Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деформация структуры экономики ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Во-первых, криминальная экономическая деятельность, как правило, способствует возрастанию инвестиционных рисков и снижает инвестиционную активность, что уменьшает спрос на инвестиционные товары и стимулирует спад в отраслях инвестиционного комплекса. Во-вторых, криминальная экономическая деятельность сосредоточена преимущественно в спекулятивном финансовом и торгово-посредническом секторах экономики, стимулируя их развитие в ущерб реальному производству. В-третьих, криминальная экономическая деятельность в значительной степени ориентирована на развитие сферы незаконных товаров и услуг, спрос на которые в странах с переходной экономикой не удовлетворен. В ряде случаев экономика становится зависимой от нелегальных видов экономической деятельности, которые определяют участие страны в международном разделении труда. В-четвертых, структура экономики дрейфует в сторону возрастания удельного веса топливно-энергетической и сырьевой ориентации внешнеэкономических связей. Это обусловлено массовым незаконным вывозом за рубеж стратегически важных сырьевых товаров. В-пятых, из всех колоссальных объемов доходов, извлекаемых из незаконной экономической деятельности, лишь незначительная часть расходуется на поддержание собственно преступной деятельности. Основная масса доходов инвестируется в легальную экономику. Результат - развитие видов деятельности, используемых для облегчения криминальной деятельности (предоставление информационных, транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что обеспечивают получение быстрой прибыли. В-шестых, криминализация экономики вызывает возрастание затрат на обеспечение безопасности и охраны, отвлекая экономические ресурсы от производства других благ. Издержки этой группы включаются во многих странах в издержки преступности. Экономический рост и инвестиционный процесс. В целом сокрытие экономической деятельности негативно отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая цепь описанных выше последствий. Однако в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую деятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных легально), ВВП увеличивается. Однако сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная ситуация. Так, спад в 1996-1997 гг. в легальном секторе российской экономики, по мнению некоторых экономистов, перекрыт подъемом в секторе теневой деятельности. Причем обеспечивался он путем сокрытия источника происхождения инвестиций. Сокрытие истинных инвесторов - метод страхования инвестиционных рисков. Инвестиционный климат в значительной степени ухудшает незаконный вывоз капитала. Являясь следствием высокой криминальной активности, несовершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса к финансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает обратное негативное воздействие на экономику, лишая ее и без того дефицитных инвестиционных ресурсов и ограничивая возможности выбора государством оптимального экономического курса. Ежегодная утечка части ВНП за рубеж негативно сказывается на экономическом развитии страны, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы для внутренних инвестиций. Отток капиталов ограничивает свободу действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования и подрывая фискальную дисциплину, поскольку вывоз активов неизбежно порождает уклонения от налогов, взимаемых с доходов на эти активы. Сокрытые денежные средства, как правило, идут на потребление либо вывозятся за рубеж, где тоже в основном идут на потребление. В целом негативное воздействие на инвестиционный процесс оказывает организованная преступность, которая стремится к получению прибыли в максимально короткие сроки, а не к ее стабильному росту. При этом большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов. Организованная криминальная деятельность в России подрывает также иностранные инвестиции и торговлю вследствие увеличения риска капиталовложений. Высокий уровень риска в России способствует специфическому естественному отбору инвесторов, способных противостоять враждебной среде. В качестве таких инвесторов все чаще выступает иностранная организованная преступность, которая обладает механизмами защиты капиталовложений и готова подвергнуться риску во враждебной среде. В то же время легальные западные предприятия не приходят на рынок из-за угрозы вымогательства, а также невозможности получать прибыль легальными способами. Конкуренция и эффективность рыночного механизма. Влияние теневой экономики на рыночные механизмы неоднозначно. С одной стороны, некриминальная часть теневого сектора имеет рыночный и конкурентный характер: мелкие производители, скрывающиеся от надзора контролирующих организаций, могут ориентироваться только на платежеспособный спрос таких же обособленных друг от друга покупателей. Неформальное производство использует в основном не капитальные, а трудовые ресурсы. Производимая теневиками продукция имеет примерно тот же (или несколько более низкий) уровень качества, что и продукция легальных предпринимателей, но производится с более низкими издержками (неформальные бизнесмены не платят налогов и социальных платежей, могут давать заработную плату ниже законодательно установленного минимума и т. д.). С другой стороны, предприятия теневого сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из-за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране. В результате нарушения правил конкуренции некоторые легальные предприятия теряют рынки сбыта, несут убытки и разоряются. Это побуждает их владельцев снижать цены. В результате вначале происходит общее снижение цен, что благоприятно для потребителей. Однако в дальнейшем легальные предприятия не получают достаточных прибылей и разоряются. Остаются те, кому удалось выжить не благодаря рационализации работы, а вследствие нелегального приобретения сырья, уклонения от уплаты налогов и социальных платежей. Особо деструктивно влияние на режим конкуренции организованной преступности, одна из ключевых целей которой - установление монопольного контроля над рынками и сферами деятельности. Среди других форм криминальной экономической деятельности, нарушающих правила конкуренции, особо выделяются незаконное пользование авторскими правами, интеллектуальной собственностью, средствами индивидуализации продукции юридического лица, коммерческий подкуп. Способность организованной преступности производить крупные капиталы, проникать в законный бизнес и с помощью контроля над ценами разорять конкурентов представляет собой серьезную угрозу будущему любого общества. Предприятия, приобретенные лицами, входящими в организованные преступные группировки, как правило, имеют преимущества перед соблюдающими законы соперниками, которые должны заботиться о размере получаемых доходов, об издержках производства и о выплате займов банкам. Проникновение организованной преступности в законную экономику почти неизбежно ведет к нарушению естественного действия рыночных сил. В конце концов это сказывается на расходах потребителей, которые прямо или косвенно вынуждены платить больше денег. Чрезвычайно опасны для эффективной конкуренции недобросовестная лоббистская деятельность и коррупция государственных институтов. Распространение организованной преступности может привести к политическому клиентелизму и контролируемому рынку. Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда. Кроме предпринимателей в теневую экономику вовлечены и рядовые работники, специалисты и инженеры. Это касается практически всех регионов страны, всех отраслей экономики. Причем значительная (если не основная) часть теневой деятельности осуществляется непосредственно на рабочем месте. В условиях массовых задержек заработной платы и невысокого ее официального уровня понятны причины подобной деятельности работников. При этом теневая активность играет роль социального стабилизатора, сглаживающего противоречия между «верхами» и «низами» и облегчающего людям тяготы переходного периода. Данные социологического опроса руководителей предприятий ВПК свидетельствуют, что около половины опрошенных не видят ничего страшного в использовании работниками материальной базы их предприятий в личных интересах, считая это меньшим злом на фоне идущих в стране процессов криминализации. Последствия работы на подпольных предприятиях негативны для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования. Система подпольной работы позволяет бесконтрольно эксплуатировать рабочую силу методами, характерными для периода становления капитализма XIX в. Тема: ИСТОКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ Определение теневой экономики и ее структура. Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в конце 1970-х гг. Одной из первых серьезных работ в этой области была работа П. Гутмана (США) «Подпольная экономика» (1977 г.), в которой однозначно утверждалось, что неучтенной экономической деятельностью пренебрегать нельзя. Использование термина «теневая экономика» в отечественной научной литературе связано с попыткой проанализировать всплеск «теневой» хозяйственной деятельности в 1960-е гг. после введения УК СССР 1961 г. К середине 1980-х гг. в отечественной науке и экономической практике интерес к проблеме теневой экономики значительно возрос. Однако в ее трактовке преобладали криминальные тенденции, статистическая методология оценки теневой экономики либо не рассматривалась вообще, либо рассматривалась недостаточно. Одним из редких исследований по данной проблеме экономического характера стала работа Т. Корягиной, занимавшейся сферой бытового обслуживания. Согласно ее версии в СССР теневая экономика включала три соответствующих сектора: неофициальную экономику - легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имело место не фиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов; подпольную экономику - все запрещенные законом виды экономической деятельности; фиктивную экономику - экономику приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег; сегодня сюда следует включать и деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей. В настоящее время теневая экономика - предмет значительного числа научных работ и публикаций, она стала частью учебных программ многих высших учебных заведений. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Криминальная, подпольная, черная, серая, вторая, незаконная, параллельная, неофициальная, деструктивная, неучтенная - вот далеко не полный перечень ее синонимов. Это многообразие обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности. В настоящее время можно выделить два основных подхода: правовой и учетно-статистический. В качестве ключевого критерия правового подхода выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Конкретные критерии: уклонение от официальной, или государственной, регистрации, государственного контроля, противоправный характер. Под теневой экономикой понимается экономическая деятельность вне рамок закона. Однако при всей познавательной ценности попытки определить теневую экономику только через правовые критерии методологически неверны, так как они основаны на вторичных признаках. Не юридические законы определяют общественную жизнь, а развивающееся общество обеспечивает правовое оформление разных видов общественных отношений. Поэтому право вторично по отношению к экономике и во многом субъективно. Сегодня многое из того, что было запрещено, стало возможным. И если в трактовке теневой хозяйственной деятельности руководствоваться только правовыми критериями, без учета экономических реалий, то практически невозможно выявить сущность понятия «теневая экономика». При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, т.е. отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последователен и развит статистический подход на основе принятой Госкомстатом России в 1993 г. методологии Системы национальных счетов (СНС-93) ООН. Он разработан специалистами ООН для более полного учета объемов производства ВВП. Теневую экономику они определяют как неучтенную официальной статистикой экономическую деятельность. Неучтенная, по их мнению, экономика включает три вида деятельности: скрытую, неформальную, нелегальную. Скрытая деятельность характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально «не показывается» или приуменьшается осуществляющими ее субъектами для уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность возможна практически во всех отраслях экономики. Проблема определения параметров скрытого хозяйствования близка к традиционной для статистики проблеме обеспечения полноты охвата отчетностью экономических единиц. Неформальная деятельность осуществляется некорпорированными (т.е. непосредственно принадлежащими одному владельцу), часто семейными предприятиями и домашними хозяйствами, действующими обычно на законном основании, нацеленными на производство товаров и услуг для обеспечения в этих хозяйствах занятости и доходности. Совокупность неформальных предприятий составляет по отношению к сектору домашних хозяйств подсектор. В него включаются предприятия, работающие для нужд домашних хозяйств (например, осуществляющие собственными силами индивидуальное строительство), и предприятия с неформальной занятостью. К последним относятся те предприятия, на которых отношения между работодателем и наемным работником (или между несколькими партнерами) не закреплены формально, т.е. каким-либо договором или другим юридическим документом; отмечается, что этот подсектор может иметь особо важное значение для развивающихся стран. Нелегальную деятельность осуществляют хозяйствующие субъекты, занятые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (например, производством оружия или наркотиков, контрабандой), а также не имеющие права заниматься осуществляемым видом деятельности (например, врачи, практикующие без лицензии). Что касается деятельности, направленной против личности или имущества (например, грабежей, воровства и терроризма), то она не трактуется как трансакции и не включается в границы производства. Тем не менее ее последствия должны быть так или иначе отражены в национальных счетах - хотя бы для того, чтобы уменьшить разбалансированность между производством товаров и услуг и их использованием и свести к минимуму ошибки. Преимущество учетно-статистического подхода - возможность эффективного его использования для выявления производственных секторов теневой экономики, оценки их масштабов и формирования экономической и правовой политики. Вместе с тем данный подход не лишен недостатков. Так, до настоящего времени в рамках концепции СНС-93 не удается сколько-нибудь удовлетворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности, не связанной с производством реального ВВП. Серьезной проблемой при использовании этого подхода может стать отсутствие или несовершенство информационной базы статистических расчетов. В основном теневой сектор образуют те виды экономической деятельности, которые могли бы осуществляться и в том случае, если бы информация о них не скрывалась сознательно от наблюдения и учета со стороны государства, однако при этом они были бы менее доходны для субъектов таких действий. При этом сокрытие информации может осуществляться в форме: • полного непредоставления каких-либо данных (подпольные предприятия); • предоставления неполных данных (например, неоформление части совершаемых сделок, при том что об остальных сделках предоставляются полные и достоверные сведения); • предоставления искаженных (ложных) данных (например, все сделки фиксируются, но сведения об объемах и ценах искажаются). Все три формы сокрытия могут сочетаться в рамках деятельности одного субъекта экономической деятельности. Природа теневой экономики. В рамках экономической науки теневая экономика может рассматриваться в качестве предмета специального анализа различных теорий. Прежде всего ее существование есть иллюстрация к известной из курса микроэкономики схеме влияния налогов на предложение товара: в отсутствие налогов предложение, равно как и прибыль фирмы, оказывается больше, чем при их наличии. Иными словами, налогообложение сдвигает кривую предложения вверх, и равновесие на товарном рынке достигается при более высоком уровне цен. Тем самым уход от налогообложения есть нормальная реакция экономического агента, стремящегося максимизировать свою функцию полезности путем минимизации совокупных издержек, в состав которых для него включаются и налоги. Наиболее значимые перспективы для анализа феномена теневой экономики предоставляет новая, институциональная экономика, в рамках которой теневые явления включаются в различные понятийные конструкции, позволяющие достаточно глубоко их охарактеризовать. В рамках теории агентских отношений действия предприятий по сокрытию совершаемых сделок от государственного учета представляют собой различные проявления оппортунистического поведения, такой его конкретной формы, как уклонение. В самом деле, официально регистрируя фирму, ее руководитель, по существу, заключает с государством контракт, в рамках которого, в частности, принимает на себя обязательство предоставлять различным государственным органам информацию о своей деятельности и уплачивать налоги, определяемые действующим (установленным государством) законодательством. Государство, в свою очередь, в рамках того же контракта принимает на себя обязательства, связанные с обеспечением правовой защиты фирмы, социальной защиты ее работников, и тому подобные обязательства, фиксируемые законодательством страны. Источником ожидаемого прироста прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики выступают нарушения тех или иных ограничений на допустимые действия, законодательно разрешенных или предписанных правил их осуществления. Тем самым сферы экономических действий - формальные экономические институты - рассматриваются как факторы, снижающие эффективность использования ресурсов хозяйствующими субъектами. Для субъектов теневой экономики величина dU - ожидаемого прироста прибыльности от нарушения формальных правил - складывается из двух основных составляющих. Первая из них определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вторая представляет собой экономию на издержках ведения дел по установленным правилам, соблюдения формальных норм, непосредственно не связанных с процессом налогообложения. Как правило, такие нарушения облегчают или даже обеспечивают саму возможность избежать налогообложения. К ним относятся, например, заключение устных контрактов, неподписание тех или иных документов и т.п. Абсолютная величина отрицательного члена неравенства определяется как зафиксированным в соответствующем правиле размером экономической или иной санкции, применяемой к выявленному нарушителю, так и вероятностью выявления нарушения. Размер санкции может устанавливаться законодателем исходя из самых различных соображений, охарактеризовать которые для общего случая вряд ли возможно: здесь может проявиться самый широкий круг факторов - от культурных традиций общества до рационального расчета или до настроения законодательства в момент принятия формальной нормы. Зато вопросы оценки величины вероятности выявления нарушения составляют предмет анализа в рамках экономической теории трансакционных издержек и экономической теории контрактов. Основными факторами, определяющими эту величину, являются: 1) степень четкости и однозначности определения того, что именно является нарушением обязательств; 2) степень сложности измерения сторон и свойств деятельности агента, величина издержек такого измерения; 3) возможность применения предусмотренных законом (правилом) санкций к нарушителю, определяемая как пропускной способностью контрольной системы и органов, осуществляющих наказание, так и социальными нормами, ограничивающими эту возможность. Первый фактор связан с качеством проработки формальных правил (законов, контрактов) и может регулироваться государством, которое в принципе способно формулировать правила поведения экономических агентов, включающие четкие описания требований к ним. Второй фактор лишь частично поддается регулированию со стороны государства, поскольку трудности измерения зависят не только от уровня развития методов измерения и качества работы системы мониторинга, но и от свойств и особенностей деятельности различных экономических агентов. Издержки измерения, зависящие как от первой (управляемой), так и от второй (неуправляемой) группы причин, объективно направляют интерес контролирующих государственных служб в те секторы экономики, где деятельность экономических агентов и ее результаты могут быть оценены и измерены с наименьшими для государства затратами. Иными словами, чем легче в каком-то секторе экономики осуществлять измерения и контроль, тем с большей вероятностью именно на нем будет сконцентрировано внимание контрольных служб государства. Важно подчеркнуть, что эта степень концентрации контроля будет мало связана с величиной ожидаемых доходов для государства, которые оно сможет получить за счет улучшения собираемости налогов. Причиной такого положения дел выступает разделение функций внутри аппарата государства: деятельность контрольных служб финансируется из общего бюджета государства, на нее выделяются ограниченные средства, не находящиеся в прямой зависимости от вклада этих служб в общий доход бюджета. Кроме того, отсутствует, как правило, и непосредственное экономическое стимулирование работников контрольных служб, когда их индивидуальные доходы находились бы в прямой зависимости от величин выявленных нарушений (т.е. объема санкций, предъявляемых нарушителю, и средств, получаемых от него в доходы государства). Работник таких служб - наемный работник организации, каковой выступает государство, а не владелец остаточного дохода, распоряжающийся им по своему усмотрению. Следовательно, ведя себя экономически рационально, как сама контрольная служба в целом, так и каждый ее отдельный работник будут демонстрировать оппортунистическое поведение, выражающееся в минимизации усилий на выполнение поставленных перед службой и ее работниками задач. В результате этого будет концентрироваться внимание на тех секторах экономики и тех экономических агентах, контроль за деятельностью которых (включая измерение ее параметров и результатов работы) требует наименьших усилий. Подобная концентрация внимания на определенных секторах в условиях ограниченности возможностей контрольных служб приводит к возникновению конкурентных преимуществ у тех экономических агентов, которые менее «удобны» для государственного контроля; стимулов у объектов усиленного контроля к изменению параметров своих активов (имущества) с целью сделать их менее доступными для контроля; стимулов к относительному снижению объемов «удобных» для контроля секторов экономики. Другими словами, избирательность в деятельности государственных служб, контролирующих исполнение экономическими агентами условий контрактов, заключенных с государством, обусловленная дифференциацией в издержках измерения выполнения этих контрактов, определяет различия в вероятности выявления нарушений условий для секторов экономики и как следствие различия в стимулах для осуществления этих нарушений. При этом логика подобных различий такова, что упомянутая избирательность порождает ухудшающий отбор экономических агентов: большее распространение в экономике приобретают те из них, которые имеют более сильные стимулы к уклонению от исполнения обязательств перед государством. Третий фактор - наличие социальных ограничений на применение наказания к выявленным нарушителям - вносит вклад в ухудшающий отбор другого типа. Речь идет о таких явлениях, как социальная неприемлемость закрытия крупных градообразующих предприятий, одновременное привлечение к уголовной ответственности сотен тысяч незарегистрированных торговцев и т.п. В первом случае у нарушителя возникает чувство безнаказанности, способствующее продолжению оппортунистического поведения, во втором случае у отдельных зафиксированных нарушителей формируется ощущение несправедливости, ибо другие схожие нарушения не фиксируются. Тема: ОЦЕНКА МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ Методы статистической оценки масштабов теневой экономики. В настоящее время не существует стандартных, универсальных подходов, которые могли бы обеспечить успех подобного расчета в любой экономике. Поэтому все зависит от квалификации экспертов, дающих оценку, и от возможностей получения дополнительной информации, которыми они обладают. Сами исследователи, дающие оценки параметров теневой экономики, часто рассматривают их как индикативные, дающие только самое общее представление о явлении. Это объясняется, во-первых, спецификой теневой экономики, которая по определению скрывается от всякого наблюдения, во-вторых, вероятностным характером большинства методов, применяемых для расчетов. Вместе с тем нельзя не признать, что за последние годы происходит заметное развитие методологии оценки теневой экономики. В настоящее время в мировой практике используются различные методы ее оценки. Рис.1. Классификация методов оценки теневой экономики
Большинство методов можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы позволяют получить детальную и высококачественную информацию. Они базируются на различного рода обследованиях (домашних хозяйств, рабочей силы и т.д.) и результатах налогового аудита. Широко применяются обследования для измерения масштабов как теневой экономики в целом, так и ее отдельных составляющих. Результаты подобных обследований чувствительны к тому, как сформулированы вопросы. Посредством тщательно продуманных интервью делается попытка преодолеть желание людей скрыть свое участие в теневых экономических процессах. Вопросы задаются таким образом, чтобы интервьюируемый не осознал реальной цели исследования. Этот подход был успешно использован Итальянским статистическим управлением, которое при оценке масштабов теневой экономики делает упор на обследовании затрат рабочей силы, отработанном рабочем времени. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств на основании случайной выборки, и интервьюеры, обходящие дома, помимо прочего спрашивают членов домохозяйств о числе часов, отработанных последними в той или иной отрасли. При этом учитываются любые затраты рабочего времени: на крупных и мелких предприятиях или индивидуально. Людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла искажать информацию об отработанном рабочем времени. Затем полученная информация обрабатывается и распространяется на генеральную совокупность, нормируется, т.е. пересчитывается в средние отработанные человеко-дни. Использование этого метода оценки теневой экономики требует большого штата подготовленных специалистов и крупных затрат. И при этом количество и качество собираемой информации напрямую зависит от готовности респондентов давать правдивые ответы, что в отношении лиц, занятых в теневой экономике, встречается далеко не всегда. Многое зависит и от качества составленных анкет. Результаты налогового аудита (обычно принудительного), проводимого специально создаваемыми для этого организациями, тоже могут быть использованы для определения масштабов теневого сектора. В ходе исследования выявляется разница между доходами, оцениваемыми посредством выборочных проверок, и тем продекларированным доходом, с которого уплачивались налоги. Чем выше страх перед санкциями, применяемыми в случае ложных ответов, тем больше достоверность получаемых результатов. Данные, собираемые различными государственными органами (полицией, муниципалитетом и др.), на запросы которых все субъекты обязаны давать ответы, также используются для оценки объемов нерегистрируемого производства. Множество косвенных методов основывается на расхождениях в официальных статистических данных между производством и потреблением. Анализ может проводиться на уровне всей экономики, домашнего хозяйства, группы индивидов или же на уровне одного особо важного продукта. Если статистическое расхождение находится в разумных пределах - это нормально. У грамотного статистика вызовет подозрение скорее расчет, балансирующий итоги вовсе без расхождения. Тем не менее если расхождение слишком велико, то следует искать его причину либо в недостаточно достоверной первичной информации, либо в том, что какой-то элемент совокупности или явления попросту не был учтен. Формально установить грань между допустимым и недопустимым расхождением практически невозможно. Каждый раз это делает эксперт, производящий расчеты, и именно он берет на себя ответственность за принимаемое решение. Один из косвенных методов построен на исследовании различий между общим потребленным доходом и альтернативно рассчитываемым произведенным доходом, который восстанавливается по данным об уплаченных налогах или о произведенной добавленной стоимости. Использовать этот метод сравнительно легко, однако он имеет серьезные недостатки. Во-первых, расхождение между произведенным и потребленным доходом может быть вызвано действием многих факторов, а не только наличием теневой экономики и доходов от деятельности в ней. Например, калькуляция произведенного дохода зависит от эффективности работы налоговых служб. Расчет расходов также весьма непростое дело. Во-вторых, из анализа исключаются покупки на черном рынке, которые делаются как официальными, так и теневыми структурами, если только при калькуляции расходов на это не делается специальная поправка. В-третьих, при таких расчетах невозможно выявить происхождение дохода, который тратится сверх произведенного. Остается неясным, легален ли доход, но неучтен из-за дефектов используемого метода либо он не декларирован и получен в результате криминальной деятельности или же в качестве источника имеет фонды накопления или различные формы сбережений. Другой метод предполагает измерение доходов и расходов независимо друг от друга на уровне специально обследуемых домашних хозяйств. Он достаточно трудоемок и сохраняет недостатки обсужденного выше «разностного» метода. Тем не менее он может дать дополнительную информацию о секторах, наиболее вовлеченных в теневую деятельность. В последние годы наиболее популярны два метода расчета объема ВВП. Первый базируется на гипотезе, согласно которой данные об экспорте абсолютно достоверны. При использовании показателей совокупного экспорта и его доли в общем производстве (данные специального обследования) можно оценить совокупное производство, размеры которого во всех странах, где использовался данный метод, оказались выше, чем регистрируемые официальной статистикой. Другой метод определения реального размера ВВП базируется на анализе потребления отдельных производственных ресурсов. В последние годы после выхода целого ряда статей специалистов Мирового банка и Международного валютного фонда (МВФ) чаще всего исследуется динамика энергопотребления. Преимущества данного метода заключаются в простоте измерения потребления данного ресурса, стабильности соотношения между объемом потребляемого ресурса и объемом производства, в уверенности, что теневой сектор не может утаить потребление электроэнергии. Расчеты темпов реального роста экономики на основе показателя потребления электроэнергии были сделаны специалистами МВФ для Китая, России, стран Центральной и Восточной Европы. Однако их нельзя признать абсолютно корректными по ряду причин. Во-первых, во всех исследованных странах велика доля потребления электроэнергии населением для бытовых нужд (в России особенно в северных районах). Во-вторых, цены на электроэнергию в ряде стран все еще регулируются местной администрацией, ввиду этого население экономит электроэнергию в последнюю очередь или не экономит вовсе. В-третьих, в экономике этих стран существует много непрерывных производств, которые расходуют электроэнергию, даже если работают с пониженной нагрузкой. Наконец, очень быстро меняется структура производства и вместе с ней удельная энергоемкость. Непременным признаком высокой статистической культуры в мире считается развитие так называемого метода товарных потоков, основанного на балансовом подходе. Смысл этого метода заключается в том, что товарный поток, т.е. движение стоимости от производства до использования, строится не для макропоказателей, а для отдельных важнейших продуктов или товарных групп. Метод применяется не столько для построения какой-то специфической балансовой модели, хотя и это важно, сколько для обнаружения слабых мест в имеющейся информационной базе. Например, если по какому-то товару суммарные ресурсы (производство и импорт) меньше суммарного использования ресурсов (конечное и промежуточное потребление, накопление и экспорт), предстоит решить, какая часть информации (данные по производству или по импорту) более надежна, и досчитать другую часть. Принцип метода очень прост, но его воплощение в жизнь остается сложным. Широкое внедрение метода товарных потоков означает, что балансовый метод должен применяться уже на уровне отраслевой статистики. Это резко повысило бы достоверность расчетов и, во всяком случае, позволило бы четко определить слабые места в информационной базе. Метод товарных потоков довольно широко применяется во многих европейских странах, в том числе и в России, где, используя его, удалось дать количественную характеристику целому виду экономической деятельности - внешнеторговому посредничеству. С одной стороны, были данные (стоимостные и в натуральных измерителях) от предприятий об отправке продукции на экспорт, с другой - имелись данные таможни о количестве товаров, пересекающих границу. По натуральным показателям эти данные почти совпали, а по стоимостным данные таможни оказались значительно выше. В таможенных декларациях указывается цена контракта с внешним потребителем. Предприятия указывают цену, по которой продукция продается предприятием. При этом разница (за вычетом транспортной наценки) идет посреднику. Практически никакими другими данными об их деятельности Госкомстат России в начале 1990-х гг. не располагал. Однако рассматриваемый метод далеко не безукоризнен. Совершенно очевидно, что все «надежные» цифры на самом деле занижены, так как в реальности возможны и неофициальные экспортные операции, и неконтролируемое потребление энергии, а масштабы этого занижения, вероятно, различаются в зависимости от сектора, региона. Еще одна группа косвенных методов связана с измерением теневой занятости на рынке труда, и в первую очередь с выявлением разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости, рассчитанным на основе использования альтернативных методов. Идея состоит в следующем. Разница между данными об официальной занятости и данными, рассчитанными альтернативным путем (либо более высоким уровнем занятости в предыдущий период, либо уровнем занятости в странах, которые по многим параметрам считаются аналогичными данной), позволяет оценить масштабы теневой занятости в данной стране. Хотя этот метод весьма информативен, его использование связано с серьезными трудностями. Прежде всего сомнительна исходная гипотеза, так как на уровень занятости в стране влияет множество факторов, и сам он может колебаться с течением времени. Только после устранения действия всех прочих факторов «остаток» может служить индикатором теневой экономики. Вторая серьезная проблема при использовании рассматриваемого метода - значительные расхождения в трактовке понятия «занятый» в разных странах, а также в каждой из стран на разных этапах развития. При расчете уровня занятости нередко используется разная временная база (неделя, месяц, год, предшествующие обследованию). Метод «не работает» при учете лиц, занятых по совместительству в разных местах, если только не проводится специальное дополнительное обследование. Наконец, использование результатов анализа теневой занятости для оценки масштабов реального ВВП требует определения средней производительности труда рабочего, занятого в теневой экономике. Следовательно, на практике анализ теневой занятости сталкивается с большими трудностями. Некоторые косвенные методы включают монетарные подходы, использование которых позволяет восстанавливать размеры теневой экономики по следам, которые она оставляет в сфере денежного обращения. Однако монетарный подход подвергается широкой критике в первую очередь за «чрезмерно смелые» гипотезы, связанные с предположением, что для сделок участники теневой экономики используют только наличные деньги. Тем не менее использование наличных денег при теневых сделках оставляет следы в денежной сфере: спрос на банкноты больше, чем следовало бы ожидать при отсутствии теневой экономики. Этот «избыточный» спрос может служить индикатором ее масштабов. Перечисленные методы являются основными, однако ими не исчерпываются попытки определения некоторых параметров теневой экономики в России. Так, специалисты Международного фонда экономических и социальных реформ разработали собственный синтетический метод. Определенные перспективы имеет идея исследования динамики теневых процессов в экономике методами имитационного моделирования. Формулируя задачу исследования как ретроспективный прогноз, значения показателей теневой экономики можно подобрать так, чтобы воспроизводимая на компьютере модельная динамика соответствовала достоверной информации. Соотношения модели при этом должны учитывать процессы производства, обмена, распределения и потребления с учетом нелегального производства и перераспределительных криминальных процессов. Но имитационные модели имеют и значительные недостатки. Во-первых, они могут быть построены только на основе больших объемов информации и моделей более низкого уровня, например, на основе межотраслевого баланса. В настоящее время такие модели отсутствуют, а первичная информация неполна и плохо увязана. Во-вторых, все формальные имитационные модели основаны на гипотезе, что выявленные соотношения и зависимости останутся таковыми на протяжении определенного времени. Из сказанного прямо следует, что в экстремальных точках развития экономики, когда соотношения и зависимости быстро меняются, подобные модели перестают работать. Опыт оценки теневой экономики Госкомстатом России. Госкомстат России имеет неоспоримое преимущество перед другими организациями и независимыми специалистами, производящими расчеты параметров теневой экономики, поскольку обладает лучшей информационной базой. Последняя позволяет проводить многовариантные расчеты и выбирать из них тот, результаты которого наиболее обоснованны и разумны. В настоящее время все публикуемые Госкомстатом России макроэкономические показатели, в том числе на уровне регионов и отраслей, содержат необходимые поправки на неформальную деятельность домашних хозяйств, на скрываемую экономическую деятельность экономических единиц других секторов, а также на деятельность, не охваченную в полной мере статистическим наблюдением. При этом нелегальная экономическая деятельность учитывается Госкомстатом России лишь в экспериментальном порядке. В макроэкономических расчетах при построении ВВП поправки делаются тремя методами: производственным и методами доходов и расходов. При использовании производственного метода, являющегося одним из основных для Госкомстата России и использованного в данной главе книги, для каждой из отраслей досчеты выполняются по оригинальной методике.
предприятий, заполняющих стандартные формы статистической отчетности, досчитываются до полного круга путем добавления информации по малым и совместным предприятиям, а также по индивидуальным производителям в неформальном секторе, а затем корректируются в соотношении, полученном по результатам проверок предприятий налоговыми органами. Проверенные налогоплательщики рассматриваются как случайная выборка, и доля выявленных нарушений переносится на генеральную совокупность промышленных предприятий. Дополнительный контрольный этап - балансировка ресурсов промышленной продукции с ее использованием на потребление, накопление и экспорт. В строительстве досчет производится на основании оценки стоимости использованных ресурсов строительных материалов (с учетом сокрытия части из них). Считается, что продажа строительных материалов лучше отражает динамику капитального строительства, чем отчеты об объеме строительных работ. Поэтому известные объемы использования ресурсов строительных материалов сначала уточняются на объем сокрытия части их продаж, а затем рассчитывается, каким должен быть объем строительных работ исходя из данной массы израсходованных материалов. Отличительная черта сельскохозяйственного производства в России - высокий удельный вес продукции, производимой домашними хозяйствами в рамках неформального сектора экономики. Объем производства в хозяйствах населения определяется расчетным путем на региональном уровне с помощью выборочного обследования домашних хозяйств и информации сельских администраций, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству о количестве обрабатываемой земли. Площадь обрабатываемой земли умножается на среднюю урожайность типичных для данного региона культур и оценивается в средних ценах. Досчеты в торговле также очень высоки. Суммарная поправка более чем удваивает начальные данные по товарообороту, полученные обычным путем. Первичные данные, полученные от торгующих организаций, досчитываются с учетом данных банковской статистики о сданной выручке путем сопоставления их с данными об объеме покупок, полученными в результате проведения обследований домашних хозяйств и составления балансов товарных ресурсов. Большой объем досчета выполняется по неформальной торговле на рынках. Данные получают путем специальных обследований по всей территории России. В ходе обследований работники территориальных органов статистики путем опроса продавцов на рынках определяют средние цены и примерные дневные объемы продаж. Опросы продавцов о ценах проводятся анонимно, что повышает надежность полученной информации. Общий объем товарооборота на рынках получают расчетным путем. Досчитывается также большинство видов индивидуальных рыночных услуг, оказываемых физическими лицами. Применяются разнообразные методы досчетов с использованием косвенной информации: данные о числе выданных лицензий на занятие определенным видом экономической деятельности, экспертные оценки среднего дохода лиц, занимающихся той или иной деятельностью, опросы потребителей данного вида услуг и другие источники. Удельный вес досчетов по отдельным видам услуг может быть очень высок (до 80%). Однако поскольку общий объем индивидуальных услуг не очень велик, досчеты не имеют большого значения для определения общей величины ВВП. При расчетах ВВП методом доходов к скрытой и неформальной экономике можно отнести смешанный доход и размер скрытой оплаты труда. Под смешанным доходом в СНС-93 понимается размер доходов индивидуальных производителей, которые невозможно отнести к заработной плате наемных работников или прибыли предпринимателей. Размер смешанного дохода прямо зависит от размера производства в неформальном секторе, т.е. в рамках домашних хозяйств. Скрытая оплата труда - это балансовая величина, получаемая путем сопоставления известных доходов и расходов домашних хозяйств, причем к расходам относятся также сбережения, т.е. увеличение всех активов, включая финансовые. При этом, как правило, получается, что расходы значительно превышают доходы. Разница трактуется как скрываемый доход. Однако отнесение полученного таким образом показателя целиком к разряду оплаты труда сомнительно, поскольку значительная его часть принадлежит, несомненно, к скрываемому от налогообложения и по иным причинам предпринимательскому доходу и доходу от незаконных операций. Подобного рода досчеты могут дать положительный результат только при строгом соблюдении балансовой техники на базе методологии национальных счетов. С точки зрения расходов досчитываются практически все важнейшие элементы ВВП, особенно расходы домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При расчете расходов домашних хозяйств исходят из объема товарооборота. Таким образом, все досчеты торговли, полученные производственным методом, увеличивают также показатели по покупке товаров домашними хозяйствами. Показатели по покупке услуг учитывают досчеты, проведенные для определения величины выпуска рыночных услуг (особенно индивидуальных). Значительную долю в потреблении домашних хозяйств в России составляют товары и услуги собственного производства. Прежде всего это потребление сельскохозяйственной продукции собственного производства, некоторых видов пищевых продуктов, таких, как домашние консервы, вино и самогон, а также проживание в помещениях, принадлежащих домашним хозяйствам. Практически все они относятся к категории неформального производства. Перечисленные показатели Госкомстат России рассчитывает чаще всего на основе косвенной информации. При расчетах ВВП он использует не только поправки, выполненные собственными силами. Большинство поправок по экспорту и импорту делаются ЦБ РФ в ходе работы по составлению платежного баланса России. Информационной базой для них служат данные зеркальной статистики, оценки объемов вывозимой из России валюты, товарооборота неорганизованной торговли, а также экспертные оценки. Госкомстат России делает и собственные оценки, например, челночной торговли, и они могут значительно отличаться от тех, которые делает ЦБ РФ. Однако в конечном итоге, как правило, поправки ЦБ РФ принимаются в качестве окончательных и официальных.
1.
|