Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология патологических форм агрессивного поведения





При определенных условиях агрессивное поведение мо­жет носить патологический характер — быть симптомом по­веденческого, личностного или психического расстройства. Патологические формы агрессивного поведения выделяют­ся на основе следующих критериев:

— агрессивное поведение неадекватно ситуации;

— оно не является однократным и длительно сохра­няется;

— оно чрезмерно выражено (например, носит характер брутальных действий);

— оно представляет реальную опасность для самой лич­ности или окружающих людей;

— оно необычно, вычурно;

— личность неспособна адекватно оценивать происхо­дящее;

— агрессивное поведение не вызывает переживаний или раскаяния со стороны человека, его проявляющего;

— человек неспособен контролировать свои действия.

В детском возрасте патологическое агрессивное поведе­ние наиболее тесно оказывается связанным со следующими признаками:

— расстройством поведения;

— эмоциональными нарушениями;

— гиперактивностью.

Другие психические расстройства, такие, как детский ау­тизм, олигофрения, шизофрения, также могут сопровождать­ся проявлением агрессии. Специалист должен иметь в виду, что агрессивное поведение не является специфичным, обяза­тельным для рассмотренных категорий. В большинстве слу­чаев оно носит характер вторичного нарушения, т. е. возни­кает вследствие негативной реакции окружающих на ребен­ка и его проблемы.

МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра) указывает на специфическое поведенче­ское расстройство с началом, характерным для детского и подросткового возраста, с выраженным участием в его структуре агрессивных компонентов (6):

F-91 — расстройства поведения;

F-91.0 — расстройства поведения, ограничивающиеся се­мейным окружением;

F-91.1 — несоциализированное расстройство поведения;

F-91.2 — социализированное расстройство поведения;

F-91.3 — оппозиционно-вызывающее поведение [45].

При наличии общих признаков расстройство поведения может иметь различные формы. МКБ-10 описывает четыре ведущие формы поведенческого расстройства детского и под­росткового возраста:

- расстройство поведения, ограничивающееся только семейным окружением (F-91.0);

- расстройство поведения на фоне плохих взаимоотно­шений с группой сверстников, отвержения и изоляции (несоциализированное расстройство поведения, F-91.1);

- расстройство поведения на фоне нормальных отноше­ний со сверстниками, проявляющееся в различных си­туациях — дома и вне семейного окружения (социали­зированное расстройство поведения, F-91.2);

- оппозиционно-вызывающее поведение (проявляюще­еся преимущественно признаками 1-8, не согласую­щееся с уровнем развития и ведущее к выраженной дезадаптации, F-91.3).

В других случаях агрессивное поведение не выступает в ка­честве ведущей проблемы, но может периодически проявлять­ся в качестве сопутствующего признака психического расстрой­ства. Агрессия в форме вспыльчивости, раздражительности, дисфоричности часто входит в состав следующих расстройств:

- эмоциональные нарушения (тревога, депрессия, ипо-хондричность, обсессивность);

- гиперкинетические расстройства (гиперкинетические расстройства не совпадают с высокой активностью ре­бенка. Для подтверждения данного диагноза необхо­димо присутствие трех синдромов, вызывающих сни­женную адаптивность и не согласующихся с уровнем развития ребенка);

- выраженные нарушения концентрации и устойчиво­сти внимания;

- чрезмерная моторная активность;

- неконтролируемая импульсивность.

В ряде случаев эти особенности приводят к выраженной негативной реакции окружающих людей и доминированию наказаний в его воспитании. С большой вероятностью вто­рично может развиться враждебность и агрессивное пове­дение, не являющееся специфическим симптомом указан­ного расстройства.

Таким образом, агрессивное поведение может быть мар­кером психических и поведенческих расстройств. В каждом отдельном случае оно требует наблюдения и специальной оценки. Психологический анализ агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте должен сочетаться с его медицинским освидетельствованием. Вполне возможно, что такое поведение требует медицинского вмешательства и со­трудничества с врачами.

В подростковом возрасте ситуация существенно услож­няется. К индивидуально-типологическому и психопатоло­гическому факторам агрессивного поведения присоединяет­ся кризисно-возрастной. Кризисная ситуация развития по­тенцирует как влияние неблагоприятных факторов, так и собственно агрессивные проявления. В целом для подрост­кового возраста характерен высокий уровень агрессии и агрессивного поведения.

На фоне возрастного кризиса также усиливаются раз­личные психопатологические проявления. В динамике агрессивного и насильственного поведения данного возра­ста ведущую роль приписывают следующим расстройствам:

— аффективные расстройства или расстройства настро­ения (депрессия, тревога и страхи, дистимии и тоска);

— расстройства влечений;

— психопатическое развитие [29,47, 48]:

Так, расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений. Например, патологическое поведение с периодическим неодолимым влечением к поджогам (пиро­мания) или воровству (клептомания). К этому же ряду рас­стройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжни­чество. В целом синдром нарушенных влечений характеризу­ется импульсивностью, стойкостью, чуждостью для личности и неодолимостью.

Психопатическое развитие характеризуется появляю­щимися в раннем возрасте аномалиями характера. Причем нежелательные качества относительно устойчивы в течение последующей жизни, они проявляются тотально (в различ­ных сферах жизни) и достигают степени, нарушающей со­циальную адаптацию личности. До 18 лет предпочтителен диагноз «психопатическое развитие», указывающий на ди­намичность — изменчивость личностных свойств детей и подростков.

После 18 лет агрессивное поведение может расцениваться уже как симптом общего личностного расстройства. Диагно­стические критерии личностных расстройств представлены в DSM-IV (американская классификация психических, пове­денческих и личностных расстройств) и в МКБ-10 (Между­народная классификация болезней 10-го пересмотра, офици­ально принятая в России).

Личностные расстройства имеют общие признаки. На­чинаясь в детском и подростковом возрасте, они характе­ризуются стабильностью и длительностью. Они затрагива­ют не одну, но несколько основных сфер личностного функ­ционирования. Они проявляются на различных уровнях: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, межлично­стном и т. д. Личностные расстройства приводят к сниже­нию адаптивных возможностей, в связи с чем сама личность испытывает дистресс. Личностные расстройства сопровож­даются поведением, отклоняющимся от социальных норм, и неблагоприятно воздействуют на окружающих. Данные особенности не могут быть объяснены иными причинами, а признаки других психических расстройств при этом от­сутствуют.

Можно выделить несколько личностных расстройств, для которых характерно агрессивное поведение. Это следу­ющие личностные расстройства: параноидное, антисоциаль­ное, пограничное, нарциссическое и пассивно-агрессивное. Рассмотрим более подробно диагностические критерии их проявления:

Date: 2015-11-13; view: 2060; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию