Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценическая пластика





Все упражнения предмета «Основы сценического движения» направлены на воспитание театральной двигательной культуры. Но для того чтобы успешно использовать их с этой целью, необходимо знание методики. В этой главе мы остановимся на основных методических принципах, а в следующей — на специальных методических приемах.

Итак, основные методические принципы:

1. Выполнение упражнений в основном по словесному заданию преподавателя.

2. Контрастность в подборе движений, составляющих упражнение, и в подборе упражнений, составляющих урок.

3. Комплексность задач в уроках и в каждом отдельном упражнении.

4. Последовательный переход от легких упражнений к более трудным.

5. Выполнение упражнений целенаправленное, экономное, точное и с верным мышечным напряжением.

Первый принцип. «Выполнение упражнений в основном по словесному заданию». В практике, кроме метода словесного задания, существует так называемый «смешанный метод», т. е. показ упражнения с объяснением его техники. Смешанный метод широко применяется в физкультуре и хореографии. Зрительное впечатление от показанного упражнения оставляет яркий след в сознании учеников, показ создает конкретное представление о движениях. Это представление, как правило, не анализируется учениками. Они просто стараются повторить то, что увидели в исполнении педагога. Такая подготовка требуется при выполнении танцевальных движений, в приемах сценического фехтования ив некоторых других разделах предмета «Основы сценического движения». В этих случаях смешанный метод проведения упражнений является наиболее продуктивным.

Но применительно к большинству тем предмета «Основы сценического движения» смешанный метод оказывается вредным, поскольку он не способствует самостоятельному осмыслению задания, освоению важнейшего навыка — умения создавать физическое поведение на основании текста. Смешанный метод мало способствует и развитию таких качеств, как воля, инициатива, воображение, столь нужных в драматическом искусстве.

При обращении к смешанному методу педагог старается сам выполнить упражнение образцово. Естественно, что ученики, плененные качеством исполнения, стараются во всем подражать учителю и усваивают его манеру. Но это вредный момент в обучении актера. Известно, что чем индивидуальнее исполнение роли, тем оно интереснее и ценнее. То, что создано самим актером, присуще только ему и потому органично. А органичность действия — ценнейшее выразительное средство.

Выразительный показ уничтожает индивидуальность, ученик перестает самостоятельно мыслить, творить свое. Уподобляясь учителю, все исполнители становятся похожими на него и друг на друга. Сценические навыки при таком обучении не становятся активным запасом выразительных средств учащегося, потому что при тренировке с показа у обучающегося не возникает ассоциативных связей. И в результате навыки не применяются на сцене даже при возникновении аналогичных обстоятельств.

При исполнении упражнений только по словесному заданию воспитанники учатся самостоятельно подбирать движения в соответствии с полученным заданием. Безразлично, чем является форма поведения — только моторным упражнением, или решением элементарной сценической задачи, или полноценным сценическим этюдом, — подбор движений по словесному заданию может начаться только после осмысления задачи.

В отличие от навыка, созданного при смешанном методе, навык, созданный самим учащимся, как правило, проявляется в дальнейшем почти непроизвольно, если обстоятельства пьесы близки тем, в которых данный навык был изучен. Именно поэтому так важно ставить перед учениками точную физическую задачу даже в том случае, когда они осваивают технику общеразвивающих упражнений.

Осмыслив задание, ученики создают нужную схему упражнения. В этой схеме почти всегда будут ошибки. Исправлять их следует также словесно. Однако прежде чем поправить ученика, надо решить, не является ли «ошибка» проявлением индивидуальности, или это действительно принципиальная ошибка, нарушающая логику задания.

Принцип словесного объяснения тренирует область движений высшей нервной деятельности, а значит, активно готовит организм к сценическому действию. Обычно выполнение действий протекает непроизвольно и осознается только в тех случаях, когда интуиция не подсказала верных движений. Возможность интуитивного исполнения действия требует не только правильно «настроенного» тела, но и вдумчивой оценки обстоятельств, в которых надо физически действовать, активной потребности сделать то, что продумано.

Как видим, путь выполнения упражнений по словесному заданию педагога аналогичен пути, по которому актер создает физическое поведение в роли, анализируя текст пьесы. В этом и состоит основная ценность данного методического принципа.

Второй принцип. «Контрастность в подборе движений, составляющих упражнение, и в подборе упражнений, составляющих урок».

Принцип контрастности предполагает такой подбор упражнений, при котором учащиеся должны двигаться то медленно и плавно, то быстро и отрывисто, то быстро и плавно, то медленно и с остановками.

Контрастность важна для упражнений, в которых создается определенный художественный образ, и в первую очередь для этюдов и импровизаций. Например, в пределах одного урока могут быть такие упражнения для рук, как «смола», «муха», «пушинка», затем упражнения на стилевое поведение XVIII века, а в заключение — грубая драка. Контрастность проявляется и в том, что урок включает в себя упражнения из разных разделов программы.

Принцип контрастности особенно полезен тем, что у учащихся развивается способность быстро менять темпо-ритм. Пьеса всегда содержит конфликт. Конфликт в физическом поведении актера в роли выражается в смене темпо-ритмов. У актера должна быть быстрая реакция, позволяющая мгновенно переключаться с одного характера действий на другой. Этому переключению способствует смена эмоций, в частности эмоций взаимопротивоположных.

Известно, что в общем, люди не очень легко переключаются с одного темпо-ритма поведения на другой. Это наблюдается и на сцене, когда «молчит» творческая природа, когда не помогает интуиция. Бывает, что исполнителю трудно перейти на другой темпо-ритм действия, даже если его внутренняя жизнь в роли верна. Оказывается, его поведение не поддается внутренним посылам. Тренировка способности к мгновенному переключению с одного темпо-ритм а на другой и проводится на уроках по сценическому движению. Надо давать такие упражнения, где имеются изменения темпо-ритма. Это развивает способность быстро и легко переходить от одного типа движений к другому.

Длительное изучение одного и того же навыка утомляет не только мускулатуру, но и нервную систему. При однообразном повторении одного и того же упражнения ученик теряет интерес к нему и быстро устает эмоционально. Принцип контрастности помогает и в этом отношении. Чередование упражнений с различными по характеру заданиями позволяет преподавателю проводить уроки разнообразно и интересно, поддерживая увлеченность воспитанников. Такой урок дает гораздо лучшие результаты, чем урок, состоящий из упражнений одного типа.

Принцип контрастности может найти применение не только в пределах одного урока, но и почти в каждом упражнении. Контрастность в упражнении — это исполнение одних и тех же действий движениями большими, средними или малыми по амплитуде, с одновременным изменением темпа.

Так, упражнения с веером можно выполнять разнообразно — движениями плавными и медленными, быстрыми и отрывистыми, малыми, средними и большими по размеру. Характер движений веером передает психическое состояние женщины: покой или волнение, гнев, настороженность и многое другое. Для того чтобы верно выполнять столь разнообразные по характеру движения, необходимо прежде всего овладеть техникой движений веером. Но этого мало — надо и уметь выполнять веером различные действия: позвать, приказать, пригласить, выгнать, спрятаться за веер и т. д.; при этом движения веером будут весьма разнообразны по характеру. (Иногда исполнительница, почувствовав затруднение, отказывается от веера вообще и тем самым обедняет пластический рисунок роли.) Подобные требования типичны и для других бытовых действий.

Итак, педагог предлагает на уроке упражнения в меняющихся темпах и амплитудах, различные по характеру. Если первое упражнение было замедленным по темпу, то второе должно быть быстрым; если первое состояло из движений, малых по амплитудам, то второе надо выполнить в больших амплитудах; если первое требовало малых мышечных напряжений, то в следующем они должны быть предельно большими. Округлые, мягкие движения чередуем с отрывистыми, непрерывные чередуем с прерывистыми, свободные с напряженными. Надо добиваться мгновенного или постепенного перехода от движения одного типа к движению другого.

В моторных упражнениях тренировка подобного типа не представляет затруднений, — нужно только правильно ставить перед учениками задачу. В упражнениях со смысловым содержанием нужно точное представление о допустимых изменениях темпо-ритма. А в упражнениях этюдного типа физические действия окажутся выражением логики жизни героя, будет диктовать определенный темпо-ритм поведения.

Третий принцип. «Комплексность задач в уроке и в упражнении».

Комплексность задач достигается путем использования на уроке упражнений из разных тем предмета. Ученикам предлагается комплекс, включающий 5—8 тем. В пределах урока учащиеся занимаются, например, общеразвивающими упражнениями, совершенствуют рече-двигательную координацию, осваивают осанку и походку, тренируют выразительность рук, изучают стилевые левые движения и приемы боя без оружия. Понятно, что на таком уроке развиваются различные двигательные возможности учащихся.

Второй стороной комплексности является использование таких упражнений, каждое из которых разносторонне воздействует на организм воспитанника. Так, любое упражнений из раздела общеразвивающей гимнастики увеличивает гибкость и подвижность тела, развивает способность к непрерывности движений, укрепляет сердечно-сосудистый и дыхательный аппарат, в какой-то степени способствует развитию ритмичности. Упражнение «Переноска одного партнера другим» способствуй развитию гибкости и подвижности обоих учащихся, учит непрерывности движений, совершенствует зрительное и мышечное восприятие ритма партнера, требует экономичности и точности действий, создает представление о скульптурности в статике и в динамике.

Есть упражнения, решающие только две-три задачи. В них при минимальных требованиях к ритмичности, тренируется в основном мускулатура тела. Такая тренировка очень нужна первых уроках. Постепенно количество подобных упражнений уменьшается и увеличивается количество более сложных, комплексных. Чем большее количество задач решается в упражнении, тем оно полезнее, тем большую мышечную и эмоциональную нагрузку оно создает. Комплексное упражнение активно тренирует внимание, моторную память, в ограниченные сроки обучает умению выполнять различные по содержанию действия. Принц комплексности значительно ускоряет процесс тренировки.

Четвертый принцип. «Последовательный переход от легких упражнений к более трудным».

Любое упражнение, которое мы предлагаем учащимся должно быть выполнено ими только после некоторого труда. От ученика требуется усиленное внимание, контроль за своими движениями, сознательная их координация. После того как создана схема упражнения и исправлены ошибки, комплекс движений превращается путем повторений в полуавтоматизм. В таком качестве упражнение используется на уроках уже как тренировочное. Таким образом, создание схемы — только начало обучения; именно с того момента, как техника упражнения освоена, оно становится активным средством тренировки. Освоение техники — не самоцель подготовки, а создание средства для активного тренинга.

Упражнение принесет ничтожную пользу, если степень трудности будет ниже психофизических возможностей учеников и если эта трудность при повторном его исполнении не будет возрастать. Привычное упражнение, не вызывающее затруднений, превращается в средство простейшей гимнастики, тренирующей мускулатуру. Это наименее значительная из задач нашего предмета. Как только создана верная схема упражнения, преподаватель при повторениях постепенно усложняет задачу. Усложнения требуют сосредоточенного внимания, четкой координации, они тренируют моторную память, поскольку надо мгновенно запоминать изменения. Активным средством воздействия на организм является усложнение в виде темпо-ритмических изменений, которые диктуются ученикам сменой ритмов в музыкальном сопровождении. Это требует мгновенной приспособительной реакции.

Как регламентировать нагрузку? На первых уроках уделяем внимание только созданию верной схемы упражнений. Первые упражнения должны быть простыми, но все же представлять для исполнителей некоторую трудность. Словесные объяснения педагога потребуют от них известных умственных усилий. В то же время упражнения должны объясняться бытовым языком, лаконично, понятно. Доступность — залог успеха с первых же уроков. Если ученики быстро и верно выполняют задания, им следует на этом же уроке и тем более на последующих дать более трудные упражнения. Кроме того, для затруднения можно изменять темп исполнения, амплитуду движений, — это создаст у занимающихся нужную психофизическую мобилизацию, сосредоточит внимание.

Легкие упражнения никогда не увлекают учеников, заниматься ими неинтересно, и в результате снижается эмоциональный тонус, итоги подготовки оказываются неудовлетворительными. Но если упражнение излишне трудно, ученики, испытывая неудачи, постепенно теряют веру в свои силы, иногда разочаровываются в предмете. Степень их активности тоже падает. Поэтому очень важно следить за посильностью заданий для каждой группы учащихся.

Большая ошибка — включение в последующие уроки упражнений более легких, чем на предыдущих занятиях. Это допустимо только тогда, когда предыдущее задание оказалось вообще невыполненным из-за излишней трудности. Понижая сложность упражнения, педагог отмечает для себя, что на предыдущем уроке им была допущена методическая ошибка.

Есть, однако, своя сложность в принципе «от легкого к. трудному». Желательно, чтобы ученики освоили наибольшее количество упражнений из разнообразных тем предмета: это дает возможность для проявления интуиции, творческого начала. В то же время навык только в том случае станет активным выразительным средством, если он доведен на уроках до полуавтоматизма, — а для этого надо изучать его довольно долго. В этом проявляется противоречие в учебном процессе по любому предмету. Поэтому работу педагога невозможно строго регламентировать: многое зависит от его личного мастерства, интуиции, чувства меры, понимания возможностей своих воспитанников.

Преподаватель планирует учебный материал по семестрам и по урокам. Это необходимо делать заранее, для того чтобы спланировать освоение возможно большего количества навыков. Планирование опирается, в частности, на принцип «от легкого к трудному».

Пятый принцип. «Выполнение упражнений целенаправленное, экономное, точное и с верным мышечным напряжением».

Тренировка навыка начинается с момента, когда схема упражнения полностью освоена, когда создана возможность целенаправленно, экономно и точно выполнять упражнение. В предварительной схеме могут быть ошибки, и педагог дает указания о способах их исправления. В результате ученики при тренировке выполняют только необходимые движения, избегая тех, которые искажают технику и мешают зрительному восприятию действия. Выполнение только необходимых движений решает задачу экономности и точности техники. Этого следует добиваться в каждой фазе упражнения, что приведет к верному выполнению всего задания. Тренировка в этом плане постепенно вырабатывает у воспитанников эстетическую потребность в выполнении действия только самым точным подбором движений. Важно, чтобы при смене темпо-ритмов сохранялась точность и лаконичность исполнения.

Темпо-ритмические изменения крайне необходимы, ибо они тренируют пространственно-временное ощущение движений, а это главное в пластическом решении мизансцен. В начале обучения эти изменения проявляются только в чисто механическом характере исполнения. Ученики на опыте познают двигательные возможности своего организма, убеждаются в способности сознательно управлять телом, познают значение скорости в приспособительных реакциях. Дальнейшее совершенствование этих реакций включает в себя одновременную оценку длительности звучания музыкальной фразы и размеров пространства, в котором исполняется упражнение. Во многих упражнениях ученики должны подчинять скорость движений музыке, т. е. условному партнеру, на «реплики» которого они отвечают, выполняя в то же время движения в установленном педагогом пространстве. Эти задачи легко выполняются в упражнениях моторного типа. В них есть возможность активно развивать двигательную систему организма. Понятно, что физическое поведение в роли во многом зависит от подготовленности двигательной системы исполнителя. Совершенствованием этой системы мы занимаемся и в курсе драматического мастерства, и в курсе сценического движения.

Правильно настроенный моторными упражнениями организм начинает почти сразу хорошо обслуживать ученика в его творческой работе. Верная настройка влияет на весь репетиционный процесс, в том числе на наполнение импровизаций.

Известно, что в начале курса драматического мастерства имеются упражнения с воображаемыми предметами. На занятиях по движению во втором полугодии, в импровизациях, можно и должно использовать полученные навыки для совершенствования пластики.

Переходить от моторных упражнений к импровизациям следует постепенно, через такие упражнения, в которых имеется возможность подсказать некоторые обстоятельства и тем самым подвести учеников к состоянию, когда у них пробуждается воображение, когда они по ходу исполнения придумывают обстоятельства, т. е. превращают моторную схему в осмысленное поведение. Если схема упражнения позволяет, педагог сам вводит учеников в такие предлагаемые обстоятельства, которые вызовут у них желание начать конкретно действовать. Но не следует навязывать учащимся детали поведения и обстоятельств. Тренировка приспособительных реакций в импровизациях допустима только через изменение основных обстоятельств: именно они определяют и организуют существо физического поведения и его конкретный темпо-ритм.

Очень важно контролировать уровень мышечных напряжений в движениях, проверять их точность. Недостаточность мышечного напряжения выражается в том, что ученик вообще не может выполнить упражнение. Мышечное перенапряжение выявляется сложнее. Упражнение получается, но выполняется оно неэстетично — неуклюже, зажато, непластично.

Однако эти критерии оценки субъективны. Необходимы такие упражнения, которые выявляли бы неверное напряжение мускулатуры в процессе их выполнения. Такими упражнениями являются все виды равновесий, и главным образом равновесия на определенной высоте при уменьшенной опоре. Боязнь упасть (боязнь высоты) приводит к тому, что, если тело зажато, ученик спрыгивает со снаряда или даже падает. Однако после соответствующей тренировки ученик правильно выполняет упражнение. Это свидетельствует о том, что найдено верное напряжение мышц тела, поддерживающих его в неустойчивом равновесии., Если ввести в такие упражнения исполнение логических, а затем и художественных текстов или, что еще доказательнее, предложить ученику петь и он успешно выполнит это задание, то нет сомнений в правильности напряжений его мускулатуры: никто не может говорить и тем более петь при зажатой мускулатуре тела, да еще поднятого на некоторую высоту, где надо двигаться на уменьшенной опоре.

Верные мышечные напряжения проверяются также в акробатических прыжках: мышечное несоответствие в них приводит к плохому исполнению. Но акробатический прыжок длится всего одну-две секунды, упражнения же на равновесие — минуту и больше. Именно поэтому последние предпочительнее для тренировки верного напряжения мускулатуры.

Хорошо контролируются мышечные напряжения при выполнении приемов борьбы и в переносках. Активная тренировка начинается со смены партнеров. Новый партнер отличается от предыдущего размерами тела, весом, темпераментом, он действует в своем темпо-ритме. Все это требует от обоих исполнителей соответствующих всем этим особенностям мышечных напряжений. Верное исполнение подобных упражнений свидетельствует о хорошей мышечной приспособляемости исполнителей. Если у исполнителя есть способность непроизвольно правильно напрягать мышцы тела в момент действия, то это свидетельствует о достаточно высоком уровне двигательной культуры. Такой исполнитель правдив в физическом действии; он, как правило, быстро осваивает простые и сложные двигательные навыки, безопасно для других и без боязни падает любым способом, умело помогает партнеру нести себя на руках и т. д. Педагог активно помогает своим воспитанникам достичь такого уровня двигательной культуры.

Верное напряжение мышц — одно из условий органики в сценической жизни. В каждом упражнении, используемом для тренировки, педагог в первую очередь следит за соответствием мышечных напряжений сценической задаче. Именно от этого напряжения зависит гармоничная деятельность органов движения, т. е. решение основной задачи предмета «Основы сценического движения».

 

Date: 2015-10-21; view: 4184; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию