Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика работы над орфографическим правилом





Формирование навыка грамотного письма базируется на усво­ении грамматической теории и орфографических правил.

Орфографические правила регулируют написание не одного сло­ва, а целой группы слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Под правилом понимаются указания нор­мативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду од­нородных языковых фактов. Основное назначение правила — обобщать однородные орфограммы.

Усвоение орфографических правил невозможно без определен­ного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообра­зовательным материалом. Грамматическая теория — это фундамент орфографического правила. В связи с этим в начальной школе при­нят порядок изучения орфографического правила, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории. Напри­мер, изучается изменение имен прилагательных по родам, а в связи с этим формируется навык правописания родовых окончаний дан­ной части речи.

Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. Выделяются три группы правил:

—одновариантные;

—двухвариантные;

—правила-рекомендации.

Одновариантные правила предполагают для одной и той же фо­нетической или грамматической ситуации один определенный ва­риант написания. Например, правописание гласных после шипя­щих (жи, ши, ча, ща, чу, щу).

Двухвариантные орфографические правила также содержат ука­зания на правописание орфограмм. Однако в таких правилах дает­ся несколько вариантов написания (обычно два). Выбор варианта написания обусловливается дополнительными (фонетическими или морфологическими) признаками орфограмм. Например, правопи­сание приставок раз-, воз-, низ- и др.

Правила-рекомендации — это правила проверки безударных глас­ных, звонких, глухих и непроизносимых согласных и некоторые другие.

При выборе методики изучения правила учитель ориентирует­ся на его тип. Основными компонентами процесса работы над ор­фографическим правилом являются:

1) раскрытие сущности правила;

2) овладение формулировкой правила;

3) применение правила в практике письма.

Раскрытие сущности правила означает выяснение следующих фактов:

— написанием какой части слова, части речи или граммати­ческой формы управляет правило;

— какие признаки выступают при этом в качестве ведущих.

Эти признаки обязательно учитывает учитель, подбирая язы­ковой материал для наблюдения при ознакомлении учащихся с правилом.

Работа над формулировкой правила проводится по учебнику. Важно, чтобы учащиеся осознали структуру правила. Поэтому вы­деляются составные части его формулировки. Перенос правила на новый языковой материал осуществляется прежде всего путем под­бора учащимися своих примеров на данное правило. Выделить ос­новное, то, что отражено в правиле, помогают вопросы, которые одновременно являются и планом формулировки правила.

Усвоение нового правила происходит в процессе выполнения практических упражнений. При этом необходимо устанавливать свя­зи нового правила с ранее известными. Связь эта может выра­жаться в противопоставлении правил или, наоборот, в установлении сходства. Например, предлоги и приставки сходны по графическо­му начертанию, но противоположны с точки зрения слитного ираздельного их написания.

Параллельное изучение некоторых правил оказывается более эффективным, чем последовательное (изучение правописания су­ществительных всех трех склонений, одновременная работа над глу­хими и звонкими согласными в конце и в середине слова).

Осознание правила зависит от наличия у детей конкретных представлений. Поэтому если учащиеся забыли правило, то нужно не требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.

Date: 2015-10-19; view: 7154; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию