№
| Термин
| Определение
| Источник
|
| Практическая психология
| - отрасль психологической науки, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни.
| Овчарова Р.В. Практическая психология образования.
– М.,2003.
|
| Психологическая служба
| - вид научной и практической деятельности, представляя собой часть практической психологии.
- система практического использования ресурсов психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в различных сферах жизни и социальной деятельности (культура, медицина, образования, политика, производство, семья, спорт, управление, экология и т.п).
| Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.,2003.
Современный психологический словарь/Под. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. -М., 2007
|
| Психологическая служба образования
| - интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, — научного, прикладного, практического и организационного.
- компонент современной системы образования, обеспечивающий выявление и использование в обучении и воспитании детей их личностного и интеллектуального потенциала, способностей и интересов.
| Практическая психология образования/Под. ред. И.В.Дубровиной.- М., 1997.
Современный психологический словарь/Под. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - М., 2007
|
| Психопрофилактика
| - использование мер, разработанных для того, чтобы предотвратить какое-либо психологическое заболевание.
- специальный вид деятельности психолога, направленный на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.
| Большой толковый психологический словарь /Под. ред. С.Н. Дмитриева. -М., 2003.
Практическая психология образования /Под. ред. И.В.Дубровиной.- М., 1997
|
| Психологическое просвещение
| - специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение и укрепление, и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
- это приобщение взрослых — воспитателей, учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям.
| Практическая психология образования /Под. ред. И.В.Дубровиной.- М., 1997.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М., 2003.
|
| Психодиагностика
| - наука и практика постановки психологического диагноза, т.е выявления наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.
- процедуры для диагностики психологической патологии, психологических расстройств.
| Современный психологический словарь/Под. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. -М., 2007
Большой толковый психологический словарь /Под.ред. С.Н. Дмитриева.-М., 2003.
|
| Психологическая коррекция
| - «исправление» нарушенного гармонического развития; оптимизация процесса психического развития личности посредством формирования психологических новообразований, развития деятельности, а так же оптимизации социальной ситуации развития подопечного.
| Современный психологический словарь/Под. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. -М., 2007
|
| Психологическое консультирование
| - обеспечение полноценной ориентировки подопечного в самом себе, сложившейся ситуации и средствах ее разрешения.
| Современный психологический словарь /Под. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко.-М.,2007
|
| Диагностическая работа детского практического психолога
| - это углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии.
| Практическая психология образования /Под. ред. И.В.Дубровиной.- М., 1997.
|
| Психопрофилактическая работа
| - это формирование у педагогов и детей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности.
| Практическая психология образования /Под. ред. И.В.Дубровиной.- М., 1997.
|
| Консультативная работа
| - это консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.
| Практическая психология образования/Под. ред. И.В.Дубровиной.- М., 1997.
|
| Коррекционная работа
| - это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психически здорового человек.
- это система мер направленная на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
| Большой толковый психологический словарь /Под.ред. С.Н. Дмитриева. -М., 2003.
Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2003.
|
| Симптоматическая коррекционная работа
| - это совокупность психологических приемов, направленных на отдельные отклонения.
| Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2003.
|
| Каузальная коррекционная работа
| - это совокупность психологических приемов, ориентированной на источники и причины этих отклонений.
| Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2003.
|
| Коррекционно-развивающей работы
| - это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
| Практическая психология образования /Под. ред. И.В.Дубровиной.- М., 1997.
|
| Арттерапия
| - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деят-ти
| Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2003.
|
| Музыкотерапия
| - это метод использующий музыку в качестве средства коррекции.
| Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2003.
|
| Библиотерапия
| - это специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы с целью нормализации или оптимизации его психического состояния.
| Осипова А.А. Общая Психокоррекция.-М.,2003.
|
| Танцевальная терапия
| - это метод применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.
| Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2003.
|
| Сочинение историй
| - это метод используемый при оживлении чувств клиента, вербализация образов, ассоциаций, символов, имеющихся у клиента, для того, чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретных образах вдохновиться в творчестве.
| Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2003.
|
| Проективное рисование
| - это творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
| Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2003.
|
| Сказкотерапия
| - это метод, использующий сказочную форму для интерпретации личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
| Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2003.
|
| Куклотерапия
| - это метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
| Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2003.
|
| Игровая коррекция
| - это метод психотерапевтического воздействия на детей или взрослых с использованием игры.
| Современный психологический словарь /Под. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - М., 2007
|
| Суггестия
| - это вид целенаправленного коммуникативного влияния на поведение и сознание человека (или группы людей) в результате которого человек (или группа людей) вопреки имеющейся фактической информации (воспринимаемой, извлекаемой из памяти) признает существование того, чего в действительности не существует, либо что-то делает вопреки своим намерениям или привычкам.
| Современный психологический словарь/Под. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - М., 2007
|
| Психологическое сопровождение
| - это вся система профессиональной деятельности психолога направленная на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения.
| Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М., 2003
|
| Психологический диагноз
| - это формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формиров-и лич.р
| Практическая психология образования /Под. ред. И.В.Дубровиной.-
|
| Психологическая помощь
| - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
- который помогает ребенку избежать ошибок;
- которые поддерживает ребенка при неудачах.
| Практическая психология в образовании/ Под. ред. Дубровской И..В. –М., 1997
|
| Психического здоровья
| - это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
| Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.,.2003.
|
| Соматическое (биологическое, физическое) здоровье
| - это отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.
| Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.,.2003.
|
| Социальное (личностное) здоровье
| - это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие.
| Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.,.2003.
|
| Патология
| - ненормальное состояние, при котором правильное функционирование становиться невозможным.
| Большой толковый психологический словарь./Под.ред. С.Н. Дмитриева. -М., 2003.
|