштабах (дистрибуция, закупки, производство, маркетинг) 2. Выход на новый рынок
3. Оптимизация портфеля (направления деятельности[41]) 3. Оптимизация портфеля продукции
4. Интернационализация 4. Завоевание доминирующей позиции на рынке
5. Защита от враждебных поглощений 5. Диверсификация (миграция рыночных интересов и ресурсов)
6. Обмен опытом в сфере разработки новых продуктов 6. Обмен техническим/функциональным опытом
7. Обмен опытом в сфере маркетинга и продаж 7. Экономия на масштабах закупок
  8. Сокращение издержек на научные исследования и разработки

Поглощения же характеризуются наступательными мотивами, лежащими в основе принятия решения о сделках. В своем большинстве организации осуществляющие интеграционные сделки в форме поглощения преследуют финансовые цели и ориентированы на получение финансовой синергии. Однако, организации, предпринимавшие поглощения, также стремились к освоению рынков и заимствованию опыта из других сфер бизнеса.

Основная цель слияний или поглощений – рост капитализированной стоимости объединенной организации, обеспечивающий конкурентные преимущества в рамках процесса глобализации[42]. Российская экономика создала условия для формирования специфичного инструмента защиты от иностранных конкурентов национальных корпораций путем интеграций.

Рисунок 4 – Классификация мотивов слияний и поглощений

Основная цель слияний или поглощений – рост капитализированной стоимости объединенной организации, обеспечивающий конкурентные преимущества в рамках процесса глобализации[43].

Для целей диссертационной работы, мы предлагаем классифицировать мотивы слияний и поглощений организаций в соответствии с их функциональными признаками: финансовым, производственным, коммерческим и технологическим (см. рис. 4).

По нашему мнению, подобная классификация позволяет конкретизировать целевые установки интеграционных трансформаций, поскольку каждый из представленных в классификации мотивов относится к определенному функциональному признаку. Стоит отметить, что планируя интеграционные трансформации за счет слияний и поглощений с внешними организациями, организации-инициаторы зачастую мотивируют их не какой-либо одной причиной, а совокупностью разнородных, дифференцированных целевых установок.

В каждый из блоков классификации мы включили ранее рассмотренные мотивы, а также добавили некоторые новые. Дадим им краткую характеристику.

В блок финансовых мотивов мы включили мотивы, которые продиктованы, прежде всего, причинами, связанными с воздействием на финансовую позицию организации, ее финансовые потоки, регулирование объемов финансовых средств, т.е. возможность их привлечения и/или размещения. Рассмотрение данного блока мотивов начнем с уже описанного нами мотива финансовой синергии. Как упоминалось выше, финансовая синергия представляет собой эффект, когда объединенная в результате интеграционных трансформаций за счет слияния или поглощения организация может привлекать больше капитала, чем сумма капиталов, которые могли привлекать организации до объединения, то есть снижение затрат на капитал. К примеру, организация А могла привлекать 100 тыс. руб. и организация Б могла привлекать 100 тыс. руб. до их слияния или поглощения. В результате объединения организаций А и Б, интегрированная организация С может привлекать 300 тыс. руб., что в последствии положительным образом отразится на эффективности ее деятельности.

Мотив финансовой диверсификации продиктован стремлением организаций-участников интеграционных сделок противостоять цикличности бизнеса и операций и выровнять неравномерные денежные потоки в результате объединения с организациями, имеющими несовпадающую амплитуду циклов. В большинстве случаев организации-участники интеграционных сделок организуют холдинг и ограничиваются минимальными трансформациями

Мотив применения избыточных ресурсов - подразумевает, что интеграция рассматривается как инвестиционный проект,[44] успешная реализация которого позволяет обеспечить рост собственного капитала.

Привлечения финансовых ресурсов может служить мотивом интеграции в том случае, когда организация-инициатор имея мощную производственно-сырьевую базу, разветвленную дистрибьюторскую сеть, уникальные технологии или другие ключевые факторы успеха, испытывает временные финансовые трудности и стремится к интеграции с подходящей организацией с устойчивым финансовым положением. Примером может служить ситуация, когда за счет слияний и поглощений выстраивается финансово-промышленная группа, в составе которой находится кредитно-финансовое учреждение.

Налоговые мотивы. Организация, генерирующая высокие прибыли и, соответственно, имеющая серьезные налоговые обязательства может выступать инициатором слияния или поглощения с организацией, имеющей налоговые льготы, что позволит объединенной организации использовать данные привилегии. Другим вариантом может быть мотив интеграции организации с существенной налоговой нагрузкой с организацией имеющей высокие прибыли, что позволит сбалансировать финансовое состояние интегрированной структуры.

Блок производственных мотивов. Мотивом для слияний и поглощений может являться стремление организаций повысить эффективность деятельности. Зачастую организации располагают большим потенциалом для снижения издержек, повышения прибыли и улучшения управления бизнес-процессами, однако самостоятельно данные изменения не производят либо в виду отсутствия опыта или ограниченного времени, либо из-за неправильной оценки собственных возможностей. В этом случае они могут стать кандидатами на поглощение со стороны опытных организаций, оценивающих перспективы развития объединенной организации под их управлением как более эффективные. Интеграции, продиктованные стремлением повысить эффективность операционной деятельности и улучшить управление, носят производственные характер, а синергетические выгоды различного рода могут проявляться не сразу и носить длительный характер, что затрудняет их планирование и оценку.

Экономия на масштабах деятельности. Экономический смысл экономии на масштабах сводится к следующему – устранение дублирующих функций или отделов в процессе объединения и интеграционных трансформаций организаций.

Рисунок 5 – Графическое представление эффекта масштаба

 

Чем выше доля каждой из организаций, участвующей в интеграционной сделке, тем большего эффекта масштаба можно добиться. Это позволяет снижать средние общие издержки организации, одновременно повышая объемы ее производства, что стимулирует организации к слияниям и поглощениям. Однако, стоит отметить, что при превышении определенного порогового уровня объема производства, этот эффект может иметь обратные последствия.

Наращивание производственных ресурсов и доли рынка. Данный мотив характеризуется возможностями, предоставляемыми отраслью и ее участниками по объединению схожих производственных мощностей для увеличения доли рынка. Интеграции подобного рода характерны для горизонтального типа слияний и поглощений и дают возможность идентичным, с точки зрения производственных процессов и выпускаемой продукции, организациям увеличить присутствие на рынке и упрочить конкурентное положение за счет интеграций с организациями-конкурентами.

Комбинация взаимодополняющих ресурсов. Данный мотив обусловлен открывающимися в результате интеграционных трансформаций возможностями совершенствования производственных процессов за счет дополнения имеющихся у участников ресурсов.

Однако, данный мотив несколько шире, чем взаимодополнения производственных ресурсов, он также включает в себя взаимодополнения в области закупок, сбыта, финансов НИОКР и других функций, находящих отражение в производственном процессе и повышая совокупную эффективность интегрированной структуры.

Оптимизация производственных процессов и снижение простоев. Заключается в возможностях экономии производственных ресурсов – времени, количества управляемых объектов и объемов затрачиваемых средств за счет интеграционных трансформаций.

Обеспечение поставок, приобретение поставщика. Подобные виды мотивов характерны для вертикальных интеграции и имеют в своей основе стремление обеспечить зависимый источник сбыта/поставок и обуславливается снижением в данном случае транзакционных издержек, а также выстраиванием вертикально-интегрированных организационных структур для упрочнения конкурентного положения в отрасли.

Блок коммерческих мотивов. Мотивы, представляющие данный блок, характеризуются стремлением организаций-инициаторов интеграционных сделок повысить эффективность собственных систем сбыта и ассортиментной политики.

Увеличение сбыта (синергия повышения доходов). Результат интеграционных трансформаций объединяемые организации видят в повышении доходов от совместных связанных и комплементарных продаж по общим каналам сбыта. То есть, когда потребитель покупает продукцию одной организации и в этом же месте (канале продаж) приобретает продукцию другой организации. В данном случае повышаются совокупные продажи не изменяя структуры совокупных затрат на продвижение.

Мотивы покрытия больших географических областей, освоения новых сегментов рынка объясняют стремление организаций, исчерпавших возможности роста в собственном регионе, к глобальной экспансии. Во многих случаях проще приобрести и интегрировать организацию, успешно функционирующую на иностранном рынке или в другом географическом регионе со сложившейся системой взаимосвязей с контрагентами и укрепившимся брендом, чем создавать бизнес в новом регионе с нуля.

Приобретение клиентской базы – мотив, которым руководствуются организации, которые принимают решение о расширении собственной клиентской базы. Сложившиеся доверительные отношения с постоянными клиентами являются ценным нематериальным активом, который достаточно сложно быстро воспроизвести. В данном случае, при правильной оценке организации-цели с наработанной клиентской базой, ее поглощение и интеграция может быть важным стратегическим действием организации-инициатора.

Мотив углубления и/или расширения ассортимента. Организации, имеющие схожий и взаимодополняющий продуктовый ассортимент в процессе интеграции могут существенно усилить конкурентное положение, а также увеличить доходы за счет «привязки» клиентов к организации. В данном случае не последнее место играет положительная репутация как нематериальный актив, который может существенно усилить лояльность клиентов и совокупную привлекательность для остальных контрагентов.

Обеспечение маркетинговых мероприятий (рекламные мероприятия, взаимодействие с клиентами, продвижение продукции по общим каналам). Реализация возможности проведения данных совместных мероприятий в результате интеграции организаций выражается в проведении отдельных совместных маркетинговых акций, которые направлены на стимулирование совокупных продаж.

Блок технологических мотивов объединяет группу мотивов, направленных на развитие и совершенствование технологического функционала организаций участвующих в интеграционных трансформациях, включающего НИОКР, распространение технологии на производство дифференцированной продукции, ноу-хау, накопленный опыт производства.

Приобретение организаций для соответствия НИОКР. Соответствие НИОКР является важным мотивом в высокотехнологичных, быстроразвивающихся отраслях с короткими жизненными циклами продукции. В таких отраслях отставание в области НИОКР от ведущих конкурентов может быть равносильно банкротству и, в этой связи, организации набирают опыт, развивают НИОКР и стремятся стать лидерами в отрасли за счет эффективных слияний и поглощений и дальнейших интеграционных трансформаций технологических функций.

Распространение и обмен технологиями. Мотив объясняется выявленными возможностямииспользования технологий производства, применяемых в одной из организаций-участников интеграционных трансформаций в производственном процессе другой организации. Данный мотив может иметь весьма эффективные последствия выраженные в различных способах снижения затрат в случаях, если технологии распространяются на производство несмежной, неоднородной продукции, например, объединение разработок в области бытового и автомобильного кондиционирования или производства моющих средств для посуды и для белья.

Сокращение издержек на НИОКР. Совместные усилия интегрированной организации позволяют сокращать расходы на НИОКР обмениваясь опытом и разработками одновременно повышая их эффективность. Немаловажным является тот факт, что в процессе интеграционных трансформаций создается возможность взаимного обучения специалистов. Зачастую приобретение высокотехнологичной организации (особенно молодой и небольшой) может быть дешевле, чем создавать и развивать собственные НИОКР.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:

• экономический эффект;

• научно-технический эффект;

• социальный эффект;

• экологический эффект.[45]

Приобретение лицензий и патентов. Данный мотив характерен для банковских организаций, мотивирующих интеграции с другими идентичными организациями наличиями у них лицензий на осуществление какой-либо деятельности, расширяющий ассортимент услуг, и получение лицензии на которую по каким-либо причинам являющимся затрудненным или невозможным. В случае с патентами, мотивация интеграций объясняется стремлением приобрести трудновоспроизводимые альтернативные уже запатентованным технологии или изобретения, которые могут эффективно усовершенствовать производственный процесс и укрепить конкурентное положение интегрированной организации.

Венчурные инвестиции. Мотивация организаций-инициаторов объясняется стремлением получения высокой прибыли за счет приобретения высокорискованных, зачастую молодых организаций, обладающих научным потенциалом, интеграция с которыми предполагает практическое использование разрабатываемых ими новинок.

Особенности реализации стратегических решений путем слияний и поглощений характеризуются, прежде всего, потенциальными возможностями, которые реализуются в случаях успешного проведения сделок и дальнейших интеграционных трансформациях. Слияния и поглощения позволяют организациям достигать целей эффективнее, полноценнее и быстрее, чем в случае органичного роста. Однако реализация стратегических решений путем слияний и поглощений зачастую сопряжена с определенными проблемами.

Выделим наиболее характерные потенциалы и проблемы реализации стратегических решений путем слияний или поглощений (табл. 2)

Рассмотрим подробнее потенциалы реализации стратегических решений путем интеграционных трансформаций за счет слияний или поглощений.

Одним из наиболее значительных условий, которое учитывают организации при планировании развития за счет слияний или поглощений является возможность экономии времени при достижении поставленной цели. Рост через слияния и поглощения может быть более быстрым в условиях необходимости оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию. Возможности для расширения могут быть привлекательными в течение определенного времени, и, органический рост может не позволить ими воспользоваться. Интеграция с внешней организацией позволит сэкономить время, необходимое при создании собственной организации, поиска поставщиков, наладки производственных процессов и формировании дистрибьюторской сети.

Таблица 2 – Потенциалы и проблемы реализации стратегических решений за счет слияний или поглощений

Потенциалы Проблемы
1.Экономия времени при достижении поставленной цели 1.Сложности с оценкой организации-цели
2.Снижение издержек конкуренции 2.Сопротивление организации-цели
3.Объединение ресурсов, позволяющее добиться дополнительных преимуществ 3.Высокие финансовые расходы
4.Экономия на транзакционных издержках 4. Проблемы интеграции организаций после проведения сделки слияния
5.Получение доступа к стратегическим активам 5.Сложности с интеграцией персонала и организационных культур

Следующим существенным потенциалом, которым может обладать слияние или поглощение, является возможность снижения издержек адаптации. Например, руководство организации принимает решение осуществлять деятельность в другом географическом регионе. В данном случае слияния или поглощения с местными организациями являются менее затратными и рискованными, поскольку снижаются издержки адаптации к специфичным для данного региона условиям функционирования. Наглядными являются примеры, когда крупные банки, стремясь проникнуть в другие регионы, поглощают местные банки со сложившейся филиальной структурой и клиентской базой, а также поглощения крупными операторами сотовой связи более мелких организаций данной отрасли в иных географических областях.

Немаловажную роль также играет возможность снижения издержек конкуренции. Реализация стратегия роста может предполагать экспансию организации в другие отрасли. Стремление организации к освоению нового для нее бизнеса может быть продиктовано такими целями как, например, выравнивание денежных потоков либо освоение отрасли с большими перспективами. Создание собственного бизнеса в новой отрасли может быть сопряжено с издержками на преодоление барьеров вхождения и издержками конкурентной борьбы. Слияния и поглощения в данном случае могут быть более привлекательным механизмом вхождения в отрасль, поскольку организация имеет возможность избежать барьеров и снизить конкурентное давление, путем приобретения одной из организаций-конкурентов и объединения совокупных потенциалов. Стоит отметить, что для осуществления контроля и управления организацией-целью не обязательно приобретать 100% ее акций, зачастую принятие различного рода решений обеспечивает владение меньшей долей акционерного капитала.

Зачастую организации ставят целью возможность объединения ресурсов, позволяющее добиться дополнительных преимуществ. Такими преимуществами могут быть экономия на издержках и рост доходов сверх суммы данных изменений, которые возможно осуществить организациям по отдельности. Выявление возможностей получения операционных преимуществ ввиду сокращения дублирующих функций стимулирует организаций к выбору стратегии роста за счет слияний и поглощений. Также причиной, по которой организации выбирают данный механизм развития, является наличие у внешних организаций-целей тех или иных возможностей или ресурсов, которые могут позволить эффективно противостоять более крупным конкурентам. Примером может служить слияние небольшой организации из биоинженерной или компьютерной отрасли, обладающей ноу-хау с организацией-конкурентом, располагающей финансовыми ресурсами. Объединение данных ресурсов обеспечит в процессе их интеграционных трансформаций конкурентные преимущества и выгодны обеим сторонам сделки.

Стратегическое решение относительно вертикальной интеграции может обеспечивать возможность экономии на транзакционных издержках. Данное условие является наиболее характерным для принятия руководством организаций-инициаторов решений о слияниях или поглощениях в отношении собственных поставщиков или клиентов. В большинстве случаев данная стратегия расширения экономически более оправдана, чем создание собственных производств либо каналов сбыта. Рыночные отношения с независимыми поставщиками и клиентами могут не устраивать организации ввиду больших операционных расходов. Интеграция операций, расширение технологических возможностей, обеспечение устойчивого канала распределения или канала поставок, снижение издержек рынка, решение проблем задолженностей, а также повышение рыночной мощи и усиление барьеров в отрасли – те преимущества, которыми может быть обеспечена организация-инициатор при объединении с компаниями-партнерами по бизнесу. Примером данных объединений может служить ситуация когда нефтедобывающая организация приобретает нефтеперерабатывающий завод, сеть автозаправочных станций или организацию, занимающуюся разведкой нефтяных месторождений.

Выбор реализации стратегии расширения за счет слияний или поглощений может предоставлять доступ к стратегическим активам. Такими активами могут быть патенты, лицензии и НИОКР. В условиях органического роста данные активы могут быть труднодостижимы или недоступны.

Принимая во внимание данные потенциальные возможности, и учитывая другие положительные факторы, организации также должны иметь представление и о проблемных аспектах и трудностях, которые может повлечь данное стратегическое решение.

Одной из наиболее значительных проблем, с которой организации могут столкнуться еще на начальных этапах планирования сделки – это оценка внешней организации-цели. Каждая организация обладает собственным уникальным набором характеристик, которые могут не учитываться в стандартных методах оценки. Выявление данных характеристик и определение их роли в будущей интегрированной организационной структуре способно существенно влиять на стоимость сделки. Другим важным моментом, при проведении оценки, является непредставление информации или ограничения доступа к ней, необходимой для проведения данной процедуры, что весьма затрудняет определение реальной стоимости бизнеса. Данная проблема характерна для недружественных поглощений.

Стремление к получению дополнительных выгод от интеграционных трансформаций побуждает организации-инициаторов сделок платить премии сверх рыночных цен за организации-цели, однако, зачастую эффекты от данных выгод являются переоцененными или трудноосуществимыми.

Также, в процессе планирования сделки, организации-инициаторы могут испытывать сопротивление организаций-целей. В случае недружественного поглощения, менеджмент организации-инициатора может предпринимать ответные меры. Практика осуществления процессов слияний и поглощений сформировала определенные механизмы защиты от поглощений. Все меры по сопротивлению поглощению можно разделить на две части – превентивные и активные действия. Вкратце опишем основные из них.

1) Превентивные меры - это меры, осуществляемые для снижения вероятности поглощения. К ним относятся внесение поправок в устав, такие как: разделение совета директоров на 3 части и избранием по одной из них в год, с тем чтобы поглощающая организация не имела возможности сделать необходимые ей изменения в совете; высокий процент акций, необходимый для одобрения поглощения; установление «справедливой» цены на акции, ограничивающая деятельность акционеров в случае ее невыплаты. Другими мерами превентивного характера являются распространение акций нового класса с более высокими правами голоса, а также «ядовитые пилюли», которые дают возможность существующим акционерам, в случае скупки акций на рынке, покупать оставшиеся акции по более низкой цене.

2) Активные меры осуществляются после попытки поглощения и включают в себя судебные тяжбы, ответная скупка акций поглощающей организации, а также реструктуризацию активов, например, покупку активов, которые создадут проблемы поглощающей организации, и реструктуризацию пассивов, Выпуск акций для дружественной третьей организации, увеличение числа акционеров или выкуп акций по цене выше рыночной у существующих акционеров.

При планировании сделок слияний или поглощений организации должны учитывать, что зачастую реализация интеграции будет связана с повышенными финансовыми расходами. Осуществление процесса слияния или поглощения требует больших затрат на его финансирование. Слияния могут быть оплачены деньгами, ценными бумагами, либо комбинацией акций и ценных бумаг. В зарубежной практике широкое применение получила техника финансирования с привлечением заемного капитала для покупки акций организаций-целей. Обеспечением долга могут выступать будущие денежные поступления, генерируемые объединенной организацией. Поскольку финансирование слияний – рискованный проект, обычно для его осуществления привлекается синдикат банков с целью распределения рисков между несколькими банками.

На заключительных стадиях процесса слияния или поглощения могут возникнуть проблемы объединения компаний после проведения сделки слияния. Это один из самых сложных этапов в слиянии организаций, собственно сам процесс интеграционных трансформаций. Интеграция операций, производств, каналов сбыта, финансов, технологий требует значительных усилий менеджмента обеих организаций-участников. Определение выгод интеграции, глубина и время интеграции должны быть проанализированы и разработаны заранее. Успех всей сделки зависит именно от этой стадии и того, каким образом она будет осуществлена.

Также немаловажным фактором являются различные проблемы с интеграцией персонала и корпоративных культур. Адаптация корпоративных культур двух разных организаций может сильно затормозить процесс извлечения выгод интеграции и потребовать значительных временных, финансовых и управленческих ресурсов на перестройку. Другой проблемой может стать распределение мест в совете директоров и исполнительных органах объединенной организационной структуры среди бывших управляющих. Стремление устранить дублирующие отделы и функции, такие как, например, бухгалтерия, отдел маркетинга, финансовый отдел, приводят к сокращению рабочих мест и увольнению сотрудников, что требует выплаты пособий.

Следует отметить, что реализация стратегических решений путем слияний и поглощений существенно зависит от состояния экономики, которая оказывает непосредственное влияние на специфику интеграционных процессов. Возникает необходимость в проведении исследования макроэкономической среды слияний и поглощений, определения характерных черт, присущих современному этапу их развития, а также в выявлении тенденций.

 

 

Date: 2015-11-14; view: 598; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию