Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деформация структуры экономики





Во-первых, криминальная экономическая деятельность, как правило, способствует возрастанию инвестиционных рисков и снижает инвестиционную активность, что уменьшает спрос на инвестицион­ные товары и стимулирует спад в отраслях инвестиционного комплекса.

Во-вторых, криминальная экономическая деятельность сосредоточена пре­имущественно в спекулятивном финансовом и торгово-посредническом сек­торах экономики, стимулируя их развитие в ущерб реальному производству.

В-третьих, криминальная экономическая деятельность в значительной степени ориентирована на развитие сферы незаконных товаров и услуг, спрос на которые в странах с переходной экономикой не удовлетворен. В ряде слу­чаев экономика становится зависимой от нелегальных видов экономической деятельности, которые определяют участие страны в международном разделе­нии труда.

В-четвертых, структура экономики дрейфует в сторону возрастания удель­ного веса топливно-энергетической и сырьевой ориентации внешнеэкономи­ческих связей. Это обусловлено массовым незаконным вывозом за рубеж стратегически важных сырьевых товаров.

В-пятых, из всех колоссальных объемов доходов, извлекаемых из незакон­ной экономической деятельности, лишь незначительная часть расходуется на поддержание собственно преступной деятельности. Основная масса доходов инвестируется в легальную экономику. Результат - развитие видов деятельно­сти, используемых для облегчения криминальной деятельности (предоставле­ние информационных, транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что обеспечивают получение быстрой прибыли.

В-шестых, криминализация экономики вызывает возрастание затрат на обеспечение безопасности и охраны, отвлекая экономические ресурсы от производства других благ. Издержки этой группы включаются во многих стра­нах в издержки преступности.

Экономический рост и инвестиционный процесс. В целом сокрытие эконо­мической деятельности негативно отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая цепь описанных выше последст­вий. Однако в условиях необоснованной жесткости государственного регу­лирования, консервативности и неэффективности официальных институтов сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государст­венного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. По­скольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую де­ятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных легально), ВВП увеличивается.

Однако сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ре­сурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная си­туация. Так, спад в 1996-1997 гг. в легальном секторе российской экономики, по мнению некоторых экономистов, перекрыт подъемом в секторе теневой деятельности. Причем обеспечивался он путем сокрытия источника проис­хождения инвестиций. Сокрытие истинных инвесторов - метод страхования инвестиционных рисков.

Инвестиционный климат в значительной степени ухудшает незаконный вывоз капитала. Являясь следствием высокой криминальной активности, не­совершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса к финансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает обратное негативное воздействие на экономику, лишая ее и без того дефицитных инвестиционных ресурсов и ограничивая возмож­ности выбора государством оптимального экономического курса. Ежегодная утечка части ВНП за рубеж негативно сказывается на экономическом разви­тии страны, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы для вну­тренних инвестиций.

Отток капиталов ограничивает свободу действий правительства в проведе­нии оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэконо­мического регулирования и подрывая фискальную дисциплину, поскольку вы­воз активов неизбежно порождает уклонения от налогов, взимаемых с доходов на эти активы. Сокрытые денежные средства, как правило, идут на потребле­ние либо вывозятся за рубеж, где тоже в основном идут на потребление.

В целом негативное воздействие на инвестиционный процесс оказывает организованная преступность, которая стремится к получению прибыли в максимально короткие сроки, а не к ее стабильному росту. При этом большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.

Организованная криминальная деятельность в России подрывает также иностранные инвестиции и торговлю вследствие увеличения риска капитало­вложений. Высокий уровень риска в России способствует специфическому ес­тественному отбору инвесторов, способных противостоять враждебной среде. В качестве таких инвесторов все чаще выступает иностранная организованная преступность, которая обладает механизмами защиты капиталовложений и готова подвергнуться риску во враждебной среде. В то же время легальные за­падные предприятия не приходят на рынок из-за угрозы вымогательства, а также невозможности получать прибыль легальными способами.

Конкуренция и эффективность рыночного механизма. Влияние теневой эко­номики на рыночные механизмы неоднозначно. С одной стороны, некрими­нальная часть теневого сектора имеет рыночный и конкурентный характер: мелкие производители, скрывающиеся от надзора контролирующих органи­заций, могут ориентироваться только на платежеспособный спрос таких же обособленных друг от друга покупателей. Неформальное производство ис­пользует в основном не капитальные, а трудовые ресурсы. Производимая те­невиками продукция имеет примерно тот же (или несколько более низкий) уровень качества, что и продукция легальных предпринимателей, но произво­дится с более низкими издержками (неформальные бизнесмены не платят на­логов и социальных платежей, могут давать заработную плату ниже законода­тельно установленного минимума и т. д.). С другой стороны, предприятия те­невого сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из-за своей относительной не­эффективности общее производство и потребление в стране.

В результате нарушения правил конкуренции некоторые легальные пред­приятия теряют рынки сбыта, несут убытки и разоряются. Это побуждает их владельцев снижать цены. В результате вначале происходит общее снижение цен, что благоприятно для потребителей. Однако в дальнейшем легальные предприятия не получают достаточных прибылей и разоряются. Остаются те, кому удалось выжить не благодаря рационализации работы, а вследствие нелегального приобретения сырья, уклонения от уплаты налогов и социаль­ных платежей.

Особо деструктивно влияние на режим конкуренции организованной пре­ступности, одна из ключевых целей которой - установление монопольного контроля над рынками и сферами деятельности. Среди других форм крими­нальной экономической деятельности, нарушающих правила конкуренции, особо выделяются незаконное пользование авторскими правами, интеллек­туальной собственностью, средствами индивидуализации продукции юриди­ческого лица, коммерческий подкуп. Способность организованной пре­ступности производить крупные капиталы, проникать в законный бизнес и с помощью контроля над ценами разорять конкурентов представляет собой серьезную угрозу будущему любого общества.

Предприятия, приобретенные лицами, входящими в организованные преступные группировки, как правило, имеют преимущества перед соблю­дающими законы соперниками, которые должны заботиться о размере по­лучаемых доходов, об издержках производства и о выплате займов банкам. Проникновение организованной преступности в законную экономику почти неизбежно ведет к нарушению естественного действия рыночных сил. В кон­це концов это сказывается на расходах потребителей, которые прямо или ко­свенно вынуждены платить больше денег.

Чрезвычайно опасны для эффективной конкуренции недобросовестная лоббистская деятельность и коррупция государственных институтов. Распро­странение организованной преступности может привести к политическому клиентелизму и контролируемому рынку.

Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда. Кро­ме предпринимателей в теневую экономику вовлечены и рядовые работники, специалисты и инженеры. Это касается практически всех регионов страны, всех отраслей экономики. Причем значительная (если не основная) часть те­невой деятельности осуществляется непосредственно на рабочем месте. В ус­ловиях массовых задержек заработной платы и невысокого ее официального уровня понятны причины подобной деятельности работников. При этом те­невая активность играет роль социального стабилизатора, сглаживающего противоречия между «верхами» и «низами» и облегчающего людям тяготы пе­реходного периода. Данные социологического опроса руководителей пред­приятий ВПК свидетельствуют, что около половины опрошенных не видят ничего страшного в использовании работниками материальной базы их пред­приятий в личных интересах, считая это меньшим злом на фоне идущих в стране процессов криминализации.

Последствия работы на подпольных предприятиях негативны для работни­ков. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты тру­да и социального страхования. Система подпольной работы позволяет бес­контрольно эксплуатировать рабочую силу методами, характерными для пе­риода становления капитализма XIX в.

Тема: ИСТОКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ

Определение теневой экономики и ее структура. Проблемы теневой эконо­мики привлекли внимание исследователей еще в конце 1970-х гг. Одной из первых серьезных работ в этой области была работа П. Гутмана (США) «Под­польная экономика» (1977 г.), в которой однозначно утверждалось, что не­учтенной экономической деятельностью пренебрегать нельзя.

Использование термина «теневая экономика» в отечественной научной ли­тературе связано с попыткой проанализировать всплеск «теневой» хозяйст­венной деятельности в 1960-е гг. после введения УК СССР 1961 г.

К середине 1980-х гг. в отечественной науке и экономической практике интерес к проблеме теневой экономики значительно возрос. Однако в ее трактовке преобладали криминальные тенденции, статистическая методоло­гия оценки теневой экономики либо не рассматривалась вообще, либо рас­сматривалась недостаточно. Одним из редких исследований по данной про­блеме экономического характера стала работа Т. Корягиной, занимавшейся сферой бытового обслуживания.

Согласно ее версии в СССР теневая экономика включала три соответству­ющих сектора: неофициальную экономику - легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имело место не фиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от на­логов; подпольную экономику - все запрещенные законом виды экономичес­кой деятельности; фиктивную экономику - экономику приписок, спекуля­тивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег; сегодня сюда следует включать и деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хо­зяйствования на основе организованных коррупционных связей.

В настоящее время теневая экономика - предмет значительного числа научных работ и публикаций, она стала частью учебных программ многих высших учебных заведений. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Криминальная, подпольная, черная, серая, вторая, незаконная, параллельная, неофициальная, деструктивная, неучтенная - вот далеко не полный перечень ее синонимов. Это многообразие обусловле­но, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в ос­новном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ, ста­тистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, со­вершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности. В настоящее время можно выделить два основных подхода: правовой и учетно-статистический.

В качестве ключевого критерия правового подхода выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Конкретные критерии: уклонение от официальной, или государственной, регистрации, государственного контроля, противоправный характер. Под теневой экономикой понимается экономическая деятельность вне рамок закона.

Однако при всей познавательной ценности попытки определить теневую экономику только через правовые критерии методологически неверны, так как они основаны на вторичных признаках. Не юридические законы опреде­ляют общественную жизнь, а развивающееся общество обеспечивает право­вое оформление разных видов общественных отношений. Поэтому право вто­рично по отношению к экономике и во многом субъективно.

Сегодня многое из того, что было запрещено, стало возможным. И если в трактовке теневой хозяйственной деятельности руководствоваться только правовыми критериями, без учета экономических реалий, то практически невозможно выявить сущность понятия «теневая экономика».

При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, т.е. отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последователен и развит статистический подход на основе принятой Госкомстатом России в 1993 г. методологии Системы национальных счетов (СНС-93) ООН. Он разработан специалистами ООН для более полного учета объемов производства ВВП. Те­невую экономику они определяют как неучтенную официальной статистикой экономическую деятельность. Неучтенная, по их мнению, экономика включа­ет три вида деятельности: скрытую, неформальную, нелегальную.

Скрытая деятельность характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально «не показывается» или приуменьшается осуществляю­щими ее субъектами для уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность возможна практически во всех отраслях экономики. Про­блема определения параметров скрытого хозяйствования близка к традицион­ной для статистики проблеме обеспечения полноты охвата отчетностью эко­номических единиц.

Неформальная деятельность осуществляется некорпорированными (т.е. не­посредственно принадлежащими одному владельцу), часто семейными пред­приятиями и домашними хозяйствами, действующими обычно на законном основании, нацеленными на производство товаров и услуг для обеспечения в этих хозяйствах занятости и доходности. Совокупность неформальных пред­приятий составляет по отношению к сектору домашних хозяйств подсектор. В него включаются предприятия, работающие для нужд домашних хозяйств (например, осуществляющие собственными силами индивидуальное строи­тельство), и предприятия с неформальной занятостью. К последним относят­ся те предприятия, на которых отношения между работодателем и наемным работником (или между несколькими партнерами) не закреплены формаль­но, т.е. каким-либо договором или другим юридическим документом; отмеча­ется, что этот подсектор может иметь особо важное значение для развиваю­щихся стран.

Нелегальную деятельность осуществляют хозяйствующие субъекты, заня­тые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (например, производством оружия или наркотиков, контрабандой), а также не имеющие права заниматься осуществляемым видом деятельности (например, врачи, практикующие без лицензии). Что касается деятельности, направленной про­тив личности или имущества (например, грабежей, воровства и терроризма), то она не трактуется как трансакции и не включается в границы производст­ва. Тем не менее ее последствия должны быть так или иначе отражены в наци­ональных счетах - хотя бы для того, чтобы уменьшить разбалансированность между производством товаров и услуг и их использованием и свести к мини­муму ошибки.

Преимущество учетно-статистического подхода - возможность эффектив­ного его использования для выявления производственных секторов теневой экономики, оценки их масштабов и формирования экономической и право­вой политики. Вместе с тем данный подход не лишен недостатков. Так, до на­стоящего времени в рамках концепции СНС-93 не удается сколько-нибудь удов­летворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятель­ности, не связанной с производством реального ВВП. Серьезной проблемой при использовании этого подхода может стать отсутствие или несовершенство ин­формационной базы статистических расчетов.

В основном теневой сектор образуют те виды экономической деятельнос­ти, которые могли бы осуществляться и в том случае, если бы информация о них не скрывалась сознательно от наблюдения и учета со стороны государст­ва, однако при этом они были бы менее доходны для субъектов таких дейст­вий. При этом сокрытие информации может осуществляться в форме:

• полного непредоставления каких-либо данных (подпольные предприятия);

• предоставления неполных данных (например, неоформление части со­вершаемых сделок, при том что об остальных сделках предоставляются пол­ные и достоверные сведения);

• предоставления искаженных (ложных) данных (например, все сделки фиксируются, но сведения об объемах и ценах искажаются).

Все три формы сокрытия могут сочетаться в рамках деятельности одного субъекта экономической деятельности.

Природа теневой экономики. В рамках экономической науки теневая эко­номика может рассматриваться в качестве предмета специального анализа различных теорий. Прежде всего ее существование есть иллюстрация к изве­стной из курса микроэкономики схеме влияния налогов на предложение това­ра: в отсутствие налогов предложение, равно как и прибыль фирмы, оказыва­ется больше, чем при их наличии. Иными словами, налогообложение сдвига­ет кривую предложения вверх, и равновесие на товарном рынке достигается при более высоком уровне цен. Тем самым уход от налогообложения есть нор­мальная реакция экономического агента, стремящегося максимизировать свою функцию полезности путем минимизации совокупных издержек, в со­став которых для него включаются и налоги.

Наиболее значимые перспективы для анализа феномена теневой экономи­ки предоставляет новая, институциональная экономика, в рамках которой те­невые явления включаются в различные понятийные конструкции, позволя­ющие достаточно глубоко их охарактеризовать.

В рамках теории агентских отношений действия предприятий по сокрытию совершаемых сделок от государственного учета представляют собой различ­ные проявления оппортунистического поведения, такой его конкретной фор­мы, как уклонение. В самом деле, официально регистрируя фирму, ее руко­водитель, по существу, заключает с государством контракт, в рамках которого, в частности, принимает на себя обязательство предоставлять различным госу­дарственным органам информацию о своей деятельности и уплачивать налоги, определяемые действующим (установленным государством) законодательст­вом. Государство, в свою очередь, в рамках того же контракта принимает на себя обязательства, связанные с обеспечением правовой защиты фирмы, со­циальной защиты ее работников, и тому подобные обязательства, фиксируе­мые законодательством страны.

Источником ожидаемого прироста прибыльности хозяйственной деятель­ности в рамках теневой экономики выступают нарушения тех или иных ог­раничений на допустимые действия, законодательно разрешенных или предписанных правил их осуществления. Тем самым сферы экономических действий - формальные экономические институты - рассматриваются как факторы, снижающие эффективность использования ресурсов хозяйствую­щими субъектами.

Для субъектов теневой экономики величина dU - ожидаемого прироста прибыльности от нарушения формальных правил - складывается из двух ос­новных составляющих. Первая из них определяется величиной ставки налого­обложения доходов экономических агентов, вторая представляет собой эко­номию на издержках ведения дел по установленным правилам, соблюдения формальных норм, непосредственно не связанных с процессом налогообло­жения. Как правило, такие нарушения облегчают или даже обеспечивают са­му возможность избежать налогообложения. К ним относятся, например, за­ключение устных контрактов, неподписание тех или иных документов и т.п.

Абсолютная величина отрицательного члена неравенства определяется как зафиксированным в соответствующем правиле размером экономической или иной санкции, применяемой к выявленному нарушителю, так и вероятнос­тью выявления нарушения.

Размер санкции может устанавливаться законодателем исходя из самых различных соображений, охарактеризовать которые для общего случая вряд ли возможно: здесь может проявиться самый широкий круг факторов - от культурных традиций общества до рационального расчета или до настроения законодательства в момент принятия формальной нормы. Зато вопросы оцен­ки величины вероятности выявления нарушения составляют предмет анализа в рамках экономической теории трансакционных издержек и экономической теории контрактов.

Основными факторами, определяющими эту величину, являются:

1) степень четкости и однозначности определения того, что именно явля­ется нарушением обязательств;

2) степень сложности измерения сторон и свойств деятельности агента, ве­личина издержек такого измерения;

3) возможность применения предусмотренных законом (правилом) санк­ций к нарушителю, определяемая как пропускной способностью контроль­ной системы и органов, осуществляющих наказание, так и социальными нор­мами, ограничивающими эту возможность.

Первый фактор связан с качеством проработки формальных правил (зако­нов, контрактов) и может регулироваться государством, которое в принципе способно формулировать правила поведения экономических агентов, включа­ющие четкие описания требований к ним.

Второй фактор лишь частично поддается регулированию со стороны госу­дарства, поскольку трудности измерения зависят не только от уровня разви­тия методов измерения и качества работы системы мониторинга, но и от свойств и особенностей деятельности различных экономических агентов. Из­держки измерения, зависящие как от первой (управляемой), так и от второй (неуправляемой) группы причин, объективно направляют интерес контроли­рующих государственных служб в те секторы экономики, где деятельность экономических агентов и ее результаты могут быть оценены и измерены с на­именьшими для государства затратами.

Иными словами, чем легче в каком-то секторе экономики осуществлять измерения и контроль, тем с большей вероятностью именно на нем будет сконцентрировано внимание контрольных служб государства. Важно под­черкнуть, что эта степень концентрации контроля будет мало связана с вели­чиной ожидаемых доходов для государства, которые оно сможет получить за счет улучшения собираемости налогов.

Причиной такого положения дел выступает разделение функций внутри аппарата государства: деятельность контрольных служб финансируется из об­щего бюджета государства, на нее выделяются ограниченные средства, не на­ходящиеся в прямой зависимости от вклада этих служб в общий доход бюдже­та. Кроме того, отсутствует, как правило, и непосредственное экономическое стимулирование работников контрольных служб, когда их индивидуальные доходы находились бы в прямой зависимости от величин выявленных нару­шений (т.е. объема санкций, предъявляемых нарушителю, и средств, получа­емых от него в доходы государства). Работник таких служб - наемный работ­ник организации, каковой выступает государство, а не владелец остаточного дохода, распоряжающийся им по своему усмотрению.

Следовательно, ведя себя экономически рационально, как сама контроль­ная служба в целом, так и каждый ее отдельный работник будут демонстриро­вать оппортунистическое поведение, выражающееся в минимизации усилий на выполнение поставленных перед службой и ее работниками задач. В ре­зультате этого будет концентрироваться внимание на тех секторах экономики и тех экономических агентах, контроль за деятельностью которых (включая измерение ее параметров и результатов работы) требует наименьших усилий.

Подобная концентрация внимания на определенных секторах в условиях ограниченности возможностей контрольных служб приводит к возникнове­нию конкурентных преимуществ у тех экономических агентов, которые менее «удобны» для государственного контроля; стимулов у объектов усиленного контроля к изменению параметров своих активов (имущества) с целью сде­лать их менее доступными для контроля; стимулов к относительному сниже­нию объемов «удобных» для контроля секторов экономики.

Другими словами, избирательность в деятельности государственных служб, контролирующих исполнение экономическими агентами условий контрактов, заключенных с государством, обусловленная дифференциацией в издержках измерения выполнения этих контрактов, определяет различия в вероятности выявления нарушений условий для секторов экономики и как следствие раз­личия в стимулах для осуществления этих нарушений.

При этом логика подобных различий такова, что упомянутая избиратель­ность порождает ухудшающий отбор экономических агентов: большее распро­странение в экономике приобретают те из них, которые имеют более сильные стимулы к уклонению от исполнения обязательств перед государством.

Третий фактор - наличие социальных ограничений на применение наказа­ния к выявленным нарушителям - вносит вклад в ухудшающий отбор другого типа. Речь идет о таких явлениях, как социальная неприемлемость закрытия крупных градообразующих предприятий, одновременное привлечение к уго­ловной ответственности сотен тысяч незарегистрированных торговцев и т.п. В первом случае у нарушителя возникает чувство безнаказанности, способству­ющее продолжению оппортунистического поведения, во втором случае у от­дельных зафиксированных нарушителей формируется ощущение несправед­ливости, ибо другие схожие нарушения не фиксируются.

Тема: ОЦЕНКА МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Методы статистической оценки масштабов теневой экономики. В настоящее время не существует стандартных, универсальных подходов, которые могли бы обеспечить успех подобного расчета в любой экономике. Поэтому все за­висит от квалификации экспертов, дающих оценку, и от возможностей полу­чения дополнительной информации, которыми они обладают. Сами исследо­ватели, дающие оценки параметров теневой экономики, часто рассматривают их как индикативные, дающие только самое общее представление о явлении. Это объясняется, во-первых, спецификой теневой экономики, которая по определению скрывается от всякого наблюдения, во-вторых, вероятностным характером большинства методов, применяемых для расчетов.

Вместе с тем нельзя не признать, что за последние годы происходит замет­ное развитие методологии оценки теневой экономики. В настоящее время в мировой практике используются различные методы ее оценки.

Рис.1. Классификация методов оценки теневой экономики

 

Большинство методов можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые методы позволяют получить детальную и высококачественную информацию. Они базируются на различного рода обследованиях (домашних хозяйств, ра­бочей силы и т.д.) и результатах налогового аудита. Широко применяются об­следования для измерения масштабов как теневой экономики в целом, так и ее отдельных составляющих.

Результаты подобных обследований чувствительны к тому, как сформулированы вопросы. Посредством тщательно продуманных интервью делает­ся попытка преодолеть желание людей скрыть свое участие в теневых эконо­мических процессах. Вопросы задаются таким образом, чтобы интервьюируемый не осознал реальной цели исследования. Этот подход был успешно

использован Итальянским статистическим управлением, которое при оценке масштабов теневой экономики делает упор на обследовании затрат рабочей силы, отработанном рабочем времени. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств на основании случайной выборки, и интервьюеры, обходящие дома, помимо прочего спрашивают членов домохозяйств о числе часов, отработанных по­следними в той или иной отрасли. При этом учитываются любые затраты рабочего времени: на крупных и мелких предприятиях или индивидуально. Лю­дям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла искажать информацию об отработанном рабочем времени. Затем полученная информация обрабатыва­ется и распространяется на генеральную совокупность, нормируется, т.е. пересчитывается в средние отработанные человеко-дни.

Использование этого метода оценки теневой экономики требует большого штата подготовленных специалистов и крупных затрат. И при этом количест­во и качество собираемой информации напрямую зависит от готовности рес­пондентов давать правдивые ответы, что в отношении лиц, занятых в теневой экономике, встречается далеко не всегда. Многое зависит и от качества со­ставленных анкет.

Результаты налогового аудита (обычно принудительного), проводимого специально создаваемыми для этого организациями, тоже могут быть исполь­зованы для определения масштабов теневого сектора. В ходе исследования выявляется разница между доходами, оцениваемыми посредством выбороч­ных проверок, и тем продекларированным доходом, с которого уплачивались налоги. Чем выше страх перед санкциями, применяемыми в случае ложных ответов, тем больше достоверность получаемых результатов.

Данные, собираемые различными государственными органами (полицией, муниципалитетом и др.), на запросы которых все субъекты обязаны давать отве­ты, также используются для оценки объемов нерегистрируемого производства.

Множество косвенных методов основывается на расхождениях в официаль­ных статистических данных между производством и потреблением. Анализ может проводиться на уровне всей экономики, домашнего хозяйства, группы индивидов или же на уровне одного особо важного продукта. Если статисти­ческое расхождение находится в разумных пределах - это нормально. У гра­мотного статистика вызовет подозрение скорее расчет, балансирующий итоги вовсе без расхождения. Тем не менее если расхождение слишком велико, то следует искать его причину либо в недостаточно достоверной первичной ин­формации, либо в том, что какой-то элемент совокупности или явления по­просту не был учтен. Формально установить грань между допустимым и недо­пустимым расхождением практически невозможно. Каждый раз это делает эксперт, производящий расчеты, и именно он берет на себя ответственность за принимаемое решение.

Один из косвенных методов построен на исследовании различий между об­щим потребленным доходом и альтернативно рассчитываемым произведен­ным доходом, который восстанавливается по данным об уплаченных налогах или о произведенной добавленной стоимости. Использовать этот метод срав­нительно легко, однако он имеет серьезные недостатки. Во-первых, расхожде­ние между произведенным и потребленным доходом может быть вызвано дей­ствием многих факторов, а не только наличием теневой экономики и доходов от деятельности в ней. Например, калькуляция произведенного дохода зави­сит от эффективности работы налоговых служб. Расчет расходов также весьма непростое дело. Во-вторых, из анализа исключаются покупки на черном рын­ке, которые делаются как официальными, так и теневыми структурами, если только при калькуляции расходов на это не делается специальная поправка. В-третьих, при таких расчетах невозможно выявить происхождение дохода, который тратится сверх произведенного. Остается неясным, легален ли доход, но неучтен из-за дефектов используемого метода либо он не декларирован и получен в результате криминальной деятельности или же в качестве источни­ка имеет фонды накопления или различные формы сбережений.

Другой метод предполагает измерение доходов и расходов независимо друг от друга на уровне специально обследуемых домашних хозяйств. Он достаточ­но трудоемок и сохраняет недостатки обсужденного выше «разностного» ме­тода. Тем не менее он может дать дополнительную информацию о секторах, наиболее вовлеченных в теневую деятельность.

В последние годы наиболее популярны два метода расчета объема ВВП. Первый базируется на гипотезе, согласно которой данные об экспорте абсо­лютно достоверны. При использовании показателей совокупного экспорта и его доли в общем производстве (данные специального обследования) можно оценить совокупное производство, размеры которого во всех странах, где ис­пользовался данный метод, оказались выше, чем регистрируемые официаль­ной статистикой.

Другой метод определения реального размера ВВП базируется на анализе потребления отдельных производственных ресурсов. В последние годы после выхода целого ряда статей специалистов Мирового банка и Международного валютного фонда (МВФ) чаще всего исследуется динамика энергопотребления. Преимущества данного метода заключаются в простоте измерения потребле­ния данного ресурса, стабильности соотношения между объемом потребляе­мого ресурса и объемом производства, в уверенности, что теневой сектор не может утаить потребление электроэнергии.

Расчеты темпов реального роста экономики на основе показателя потреб­ления электроэнергии были сделаны специалистами МВФ для Китая, Рос­сии, стран Центральной и Восточной Европы. Однако их нельзя признать аб­солютно корректными по ряду причин. Во-первых, во всех исследованных странах велика доля потребления электроэнергии населением для бытовых нужд (в России особенно в северных районах). Во-вторых, цены на электро­энергию в ряде стран все еще регулируются местной администрацией, ввиду этого население экономит электроэнергию в последнюю очередь или не эко­номит вовсе. В-третьих, в экономике этих стран существует много непрерыв­ных производств, которые расходуют электроэнергию, даже если работают с пониженной нагрузкой. Наконец, очень быстро меняется структура произ­водства и вместе с ней удельная энергоемкость.

Непременным признаком высокой статистической культуры в мире счита­ется развитие так называемого метода товарных потоков, основанного на ба­лансовом подходе. Смысл этого метода заключается в том, что товарный по­ток, т.е. движение стоимости от производства до использования, строится не для макропоказателей, а для отдельных важнейших продуктов или товарных групп. Метод применяется не столько для построения какой-то специфичес­кой балансовой модели, хотя и это важно, сколько для обнаружения слабых мест в имеющейся информационной базе. Например, если по какому-то то­вару суммарные ресурсы (производство и импорт) меньше суммарного ис­пользования ресурсов (конечное и промежуточное потребление, накопление и экспорт), предстоит решить, какая часть информации (данные по произ­водству или по импорту) более надежна, и досчитать другую часть. Принцип метода очень прост, но его воплощение в жизнь остается сложным. Широкое внедрение метода товарных потоков означает, что балансовый метод должен применяться уже на уровне отраслевой статистики. Это резко повысило бы достоверность расчетов и, во всяком случае, позволило бы четко определить слабые места в информационной базе.

Метод товарных потоков довольно широко применяется во многих евро­пейских странах, в том числе и в России, где, используя его, удалось дать ко­личественную характеристику целому виду экономической деятельности - внешнеторговому посредничеству. С одной стороны, были данные (стоимост­ные и в натуральных измерителях) от предприятий об отправке продукции на экспорт, с другой - имелись данные таможни о количестве товаров, пересека­ющих границу. По натуральным показателям эти данные почти совпали, а по стоимостным данные таможни оказались значительно выше. В таможенных декларациях указывается цена контракта с внешним потребителем. Предпри­ятия указывают цену, по которой продукция продается предприятием. При этом разница (за вычетом транспортной наценки) идет посреднику. Практи­чески никакими другими данными об их деятельности Госкомстат России в начале 1990-х гг. не располагал.

Однако рассматриваемый метод далеко не безукоризнен. Совершенно оче­видно, что все «надежные» цифры на самом деле занижены, так как в реаль­ности возможны и неофициальные экспортные операции, и неконтролируе­мое потребление энергии, а масштабы этого занижения, вероятно, различа­ются в зависимости от сектора, региона.

Еще одна группа косвенных методов связана с измерением теневой заня­тости на рынке труда, и в первую очередь с выявлением разницы между офи­циальным уровнем занятости и уровнем занятости, рассчитанным на основе использования альтернативных методов. Идея состоит в следующем. Разница между данными об официальной занятости и данными, рассчитанными аль­тернативным путем (либо более высоким уровнем занятости в предыдущий период, либо уровнем занятости в странах, которые по многим параметрам считаются аналогичными данной), позволяет оценить масштабы теневой за­нятости в данной стране. Хотя этот метод весьма информативен, его исполь­зование связано с серьезными трудностями. Прежде всего сомнительна ис­ходная гипотеза, так как на уровень занятости в стране влияет множество факторов, и сам он может колебаться с течением времени. Только после уст­ранения действия всех прочих факторов «остаток» может служить индикато­ром теневой экономики.

Вторая серьезная проблема при использовании рассматриваемого метода - значительные расхождения в трактовке понятия «занятый» в разных странах, а также в каждой из стран на разных этапах развития. При расчете уровня за­нятости нередко используется разная временная база (неделя, месяц, год, предшествующие обследованию). Метод «не работает» при учете лиц, занятых по совместительству в разных местах, если только не проводится специальное дополнительное обследование. Наконец, использование результатов анализа теневой занятости для оценки масштабов реального ВВП требует определения средней производительности труда рабочего, занятого в теневой экономике. Следовательно, на практике анализ теневой занятости сталкивается с боль­шими трудностями.

Некоторые косвенные методы включают монетарные подходы, использова­ние которых позволяет восстанавливать размеры теневой экономики по сле­дам, которые она оставляет в сфере денежного обращения. Однако монетар­ный подход подвергается широкой критике в первую очередь за «чрезмерно сме­лые» гипотезы, связанные с предположением, что для сделок участники теневой экономики используют только наличные деньги. Тем не менее использование наличных денег при теневых сделках оставляет следы в денежной сфере: спрос на банкноты больше, чем следовало бы ожидать при отсутствии тене­вой экономики. Этот «избыточный» спрос может служить индикатором ее масштабов.

Перечисленные методы являются основными, однако ими не исчерпыва­ются попытки определения некоторых параметров теневой экономики в Рос­сии. Так, специалисты Международного фонда экономических и социальных реформ разработали собственный синтетический метод.

Определенные перспективы имеет идея исследования динамики теневых процессов в экономике методами имитационного моделирования. Формули­руя задачу исследования как ретроспективный прогноз, значения показателей теневой экономики можно подобрать так, чтобы воспроизводимая на ком­пьютере модельная динамика соответствовала достоверной информации. Со­отношения модели при этом должны учитывать процессы производства, об­мена, распределения и потребления с учетом нелегального производства и перераспределительных криминальных процессов.

Но имитационные модели имеют и значительные недостатки. Во-первых, они могут быть построены только на основе больших объемов информации и моделей более низкого уровня, например, на основе межотраслевого баланса. В настоящее время такие модели отсутствуют, а первичная информация не­полна и плохо увязана. Во-вторых, все формальные имитационные модели основаны на гипотезе, что выявленные соотношения и зависимости останут­ся таковыми на протяжении определенного времени. Из сказанного прямо следует, что в экстремальных точках развития экономики, когда соотноше­ния и зависимости быстро меняются, подобные модели перестают работать.

Опыт оценки теневой экономики Госкомстатом России. Госкомстат России имеет неоспоримое преимущество перед другими организациями и независи­мыми специалистами, производящими расчеты параметров теневой эконо­мики, поскольку обладает лучшей информационной базой. Последняя поз­воляет проводить многовариантные расчеты и выбирать из них тот, результа­ты которого наиболее обоснованны и разумны.

В настоящее время все публикуемые Госкомстатом России макроэкономи­ческие показатели, в том числе на уровне регионов и отраслей, содержат не­обходимые поправки на неформальную деятельность домашних хозяйств, на скрываемую экономическую деятельность экономических единиц других сек­торов, а также на деятельность, не охваченную в полной мере статистическим наблюдением. При этом нелегальная экономическая деятельность учитывает­ся Госкомстатом России лишь в экспериментальном порядке.

В макроэкономических расчетах при построении ВВП поправки делаются тремя методами: производственным и методами доходов и расходов. При ис­пользовании производственного метода, являющегося одним из основных для Госкомстата России и использованного в данной главе книги, для каждой из отраслей досчеты выполняются по оригинальной методике.

 

предприятий, заполняющих стандартные формы статистической отчетности, досчитываются до полного круга путем добавления информации по малым и совместным предприятиям, а также по индивидуальным производителям в не­формальном секторе, а затем корректируются в соотношении, полученном по результатам проверок предприятий налоговыми органами. Проверенные нало­гоплательщики рассматриваются как случайная выборка, и доля выявленных нарушений переносится на генеральную совокупность промышленных предпри­ятий. Дополнительный контрольный этап - балансировка ресурсов промышлен­ной продукции с ее использованием на потребление, накопление и экспорт.

В строительстве досчет производится на основании оценки стоимости ис­пользованных ресурсов строительных материалов (с учетом сокрытия части из них). Считается, что продажа строительных материалов лучше отражает динамику капитального строительства, чем отчеты об объеме строительных работ. Поэтому известные объемы использования ресурсов строительных ма­териалов сначала уточняются на объем сокрытия части их продаж, а затем рассчитывается, каким должен быть объем строительных работ исходя из дан­ной массы израсходованных материалов.

Отличительная черта сельскохозяйственного производства в России - высо­кий удельный вес продукции, производимой домашними хозяйствами в рам­ках неформального сектора экономики. Объем производства в хозяйствах на­селения определяется расчетным путем на региональном уровне с помощью выборочного обследования домашних хозяйств и информации сельских адми­нистраций, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству о количест­ве обрабатываемой земли. Площадь обрабатываемой земли умножается на среднюю урожайность типичных для данного региона культур и оценивается в средних ценах.

Досчеты в торговле также очень высоки. Суммарная поправка более чем удваивает начальные данные по товарообороту, полученные обычным путем. Первичные данные, полученные от торгующих организаций, досчитываются с учетом данных банковской статистики о сданной выручке путем сопостав­ления их с данными об объеме покупок, полученными в результате проведе­ния обследований домашних хозяйств и составления балансов товарных ре­сурсов. Большой объем досчета выполняется по неформальной торговле на рынках. Данные получают путем специальных обследований по всей терри­тории России. В ходе обследований работники территориальных органов ста­тистики путем опроса продавцов на рынках определяют средние цены и при­мерные дневные объемы продаж. Опросы продавцов о ценах проводятся ано­нимно, что повышает надежность полученной информации. Общий объем товарооборота на рынках получают расчетным путем.

Досчитывается также большинство видов индивидуальных рыночных ус­луг, оказываемых физическими лицами. Применяются разнообразные мето­ды досчетов с использованием косвенной информации: данные о числе вы­данных лицензий на занятие определенным видом экономической деятельно­сти, экспертные оценки среднего дохода лиц, занимающихся той или иной деятельностью, опросы потребителей данного вида услуг и другие источники. Удельный вес досчетов по отдельным видам услуг может быть очень высок (до 80%). Однако поскольку общий объем индивидуальных услуг не очень велик, досчеты не имеют большого значения для определения общей величины ВВП.

При расчетах ВВП методом доходов к скрытой и неформальной экономи­ке можно отнести смешанный доход и размер скрытой оплаты труда. Под сме­шанным доходом в СНС-93 понимается размер доходов индивидуальных производителей, которые невозможно отнести к заработной плате наемных работников или прибыли предпринимателей. Размер смешанного дохода пря­мо зависит от размера производства в неформальном секторе, т.е. в рамках домашних хозяйств. Скрытая оплата труда - это балансовая величина, полу­чаемая путем сопоставления известных доходов и расходов домашних хо­зяйств, причем к расходам относятся также сбережения, т.е. увеличение всех активов, включая финансовые. При этом, как правило, получается, что рас­ходы значительно превышают доходы. Разница трактуется как скрываемый доход. Однако отнесение полученного таким образом показателя целиком к разряду оплаты труда сомнительно, поскольку значительная его часть принад­лежит, несомненно, к скрываемому от налогообложения и по иным причи­нам предпринимательскому доходу и доходу от незаконных операций. Подоб­ного рода досчеты могут дать положительный результат только при строгом соблюдении балансовой техники на базе методологии национальных счетов.

С точки зрения расходов досчитываются практически все важнейшие элементы ВВП, особенно расходы домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При расчете расходов домашних хозяйств исходят из объема товаро­оборота. Таким образом, все досчеты торговли, полученные производствен­ным методом, увеличивают также показатели по покупке товаров домашними хозяйствами. Показатели по покупке услуг учитывают досчеты, проведен­ные для определения величины выпуска рыночных услуг (особенно индиви­дуальных).

Значительную долю в потреблении домашних хозяйств в России составля­ют товары и услуги собственного производства. Прежде всего это потребление сельскохозяйственной продукции собственного производства, некоторых ви­дов пищевых продуктов, таких, как домашние консервы, вино и самогон, а также проживание в помещениях, принадлежащих домашним хозяйствам. Практически все они относятся к категории неформального производства. Перечисленные показатели Госкомстат России рассчитывает чаще всего на основе косвенной информации.

При расчетах ВВП он использует не только поправки, выполненные соб­ственными силами. Большинство поправок по экспорту и импорту делаются ЦБ РФ в ходе работы по составлению платежного баланса России. Инфор­мационной базой для них служат данные зеркальной статистики, оценки объемов вывозимой из России валюты, товарооборота неорганизованной торговли, а также экспертные оценки. Госкомстат России делает и собст­венные оценки, например, челночной торговли, и они могут значительно отличаться от тех, которые делает ЦБ РФ. Однако в конечном итоге, как правило, поправки ЦБ РФ принимаются в качестве окончательных и офи­циальных.

 

1.

 

Date: 2015-11-13; view: 1255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию