Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Театрализация в педагогике





Прежде чем остановиться на методе театрализации как таковом необходимо сделать небольшое вступление, относительно понятия театр, его происхождения и сущности.

«Театр - (от греч. theatron - место для зрелищ - зрелище) - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой… Произведение театрального искусства - спектакль - создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете - балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте - режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника» [БЭС – С.]. В России развитию театра как вида искусства способствовали школьные, а также домашние театральные представления. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра.

Школьные театры, появившиеся в XVII – XVIII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современной России. В XIX в. огромную роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах. Популярен был и крестьянский театр для детей. В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты [Бояджиев 1954, 576].

Жизнь театру дают массовые религиозные обряды и зрелища, требующие перевоплощения, принятия на себя другой роли, проще говоря, игры. А что как не игра издревле было одним из основных способов обучения и социализации ребенка.

И здесь мы должны перейти к рассмотрению феномена театра, точнее театрализации в образовательном процессе. Один из педагогических словарей дает следующее определение: «Театрализация в обучении - инсценировки разно жанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и т. п. атрибутами» [Коджаспирова, Коджаспиров, 2003]

Однако на наш взгляд, ограничивать театральную деятельность в образовании исключительно рамками вне учебной деятельности было бы неправильно. В современной педагогике театрализация в разном объеме используется в процессе учебной деятельности на уроках, при обучении целому комплексу дисциплин, прежде всего литературе и иностранному языку.

Один из известнейших театральных педагогов К. С. Станиславский характеризовал театр следующим образом «Сильнее школы, сильнее проповеди. В школу надо еще захотеть прийти, а в театр всегда ходят, потому что развлекаться всегда хотят. В школе надо уметь запомнить то, что там узнаешь. В театре запоминать не надо — само вливается и само помнится» [Станиславский 1993, Т.5, 154]

По мнению К.С. Станиславского, театральная деятельность – средство для социализации и развития детей, поскольку подобная деятельность естественна для них. «Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов... формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире,… но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе» [Станиславский 1993, Т. 9, 123]

С точки зрения психологии игра — это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [Общая психология 2008, 126]. Любая игра предполагает наличие определенной роли, однако особенное место собственно «роли» отводится именно в театральной игре. Театральная роль предполагает заданные пьесой текст, поведенческую парадигму, место и время действия. Именно наличие заранее оговоренных условий позволяет использовать театральную игру при обучении определенным знаниям, умениям, навыкам.

В 1960-е годы ученые-методологи отмечали, что опыт К.С. Станиславского необходим педагогам и психологам, исследующим вопросы речи, мышления, внимания, эмоций. Иными словами, учитель должен владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей (как, впрочем, и взрослых, что доказывает советский опыт создания любительских театров), помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии.

1. Развитие коммуникативных качеств личности;

2. Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

3. Нравственное воспитание;

4. Художественное воспитание и образование детей;

5. Формирование эстетического вкуса;

6. Создание положительного эмоционального настроя,

7. Решение конфликтных ситуаций через игру.

Кроме того, необходимо отметить, что обучающийся в рамках метода театрализации становится актером, то есть самостоятельным действующим лицом. Он, конечно, находится в определенных рамках, однако внутри них он совершенно свободен и действует автономно и инициативно. Одной из главных целей современной педагогики является формирование инициативной творческой личности, способной к принятию решений и самообучению, поэтому игровые методы и метод театрализации становятся всё более популярными в современной педагогике.

Рассмотрим историю развития театральной деятельности в рамках педагогики.

Основателем театральной деятельности в России является духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик и придворный педагог царя Алексея Михайловича Тишайшего Симеон Полоцкий. Помимо организованной при дворе по царскому приказу «театральной храмины» театральной деятельностью занимались и в основанной Симеоном Полоцким школе. Школьный театр был театром дидактическим, тем более что сам составлял часть учебной программы. Он выполнял важную общественную функцию морального и политического воспитания зрителей, распространял идеи раннего просвещения о пользе наук, представлял на сцене примеры истинного патриотизма, чутко реагировал на современные общественные события. В ХVII - первой половине XVIII в. школьный театр был одним из ведущих видов искусства сцены. [Софронова, 1983 С.4]

Как мы уже писали выше, традиция учебного театра продолжала существовать и в последующие века. Однако после октябрьской революции 1917 года в России театр уходит из школы. Он возвращается туда только в конце 30-х годов. Необходимо отметить, что в советский период детские театры были лишь частью внеучебной программы. И, соответственно, данная методика не включалась в образовательные программы. Только в конце 80-х годов XX века интерес к театральной педагогике был возрожден. В педагогических вузах даже появляются специальные театральные предметы. Возвращается театральная лексика. Молодые специалисты применяют знания на специальных театрализованных занятиях. [Сердюк 2006, 25]

На современном этапе развития педагогической науки и практики преподаватели вновь обращаются к театрализации в разных формах. Театрализация (драматизация) и игра уже давно входят в большинство традиционных предметов - в форме ролевых и деловых игр, творческих экзаменов и т.д.

Прежде чем обратиться к методике театрализации (драматизации) рассмотрим определения этих терминов.

«Театрализация - Приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств. Театрализация романа» [Толковый словарь Ушакова 2012].

«Драматизация - Действие по глаголу драматизировать. Драматизация рассказа Чехова "Хирургия". Приемы драматизации литературных произведений в школе (педаг.)» [Толковый словарь Ушакова 2012].

«Драматизировать 1. Переложить (перелагать) какое-нибудь произведение в драматическую форму. 2. Представить (представлять), разыграть (разыгрывать) что-нибудь в лицах [Толковый словарь Ушакова 2012].

Как мы видим, в качестве педагогического термина Д.Н. Ушаков использует слово «драматизация», однако на современном этапе педагоги - исследователи чаще используют слово театрализация (поскольку оно имеет более широкое значение). Термин «драматизация» сегодня тесно связан с исполнением роли либо театральным представлением, «театрализация» же включает в себя, помимо собственно спектакля комплекс различного рода игр. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать данный термин как основной для исследуемой нами методики.

Необходимой реальностью современного учебного процесса становится навыки концентрации, умение взять на себя ту или иную роль, обучение способам общения с аудиторией, и многое другое всё это делает нужным освоение самого принципа игры.

На современном этапе театрализация превращается в один из дидактических приемов, используемых при освоении материала планомерно (на каждом занятии или с четкой периодичностью). Особенно эта тенденция заметна при преподавании творческих учебных дисциплин либо при обучении студентов творческих специальностей.

Новые цели, которые ставит перед собой современное образование, вызывают повышенный интерес педагогов к интерактивным технологиям в обучении. Одной из таких технологий и является использование ролевых, деловых и театрализованных игр. Прежде всего, образованный человек должен быть самостоятельным, инициативным, активным в профессиональной деятельности. Кроме того, он должен быть способен к самообучению и генерированию нового знания. Все эти установки могут быть воплощены в жизнь, когда обучаемый пробует себя в роли актера.

Сегодня метод театрализации активно используется на всех уровнях образования, как за рубежом, так и России. На каждом этапе образования прием театрализации используется в разных объемах, разными средствами и служит для достижения различных задач.

Театрализованная деятельность на раннем этапе развития позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка. Среди задач театральной педагогики в дошкольных и внешкольных учреждениях можно отметить:

1.воспитание творческой направленности личности;

2.развитие творческого воображения;

3. формирование ассоциативного мышления.

4. развитие речи

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Актерская игра способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая способности к адаптации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию успешности, что чрезвычайно важно для развития гармоничной личности.

Театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им литературного произведения. Участие в игре создает благоприятные условия для развития чувства коллектива, партнёрства.

В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.

В процессе участия в театрализованных играх ребенок педагог может способствовать развитию речи ребенка. Игра помогает развивать речевое дыхание, чёткую дикцию и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, а также пополнять словарный запас (путем произнесения скороговорок, заучивания пословиц, стихов, сказок и рассказов).

Следующим этапом образования является обучение в школе. Здесь у педагога появляются новые задачи, как общие, так и частные, связанные со спецификой преподаваемой дисциплины.

Главной задачей является, конечно, усвоение школьниками материала изучаемой дисциплины. Однако для достижения этой цели преподаватели учебных дисциплин, принадлежащих к разным научным отраслям, используют различные методы и приемы обучения.

Прием театрализации нашел наиболее широкое применение в преподавании гуманитарных дисциплин. Истории, литературы, иностранных языков. Именно оказавшись на месте исторического деятеля, литературного персонажа или представителя иной культуры ученик способен наиболее полно отрефлексировать изучаемый материал. Сыграв роль можно в полной мере определить, осознать и принять мотивы тех или иных действий, ощутить особенности психологии и образа мыслей чужой эпохи или культуры.

Драматизация охватывает разные аспекты художественной деятельности: выбор репертуара, создание сценариев, сценическую речь, сценическое движение, изготовление костюмов, декораций, реквизита и т.д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования у обучаемых этических и эстетических ценностей.

Профессиональное образование предполагает усвоение знаний, умений и навыков, необходимых в практической профессиональной деятельности. Высшее образование предполагает также развитие творчески активной личности с широким кругозором.

Поэтому современная педагогика ставит задачу освоения студентами определенных образовательных компетенций.

В. В. Вартанова выделяет целый комплекс компетенций, развитию которых способствует театральная деятельность в педагогике (для профессионального образования):

«Театральная деятельность:

- способствует высвобождению внутренних ресурсов личности и соединению профессиональных знаний с речевой культурой и возможность быть понятым и услышанным в полной мере;

- способствует формированию автономности студентов;

- развивает умение управлять своими видениями, держать во внимании воображаемый объект, общаться с ним, эмоционально реагируя на образы представления и воображения;

- развивает выразительность, мимику, пластику, интонацию;

- развивает выразительные способности;

- развивает двигательные функции и идеомоторную координацию;

-развивает образное мышление;

- развивает творческое воображение;

-развивает способности мыслить действенными и событийными категориями;

- развивает способность к выявлению осведомленности в области смежных профессий;

- развивает умение управлять своим эмоциональным состоянием;

- снимает мышечные и психологические зажимы;

- помогает овладению навыков: правильного дыхания, голосообразования, четкой дикции, литературного произношения и законов логики речи;

- развивает умение передавать собственное позитивное отношение к окружающим;

- развивает способность к позитивному оцениванию своих склонностей и возможностей». [Вартанова 2008, 1-2]

Далее необходимо рассмотреть классификацию форм театрализации, используемую в педагогической науке. Для театрализованных представлений и иных форм педагогической театрализации обычно применяют термин театрализованные игры (речь идет о дошкольном и школьном образовании)

Исследователь Л.В. Артёмова выделяет 2 группы театрализованных игр – драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях обучаемый самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, то есть выполняет функцию актера. Если они разыгрываются в форме классического театра (на сцене с декорациями и костюмами) либо в форме массового зрелища - их называют театрализациями (таким образом, в данной классификации термины драматизация и театрализация разделены по признаку массовости). «Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки» [Артемова 1990, 24 ].

В режиссёрской игре ребёнок не исполняет роль, а выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Подобные игры чаще применяются в работе с детьми младшего возраста и воплощаются средствами кукольного театра.

Согласно другой классификации театрализация (драматизация) подразделяется на конкретные формы:

1.Ролевые игры (игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия);

2. Инсценировки малых форм (небольшие сказки и рассказы, части произведений, театрализованные стихи)

3.Инсценировка – спектакль (постановка драматического произведения, литературной или литературно-музыкальной программы). [Охотникова2014, 2]

По нашему мнению данная классификация более применима на всех образовательных этапах. Кроме того, она подразделяет театральные и игровые методы в педагогике. Поэтому в дальнейшем мы будем опираться на неё.

Вышеуказанные формы служат разным целям, используются на разных этапах обучения самостоятельно. Вместе с тем при постановке спектакля ролевые диалоги и инсценировки отдельных сцен могут быть этапами подготовки большой итоговой работы.

Несомненно, важным элементом успешного применения метода театрализации является правильная организация процесса обучения.

Наиболее важной частью здесь является работа педагога. Прежде всего, он должен обладать необходимыми при данном творческом подходе артистическими качествами. В случае организации в школе, дошкольном или внешкольном образовательном учреждении специального детского педагогического театра, возможно даже привлечение специальных педагогов. Это связано с тем, что у воспитателя (учителя) может не быть навыков для профессиональных занятий по развитию сценической пластики и речи, музыкальных способностей.

Если преподаватель использует метод театрализации как часть основного образовательного процесса, в услугах узких профессионалов нет необходимости. Однако в этом случае, на самого педагога ложатся обязанности сценариста и режиссера, он должен направлять деятельность учеников по освоению текста и формированию образа. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Немаловажным аспектом театральной педагогики является её универсальное воздействие на всех участников образовательного процесса.

Демократичный характер занятий, проходящих в игровой форме, позволяет и ученикам и преподавателям сформировать устойчивость к стрессу, развить творческую активность. Педагоги, также приобретают режиссёрские качества, развивают в себе артистичность, способность заинтересовать детей изучаемым материалом. Речь преподавателя становится образной, он активнее использует «говорящие» жесты, мимику, движения, интонации.

Подводя итоги, необходимо отметить, что метод театрализации в зарубежной и отечественной педагогике имеет богатую историю. Он основан на принципах естественных приемов обучения и социализации детей (игре и имитации), применяется на различных этапах образования, в разных формах реализации. Использование данного метода отвечает целям и задачам современной педагогики в целом и её отдельных отраслей.








Date: 2015-11-14; view: 610; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.013 sec.) - Пожаловаться на публикацию