Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вознесение моисея





Этот важный иудейский апокриф датируется предположительно началом I в.по Р. X. (вскоре после смерти царя Ирода Великого). Полный текст несохранился. Дошедшие греческие фрагменты невелики, еврейский текст, скоторого, очевидно, был сделан греческий перевод, не дошел вовсе. В наиболееполком виде "Вознесение Моисея" сохранилось на латинском языке (вединственной рукописи). Дошедший текст представляет собой первую частьапокрифа, которая и является собственно апокалиптической: готовящийся ккончине Моисей раскрывает будущее своему преемнику Иисусу Навину (ср. 31-32главы Второзакония). Многие места читаются плохо и могут быть истолкованы влучшем случае предположительно. Editio princeps: А. М. Ceriani. Monumenta sacra et prof ana. I, fasc. 1, Milano, 1861. Настоящий перевод выполнен по изданию: Е.-М. Laperrousaz. Le Testamentde Moise. // Semitica, Э 19, 1970.

B. B.

I. [Завещание Моисея, данное им в сто двадцатый год жизни его,] которыйесть две тысячи пятисотый год от сотворения мира, а по тем числам, что наВостоке, - четырехсотый по отправлении из Финикии, {Речь идет о переселенииИакова с сыновьями в Египет. Финикией назван Ханаан.} - когда вышел народ сМоисеем и дошел до Аммона за Иорданом по пророчеству Моисееву в КнигеВторозакония. Позвал Моисей к себе Иисуса, сына Навина, человека, угодногоГосподу, дабы стал он преемником народа и Ковчега Завета со всеми святынямиего и дабы ввел народ в землю, данную коленам его, {Втор. 31:14.} - дать имее по завету и по клятве, которую произнес он в скинии, что даст ее черезИисуса; и сказал Моисей к Иисусу такое слово: "Обещай, что все сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием,в точности и без ропота, ибо так говорит Господь мира. Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясновидимым от начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своимиобличили себя. Так Он измыслил и изобрел меня, от начала мира готового статьсудьею завета Его. И ныне открою тебе, что совершилось время лет жизни моейи отхожу я в успение отцов моих. Предо всем народом прими писание сие, дабыне забывал ты хранить книги, кои передам тебе, ты же их расположишь впорядке и запечатаешь и положишь в сосудах глиняных в месте, созданном отначала мира, дабы призывалось имя Его вплоть до дня покаяния с почитанием,коим почтил их Господь на исходе дней. {Ср. Втор. 31:25 сл.} II. Войдут они с тобою в землю, которую назначил и обещал Он дать отцамих. В ней благословишь ты и дашь каждому и установишь им жребий мой иутвердишь им царство и управление на местах определишь им по тому, какугодно будет Господу их по суду и справедливости. После того как войдут в землю свою, пройдет [пять] {Число "пять"вставлено издателями на основании Нав. 14:10.} лет, и будет власть вождей итираннов восемнадцать лет, {Подразумеваются не реальные годы, ацарствования, а именно правление 15 судей и трех царей единого Иудейскогогосударства - Саула, Давида и Соломона.} и на девятнадцать лет {Речь идет оправителях Израильского (Северного) царства - от Иеровоама I до Осии.}отделятся десять колен, ибо отойдут два колена и перенесут Ковчег Завета.Тогда Бог небесный явит ковчег свой и башню святилища своего. И утвердятсядва колена святости, десять же колен установят себе по законам своимцарства. И будут приносить жертвы двадцать лет: {Речь идет о правителяхИудейского (Южного) царства.} за семь лет соорудят стены, и ограждать ихбуду девять лет, и нападать будут на завет Господень [четыре года], и,наконец, осквернят договор, который сотворил с ними Господь. И принесутдетей своих в жертву чужеземным богам, и установят в скинии идолов, служаим, и в доме Господа будут вершить преступления, и многих идолов всехживотных сделают. III. В те времена придет к ним с востока царь, и покроет конница землюих, и сожжет он огнем поселения их со святым храмом Господним, и все святыесосуды он истребит, и весь народ изгонит, и уведет их в землю отчизны своей,и два колена уведет с собой. Тогда воззовут два колена к десяти коленам, илягут словно львица, покрытые пылью в полях, алчущие и жаждущие с детьминашими, и возопиют: "Праведен и свят Господь! Отчего вы грешили, а мы так жеуведены с вами?" Тогда восплачут десять колен, слыша слова упрека от двухколен и скажут: "Что сделали мы вам, братья? Не во весь ли дом Израилеввошло горе это?" И все колена восплачут, вопия к небу и говоря: "БогАвраама, Бог Исаака, Бог Иакова, воспомни завет Твой, который заключил Ты сними, и клятву, которою клялся Ты им, что никогда не упразднится семя их отземли, которую Ты дал им". {Быт. 15:18; 26:24; 28:13.} И в тот день воспомнят имя мое, говоря колено к колену, и всякийчеловек к ближнему своему: "Не то ли это, в чем удостоверял нас Моисей впророчествах своих, он, претерпевший многое в Египте и в Чермном море, и впустыне в продолжение сорока лет, свидетельствуя и призывая в свидетели небои землю, да не преступим мы заповедей Его, в коих был он нам судьею; и такслучилось с нами по словам Его, и по уверению Его, как свидетельствовал оннам в те времена, {Ср. Втор. 28:15 слл.} и вышло, что ведут нас, плененных,в Восточную землю, где и будем мы рабами около семидесяти семи лет." {Цифрапреувеличена - ср. Иер. 25:11 (70 лет); реально время Вавилонского плена непревышает 60 лет.} IV. Тогда войдет один, стоящий над ними, {Вероятно, речь идет о пророкеДанииле.} и прострет руки, и преклонит колени свои, и станет молиться заних, говоря: "Господи, Царь всех, на высоком престоле властвующий над миром,возжелавший, дабы сей народ был народом Твоим избранным, - тогда хотел Тыназываться их Богом по завету, который заключил Ты с отцами их. И пошли они,плененные, в землю чуждую с женами и детьми своими, и пребывают у вратиноплеменных и там. Где же величие великое? Призри и смилуйся над ними,Господь небесный!" Тогда воспомнит о них Бог по завету, что сотворил Он сотцами их, и явит Он милосердие Свое, и вложит в те времена в душу царя,дабы смиловался над ними, и отпустит их царь в землю и область их. Тогдаподнимутся некоторые части колен и пойдут в свое место установленное иобновят укрепления его. Два же колена пребудут в вере своей, печальные иплачущие, ибо не смогут принести жертв Господу отцов своих, десять же коленувеличатся и умножатся среди племен во времена пленения их. V. {Текст главы испорчен. Можно предположить, что в ней говорится оправителях из Хасмонейской династии (II-I вв. до Р. X.).} Когда жеприблизятся времена обличения, мщение наступит от царей, соучастниковпреступлений, кои разделятся воистину. Потому и было сказано: "Уклонятся отправедности, и перейдут к неправедности, и осквернят нечестиями дом служениясвоего, и осквернятся служением чужим богам. И не последуют истине Божией,но осквернят алтарь дарами, кои воздадут Господу - не жрецы, но рожденныерабами от рабов. Ибо те, которые суть ученые учителя их, будут взирать в тевремена на лица страстей, и, принимая дары, продадут праведность внаказаниях. И настолько наполнится население и предел обитания ихпреступлениями и обидами Бога, что те, кто творил беззаконие пред лицемГоспода, судьями станут и судить будут, кто как пожелает". VI. Тогда восстанут у них цари властные. Назовутся они священникамивеликого Бога и удалят творящих нечестие от святая святых. И придет вслед заними царь дерзновенный, который не будет из рода священнического. {Речь идето царе Ироде, который был не только не священником, но даже не евреем, аидумеянином.} Сей человек - безрассудный и злой, и будет судить он их, какони того достойны. Истребит он вождей их мечом, и в неизвестные местапорознь положит тела их, дабы не ведал никто, где тела их. Погубит онстарших возрастом и юношей не пощадит. Тогда страх пред ним будет великий вземле их, и станет он вершить суд над ними, как вершили его Египтяне,тридцать четыре года, {См. Иосиф Флавий. Иудейская война, I, 33, 8.} ипокарает их. И породит он сыновей, кои будут царствовать не столь долго, ипридут в землю их когорты мощного царя Западного, {Подразумеваетсякарательная экспедиция в Иудею и Галилею римского полководца Вара (4 г. доР. X.). См. Иосиф Флавий. Иудейские древности, XVII, 10, 9 сл.} и одолеет оних и уведет в плен и часть храма их огнем сожжет, некоторых же распнетвокруг поселения их. VII. {Текст главы очень сильно испорчен.} После того совершатся времена<...> и будут править ими люди погибельные и нечестивые, называющие себяправедными, и возбудят они гнев душ своих, будучи людьми коварными, себеугождающими, лживыми во всех делах своих и во всякий час дня, любящими пиры,чревоугодниками <...> пожиратели имущества бедных, скажут, что творили этопо милосердию <...> и истребляя стяжателей. Будут обманывать, скрываясь,дабы не уличили их, нечестивцев, в преступлении, исполненные неправедности,от восхода до заката говоря: "Будут у нас роскошные ложа, и станем есть ипить на них. И помыслили мы, что будем, словно князья". И руки их, и умытворят нечистое, и уста их полны слов надутых. И скажут они: "Не касайся, дане осквернишь места моего <...>" VIII. Придет к ним мщение и гнев, какого не бывало у них от века дотого времени. Тогда восставит им Господь царя из царей земли и мощь из мощивеликой, что распнет на кресте исповедующих обрезание. И предаст он пыткамтех, кто откажется, и повелит в оковах отвести в темницу. А жен их отдадутбогам языческим; сыновья же их, мальчики, обрезанные врачами, принужденыбудут принять необрезание. {Ср. 1 Мак. 1:15; Иосиф Флавий. Иудейскиедревности, XII, 5, 1.} Будут карать их пытками, огнем и железом, заставят ихносить идолов своих оскверненных, как и те, кто им служит, и заставят ихмучители войти в тайное место свое, и понудят их стрекалами произнести словахульные, а потом и законы похулить, положенные на алтаре их. IX. Тогда восстанет муж из колена Левиева, имя коему будет Таксо.{Высказывалось много догадок относительно того, кто тут имеется в виду.Правдоподобной представляется гипотеза, что прототипом этого вымышленногоперсонажа является герой Второй и Четвертой (апокрифической) КнигМаккавейских книжник Елеазар, принявший мученическую смерть - см. 2 Мак.6-7; 4 Мак. 1. Если это верно, нужно предполагать, что настоящее имя должнописаться "Таксок", т. к. суммы числовых значений букв в именах "Елеазар" и"Таксок" равны. Кроме того, во Второй Книге Маккавейской вслед за Елеазаромпогибают от рук язычников семеро сыновей одной матери, а в нашем местеговорится о семерых сыновьях самого Таксо.} Имея семерых сыновей, обратитсяк ним с просьбою: "Смотрите, сыны, вот, свершилось второе отмщение народу -жестокое и нечестивое, и пленение безжалостное, и превосходят они бывшиедоселе. Какое племя, какая земля, какой народ, нечестивых, творившихпреступление в доме своем, столько бед претерпел, сколько нас обступило?Ныне, послушайте меня, дети, ибо видите и знаете, что никогда не испытывалиБога ни родители наши, ни праотцы, преступая заповеди Его. Ибо знаете: вэтом сила наша. Сделаем так: будем поститься три дня, а на четвертый деньвойдем в пещеру, которая на поле, и умрем лучше, чем преступим заповеди Богабогов, Господа родителей наших. Если так сотворим и умрем, кровь нашаотомщена будет пред Господом". X. И тогда явится царствие Его во всяком творении Его. И тогда диаволобретет конец, и скорбь с ним отойдет. Тогда наполнится рука ангела,утвержденного на небесах, {Очевидно, речь идет об архангеле Михаиле. Ср.Дан. 12:1, а также кумранскую Войну сынов света против сынов тьмы (17:6).} итотчас избавит он их от врагов их. Ибо поднимется Небесный с престолацарствия Своего и выйдет из святого жилища Своего с негодованием и гневом насынов Своих. И задрожит земля и до пределов своих сотрясется, и высокие горыпонизятся и сотрясутся, и долины падут, солнце не даст света, и во мракобратятся рога луны и сокрушатся, и все обратится в кровь, и круг звездсмешается, и море отступит до бездны, и источники вод иссякнут, и рекивысохнут. Ибо восстанет великий Бог, единый и вечный, и явится всем иотомстит народам и уничтожит всех идолов их. {Ср. Книги Сивилл VIII,231-243; Откровение Петра V.} Тогда блажен будешь ты, Израиль, и поднимешьсяты на головы и на крылья орлиные, и наполнятся они воздухом, и возвысит тебяБог и утвердит тебя в небе звездном в месте пребывания звезд. И воззришь свысоты, и увидишь врагов своих на земле, и узнаешь их, и возрадуешься, ивозблагодаришь, и хвалу вознесешь Создателю твоему. Ты же, Иисус Навин,сбереги слова сии и книгу сию. Ибо от того дня, когда приму я смерть,пройдет до пришествия Его двести пятьдесят времен. {Возможно, имеются в виду250 седмин (= 1750 лет).} Столько времени пройдет, пока не прейдут времена. Я же отхожу к успению отцов моих. Итак, ты, Иисус Навин, мужайся, тебяизбрал Бог быть мне преемником в завете сем". {Втор. 31:7.} XI. Когда услышал Иисус слова Моисея, записанные в писании его, и все,что предрек он, разодрал одежды свои, пал к ногам его, и утешал его Моисей иплакал с ним. И отвечал ему Иисус и сказал: "Утешишь ты меня, господин мойМоисей, и как утешить меня в том, что сказано голосом горьким, что вышел изуст твоих, и полон слез и рыданий, ибо уходишь ты от народа Израилева. Какоеместо примет тебя, каков будет памятник могильный, кто осмелится перенеститело твое из одного места в другое? Ибо у всех, кто умирает в свое время,есть могилы свои на земле, твоя же могила - от восхода солнца до заката, иот австра до аквилона {То есть от юга до севера.} - весь мир есть могилатвоя, господин мой. Уходишь ты, и кто будет питать народ сей, и кто сжалитсянад ними, и кто вождем будет им в пути, и кто молиться станет за них? Несмогу я и одного дня вести их в земле предков. Как же буду я народу семусловно отец для единого сына или мать для дочери-девицы, что готовит ее дляславного мужа, оберегает, боясь, тело ее от солнца и старается, дабы непоранила та ног своих, бегая по земле? Как дам им пищу по желанию их инасыщу их? Ведь их - шестьсот тысяч {Рукописное чтение - "сто тысяч".Исправление (DC вместо С) сделано на основании Исх. 12:37; Час. 1:46.} -возросло их число молитвами твоими, господин мой Моисей. Какая же у менямудрость и какое разумение в доме Божием словами судить и давать ответы? Нои цари Аморрейские, когда услышат об этом, помыслят, что одолеют нас, ибонет больше с нами Духа Святого, достойного Господа, слову многоликого инепонятного Господа верного во всем, божественного пророка всего мира, ведьумер он и нет более в веке сем учителя, - и скажут они тогда: "Пойдем наних, если нечестивое совершили они единожды Господу своему, нет у нихзаступника, который бы вознес молитвы Господу, каков был Моисей, великийвестник. Он по целым часам стоял днем и ночью коленами своими на земле,молясь и взирая на мир и всех людей с милосердием и праведностью, памятуя озавете предков своих и клятвами умилостивляя Господа". Итак, скажут они: "Нес ними Бог. Пойдем же и сотрем их с лица земли". Вот как будет с народомсим, господин мой Моисей". XII. И, закончив слова свои, вновь пал Иисус к стопам Моисеевым. И взялМоисей его за руку и посадил пред собою на сидение. И отвечал и сказал емуМоисей: "Иисус, не бойся за себя, но будь уверен и внемли словам моим. Всенароды, какие есть в мире, создал Бог, и предусмотрел Он о них и о нас отначала творения всего мира. И до скончания века нет ничего, чего бы неусмотрел Он до самой малой вещи, но все он предусмотрел и устроил... Все вэтом мире предусмотрел Он, и вот, [истребляется...] {Текст испорчен.} Меняпоставил он молиться за них и за грехи их - и заступником быть им - не подобродетели моей и не по немощи, но в меру милосердия Его и терпения Его.Говорю же тебе, Иисус: не по благочестию народа сего истребишь ты язычников;все тверди небесные Богом созданы и одобрены, и лишь под Его десницею они.Итак, творящие и совершающие заповеди Божий возрастают и по доброму путипродвигаются, а согрешающим и пренебрегающим, нет им добрых заповедей в том,что предсказано. И будут они покараны язычниками и преданы многим пыткам. Ноне может быть того, чтобы совершенно уничтожил их Он и оставил. {Втор.30:4.} Ибо выйдет Бог, провидящий все вовеки, и тверд завет Его и клятва втом, что..."

Date: 2015-11-13; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию