Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы и технологии психотерапии патологических форм агрессивного поведенияПсихотерапия как метод медико-психологического вмешательства отличается от консультирования и психокоррекции следующими особенностями: • предполагает наличие психопатологических проявлений; • основана на медицинском диагнозе, позволяющем определять прогноз и терапевтическую стратегию; • нацелена на уменьшение или исчезновение болезненных симптомов; • имеет более длительный и массированный характер; • в ряде случаев сочетается с медикаментозным лечением сопутствующих заболеваний. Терапия опирается прежде всего на дифференциальный диагноз. Специалист должен знать, при каких расстройствах и заболеваниях может возникнуть агрессивное поведение, а также — какие социально-психологические условия вызывают и поддерживают агрессивное поведение в каждом конкретном случае. Выбору адекватного, этиологически ориентированного метода терапии должна предшествовать точная диагностика. Этиология агрессивного поведения: 1. Дисгармоничное воспитание. 2. Безнадзорность. 3. Включенное наблюдение — пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка/подростка. 4. Применение насилия в семье (морального, физического, сексуального). 5. Травматический опыт насилия вне семьи. 6. Стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка/подростка. 7. Социальная несостоятельность ребенка, его непопулярность среди сверстников. 8. Врожденные физические аномалии. 9. Хронические соматические заболевания. 10. Органические заболевания и иные поражения головного мозга. 11. Нарушения интеллектуального развития. 12. Неврозы и невротическое развитие. 13. Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста. 14. Эмоциональные расстройства. 15. Посттравматическое расстройство. 16. Психопатическое развитие и личностные расстройства. 17. Психозы и психотические состояния. Психотерапия агрессивного поведения показана в случаях его длительного и выраженного проявления. Условием для ее проведения является согласие ребенка/подростка или его родителей. Психотерапия агрессивного поведения может осуществляться в трех основных формах — индивидуальная, семейная, групповая. В случае групповой терапии нежелательно включение в группу из 9-14 человек более одного подростка с патологическим агрессивным поведением. Терапия обычно проводится регулярно, с частотой одна встреча в неделю, в сложных случаях — две. Хотя для лечения агрессивного поведения разработаны различные методы, ни один из них не может претендовать на бесспорную эффективность. Причина этого, с одной стороны, в том, что у детей и подростков с таким поведением имеются различные предрасполагающие факторы; с другой стороны, у большинства пациентов агрессивное поведение сочетается с другими формами девиантного поведения или другими расстройствами, требующими из-за своей комплексности комбинированных мер. Методы терапии, ориентированные на пациента (ребенка/подростка), разработаны преимущественно в рамках когнитивно-поведенческой психологии. Они и исходят из теоретических допущений, что: 1) агрессивное поведение социально подкрепляется; 2) у агрессивного ребенка имеются нарушения в области восприятия и оценок. Агрессивные дети приписывают окружающим дурные намерения, а неагрессивные скорее видят в их действиях результат ошибки. К недостаточности когнитивных процессов также относятся: слабая способность к эмпатии, ограниченность возможных стратегий преодоления конфликтов, «фокусирование» на конечной цели вместо обдумывания промежуточных шагов; плохое понимание мотивов, определяющих поступки других людей; низкая чувствительность к конфликтогенным ситуациям, а также недостаточный самоконтроль. Терапия, ориентированная на когнитивно-поведенческие изменения, нередко называется проблемно-ориентированной терапией или тренингом. Проблемно-ориентированный тренинг (индивидуальный, семейный или групповой) нацелен на изменение когнитивных процессов и соответствующих действий в ситуациях, которые являются для ребенка провоцирующими или фрустрирующими. В ходе такого тренинга отрабатываются конкретные задачи — навыки, снижающие частоту и силу агрессивного поведения. Ведущие задачи, формулируемые в ходе терапии: а) предвидеть ход действий и их последствия (диффе-ренцированое восприятие); б) структурировать задачи и продумывать отдельные шаги (саморегуляция); в) прорабатывать правила и их выполнение (контроль за действиями); г) понимать мотивы поведения людей и позитивно их интерпретировать (эмпатия и когнитивная оценка); д) распознавать свой гнев (рефлексия); е) выражать гнев одним из приемлемых способов (ассер-тивность). Предвидению хода действий и их последствий можно обучить с помощью индивидуального тренинга с использованием видеофильмов или фотоисторий. Групповой тренинг считается более эффективным. Он проводится в форме ролевых игр и предназначен для обучения правилам и решению определенных задач, а также выработки навыков бесконфликтного взаимодействия. В любом случае терапевт играет активную роль и выполняет следующие задачи: - введение правил, заключение договора; - контроль выполнения правил и контракта; - предъявление инструкций и самоинструкций; - вербализация (комментарии, интерпретации происходящего); - помощь в поиске конструктивных путей решения проблем; - поддержка (похвала, вселение уверенности); - использование обратной связи о выполнении правил и конструктивности действий (как позитивной, так и негативной); - использование поощрений и наказаний (например, начисление или лишение поощрительных баллов, начисление штрафных очков); - домашние задания. Методы, ориентированные на родителей и семьи, имеют свои особенности. Так, поведенческий тренинг родителей, дети которых отличаются агрессивностью, основан на теории о том, что родители, сами того не желая, слишком редко отмечают адекватное социальное поведение детей, а за неадекватное — строго наказывают. Агрессивное поведение подкрепляется вдвойне, т. е. родителями и ребенком, когда родители поддаются давлению ребенка, связанному с этим поведением. «Ловушка» заключается в том, что родители испытывают кратковременное облегчение в результате прекращения неправильного поведения, но в дальнейшем вероятность такого поведения ребенка возрастает. В рамках тренинговой программы одному или обоим родителям помогают изменить взаимоотношения с ребенком. В частности, в программу входит установление правил, позитивное подкрепление адаптивного поведения (похвала, символические методы), заключение компромиссов, поведенческий договор и мягкие формы наказания («тайм-аут» — краткосрочная изоляция, лишение привилегий). Лечение вначале проводится с родителями без непосредственного воздействия на ребенка со стороны терапевта. Цель лечения — обучить родителей выявлять проблемное поведение у своего ребенка и наблюдать его под новым углом зрения, связанным с терапией. Они должны применять описанные выше методы и сообщать терапевту о результатах. Успешность терапии зависит от ее длительности (иногда 50-60 сессий), достаточного понимания родителями причин расстройства, тяжести нарушения взаимоотношений и социально-экономической ситуации в семье, а также от социальной поддержки лиц, взаимодействующих с ребенком вне семьи. Это означает, что тренинг родителей предполагает достаточную мотивацию родителей и не подходит для так называемых «мультипроблемных семей». Эффективной считается комбинация проблемно-ориентированного тренинга детей с тренингом родителей. По сравнению с тренингом родителей в области функционально-системной семейной терапии оценочных исследований проведено меньше. Ее теоретическую основу составляют теория систем, поведенческая психология и когнитивная психология. Эта форма терапии базируется на гипотезе, что асоциальное поведение ребенка способствует поддержанию других внутрисемейных функций (таких, например, как близость и дистанцированность членов семьи по отношению друг к другу). Поскольку в семьях подростков с агрессивным поведением во взаимодействиях проявляются больше защитные механизмы и меньше взаимная поддержка, при проведении лечения используются директивные формы общения, позитивное взаимное подкрепление, конструктивная готовность к компромиссам и совместный поиск путей решения проблем. Предпосылкой функциональной семейной терапии является, как и в случае тренинга родителей, высокая готовность членов семьи к сотрудничеству. Вмешательства, ориентированные на ближайшее окружение или микросоциальную среду, базируются не на специфических методах терапии. Мероприятия должны, с одной стороны, способствовать переносу навыков, выработанных при индивидуальной или групповой терапии, на ближайшее окружение ребенка или подростка, а с другой — закреплять социально одобряемое поведение путем «имитационного обучения». В отличие от большинства других мероприятий, подростки с девиантным и агрессивным поведением не включаются в группы с такими же пациентами, а интегрируются в общие мероприятия с социально адаптированными подростками. Такого рода «смешанные» группы с одним обучающим терапевтом и единой программой, ориентированной на поведенческую терапию, дают лучшие результаты. На практике чаще используются комбинированные методы психотерапии агрессивного поведения детей и подростков. В качестве наиболее эффективных могут быть использованы приемы поведенческой терапии. 1. Поведенческий контроль и самоконтроль: - формулировка общей цели совместной работы; - идентификация проблемного поведения (выделение нежелательных форм агрессивного поведения); - выделение положительных форм поведения; - заключение договора о наказании первого и поощрении второго; - выбор способов и условий наказания/поощрения; — составление дневника; - выбор способов самоконтроля (например, использование наклеек в случае проявления позитивного поведения. При этом одна наклейка означает фиксированное количество очков); - самонаблюдение ребенка с размещением в соответствующих графах наклеек в случае проявления желательного поведения; - регулярный анализ с терапевтом и родителями (включая и подсчет заработанных очков). По соглашению между ребенком/подростком, его родителями и терапевтом устанавливается определенное число баллов (равное определенному числу наклеек), которое можно было обменять на вознаграждения и привилегии (например, прогулку с друзьями, покупку). 2. Договор: - совместная формулировка правил поведения (например, в школе); - обсуждение форм наказания и поощрения; - письменное принятие правил ребенком/подростком. Например: «Я стараюсь придерживаться следующих правил: 1. Я не должен во время урока толкать или бить других учеников. 2. Я не должен во время урока ругать других учеников. 3. Я не должен во время урока ругать учительницу. Если я выполняю эти правила, я получаю от учительницы одну наклейку. Если я соберу 5 наклеек, я могу выбрать себе вознаграждение». Примеры вознаграждения: • катание на водном велосипеде; • возможность смотреть телевизор в субботу до 22.00; • новая видеокассета. Возможности психотерапевтических методов работы с агрессивными детьми и их окружением представлены в следующей таблице. Таблица 3 Виды и цели психотерапии агрессивного поведения
|