Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Видывоображения





Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активности создания человеком новых обра- зов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение - новые об- разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина- ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К от- крытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX - начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причуд- ливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непред- намеренно, вступают в неожиданные, иногда совершен- но бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов го- ворил, что сновидения - это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его созна- ние как бы отступает на задний план, так как прекра- щают работать те участки головного мозга, которые ве- дают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое тормо- жение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но тор- можение происходит неравномерно, особенно в началь- ной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сно- видения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений яв- ляются:

- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;

- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно ду- мает о нем, и вот его образ - во сне.


Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято челове- ком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений. Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего чело- века: сдвинулось одеяло - замерзли ноги, может приснить- ся, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вари-

аций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сно- видений: испытуемого подвергают (конечно, с его согла- сия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать во сне обра- зы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен об- раз цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набро- сился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, про- исшедшие за день - сон снится на ту же тему, в продолже- ние этих событий. Приснившийся сон может сигнализиро- вать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго пре- следовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из спе- циальной литературы.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом боль- ной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамерен- ное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают чер- ты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему пред- ставляется давно умерший родственник, он разговарива- ет с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.


А.С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего эмоциональ- ного потрясения из-за самоубийства дочери («Русалка»):

 

Я продал мельницу бесам запечным, А денежки отдал на сохраненье Русалке, вещей дочери моей.

Они в песке Днепра-реки зарыты, Их рыбка-одноглазка стережет.

 

Галлюцинации появляются при различных психичес- ких заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то про- сят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «прика- зывающими», в результате чего человек совершает не- ожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголи- ков, дошедших до состояния белой горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или мень- шей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их вы- полнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, за- манчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова - ге- роя повести Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов пользу- ется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занес- ли его бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бель- ведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких- нибудь приятных предметах...»

6 ДуОропина 161


Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наиболь- шее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.)- Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недо- стающие предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) вообра- жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это по- строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые об- разы, но новые субъективно, для данного человека, а объек- тивно они уже существуют. Они уже воплощены в опреде- ленных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исто- рических и других описаний постоянно оказывается необ- ходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем го- ворится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссозда- ющим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рас- сказчик. Отличной школой развития воссоздающего вооб- ражения служит изучение географических карт. К. Паустов- ский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по несколь- ку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, прони- кал в глубину тайги... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспро- изводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схе- мами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.


Воссоздающее воображение играет важную роль в жиз- ни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каж- дому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных про- дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото- вое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются но- вые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писа- телей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь от- носиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных...).

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда на- правлена на будущее, на перспективы жизни и деятельно- сти конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое пове- дение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не про- сто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюш- кин - образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А. Грина - мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельно- сти. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека явля- ется та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмея- ния и уж, конечно, не выносит прикосновения равно- душных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, по- ведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-иде- але выражается тенденция развития личности.


Еще один вид творческого воображения -фантази я или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывает- ся непосредственно с настоящим. К образам фантазии от- носят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, ко- торых в природе нет. И сказки, и научная фантастика - результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, - это осуще- ствленная мечта. Новое поколение использует вещь, о ко- торой мечтали и которую создали их отцы. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начи- нают мечтать о лучшем, большем. Так, 4 октября 1957 г. у Земли появился искусственный спутник. Исполнилась меч- та К.Э. Циолковского, великого мечтателя нашего време- ни, который писал, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет и, на- конец, - исполнение. Прежде чем появился спутник, воз- никла реактивная авиация, ракеты взлетали в стратосферу, изучая ее строение и состав, создавались новые жароустой- чивые сплавы, новые виды ракетного топлива и т.д. Потом в космос полетел человек - это было удивительно и пре- красно, но сейчас уже все к этому привыкли, и люди меч- тают о полете на другие планеты.

Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связа- но с развитием личности в целом. Воображение можно тре- нировать и развивать, как любую сторону психической де- ятельности человека. Воображение развивается прежде все- го в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то «кусо- чек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя.

 

5.3. Психологическиемеханизмы воображения

В образах, возникающих в воображении, всегда есть чер- ты уже известных человеку образов. Но в новом образе они


преображены, изменены, соединены в необычные соче- тания.

Сущность воображения заключается в способности под- мечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов раз- личных образов предметов в новых, более или менее не- обычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:

 

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит...

Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...

Частный случай комбинирования - агглютинация - спо- соб создания нового образа путем соединения, склеива- ния совершенно разных объектов или их свойств. Напри- мер, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учи- тываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к по- лету на другие тела - оправдано. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - появился самолет. Мино- тавр - чудовище с туловищем человека и головой быка, русалка... Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэро- сани, танк-амфибия и т.д.

Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (на- пример, образ великана). Этот способ лежит в основе со- здания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфичес- ких действиях:

 


а) утрирование - намеренное подчеркивание особенно- стей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-паль- чик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);

в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщен- ность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения. A.M. Горький писал, что талант- ливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наи- более характерных особенностей людей и включения «во- ображения» этих особенностей в одно лицо. «Как строятся типы в литературе? - спрашивал A.M. Горький. - Они стро- ятся, конечно, не портретно, не берут определенно како- го-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обло- мова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это - обобщенные типы».

Индивидуальные особенности воображения определя- ются:

1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;

2) характеристикой самого создаваемого образа: неле- пица или оригинальная находка решения;

3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).

 

Date: 2015-10-21; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию