Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Откровение ездры





Этот христианский апокриф, надписанный именем ветхозаветного персонажа,во многом повторяет Третью (Четвертую) Книгу Ездры. По времени создания он относится к раннему средневековью (не позднее IXв.) Был издан К.Тишендорфом на основе единственной рукописи XV в. Существует армянская версия. Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866. В этом издании отсутствует разделение на главы; в переводе оноосуществлено для удобства ссылок.

М. В.

Слово и откровение Ездры, святого пророка, возлюбленного Божия. 1. Случилось, в тридцатый год, в двадцать второй день месяца, был я вдоме моем, и возопил я ко Всевышнему, говоря: "Господи, дай мне славуувидеть тайны Твои!" {Ср. начало т. н. "Апокалипсиса Ездры" (3 Езд. 3:1-4).Здесь речь Ездры сокращена до одной фразы вместо 33 ст. в 3 Езд., где Ездра,обращаясь к Богу, пересказывает всю историю человечества от Адама доВавилонского плена.} Когда же настала ночь, явился ангел Божий архангел Михаил и говоритмне: "Теперь, пророк Ездра, жди семьдесят седмин". {В 3 Езд. (4:1) - Уриил,потом (4:36) - Иеремиил. Каждый раз, прежде чем открыть Ездре очередныетайны, ангел велит ему провести определенное число дней в посте и молитве -ср. 3 Езд. 5:13 и 20; 6:31 и 35. Ср. также Дан. 10:2-3.} И постился я, как он сказал мне. И явился Рафаил архистратиг, и дал мнежезл стираксовый. {Стиракса - ценная порода дерева, из которой добывалидушистую смолу (Быт. 37:25; Ос. 4:13).} И постился я дважды шестьдесятседмин, и увидел я тайны Божий и ангелов Его, и сказал им: "Хочу, чтобыответил Бог перед родом Христианским: что лучше для человека - не родитьсяили войти в мир?" {О том, что для человека, терпящего на себе гнев Бога,лучше было бы вовсе не родиться, часто можно прочесть в апокрифах. Ср. Откр.Седраха 4 и прим.} 2. И вот был я взят на небо, и увидел на первом небе воинство ангеловвеликое, и отнесли они меня к месту казней. {Ср. Завещ. Авраама 10-11; Откр.Павла 31; Откр. Богородицы 2. "Суды", "казни", "муки" - различные вариантыперевода греческого "criseis".} И услышал я голос, говорящий мне: "Помилуйнас, Ездра, избранник Божий!" Тогда начал я говорить: "Горе грешникам, когда видят праведника,грядущего на ангелах, сами же Они - в геенне огненной". И сказал Ездра: "Смилостивься над созданиями Твоими, милосердный имногомилостивый! Меня суди вместо душ грешников, ибо лучше одну душунаказать, чем весь мир привести к погибели". И сказал Бог: "Праведным дам успокоение в Раю, ибо милостив Я". И сказал Ездра: "Господи, для чего даруешь Ты праведным милость Твою?Как наемник за плату отдает время свое, {Текст испорчен.} так праведник ужезаслужил награду свою на небесах. Ты же смилостивься над грешниками, ибоведаем, что милостив Ты". И сказал Бог: "Не в Моей власти помиловать их". И сказал Ездра: "Не могут вынести они гнева Твоего ". И сказал Бог: "Пусть получают, что заслужили". И сказал Бог: "Хочу, чтобы ты был подле меня, как Павел и Иоанн - ты,нерушимое и неотчуждаемое сокровище, клад девства, оплот всех людей". 3. И сказал Ездра: "Лучше для человека не родиться, лучше не жить; {См.прим. 3 на с. 201.} твари бессловесные счастливее против человека, ибо неимут они наказания. Нас же взял Ты и предал суду. Горе грешникам в грядущемвеке, ибо бессрочен суд над ними и пламя неугасимо!" Еще говорил я Ему слова те, когда явились Михаил, Гавриил и всеапостолы и сказали: "Радуйся, верный человек Божий!" И сказал Ездра: "Встань, Господи, и пойдем со мной на суд". {Ср. Иов12:18; 13:3; 14:3; 16:21 и др.} И сказал Бог: "Се, даю Я тебе Завет Мой, Мой и твой, чтобы вы принялиЕго". И сказал Ездра: "Нет, но лицом к лицу давай судиться с Тобой!" И сказал Бог: "Спроси Авраама, отца вашего, какой сын затевает тяжбу сотцом своим, и иди судиться с нами". {Ср. Откр. Седраха 6.} И сказал Ездра: "Жив Господь, вовек не перестану я судиться с Тобой зарод Христианский. Где прежние милостивые деяния Твои, Господи? Где Твоедолготерпение?" И сказал Бог: "Как сотворил ночь и день, так сотворил Я праведника игрешника, и надлежало жить, как живет праведный". И сказал пророк: "Первозданного Адама, первого {"Первый Адам" - ср. 3Езд. 3:21.} кто сотворил?" И сказал Бог: "Вот эти руки Мои нетленные: и поместил Я его в Рай,чтобы стерег он пажить Древа Жизни. {Ср. Откр. Седраха 4.} Он же, явивнепослушание, вместо того совершил преступление". И сказал пророк: "Что же не удержал его ангел? {Ср. Откр. Седраха 7.} Ане дал бы Ты ему Еву, верно, не соблазнил бы ее змей. Ты же кого хочешь -спасаешь, кого хочешь - губишь". 4. И сказал пророк: "А теперь пойдем, Господь мой, на второй суд".{Очевидно, под вторым пунктом обвинения, предъявленного Ездрой Господу,подразумевается сожжение Содома и Гоморры (Быт. 19:24-25).} И сказал Бог: "Огонь посылаю Я на Содом и Гоморру!" И сказал пророк: "Господи, достойно Ты нападаешь на нас!" И сказал Бог: "Грехи ваши превосходят благость Мою ". И сказал пророк: "Вспомни Писание, Отец мой, измеривший Иерусалим ивоздвигший его! {"Измеривший и воздвигший" - положить меру чему-либоозначает сделать первый шаг к сотворению. Ср., например, Иов 38:4-5; 3 Езд.4:37; 6:4. См. также гл. 14.} Смилостивься, Господи, над грешниками,смилостивься над творением Твоим, пожалей созданных Тобой!" Вспомнил Бог тут о делах его и говорит пророку: "Как могу Ясмилостивиться над ними? Уксусом и желчью напоили они Меня, и даже тогда непокаялись". {Мф. 27:34 и паралл. места.} И сказал пророк: "Яви Херувимов Твоих и отправимся вместе на суд, ипокажи мне судный день, каков он". И сказал Бог: "Прельстился ты, Ездра: ибо таков судный день, что идождь не прольется на землю. Суд же в тот день милостивый". И сказал пророк: "Так не перестану я судиться с Тобой, если сам неувижу дня того последнего". {Ср. 3 Езд. 4:32,33,45,51; 7:33-35 и др.} И сказал Бог: "Исчисли звезды и песок морской, а как сможешь исчислитьего, можешь и со Мной судиться". И сказал пророк: "Господи, известно Тебе, что плоть на мнечеловеческая, как же могу я исчислить звезды небесные и песок морской?" И сказал Бог: "Пророк Мой избранный, ни один человек не узнает о днетом великом, ни о явлении, {Видимо, имеется в виду явление Господа в мир -второе пришествие.} когда совершится суд над миром. Ради тебя, пророк Мой,назвал Я тебе день, часа нее не назвал тебе". 5. И сказал пророк: "Господи, скажи мне и число лет!" И сказал Бог: "Если увижу, что умножилась добродетель мирская, явлю имдолготерпение. А нет - простру длань Мою, уловлю вселенную за четыре сторонысвета, соберу всех сотворенных мной в долину Иосафатскую и уничтожу родчеловеческий, и впредь не будет мира". И сказал пророк: "Кто же тогда будет славить десницу Твою?" И сказал Бог: "Славят Меня ангелы Мои". И сказал пророк: "Господи, если так задумал Ты, зачем создал человека?Ведь сказал Ты Аврааму, отцу нашему: "умножая умножу семя твое как звездынебесные, как песок на берегу морском". {Ср. Быт. 13:14-17; 26:2-4; Втор.10:22; Завещ. Авраама 1,3.} Где же обетование Твое?" И сказал Бог: "Прежде сотворю Я землетрясение, так что погибнут звери илюди. Когда же увидите вы, как брат предаст смерти брата, дети восстанут народителей, а жена оставит собственного мужа, когда народы пойдут друг надруга войной - тогда вы поймете, что конец близок. Тогда уже ни брат небудет знать жалости к брату, ни муж к жене, ни дети к родителям, ни близкиек близким, ни раб к хозяину, {О том, каковы будут последние времена,неоднократно говорится в текстах Ветхого и Нового Завета: ср., напр., Ис.24; Иоил. 2:28-31; 3 Езд. 5:1-12, 6:18-24; Мк. 13:523. Ср. тж. Книги Сивиллpassim, Возн. Моис. 10.} ибо сам враг придет к людям из преисподней и дастим многие знамения. {Мф. 24:24; Мк. 13:5, 6, 22; Откр. 13:13; 16:14; 19:20;Книги Сивилл II, 167; III, 63-67; Откр. Петра 1, 2.} В чем Моя вина предтобой, Ездра, зачем ты судишься со Мной?" 6. И сказал пророк: "Господи, не перестану я судиться с Тобой". И сказал Бог: "Исчисли цветы земные; сможешь исчислить их, можешь и соМной судиться". И сказал пророк: "Не могу исчислить, ибо человеческая плоть на мне, нони на миг не перестану я судиться с Тобой. Хочу, Господи, увидеть самыеглубины преисподней". {Ср. Откр. Богородицы 22.} И сказал Бог: "Сойди и смотри". И дал Он мне Михаила, Гавриила и еще ангелов числом тридцать четыре, испустился я на восемьдесять пять ступеней, и увлекли ангелы меня вниз напятьсот ступеней, и увидел я пылающий трон и старца, восседающего на нем, ибезжалостен был суд над ним. И сказал я ангелам: "Кто этот человек и в чемпрегрешение его?" И они сказали мне: "Человек этот - Ирод, бывший некогда царем; велел жеон убить младенцев младше двух лет". {Мф. 2:1 и 16.} И сказал я: "Горе душе его!" И снова увлекли меня ангелы на тридцать ступеней вниз, и увидел я тамязыки пламени, среди них же множество грешников; и слышал я голос их, аочертаний тел не видел. И увлекли меня еще многими ступенями ниже, которых яне мог сосчитать. И увидел я там мужей преклонных лет, и входили им в уши,вращаясь, коловороты огненные. И сказал я: "Кто эти люди и в чем прегрешениеих?" И сказали мне: "Люди эти - ослушники". 7. И вот снова увлекли ангелы меня еще на пятьсот ступеней вниз, иувидел я там червя неусыпного и огонь, сжигающий грешников. И увлекли они меня до самого дна погибели, и увидел я там двенадцатьказней преисподней. {Двенадцать казней преисподней - только здесь.} Иповлекли меня на юг, и увидел я там человека, подвешенного за глазницы, иангелы бичевали его. И вопросил я: "Кто этот человек и в чем прегрешениеего?" И сказал мне Михаил архистратиг: "Человек этот совершил прелюбодеяние сматерью. Ничтожное свое желание исполнив, осужден он быть так повешен". Иповлекли меня на север, и увидел я там человека, охраняемого за железнымизасовами. И вопросил я: "Кто этот человек?" И сказал он мне: "Тот, кто говорит: "Я - сын Божий, обративший камни вхлебы, а воду в вино"{Антихрист - ср. Мф. 24:24; Книги Сивилл - см. прим. 1на с. 206.}". И сказал пророк: "Господи, открой мне, каков он из себя, и я научу родлюдской, чтобы не верили ему". И сказал Он мне: "Лицо его видом походит на пашню, правый глаз - словнозвезда утренняя, другой - неподвижен. Рот его шириной в локоть, зубы егоразмером в пядь. Пальцы его словно серпы, след ноги его равен двум пядям. Налбу же его - надпись: "антихрист". До неба вознесся он, до глубин ада падет.То ребенком предстанет он, то стариком". {Ср. апокриф. Откр. Иоанна 1.} И сказал пророк: "Господи, как же Ты отпустишь его, и будет онсоблазнять род людской?" И сказал Бог: "Слушай, пророк Мой: ребенком предстанет он и стариком,но никто не поверит ему, что он есть Сын Мой возлюбленный. И после тогозазвучит труба, и могилы отверзнутся, и мертвые воскреснут нетленными. Итогда враг, заслышав угрозу ужасную, скроется во тьму внешнюю. {Ср. Мф.8:12; 22:13; 25:30; также апокриф. Откр. Иоанна 16 и 20.} Тогда и небо, иземля, и море погибнут. Тогда выжгу Я небосвод на восемьдесят локтей, аземлю - на восемьсот". И сказал пророк: "А небосвод-то в чем согрешил?" И сказал Бог: "Ибо под небом - зло". {Ср. Откр. Петра 4.} И сказал пророк: "Господи, а земля-то в чем согрешила?" И сказал Бог: "Когда заслышит Меня враг, скроется он от угрозы ужасной- вот потому и расплавлю Я землю, а вместе с ней - противника родачеловеческого ". {Текст в этом месте испорчен. Перевод по конъектуре.} 8. И сказал пророк: "Смилостивься, Господи, над родом Христианским!" И увидел я женщину висящую, и четыре зверя сосали сосцы ее. И сказалимне ангелы: "Пожалела она дать молока, но бросила младенцев в реку". И увидел я мрак ужасный и ночь без звезд и без Луны. И не было там ниюноши, ни старца, ни брата подле брата, ни матери подле дитя, ни жены подлемужа. И восплакал я, и сказал: "Владыка Господи! Смилостивься надгрешниками!" И когда говорил я эти слова, явилось облако и подняло меня, и вознесломеня снова на небеса. И увидел я там многие суды, и восплакал горько, исказал: "Лучше для человека не выйти из чрева матери его!" {См. прим. 3 нас. 201. См. также 3 Езд. 5:35.} Те же, что терпели наказание, возопили, говоря: "С тех пор, как пришелты сюда, святой Божий, обрели мы малое послабление". {Ср. Откр. Богородицы23.} И сказал пророк: "Блаженны оплакивающие прегрешения свои". 9. И сказал Бог: "Слушай, возлюбленный Ездра: как пахарь бросает семяхлебное в землю, так человек бросает семя свое в лоно жены. Сначала онопребывает цельным, во вторую очередь набухает, в третью на нем нарастаютволосы, в четвертую - ногти, в пятую оно перестает питаться молоком, {О том,что младенцы в чреве питаются молоком ср. Псевдо-Плутарх. Мнения философов,V, 16, где приводится мнение Демокрита и Эпикура.} в шестую оно ужеполностью готово и принимает душу, в седьмую приготовляется, в девятуюоткрываются засовы врат чрева женского и родится оно здравым на землю". И сказал пророк: "Господи, лучше для человека не родиться, горе родучеловеческому, когда выйдешь Ты судить его!" И сказал я Владыке: "Господи, зачем создал Ты человека и предал егосуду?" И возвестил Бог со всей важностью: "Вовек не смилостивлюсь Я надпреступающими Завет Мой". И сказал пророк: "Господи, где благость Твоя?" И сказал Бог: "Все устроил Я во благо человеку, человек же не блюдетзаповедей Моих". И сказал пророк: "Господи, открой мне суды и рай!" 10. И повлекли меня ангелы на восток, {Ср. Быт. 2:8.} и увидел я ДревоЖизни. И увидел я там Еноха, и Илию, и Моисея, и Петра, и Павла, и Луку, иМатфея, и всех праведников, и всех патриархов. {Упоминание в этом рядуевангелистов не только лишний раз свидетельствует о христианскомпроисхождении памятника, но подчеркивает вневременной и внеисторическийхарактер видений Ездры.} И увидел я там воздушную казнь, и дуновение ветров,и хранилища льда, {Ср. Иов 38:22-23. Хранилища льда упоминаются также вСлав. Енохе (гл. 3) наряду с хранилищами снега, росы и масличного цвета.} имуки вечные. И видел я там человека, подвешенного за череп. И сказали мне:"Этот человек передвинул границы". {Видимо, это следует понимать в прямомсмысле. Ср. Втор. 19:14; Книги Сивилл II, 100-101; III, 240.} И увидел я там великие тяжбы. И сказал Владыке: "Владыко Господи! Еслитак, какой же рожденный человек не согрешил?" И повлекли меня вниз в преисподнюю, и увидел я всех плачущих ирыдающих, тяжкие муки терпящих грешников. Восплакал и я при виде того, какистязают род человеческий. Тогда Бог говорит мне: "Знакомы тебе, Ездра,имена ангелов, что при конце мира? Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил,Гавуфелон, Акир, Арфугитон, Вевур, Зевулеон". {Ср. Книги Сивилл II, 215 иприм. в издании: М. 1996.} 11. И был тут голос мне: "Теперь умри, Ездра, возлюбленный Мой, вернизалог, данный тебе". {Ср. Откр. Седраха 9 и прим.} И сказал пророк: "Через какую часть тела душу вы мою хотитеисторгнуть?" И сказали ангелы: "Через уста хотим извлечь ее". {Ср. Откр. Седраха 10.Ср. описание того, как смерть в конце концов овладевает душой Авраама(Завещ. Авраама 20): "И поцеловал он руку ее, и тотчас прилепилась душа егок руке Смерти".} И сказал пророк: "Устами к устам беседовал я с Богом, и не выйдет оначерез них!" И сказали ангелы: "Через ноздри твои исторгнем ее". И сказал пророк: "Ноздри мои обоняли славу Божию". И сказали ангелы: "Через глаза твои хотим исторгнуть ее". И сказал пророк: "Глаза мои видели то, что за престолом Божиим". И сказали ангелы: "Через темя твое хотим исторгнуть ее". И сказал пророк: "Вслед за Моисеем ступил я на гору, и не выйдет душамоя этим путем". {Гора - Синай, на которой к Моисею сошел Господь (Исх.19-20), чтобы дать законы еврейскому народу. По возвращении из Вавилонскогоплена понадобилось обновить договор (завет), заключенный на горе Синай. Наэтот раз духовным вождем евреев стал Ездра (1 Езд. 8-10 и в особенности10:3). Возможно, имеется в виду конкретный эпизод, когда Ездра читал наплощади всему народу Закон Моисеев, а потом толковал его (Неем. 8).} И сказали ангелы: "Через кончики пальцев твоих хотим извлечь ее". И сказал пророк: "Но ведь и ноги мои ступили на жертвенник". И отошли ангелы ни с чем, говоря: "Господи, не можем мы взять душуего!" 12. Тогда говорит Бог Единородному Сыну Своему: "Сойди, Сын Мойвозлюбленный, с войском ангелов великим и возьми душу возлюбленного МоегоЕздры". Взяв нее войско ангелов великое, говорит Господь пророку: "Верни Мнезалог, который вложил Я в тебя - готов венец твой". {См. прим. 6 на с. 210.} И сказал пророк: "Господи, если изымешь душу мою из меня, кто тогдастанет судиться с Тобой, защищая род человеческий?" И сказал Бог: "Смертный, не смеешь ты с земли судиться со Мной!" И сказал пророк: "Все равно не перестану я судиться с Тобой!" И сказал Бог: "Верни данный тебе залог - готов венец твой, иди же иприми смерть, чтобы получить его". 13. Тогда начал пророк говорить со слезами: "Владыко, что пользы в том,что я судился с Тобой, а теперь сгину в земле? О горе мне, горе, будучервями истреблен! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, обо мне,долгую тяжбу ведшем и смерти преданном! Восплачьте обо мне, все святые иправедники, ибо в чашу ада сошел я!" {Ср. плач Седраха (Откр. Седраха 11).} И сказал ему Бог: "Слушай, Ездра, возлюбленный Мой: Я, хотя ибессмертен, крестную муку принял, уксус и желчь испил, во гроб был положен.И Я же избранников Моих вознес, Адама из ада обратно вызвал, с тем чтобы родчеловеческий не прервался, {"Не прервался" - место испорчено, перевод подогадке.} так что нечего тебе бояться смерти: ибо то, что от Меня, сиречьдуша, отправится на небо, что же от земли - тело - отправится в землю, откоторой и было взято". И сказал пророк: "О горе мне, горе! Что мне делать, как поступить - неведаю". 14. И стал тогда говорить блаженный Ездра: "Бог вечный, Строитель всеготворения, небосвод пятою измеривший, землю взором объемлющий, правящийХерувимами, в огненной колеснице на небеса пророка Илию вознесший,{"Правящий Херувимами" - в Писании Господь часто предстает восседающим нахерувимах (Пс. 17:11; 79:2; Ис. 37:16 и др.) О вознесении Илии - 4 Цар.2:11.} пищу всякой плоти дающий, Ты, которого все боится, трепеща пред лицемсилы Его, услышь меня, долгую тяжбу ведшего, и дай всем, переписывающимкнигу эту, всем, хранящим ее, помнящим имя мое и вершащим память обо мне, -дай им с небес Твое благословение. И благослови все дела каждого из них, какблагословил Ты последние дни Иосифа, {Известно, что Иосиф, любимый сынИакова, проданный братьями в рабство, ни в чем не погрешил против Бога, зачто ему была дарована счастливая старость (Быт. 50:22-23; также Завещ. 12Патриархов passim).} и не помяни ему прежних прегрешений его в судный день.Все же, не поверившие книге этой, да будут сожжены как Содом и Гоморра". И был ему голос, говорящий: "Ездра, возлюбленный Мой, все, о чемпопросил ты, воздам каждому". 15. И тотчас же отдал он славную душу свою с великою славой, месяцаоктября в день восемнадцатый. И предали его земле с воскурениями фимиама ипеснопениями, славное же и святое тело его неизменно дает подкрепление душами телам прибегающих к нему в тоске. И подобает Ему слава, держава, почести и поклонение, Отцу и Сыну иСвятому Духу ныне и присно и во веки веков, аминь.

Date: 2015-11-13; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию