Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народное искусство

Фото 1. Древнемарийские украшения, 4-6 века: [Фот.: цв.] // Меджитова, Э. Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 28-29.

Фото 2. Ковши для пива. Луговые и горные марийцы. Казанская губерния, 19 век: [Фот.: цв.; 19,0х27,5 см] // Меджитова, Э. Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 147.

208. Герасимова, Э. Ф. Традиционные музыкальные инструменты мари в системе начального музыкального образования / Э. Ф. Герасимова // Музыкальный инструментарий народов Поволжья и Урала: традиции и современность. – Ижевск, 2004. – С. 29–30.

209. Искусство мари // Народное декоративное искусство народов РСФСР. - М., 1957. - С. 103.

210. Крюкова, Т. А. Марийская вышивка = Марий ту:р / Т. А. Крюкова; Марийс. науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории, Гос. музей этнографии народов СССР. - Л., 1951. - Текст парал.: рус., марийс. яз.

211. Меджитова, Э. Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 1985. - 269 с.: ил., цв. ил. + Рез. (7 с.). - На пер. авт. не указан. - Текст парал.: рус., марийс. яз. - Рез. на англ. и венг. яз. - Библиогр.: с. 269-270.

Фото 3. Нарукавные вышивки женских рубах. Фрагменты. Луговые марийцы. Казанская губерния. Первая половина 19 века: [Фот.: цв.; 19,0х27,5 см] // Меджитова, Э. Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 206.

Фото 4. Свадебные полотенца. Фрагменты. Выборное ткачество. Восточные марийцы. Уфимская губерния, 1920-1930-е годы: [Фот.: цв.; 19,0х27,5 см] // Меджитова, Э. Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 114.

Фото 5. Головной убор замужних женщин шурка. Луговые марийцы. Вятская губерния, 18 век: [Фот.: цв.; 19,0х27,5 см] // Меджитова, Э. Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 36.

Фото 6. Женские шейно-нагрудные украшения - кишкывуян аршаш. Луговые марийцы. Казанская губерния, 19 век: [Фот.: цв.; 19,0х27,5 см] // Меджитова, Э. Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 40.

Фото 7. Женские нагрудно-наспинные украшения - ший аршаш. Луговые марийцы. Казанская губерния. Вторая половина 19 - начало 20 века: [Фот.: цв.; 19,0х27,5 см] // Меджитова, Э. Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 66.

 

212. Молотова, Л. Н. Искусство народов Поволжья и Приуралья / Молотова Л. Н. // Народное искусство Российской Федерации: Из собр. Гос. музея этнографии народов СССР. - Л., 1981. - С. 22-25.

Фото 8. Передники. Выборное ткачество. Восточные марийцы. Удмуртская и Башкирская АССР, 1940-1950-е годы: [Фот.: цв.; 19,0х27,5 см] // Меджитова, Э. Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 118.

Фото 9. Подолы женских рубах. Выборное ткачество. Восточные марийцы. Уфимская губерния. Вторая половина 19 - первая половина 20 века: [Фот.: цв.; 19,0х27,5 см] // Меджитова, Э. Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 120.

212. Никитин, В. В. К истокам марийского искусства = Марий искусствын тунгалтышыже деке / В. В. Никитин, Т. Б. Никитина; Марийс. науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории им. В. М. Васильева, Науч.-произв. центр по охране и использованию памятников истории и культуры М-ва культуры, печати и по делам национальностей Респ. Марий Эл. - Йошкар-Ола: [б. и.], 2004. - 150, [1] с.: ил. - Текст парал. рус., марийс. - Рез. англ.

В книге представлены археологические материалы по истории искусства населения Ветлужско-Вятского междуречья с эпохи камня до XVII в., рассмотрены проблемы и направления формирования и развития марийского народного искусства.

213. Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям: для педагогов дошкол. учреждений, учителей нач. классов, рук. художеств. студий / Марийc. фил. Федер. гос. науч. учреждения "Ин-т нац. проблем образования"; авт.-сост. Л. Е. Майкова. – Йошкар-Ола: [б. и.], 2007. – 165, [143] с.

214. Соловьёва, Г. И. Марийская народная резьба по дереву / Соловьёва Г. И. - 2-е изд., перераб. - Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 1989. - 134 с.: ил. - Библиогр.: с. 128.

Данная книга является первым обобщающим изданием, рассказывающим о самом распространенном и традиционном виде художественного творчества марийцев - резьбе. Работа написана на основе изучения литературных источников и анализа материалов, собранных во время экспедиций Марийского научно-исследовательского института.

215. Хмельницкая Л. Традиционная марийская культура и влияние на нее русской культурной традиции / Л. Хмельницкая // Этнокультурная история народов Урала XVI–XXI веков: проблемы этнич. идентификации и культур. взаимодействия. – Екатеринбург, 2005. – С. 116–125

Декоративное марийское творчество- http://www.finnougoria.ru/community/folk/12/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=350&ELEMENT_ID=2340

 

Искусство вышивки - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре народа мари. Это типичный вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. Вышивке как самому распространённому и специфическому виду творческой деятельности марийских женщин по праву принадлежит ведущее место в декоре народного костюма.

Вышивка обогащает эмоционально и говорит о возможностях человека преобразовывать обычный материал в уникальное произведение искусства. Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа, о его понимании красоты и гармонии. Орнаментация, композиция, цветовые сочетания, ритм рисунка говорят о глубинном, длительном развитии эстетических взглядов народа в различные исторические периоды.

Поскольку одежда связана с бытом народа, с его обычаями и обрядами, вышивка, украшавшая её, отражает и этническую историю, этнокультурные связи с другими народами. А самое главное - свидетельствует, что вышивка формировалась в недрах местной локальной культуры и сохранила до настоящего времени традиционные техники и приёмы исполнения, орнаментальные узоры и украшения.

Маритÿр (марийская вышивка) дорога нам прежде всего как проявление национальной культуры, традиций и особенностей, которые определяют неповторимый облик народного декоративного искусства республики. Именно в этом виде народного творчества наиболее отчётливо проявилась высокая художественная одарённость марийского народа.

Обращение к марийской вышивке представляет интерес для народа и сегодня. В каждом районе сохранились изготовленные в прошлом и давно вышедшие из употребления вышитые изделия. Одни бережно сохраняют их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, в выступлениях профессиональных художественных коллективов и фольклорно-этнографических ансамблей, на концертах и в современном моделировании.

Известно, что вышивка является широко распространённым видом декоративно-прикладного искусства. Узор и изображение выполняются вручную с помощью иглы или посредством вышивальной машины на различных тканях разной структуры цветными или бесцветными нитками, в различных техниках. У марийцев вышивку выполняли на белом (холщовом, льняном) полотне тонко спрядёнными шерстяными нитками домашнего крашения или покупными хлопчатобумажными и шёлковыми нитками. Узор выполняли без всяких вспомогательных средств (канвы или предварительно начерченного на ткани рисунка), по отсчёту нитей основы ткани.

Если вышивка была двусторонней, то её выполняли всегда с изнанки полотна, шов вёлся обычно слева направо. Вышивку применяли для отделки деталей женской и мужской, детской одежды. Она украшала женские головные уборы, свадебные покрывала и платки, поясные и декоративные полотенца, другие ритуальные предметы.

Технические приёмы исполнения (косая стёжка, счётная гладь, набор, косая гладь и др.) предопределили стиль вышивки, расположение самого орнаментального мотива и узора в целом.

Символ, орнаментальный знак (тамга), является специфическим признаком марийской вышивки.

Каждой этнической группе присуща своя орнаментация одежды, несмотря на то, что определённые схемы, представляющие локальные разновидности декора одежды, имеют общие особенности композиционных приёмов, цветовой гаммы и техники исполнения.

На протяжении многих веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые можно назвать подлинными произведениями народного мастерства. Вышивка являлась определяющей для каждой этнической группы, указывала на возрастную и социальную принадлежность её владельца. Уже с шестилетнего возраста девочку начинали обучать искусству вышивания. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и заниматься изготовлением свадебных принадлежностей невесты, готовить приданое.

Взрослые мастерицы передавали свое умение подрастающему поколению непосредственно при общении "мастер-ученик", используя личный опыт и наглядный пример в индивидуальном порядке. Таким образом передавалась сложная, многообразная техника вышивания, происходило философское осмысление орнамента вышивки в течение нескольких столетий.

Богатством орнаментации отличалась одежда женщин до 40 лет. Особенно много вышивки располагалось в области груди, с целью охраны женщины-матери - продолжательницы рода.

Был развит кустарный промысел по производству несложных металлических украшений: блёсток, колец, браслетов и застёжек-сюльгам.
Получила развитие выделка овчины. Овчины красились в красноватый и чёрный цвета.

Статья "Любишь мужа - вышей ему оберег" (Газета "Марийская правда" (Республика Марий Эл) от 19 января 2010 года)

 


<== предыдущая | следующая ==>
Организация строительства | Основные термины по дисциплине

Date: 2015-12-10; view: 1057; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию