Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональныесостоянияивысшиечувства





Эмоциональные состояния. Различные эмоции окрашива- ют наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Иными словами, мы всегда находимся в каком-либо эмо- циональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выде- ляют несколько видов таких состояний.

Настроение - длительное, слабо выраженное эмоцио- нальное состояние. Настроение может длиться очень дол- го - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Про одного говорят: «Жизнерадост-

 

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.- С. 141-142.


ный человек», хотя и он может быть иногда в печальном или подавленном настроении, другого воспринимают как мрачного, недовольного, хотя иногда он может быть и радостным, и оживленным. Речь идет о решительном пре- обладании у данного человека того или иного настрое- ния. Раскрывая суть настроения, С.Л. Рубинштейн пока- зывал его отличие от других эмоциональных образова- ний: «Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настрое- ние не предметно, а личностно, - это, во-первых, и, во- вторых, - оно не специальное переживание, приурочен- ное к какому-то частному событию, а разлитое общее со- стояние». И хотя настроение всегда имеет причину, мы часто не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение, потому что в силу «беспредметности» настро- ения не всегда осознаем причину его возникновения. Вспомним К. Бальмонта:

 

Отчего мне так душно? Отчего мне так скучно?

Я совсем остываю к мечте. Дни мои равномерны, Жизнь моя однозвучна,

Я застыл на последней черте...

 

У разных людей настроение по-разному выражается в поведении, но почти у всех оно так или иначе проявляет- ся внешне. Мы никому не докладываем о своем настрое- нии. Но взгляд, слово, интонация, движение, мимика, наклон головы - и все ясно. Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. По существу, от настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих. Человек с ус- тойчивым мрачным настроением распространяет свое эмо- циональное состояние на людей, с которыми находится во взаимодействии. Например, Беликов - герой рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»: «Действительность раз- дражала его, пугала, держала в постоянной тревоге: на педагогических советах он просто угнетал нас своею осто-


рожностью, мнительностью... Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице он давил нас всех, и мы уступали...»

Однако и постоянная бурная жизнерадостность также угнетающе действует на окружающих, утомляя их и часто вызывая раздражение. Особенно тогда, когда оптимизм одного не соответствует настроению других. Помните, у В.В. Маяковского: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по-мо- ему, просто глуп»?

Важен не только характер эмоционального состояния и его проявление, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления в пове- дении. Уметь управлять своим настроением - это особен- ность волевой регуляции и культурного развития личнос- ти. Так, на Востоке существует традиция не обнаруживать не только плохое настроение, но и горе, печаль. Эта тра- диция предписывает во всех случаях сохранять приветли- вое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями.

Сами настроения и их глубина у каждого человека раз- личны, но всегда тесно связаны с тем, как складываются его отношения с окружающими людьми и с ходом соб- ственной деятельности. Мы иногда не придаем должного значения словам, сказанным в минуту раздражения, уста- лости или просто походя - в автобусной толкучке, в оче- реди в магазине, на работе... и тем самым портим настро- ение и другим и себе. Ведь сила слова беспредельна. Вспом- ним русское «здравствуйте». Попробуйте произнести его не скоропалительно, не как бездумное «здрасьте», а мед- ленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» - и посмотрите при этом в глаза тому, кого вы приветствуете, улыбнитесь ему. Поверьте, и у вас и у него целый день будет хорошее на- строение. Ведь дело не только в словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся, в точном смысле, кото- рый этими словами выражается.

Аффекты - эмоциональные состояния, противополож- ные настроению. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю лич- ность человека. Это может быть сильный гнев, страх, ра- дость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контро- лирует свои действия. Аффект возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительный

 


след в виде общего нервного потрясения. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство ца- рем Иваном Грозным своего сына.

Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего про- исходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.

Во время аффекта отмечается яркость внешних прояв- лений. Описание аффективных состояний человека весьма широко представлено в художественной литературе. На- пример, М.Ю.Лермонтов показывает состояние Мцыри, который бежал из монастыря на родину и заблудился в лесу:

Тогда на землю я упал; И в иступлении рыдал;

И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли

В нее горячею росой...

 

Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, прояв- лять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности. Например, человек дома раз- решает себе быть аффективным, слишком вспыльчивым, а на работе «держит себя в руках» и наоборот. Значит, может сдержаться, когда считает необходимым. Важно научиться властвовать собой. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что воп- рос должен ставиться не так: преодолевайте уже овладев- ший вами аффект, и вы не допустите безответственного аффективного поступка; а скорее так: не давайте зародив- шемуся аффекту прорваться в сферу действия, и вы пре- одолеете свой аффект, снимете с нарождающегося в вас эмоционального состояния его аффективный характер.

Главное в предупреждении аффективного состояния - чувство ответственности перед собой и перед окружаю- щими людьми.

Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное со- стояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, все- охватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Вели- кая страсть рождает великую энергию. Страсть не является


просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточен- ности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти. Поэтому так важно, на что страсть направляется. И.П. Павлов писал, обращаясь к мо- лодежи: «Большого напряжения и великой страсти требу- ет наука от человека. Будьте страстны в своих исканиях».

Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов. Однако страсть своеобразно сочета- ет в себе активность и пассивность человека. Она захва- тывает человека, он находится во власти своей страсти, не может освободиться от нее. Страсть - большая сила, она может быть пагубной и даже роковой. Вспомним по- весть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»: «Желтков пи- сал так: „Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о бу- дущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угод- но за что-то меня вознаградить... каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом"».

Страсть может быть и позитивной, великой. Ничто зна- чительное на свете еще никогда не совершалось без вели- кой страсти - и в науке, и в труде, спорте, искусстве, литературе, в жизни.

Стресс (от англ. слова stress - напряжение) - эмоцио- нальное состояние, возникающее при опасности, боль- ших физических, психических перегрузках, т.е. в необыч- но трудной ситуации. Переживается оно с большой внут- ренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответ- ственные решения и пр. Экстремальные жизненные пере- живания - обиды, угрозы, разочарования, измены, нео- жиданная опасность, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, т.е. стресс.

Умеренный стресс может быть даже полезным, напри- мер, у спортсменов перед ответственными соревнования- ми, у артистов перед премьерой, у студентов перед экза- менами. Стресс полезен тогда, когда он дает человеку силу

 


и смелость, когда же он вызывает неприятные чувства, слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказыва- ет вредное воздействие на психику и психическое здоро- вье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к лю- дям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида та- ких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстети- ческие. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испы- тываются.

Нравственные чувства в форме переживаний выража- ют отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является ос- новной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б.Л. Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему пер- вым из людей предает самого себя».

Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обще- стве. Человек научается (или не научается) не только от- личать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нрав- ственного поведения и нормы нравственного убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно - отри- цательные.

К числу нравственных чувств относятся: любовь, това- рищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувства симпатии, антипатии, привя- занности, уважения, презрения, признательности и др.

С.Л. Рубинштейн писал: «Моральное отношение к че- ловеку - это любовное отношение к нему... Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек».

Каждое из нравственных чувств - сложнейшее един- ство переживаний и размышлений. Вот, например, как тонко определял М. Пришвин чувство совести: если су- дить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называ- ется совестью.


Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум- ственной деятельности и связаны с познавательными про- цессами и творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия - подняться до уровня аф- фекта. Вообще возникновение проблемы, поиски ее реше- ния вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, лю- бознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства ак- тивизируют психические процессы, делая их более быст- рыми и интенсивными.

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Например, из сочинений Козьмы Пруткова: «Некоторые образцом непостоянства выставляют мужчину, другие женщину; но всякий умный и наблюдательный петербуржец никогда не согласится ни с теми, ни с другими; ибо всего более пере- менчивее петербургская атмосфера!»1

В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. С.Л. Рубинштейн отмечал, что юмор относится к миру, как к любимому существу, над смешными сторо- нами и милыми маленькими слабостями которого прият- но посмеяться, чтобы почувствовать особенно остро его бесспорные достоинства.

Чувством юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ее цель - совершенствование действительности. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружа- ющую действительность. Ирония никогда не бывает ме- лочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. Например, в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: «Ты все пела? Это - дело» - иронически го- ворит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем.

1 Сочинения Козьмы Пруткова. - М., 1955. - С. 145.


Или из Роберта Бернса:

 

Склонясь у гробового входа,

- О смерть! - воскликнула природа, - Когда удастся мне опять

Такого олуха создать!

Эпитафия Вильяму Грэхему, эсквайру (пер. С. Маршака)

Сарказм - это язвительная насмешка, гневная иро- ния. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что луч- ше и выше его. «Цинизм опасен прежде потому, что он возводит злобу в добродетель», - писал А. Моруа. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственнос- ти.

Чувство комического заключается в том, что мы неожи- данно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизнен- ное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претен- дует. Смешными являются любые несообразности: несоот- ветствие цели и средств, выбранных для ее достижения, дей- ствий и результатов и пр. Смешно, когда человек, выдающий себя за знатока какого-либо дела, предмета, не имеет о нем никакого представления. Вспомним комедию Н.В. Гоголя

«Ревизор», в которой Хлестакова принимают за высокого правительственного чиновника, - перед ним лебезят, дают ему взятки, почтительно слушают, а он оказывается нич- тожным чинушей и вралем.

Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусст- ва, люди. М. Горький говорил: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все».

Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических пред- почтений: одним нравится легкая, другим - серьезная му- зыка и пр. Развитое эстетическое чувство позволяет по- знать эстетическое качество произведений искусства и ок- ружающего мира, природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.


1.3. Физиологическиеосновы ивнешнее выражение эмоций и чувств

Физиология эмоций. Как и все психические процессы, эмоциональные состояния являются результатом деятель- ности мозга. Переживание человеком чувств обеспечива- ется совместной деятельностью коры и подкорковых цен- тров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) рас- пространяется на подкорку, где находятся различные цен- тры физиологической деятельности организма-дыхатель- ный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорко- вых центров вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов. По опыту мы знаем, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изме- нений. Изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов - при сильном испуге человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от сты- да «вспыхивает»; в дыхательной системе - дыхание уско- ряется или замедляется, при испуге прерывается; в сис- теме пищеварения - при неприятных тревожных эмоциях у человека нередко появляется тяжесть в желудке (навер- няка многие из вас хоть раз испытали такое ощущение перед сдачей сложного экзамена); изменения происходят и в железах внешней секреции - усиление потоотделения при некоторых состояниях эмоционального возбуждения (например, холодный пот от страха), усиление деятель- ности слезных желез (плач при горе, а иногда и при силь- ной радости).

В подкорковых областях находятся центры, управляю- щие вегетативной нервной системой, с которой тесно свя- заны эмоциональные переживания.

Ведущую же роль в эмоциях и особенно в чувствах вы- полняет кора больших полушарий головного мозга. Имен- но она регулирует силу и устойчивость чувств. И.П. Пав- лов считал, что физиологической основой многих чувств являются нарушения в деятельности сложившегося дина- мического стереотипа, он писал: «Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близ- ких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в зна- чительной степени именно в изменении, в нарушении

 


старого динамического стереотипа и в трудности установ- ки нового».1

Внешнее выражение эмоций. Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают си- стему мышц лица и всего тела и проявляются в так назы- ваемых выразительных движениях. Эти движения делают переживания более яркими и более доступными восприя- тию и пониманию другими людьми. Чувства одного чело- века посредством выразительных движений передаются другому, вызывая у него сочувствие. Что же это за движе- ния?

Мимика - выразительные движения лица: улыбка, го- рестный взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр. (рис. 12).


Рис. 12. Мимика ребенка

 

Пантомимика - выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.), вокальная мимика - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интона- ция придает слову тот живой оттенок смысла, то конкрет- ное значение, которые хочет выразить говорящий. Напри- мер, слово «снег» может быть произнесено с оттенком ра- дости: «Снег!» (наконец-то кончилась осенняя слякоть, скоро можно стать на лыжи!) или с оттенком огорчения:

«Снег!» (т.е. наступила долгая зима). Интонация, как вы знаете, бывает вопросительная, восклицательная, пове- ствовательная, ироническая, торжественная, гневная, огорчительная и пр.

В повседневной жизни мы постоянно по тончайшим изменениям в выражении лица, в жестах, в позах, инто- нациях и т.д. чувствуем малейшие сдвиги в эмоциональ- ном состоянии, в настроении окружающих нас людей, особенно близких нам.

Выразительные движения человека часто воспроизво- дят те действия, которые были когда-то целесообразны в инстинктивной деятельности наших животных предков. На- пример, расширенные ноздри, оскаленные зубы и сжатые

 

1 Павлов И.П. Собрание сочинений. -Т. III. - Кн. 2.- С. 230.


кулаки во время сильного гнева когда-то были целесооб- разны, извещая о начале борьбы того, кто привел в гнев нашего предка. Но выразительные движения человека лишь частично объясняются этим, они в процессе истории раз- вития человека, потеряли свою прежнюю связь с инстин- ктами, стали выполнять новую, социально обусловленную функцию общения. Выработался своеобразный «вырази- тельный язык». Особенно он развит у актеров, которым приходится не столько выражать собственные чувства, сколько изображать их выразительными движениями.

Произведения искусства (музыка, живопись, скульп- тура, поэзия) - это тоже внешнее выражение чувств их создателей - поэтов, художников, композиторов, кото- рые вызывают у людей ответные эмоции и чувства.

Приведем в качестве примера схему наблюдений за вне- шними проявлениями эмоций у взрослых людей1 (табл. 3).

 

Date: 2015-10-21; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию