Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ





ОСНОВЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ

План:

1. Научные основы методики обучения правописанию.

2. Понятие об орфограмме. Виды орфограмм.

3. Условия формирования орфографического навыка.

4. Методика работы над орфографическим правилом.

5. Методы и приемы обучения орфографии.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ

В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Современное письмосостоит из трех частей, как бы надстроенных одна над другой, — это: 1) алфавит; 2) графика; 3) орфография.

В начальных классах необходимо обучать детей всем сторонам письма в их взаимосвязи. Методика правописания не должна от­рываться от букварной работы, от формирования у школьников графических умений и навыков.

В начальной школе дается понятие о буквах — графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге. Дети учатся различать буквы в разных вариантах их изображения, самостоятельно писать буквы и их сочетания. Дается понятие об алфавите как совокупности букв русского языка. Овладеть алфа­витом - это значит научиться обозначать звуки буквами в про­стейших словах (дом, луна).

В русском алфавите для передачи парных по звонкости — глухо­сти согласных звуков имеется по две буквы для каждой пары: б— п, в— ф, г— к, д — т, ж — ш, з — с. А для пары мягкий — твердый есть лишь один знак. 15 согласных букв являются одновременно знаками двух фонем: мягкой и твердой. Любая из этих букв, например м, обозначает и твердую, и мягкую фонему (малмял).Фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции — соседних букв и других графических знаков.

Для овладения буквами, алфавитом необходимо:

— правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно уз­навать их в случаях отчетливого звучания (сильные позиции);

— правильно воспринимать, записывать все буквы;

— безошибочно соотносить их со звуками как при чтении, так и на письме.

Овладению буквами, алфавитом отводится весь первый год обу­чения, но от этой работы не следует отказываться и во II, III,IV классах. Овладение алфавитом обеспечивают все виды речевой де­ятельности школьника: восприятие звучащей речи (аудирование), чтение вслух и про себя, собственная устная речь, проговаривание, все виды письма, включая каллиграфию.



Однако знания алфавита недостаточно, надо уметь им правильно пользоваться. Этим ведает графика, определяющая правила упот­ребления букв, правила обозначения отдельных звуков буквами и особенно их сочетаний (слоговой или позиционный принцип рус­ской графики). Слоговой принцип графики, который называют так­же буквосочетательным, заключается в том, что фонемное соответ­ствие букве может быть установлено только с учетом ее окруже­ния. Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской графики: с обозначением на письме фонемы [j] и с обозначением твердости — мягкости согласных фонем. Основная проблема графики — соотношение состава фонем русского языка с составом алфавита.

Было бы достаточно овладеть алфавитом для безошибочного письма, если бы в реальной, звучащей речи все звуки произноси­лись отчетливо, если бы не было так называемых позиционных чередований звуков и если бы каждому звуку речи строго соответ­ствовала одна и та же буква.

Именно правила графики определяют, что:

—мягкость согласных обозначается следующей за ними глас­ной буквой (малмял);

— в некоторых случаях мягкость обозначается буквой ь (брат — брать);

—звук [j] обозначается буквой й, а в сочетании с гласными звуками — буквами е, ё, ю, я.

Вся система правил обозначения звучащей речи буквами, их сочетаниями усваивается детьми практически, в ходе овладения чте­нием и письмом. При этом не всегда идут от звука к букве (в соответствии со звуковым методом обучения грамоте), часто от бук­вы к звуку, от сочетания букв к сочетанию звуков. Это связано с тем, что первоклассникам трудно понять случаи, которые не под­чиняются общему правилу (счёт, мыться, егои т.д.). В таких слу­чаях чтение, т.е. путь от буквы к звуку, способствует усвоению правописания. В связи с этим в методике следует развивать при­емы, ориентирующие детей не только на модель «звук — буква», но и на модель «буква — звук».

В практической работе с учащимися нет необходимости раз­граничивать графические и собственно орфографические случаи, но в научных основах методики это сделать необходимо.

Правила графики в большинстве случаев не обеспечивают еди­нообразного написания слова. Например, звучание слова город [горат]может быть обозначено буквами русского алфавита в соответ­ствии с правилами графики по-разному: город, горад, горот, горат.Во всех четырех случаях оно будет прочитано как [горат].

Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графи­кой, — это уже область орфографии, правила которой обеспечивают единообразие:

—написания родственных слов;

—обозначения грамматических форм;

—обозначения собственных имен и пр.

Все написания, которые устанавливаются правилами, указани­ями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.



В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:








Date: 2015-10-19; view: 1248; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию