Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние особенностей реформирования российской экономики на развитие теневого сектора





На основе исследований, проведенных JI. Косалсом и авторским коллективом под руководством Т. Долгопятовой, выделим некоторые особенности проведения рыночных реформ, ставшие факторами масштабного распространения теневой деятельности в российской экономике.

Первая особенность - резкое снижение уровня и действенности защиты го­сударством легальных правомочий собственности и контрактов, связанное с разрушением партийно-государственных структур СССР. Речь идет как о воз­никновении и весьма медленном заполнении пробелов в законодательстве, так и о неисполнении имеющихся законов, указов, распоряжений. Низкую эффективность демонстрировала с началом реформ (и продолжает демонст­рировать сегодня) судебная система разрешения конфликтов, особенно в ча­сти исполнения принятых судебных решений.

Следствием традиционной для России незащищенности правомочий (мел­кой и средней) частной собственности от их размывания со стороны государ­ства можно считать традиции противостояния граждан государству. В рамках этих традиций противоправное по отношению к государству поведение граж­дан, т.е. обман ими государства в той или иной форме, не является предметом морального осуждения со стороны общества.

Вторая особенность - фактическая приватизация функций государства от­дельными группами чиновников, которые стали выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько это отвечало их частным эко­номическим интересам. В результате предприниматель не обращается за за­щитой своих интересов к государству, а нанимает в частном порядке сотруд­ников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как другим работникам своей фирмы.

Третья особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного го­сударственного сектора, которому требуются прямые или косвенные дота­ции из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дота­ций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокопоставлен­ные чиновники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции, например создание муниципального банка, через который все ор­ганизации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетика­ми, железной дорогой и др. Функционирование компаний подобного типа - источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномочен­ных», вынуждены им платить.

Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от орга­нов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов.

Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу «дружественных» им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строи­тельстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью контроли­рующих и правоохранительных органов.

Четвертая особенность - сохранение характерных для советской системы форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью го­сударства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую актив­ность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и им подобные - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это «квазичастные» фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства. Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовать все функции, которые традиционно выполняют государство и об­щество, - от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общест­венного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных ее видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валют­ной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускае­мыми такими компаниями.

Пятая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расцениваю­щей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспек­цией, - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либера­лизации государство стремится сохранить «командные высоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформи­ровалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значи­тельной доли деловой активности в «тень».

Шестая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социаль­ных ниш, сбережений, понизили уровень жизни. Хотя цены были «отпуще­ны», введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализа­ции экономики, механизмы экономического отбора не были созданы. В про­мышленности, сельском хозяйстве и других секторах многие годы действуют неэффективные предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и заработной платой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернативных вариантов экономической активно­сти для работников, занятых на таких рабочих местах, нет. Людям приходит­ся искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Они вынуждены зарабатывать теневой деятельностью. Государственные и привати­зированные предприятия «обросли» множеством так называемых коммерчес­ких структур, возникло огромное число независимых фирм, через которые люди пытаются заработать на свободном рынке без формальных ограничений. Кроме того, значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации.

Седьмая особенность - неправовой характер экономических преобразова­ний, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в пери­од реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эф­фективной работе правоохранительной системы не заинтересованы прежде всего правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы руки представителям высокоста­тусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собст­венности. Кроме того, сами правоохранительные органы вовлечены в хозяй­ственную деятельность и являются важнейшими ее субъектами в нынешней России.

Тема: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Date: 2015-11-13; view: 726; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию