Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные функции исторической наукиПрирода взаимоотношения истории и современности определяет социальные функции исторической науки. С первых же своих шагов историописание выступает как социально-необходимая отрасль человеческого знания, чутко реагирующая на запросы современности. Эти запросы, определяя место истории в обществе, обусловливают ее функции, делающие ее социально полезной. Не будет преувеличением сказать, что с тех пор, как человек осознал себя, ему стала присущей потребность определить свое место в мире, знать свое прошлое с тем, чтобы извлечь из этого знания определенную пользу. В самом обращении человека к прошлому, несомненно, присутствует элемент чистой любознательности, являющейся выражением свойственного человеческой природе творческого начала, стремления к знаниям и истине ради них самих. Без учета этого элемента невозможно до конца понять всю историю нашей науки, важнейшие ее достижения, даже самый простой факт — почему разные историки обращаются в своих исследованиях к различной проблематике. Его наличие отчасти объясняет преемственность в развитии исторических знаний. Он присутствует во всех серьезных исследованиях, в деятельности каждого научного направления, каждой исторической школы. Потребность знать свое прошлое органически присуща человеческому обществу, будучи выражением свойственного ему стремления к самопознанию. Любознательность человека, никогда не покидающая его жажда познания составляют необходимую предпосылку удовлетворения этой потребности. Но с первых же шагов историописания и по настоящее время простая любознательность всегда была неразрывно связана с социальными импульсами, толкавшими людей к изучению своего прошлого, неизменно занимая подчиненное по сравнению с ними место среди мотивов, обусловливающих потребность такого изучения. Ведущим стимулом в обращении к истории всегда являлось стремление извлечь из знания прошлого нечто полезное в настоящем. Это полезное могло пониматься по-разному: от воспитания молодежи на героических деяниях предков до выяснения, опираясь на данные истории, существенных закономерностей и тенденций общественного развития, но неизменным остается одно — обращение к прошлому всегда социально мотивированно, будучи направленным на удовлетворение тех или иных общественных потребностей. Уже на заре историописания была осознана и четко сформулирована одна из важнейших функций истории — функция социальной памяти. Начиная свою «Историю», Геродот писал: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того, чтобы от времени не изгладились из нашей памяти деяния людей, а также чтобы не были бесславно забыты огромные и удивления достойные сооружения, исполненные частью эллинами, частью варварами, главным же образом для того, чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война»1. Огромная популярность в античном обществе труда и самого имени Геродота свидетельствует о том, что эта целевая установка являлась выражением назревшей общественной потребности. По мере развития исторической пауки и самого общества ее функции усложняются, становятся все более многоплановыми. Стремясь удовлетворить возрастающие потребности общества в осмыслении настоящего и предвидении будущего, история все активнее вторгается в его жизнь. Все более широкими делаются запросы общества и все более многочисленные сферы его жизни становятся объектом се прямого воздействия. В этом смысле изучение социальных функций исторической науки, составляя важнейший аспект исследования проблемы «история — современность», показывает возрастание ее социальной активности. Выделяя этот вопрос в самостоятельную главу, мы надеемся, таким образом, особенно рельефно раскрыть социальную значимость исторического познания, его все увеличивающуюся роль в жизни общества. Как объем социальных функций историографии, так и мера их реализации зависят от двух взаимосвязанных факторов: уровня развития исторической науки, включая сюда степень осознания ею своей классовой принадлежности и способность выполнения «социального заказа» и уровня развития самого общества, формулирующего этот заказ. Тот факт, например, что социальные функции немецкой буржуазной историографии XIX в. неизмеримо шире и многозначнее, чем они были у античной историографии, не может быть объяснен только уровнем развития исторических знаний в соответствующие эпохи. В равной мере он объясняется и характером тех требований, которые общество предъявляло истории в каждую из них. Так, социальные функции немецкой историографии XIX в. формировались под могущественным влиянием двух «вопросов», определявших жизнь немецкого общества того времени—социального и национального. Французская буржуазная революция конца XVIII в. и ее последствия в Германии, подъем освободительной борьбы против наполеоновского владычества, европейские революции 1848—1849 гг. и рост рабочего и социалистического движения, борьба за воссоединение Германии, возрастающее значение прусского юнкерства и милитаризма в политической жизни страны — таковы в самом общем виде те рамки, в которых формулировался социальный заказ немецкого буржуазного общества своей исторической науке и которые, таким образом, определили ее социальные функции. Хотя в последнем счете эти функции сводились к защите коренных интересов своего класса и в этом смысле не отличались от классовой функции античной историографии, они выступают в немецкой историографии в несравненно более дифференцированном виде, отражая гораздо более развитые общественные отношения. Произведения Ранке или Зибеля отличаются от трудов Геродота или Фукидида не только более осознанной и четко выраженной классовой установкой, но и гораздо более широким спектром социальных задач, решавшихся на историческом материале их авторами2. Таким образом, социальные функции исторической науки не являются величиной постоянной и неизменной. Они развиваются, эволюционируя и видоизменяясь," с развитием общества и самой исторической науки. Смена класса-носителя общественного прогресса неизбежно отражается на социальных функциях историографии, как правило, способствуя их расширению и дифференциации. Но дяже в рамках господства одного класса социальные функции выражающей его интересы историографии не остаются неизменными. В силу того, что каждый класс на разных этапах своего развития предъявляет к изучению прошлого различные требования3, происходит их непрерывное развитие, направленное на наиболее адекватное выполнение возложенного на историю «социального заказа». Поэтому методологически неверно пытаться рассматривать функции исторической науки «вообще», безотносительно к ее конкретному классовому положению. Конечно, отдельные функции исторической науки, например, функция социальной памяти или воспитательная, имманентно присущи самой ее природе, обнаруживаясь на всех этапах ее развития. Однако не говоря уже о том, что каждое время вкладывает свой смысл в понимание этих функций (воспитательная функция марксистской историографии, например, по своей направленности и по своему смыслу радикально отличается от аналогичной функции современной реакционной историографии), только совокупность функций, выполняемых наукой на каждом этапе ее развития, может дать действительное представление о ее месте в обществе и социальной значимости. Наконец, нельзя упускать из виду, что в конкретных условиях места и времени одна и та же функция может играть в жизни общества диаметрально противоположную по своему объективному значению роль. Та же самая воспитательная функция, например, присущая буржуазной историографии, реализовалась в годы фашизма в духовном развращении широких слоев немецкого народа. Естественно, на этом основании было бы нелепо делать вывод о социальной вредоносности историографии вообще. Но также будет обстоять дело с любыми попытками, рассматривая социальные функции исторической науки, экстраполировать частное на целое. Классовый характер исторического познания является доминантой, определяющей место истории в обществе, ту действительную роль, позитивную или негативную, какую она играет в его жизни. Соответственно этому реализация исторической наукой присущих ей социальных функций в последнем счете зависит от природы того общества, чьи интересы она выражает. Тесная связь истории с современностью, обусловливающая ее зависимость от господствующих в данном обществе идейно-политических представлений, определяет и возможности в осуществлении ею своих социальных функций. Мы уже не говорим о реакционных обществах, деформирующих самое природу истории, сводя ее функции к примитивной фальсификации фактов в угоду власть предержащим. Но даже в находящихся на восходящей стадии своего развития классово-антагонистических обществах легко обнаружить отчетливые границы, препятствующие полному и всестороннему раскрытию всех присущих исторической науке возможностей. Характерным примером тому служит развитие буржуазной историографии прошлого столетия. XIX в. по праву называют золотым веком буржуазной исторической науки. Он отмечен не только выдающимися успехами в изучении самых разных разделов прошлого человечества, но и невиданной ранее социальной активностью историографии, претендовавшей на роль политической наставницы буржуазного общества. Было бы несправедливо говорить о полной тщетности этих претензий. На счету буржуазной историографии прошлого столетия немало достижений, эффективно способствовавших укреплению позиций своего класса. Достаточно вспомнить созданную французскими историками периода Реставрации теорию классовой борьбы, сыгравшую серьезную роль в утверждении политического господства французской буржуазии. В идейном арсенале боровшейся за власть буржуазии эта теория являлась важнейшим аргументом, исторически обосновывавшем ее претензии. С другой стороны, многие крупнейшие достижения исторической науки середины и второй половины XIX в. были неразрывно связаны с осуществлением ею своих социальных функций, являясь, в частности, выражением стремления идеологов буржуазии на историческом материале выработать и обосновать социально-политическую линию своего класса4. Однако остается фактом, что буржуазная наука даже в период восходящего развития капитализма не смогла ни сформулировать действительные закономерности общественного процесса, определявшие характер современной ей эпохи, ни, тем более, обнаружить ведущие тенденции развития человечества в будущем. При этом обращает на себя внимание такое характерное обстоятельство. Даже в тех случаях, когда буржуазные ученые приходили к объективно-истинному отражению существенных сторон жизни прошлого, предлагавшиеся ими на этой основе рекомендации по укреплению социальных основ капиталистического строя сплошь и рядом оказывались несостоятельными. Один из самых разительных примеров этому — известная марковая теория Г. Л. Маурера. Явившись для своего времени важным вкладом в научное изучение действительного характера эволюции аграрного строя в средневековой Германии, эта теория вместе с тем преследовала далеко идущие политические цели. Ее творец прямо писал, что своими книгами он стремился оказать влияние на современное ему законодательство. По убеждению Г. Л. Маурера, марковая теория своими выводами должна была служить своеобразным руководством для немецких политиков. Восстановление старогерманского самоуправления на основе возрождения общинной организации в немецкой деревне, полагал он, является условием спасения Германии, возвращения ее на путь здорового исторического развития, свободного от угрозы революционных потрясений и будущем5. Очевидно, что эта политическая утопия, хотя она и возводилась па солидном научном фундаменте, была обречена на крах, как, впрочем, п все другие рецепты стабилизации и оздоровления буржуазного общества на основе смягчения или ликвидации присущих ему классовых противоречии, в изобилии предлагавшиеся его идеологами. Нередко основывавшиеся на глубоких историко-социологических исследованиях (например, труды Л. Штейна и А. Токвиля), эти рецепты оказывались полностью несостоятельными, как только дело доходило до практической стороны переустройства буржуазного общества на началах социального мира и гармонии интересов всех составляющих его слоев. Маурер и Токвиль, Штейн и русские либеральные медиевисты последней четверти XIX в.— эти и другие мыслители, обращавшиеся к истории во имя современности и существенно обогатившие науку своими исследованиями прошлого, обнаружили несостоятельность в попытках использования результатов этих исследований для укрепления социальных основ буржуазного строя, т. е., в сущности, в достижении главной социальной цели, ради которой они предпринимались. Но тем самым буржуазная наука в лице своих крупнейших представителей оказалась несостоятельной в осуществлении своей главной функции — обратить знание прошлого на службу настоящему. В самом деле, вопреки намерениям Г. Л. Маурера, марковая теория не способствовала стабилизации немецкого буржуазного общества. Ее политические выводы и рекомендации (в том виде, в каком их представлял основоположник теории) не были, да и не могли быть реализованы немецкими государственными деятелями, кому они в первую очередь предназначались, в их социально-политической практике. В бурно капитализировавшейся немецкой деревне середины и второй половины прошлого столетия, конечно, не могло быть и речи о возрождении древнего маркового строя, а с ним вместе — и организации, способной перестроить германское общество на началах социального мира и классовой гармонии. Более того, благодаря тому, что марковая теория своими научными данными и выводами фактически подтверждала и обосновывала один из важных разделов марксистского учения об общественно-экономических формациях, в идеологической борьбе своего времени она, провозглашая коллективную собственность исходным моментом аграрной эволюции, объективно ослабляла позиции буржуазии. Неудивительны поэтому и сочувственное отношение к этой теории и ее создателю основоположников научного коммунизма и яростные нападки на нее реакционных историков, переросшие в нашем столетии в ее полное отрицание в буржуазной науке, усмотревшей в ее выводах питательную почву для социалистической идеологии6. В разной степени сказанное относится и к другим достижениям буржуазной исторической мысли прошлого, которые, вопреки субъективным желаниям ее творцов, не только не укрепляли духовный потенциал буржуазного общества, но и подчас, как мы это видели на примере марковой теории, объективно ослабляли его. Причина тому, разумеется не личные качества тех или иных ученых, не сумевших сделать должные выводы из собственных исследований. Самое буржуазное общество даже в период восходящего развития капитализма в силу своего антагонистического характера выступало преградой для осуществления исторической наукой одной из своих важнейших функций — выработки (совместно с другими общественными науками) научной основы политического руководства обществом. Как легко можно видеть на примере все той же марковой теории, буржуазное общество извращает эту функцию, вынуждая своих идеологов подменять научный анализ действительных социальных противоречий поиском паллиативов, способных их устранить. И Маурер, и все его коллеги, пытавшиеся с помощью истории оказать влияние на современность, были заранее обречены на неудачу вследствие тех ложных социальных установок, которыми они при этом руководствовались. Нацеливая своих идеологов на решение заведомо не поддающихся решению задач (поиски рецептов социального мира) и тем самым отвлекая их от анализа действительных закономерностей исторического развития, буржуазное общество, таким образом, препятствует выполнению исторической наукой своих социальных функций. В особенности это относится к прогнозирующей функции исторической пауки. В прошлом столетии буржуазные историки часто и охотно выступали с прогнозами относительно будущего своего общества. Как правило, это были оптимистические предсказания, преисполненные уверенности в грядущее процветание капиталистического общества, свободного от внутренних противоречий и внешних катаклизмов. В свете сегодняшнего дня несостоятельность этих прогнозов очевидна, и мы сейчас обращаемся к ним вовсе не с целью их опровержения. Важно подчеркнуть другое — даже в свой «золотой век» буржуазная историография оказалась неспособной прогнозировать основные тенденции общественного развития. Ее несостоятельность, может быть, особенно ярко выступает в известной речи Л. Ранке на праздновании его 90-летия. Признанный глава немецкой буржуазной историографии XIX в., Л. Ранке в этой речи подводил итог не только собственному жизненному пути, но и, по существу, всему развитию буржуазной исторической науки прошлого столетия, в которую он внес столь весомый вклад. Тем поучительней является сформулированный в этой речи социальный прогноз. Истолковывая со своих классовых позиций опыт прошлого, Л. Ранке высказал здесь глубокое убеждение, что монархический принцип одержал решительную победу над принципом народного суверенитета и, следовательно, XX век станет для Германии столетием социального мира и спокойной эволюции7. Очевидно, что крах Л. Ранке — социального прогнозиста являлся выражением общей неспособности буржуазной историографии, ввиду порочности ее исходных идейно-политических позиций, к научному прогнозированию 8. Только социалистическое общество впервые открыло для исторической науки возможность всестороннего и гармонического развития всех заложенных в ее природе социальных функций. Предъявляя истории высокие требования, оно вместе с тем создает необходимые предпосылки для их реализации в историографической практике. Решающим моментом, определяющим отношение социалистического общества к истории, является органически присущая ему потребность в объективно-истинном познании закономерностей социального развития, соответствующая коренным интересам составляющих его классов. Удовлетворение этой потребности, образующее непременное условие его поступательного движения, необходимо предполагает всестороннее, не ограниченное никакими классово-эгоистическими мотивами, развитие общественных наук. Другими словами, только при социализме общество впервые оказывается заинтересованным в подлинно научном самопознании, создавая тем самым невиданные ранее возможности для развития общественных дисциплин. Ниже мы попытаемся рассмотреть основные социальные функции марксистской исторической науки. Сознавая, что выделяемые нами функции не исчерпывают всего спектра социального воздействия марксистской историографии, мы вместе с тем полагаем, что в своей совокупности они позволяют достаточно наглядно представить то выдающееся место, которое принадлежит истории в жизни социалистического общества. Функция выяснения закономерностей общественного развития Самопознание общества достигается совместными усилиями всех общественных наук, среди которых выдающееся место принадлежит истории. Нельзя до конца понять социальное функции исторической науки без четкого осознания этой ее роли. Марксизм исходит из признания фундаментального положения истории в системе общественных наук, обусловливаемого тем обстоятельством, что всякое знание об обществе является по своей природе историчным. «Безусловным требованием марксистской теории при разборе какого бы то ни было социального вопроса,— подчеркивал В. И. Ленин,— является постановка его в определенные исторические рамки...»9. Невозможно познать настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без уяснения их исторических корней. Нет и не может быть внеисторических истин, поскольку не существует абстрактных общественных отношений. Каждое данное общественное состояние имеет определенные пространственно-временные параметры, являясь продуктом известных исторических условий. Познание его существенных сторон, в особенности же — ведущих тенденций его развития, возможно лишь в исторической перспективе. Это означает не только обязательное соблюдение требований историзма в анализе явлений общественной жизни, но и то, что всякая закономерность в развитии общества может быть познана лишь благодаря применению исторического метода. Именно в этом двояком смысле представляется возможным истолковывать известные слова К- Маркса и Ф. Энгельса о том, что «мы знаем только одну-единственную науку, науку истории» 10. История сообщает свой метод другим общественным наукам в той мере, в какой они нуждаются в диахроническом рассмотрении своего предмета. В развитии едва ли не каждой гуманитарной науки составляло эпоху усвоение ею исторического метода исследования. Оно означало не ординарное расширение познавательного арсенала этой науки, а качественный скачок в ее развитии, существенным образом повлиявший на ее крупнейшие достижения. Не будет преувеличением сказать, что все развитие в XIX в. таких наук, как языкознание, правоведение, литературоведение и некоторых других, проходило под могущественным воздействием исторического метода, надолго определившим весь их облик. Иногда последующее развитие этих наук изображается как процесс их освобождения от «оков историзма». Действительно, XX в. принес с собой новые методы, получившие преобладающее значение. Но их распространение не может подорвать фундаментальное значение истории по отношению к другим общественным наукам. Эти последние могут претендовать на подлинно научное познание составляющих их предмет явлений общественной жизни лишь исходя из признания их историчности. Вследствие этого данные истории, и в особенности ее метод, конечно, в сочетании со специфическими методами соответствующей науки, образуют один из основополагающих компонентов методологии всякой общественной дисциплины. Особенно выдающимся представляется значение исторического подхода для выяснения общих закономерностей развития человеческого общества. Вследствие того, что эти закономерности действуют на протяжении более или менее длительного периода, их познание вне исторического рассмотрения невозможно. Только на материале истории может быть обнаружено действие законов общественного развития. Только запечатленная историей социальная практика человечества может служить единственно научным критерием, различающим действительные законы общества от всевозможных спекулятивных построений, претендующих на ранг общественных законов. Вот почему пренебрежение данными истории, конструирование законов общественного развития без их учета неизбежно мстят за себя, превращая такие «законы» в бессодержательные абстракции, не выражающие ничего, кроме непомерных претензий их творцов или, в лучшем случае, тех или иных поверхностных связей реального мира. Такова судьба «великих» и «вечных» законов позитивизма, как впрочем и всех других идеалистических философских систем. Вот почему, наконец, такое большое место занимают данные истории в системе марксизма-ленинизма. При этом, конечно, речь идет не просто о присутствии исторического материала в трудах основоположников научного коммунизма. В разной мерс таком материал встречается и в идеалистических системах общественного процесса. Достаточно вспомнить «историософию» Л. Тойпби, впечатляющую обилием привлеченных для ее обоснования исторических фактов, Главное заключается в том, как присутствует истории в ТОЙ или иной социально-философской системе. Если в идеалистических учениях ее данные привлекаются для иллюстрации или, в лучшем случае, обоснования отдельных априорных тезисов, то в марксизме-ленинизме ей принадлежит именно то фундаментальное положение, которое единственно делает возможным научно плодотворное использование данных истории в социально-философских обобщениях. «История для нас все, — писал Ф. Энгельс, — и она ценится нами выше, чем каким-либо другим более ранним философским течением...» п. Такая оценка подтверждена всей научной практикой основоположников марксизма-ленинизма. Открытое и разработанное ими материалистическое понимание истории не только означало коренной переворот в развитии самой исторической науки, но и утверждало качественно новые принципы в ее взаимоотношениях с другими общественными науками. Открытые марксизмом-ленинизмом закономерности развития общества явились итогом обобщения гигантского исторического опыта человечества. Будучи по своему характеру историческими, эти закономерности могли быть обнаружены и обоснованы только с помощью данных истории. Тем самым определяется место истории в системе марксистского обществоведения. Во-первых, только на ее материале возможно открытие законов общественного развития. Ее метод, состоящий в историческом подходе к явлениям общественной жизни, необходим для их познания. Во-вторых, материал истории, объективно отражая социальную практику людей, является высшим критерием истинности таких законов. По существу, именно история доказала и продолжает доказывать великую правоту марксистских законов общественного развития, равно как и научную несостоятельность бесчисленных буржуазно-идеалистических схем исторического процесса. Таким образом, важнейшей социальной функцией марксистской исторической науки является выяснение закономерностей общественного развития, составляющее необходимую предпосылку научного руководства обществом. Сообщая свой метод другим общественным наукам, исследуя конкретные исторические закономерности, наша наука в большой степени содействует раскрытию ведущих тенденций общественного развития. Ее положение в обществе во многом зависит от научной результативности ее усилий в решении этой задачи. Прогнозирующая функция Выяснение закономерностей исторического развития составляет основу прогнозирования в общественных науках. Со времен античности люди стремились использовать знание прошлого для суждений о будущем. Однако эти суждения, не опираясь на знание действительных законов общественного развития, носили утопический характер. Даже порой угадывая отдельные черты будущего, они по самой природе своей не могли претендовать па научное осмысление его существенного содержания. Вплоть до появления марксизма стремление людей заглянуть за завесу, отделяющую настоящее от будущего, оставалось несбыточной мечтой, нередко оборачиваясь.горькими разочарованиями в самой возможности научного предвидения. Только открыв законы развития человеческого общества, марксизм впервые сделал возможным превращение этой мечты в явь. Как никакое другое философское учение, марксизм ориентирован в будущее. Вся система его категорий нацелена на выяснение ведущих тенденций исторического процесса, позволяющих проникнуть в будущее. В современной идеологической борьбе именно это качество марксизма является предметом особенно яростных нападок со стороны наших идейных противников. Вынужденные с различными оговорками признавать значение марксистского метода для изучения прошлого, они решительно отвергают провозглашаемую им возможность научного предвидения будущего. Претензия предсказывать неизбежное будущее объявляется главным пороком учения К. Маркса12. А небезызвестный теоретик антикоммунизма К- Поппер, усматривая в историческом предвидении главную цель марксизма, па этом основании третирует его как «нелепую философскую схему»13. Такое отношение к проблеме научного предвидения не удивительно, ибо она затрагивает самое больное место в обществе, лишенном будущего. Имеется глубокий смысл в том, что идеологи современной буржуазии в противоположность своим предшественникам решительно ополчаются против признания самой возможности научного прогнозирования развития общества на основе познания его законов. Исторически обреченный класс устами своих идеологов пытается убедить всех и вся, и в первую очередь самого себя, в том, что у него есть не только прошлое, но и будущее. Но поскольку это противоречит всему ходу исторического развития, на разные лады отрицается существование объективных законов, управляющих этим развитием и позволяющих предвидеть его главные тенденции. С особым ожесточением по понятным причинам отвергается прогнозирующая функция исторической науки. Если еще в начале нашего столетия профессор Принстонского университета, будущий президент США В. Вильсон, говоря о высоком предназначении историка, восклицал, что «мы должны все в разной степени быть провидцами, а не писарями»и, то сегодня большинство буржуазных ученых категорически отрицают самое возможность исторического предвидения. В лучшем случае признается возможность так называемых факультативных предсказаний, подобно рассмотренных нами в предыдущей главе попыток американских футурологов представить схему «альтернативных будущих» до 2 000 г. Другой тип подобных предсказаний демонстрирует Э. Карр. Рассматривая возможность научного предвидения революции в гипотетической стране, он пишет: «Люди не ожидают от историка предвидения, что революция разразится в Руритании в следующем месяце. Род заключения, который они хотят извлечь частично из специфического знания руританских дел и частично из изучения истории, есть тот, что условия в Руритании таковы, что революция вероятно случится в близком будущем, если кто-то воспламенит ее или если кто-то на стороне правительства не сделает нечто, чтобы ее остановить; и это заключение может сопровождаться оценкой, базирующейся частично на аналогиях с другими революциями, на учете позиций, которые, как можно ожидать заранее, займут различные секторы населения» 15. Аналогичных взглядов придерживается другой английский историк — А. Марвик, подчеркивающий, что прогноз историка «в конечном счете не то же самое, что предвидение ученого» 16. Конечно, такого рода прогнозы действительно имеют место в исторической науке и могут оказаться полезными для социально-политической практики. Не менее очевидно, однако, и другое. Этот род предвидения далеко не исчерпывает прогнозирующую функцию исторической науки. Сведение ее к таким прогнозам искажает действительные возможности исторической науки. В то же время они «удобны» для правящих классов не только своими практическими рекомендациями, но и прежде всего потому, что не ставят под вопрос их будущее, молчаливо предполагая или прямо провозглашая незыблемость основ буржуазного общества. Вследствие принципиального значения, какое имеет прогнозирующая функция для понимания характера взаимоотношений истории и современности и самой природы исторического познания, необходимо остановиться на аргументации, отвергающей возможность исторического предвидения. Ее широкое распространение в современной буржуазной литературе создает видимость очевидности в утверждении, ставшем общим местом в этой литературе, что, основываясь па опыте прошлого, нельзя делать предсказания о будущем. Тем самым у исторической науки отнимается одна из самых притягательных ее функций, тысячелетиями привлекающая к ней общественное внимание, а само историческое познание выступает в превратном свете. Ведь родовым признаком всякого научного познания является его способность к прогнозированию в своей области. Отрицание этой способности равнозначно отрицанию научности. С другой стороны, отрицание прогнозирующей функции исторической науки объективно принижает ее социальную роль. Возникают законные сомнения в социальной значимости науки, которая заведомо отвергает возможность использования ее метода и ее данных в целях долговременного социального прогнозирования. В ряду аргументов, которыми оперируют современные «гонители пророков», важное место занимает утверждение о наличии непредсказуемого элемента, заключающегося в свободной воле исторических деятелей. Несмотря на то, что тезис о свободной воле как главном двигателе истории был развенчан как научно несостоятельный еще в прошлом веке, он вновь и вновь в различных модификациях всплывает в современной буржуазной литературе. К. нему охотно обращаются как для проповеди индетерминизма в истории, так и для связанного с этим отрицания возможности исторического предвидения. «Возможность предсказания событий,— пишет Т. Шидер,— исходит из двух предпосылок: или из абсолютной детерминированности исторического процесса целью истории или из гипотезы о повторяемости в истории и одновременно представления о неизменности природы человека как подлинного двигателя истории. Все эти тезисы в разное время были представлены, но они не могут быть, за исключением, может быть, последнего, эмпирически доказаны и сохраняют поэтому гипотетический характер» 17. Заявляя о невозможности эмпирического доказательства этих предпосылок, западногерманский ученый, по существу, отвергает возможность научного предвидения в истории. Правда, он признает, что история может способствовать познанию для действия в будущем. Однако эта оговорка не меняет сути дела, ибо она не затрагивает сферы законов общественного развития. Мы уже говорили, что «абсолютная детерминированность» исторического процесса, против которой ратуют Т. Шидер и его единомышленники, в действительности является жупелом, призванным помочь воинствующему отрицанию материалистического понимания истории. Противоречие между историческим детерминизмом и свободной деятельностью человека является надуманным, отражая не реальную жизнь, а метафизический склад мышления тех, кто пустил его в широкий оборот. Исторический детерминизм не только не отрицает свободной воли человека, но и прямо предполагает ее. Закономерная связь событий возникает в процессе человеческой деятельности, накладывающей на нее свой отпечаток. Точно так же во взаимодействии и взаимопереплетении бесчисленных воль проявляется и неизбежность в истории. Необходимо всегда различать форму и содержание исторического действия. Историческая неизбежность является категорией, относящейся к сфере содержания, в то время как форма ее проявления зависит от действия многих переменных величин и, как правило, лишь отчасти детерминируется экономическим базисом. Достаточно сослаться на многообразие форм исторического существования одного и того же общественного строя. Очевидно, например, что факт одновременного существования в рамках капитализма широкого спектра политических форм от буржуазно-демократической республики до фашистской диктатуры не запрограммирован какими-либо общими законами развития капиталистического общества. Это многообразие форм, коренящееся в материальных условиях жизни буржуазного общества и отражающее в каждой из них объективное содержание, присущее капитализму, в то же время во многом является продуктом «свободной воли» людей, творивших эти формы в борьбе разноречивых, зачастую противоположных чувств, стремлений, действий. Всякий фрагмент исторической действительности является, таким образом, результатом сложного переплетения действия объективного и субъективного факторов, что, безусловно, затрудняет историческое прогнозирование. Именно вследствие того, что историю делают люди, прогнозирование в сфере общественных наук является неизмеримо более трудным и менее точным, чем в области естествознания. Едва ли возможно, например, на современном уровне развития обществоведения пытаться, как это делают, впрочем, не всегда удачно, ученые-естественники в своих прогнозах развития той или иной науки или отрасли промышленности точно определить, какие конкретные изменения Произойдут В политической и социальной организации каждой страны через 10—20 и более лет, какие события будут иметь место на международной арене в эти годы и т. п. Каждый день может внести коррективы, радикально меняющие ход событий. То, что сегодня кажется совсем близким, внезапно отодвигается в более или менее отдаленное будущее или оказывается вовсе не осуществимым, и, напротив, сбывается в реальной действительности то, что совсем недавно казалось делом далекого будущего или совсем невозможным 19. И это не удивительно — слишком много факторов, в том числе и непредсказуемых, принимают участие в формировании конкретного облика будущего человеческого общества. Это, однако, отнюдь не означает, что историческое прогнозирование вообще невозможно. К нему лишь следует подходить с несколько иными мерками, чем к естественно-научному прогнозированию. Нередко по аналогии с естествознанием смысл его усматривается в предвидении конкретных явлений и событий будущего и на этом основании говорится о его невозможности в мире людских страстей и поступков. Действительно, такое прогнозирование в сфере социально-политического развития человеческого общества крайне трудно, а зачастую вообще невозможно. Слишком много переменных величин, неподдающихся заблаговременному учету исторических случайностей, влияет на возникновение отдельных конкретных событий, чтобы их можно было заранее предвидеть с естественнонаучной точностью. Иное дело — события всемирно-исторического масштаба. Такого рода события детерминируются всем ходом исторического развития, в который случайности входят составной частью, уравновешиваясь и погашаясь другими случайностями. Вследствие этого представляется' возможность предвидения таких событий на основе знания общих законов развития человеческого общества и умелого применения их к анализу конкретной исторической ситуации. Марксистская наука имеет в своем активе блестящие примеры такого предвидения. Остановимся па ставшем хрестоматийным предвидении Ф. Энгельсом первой мировой войны. В 1887 г. Ф. Энгельс писал: «...Для Пруссии-Германии невозможна уже теперь никакая иная война, кроме всемирной войны. И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы... Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной,— сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент, голод, эпидемии, всеобщее одичание как войск, так и народных масс, вызванное острой нуждой, безнадежная путаница нашего искусственного механизма в торговле, промышленности и кредите; все это кончается всеобщим банкротством; крах старых государств и их рутинной государственной мудрости — крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы поднимать эти короны; абсолютная невозможность предусмотреть, как это все кончится и кто выйдет победителем из борьбы; только один результат абсолютно несомненен: всеобщее истощение и создание условий для окончательной победы рабочего класса. Такова перспектива, если доведенная до крайности система взаимной конкуренции в военных вооружениях принесет, наконец, свои неизбежные плоды»20. Особенно поражает, что Ф. Энгельс сумел предсказать не только сам факт мировой войны, но и ее продолжительность, характер и, самое главное, социально-политические последствия. Важно подчеркнуть, что это предсказание не носит характера простого угадывания или даже интуитивного предчувствия. В его основе лежал точный научный расчет, базировавшийся на всестороннем анализе как современного международного положения и его тенденций, так и, в особенности, общих закономерностей движения капиталистической системы. Важным элементом этого анализа являлся учет долговременных исторических тенденций развития Германии и всего капиталистического мира. Именно в этих тенденциях и коренилась разгаданная Ф. Энгельсом историческая неизбежность первой мировой войны со всеми ее социально-политическими и экономическими последствиями. Конечно, живые.'поди наложили на данное событие свой неповторимый (и не поддающийся прогнозированию!) отпечаток. Отдельные детали войны, как и конкретные формы проявления тех ее последствий, о которых писал Ф. Энгельс, были иными, чем он их себе представлял. Но это не меняет существа вопроса: за несколько десятилетий до наступления известного события была научно доказана его неизбежность. С полным правом В. И. Ленин писал: «Какое гениальное пророчество! И как бесконечно богата мыслями каждая фраза этого точного, ясного, краткого, научного классового анализа!» 2I. Уже этот пример показывает несостоятельность взглядов, отрицающих возможность исторического предвидения. И дело не в том, что эти взгляды разбиваются об один удачный пример такого предвидения. Хорошо известно, что отдельные примеры еще ничего не доказывают. Однако в данном случае речь идет о другом. Предвидение Ф. Энгельса первой мировой войны закономерно вытекало из всей системы марксистских представлений о природе развития капиталистического общества, демонстрируя прогнозирующие возможности марксистского метода изучения явлений общественной жизни. Вместе с тем следует признать, что на современном уровне развития науки исторические предвидения, подобные только что рассмотренному, относительно редки. Ведущим видом прогнозирования в марксистском обществоведении является прогнозирование основных тенденций социального развития. Менее точное, чем предсказание отдельных событий, оно в то же время обладает огромной социальной значимостью, объясняющей усилия буржуазных идеологов дискредитировать самое идею его. Вся социальная практика последнего столетия неопровержимо свидетельствует о том, что в рамках марксизма оказалось возможным долговременное предвидение ведущих тенденций развития человеческого общества. Предсказанная К- Марксом смена капитализма социализмом во всемирно-историческом масштабе становится явью, равно как и мировой революционный процесс, в рамках которого эта смена происходит. Основоположники научного коммунизма, разумеется, не могли, да и не пытались, прогнозировать отдельные детали этого процесса. Но они научно достоверно определили его основные тенденции. Тем самым впервые было сделано научное предвидение социализма как реальной системы общественных отношений. Присмотримся ближе к природе этого предвидения, что важно для понимания общего характера социального прогнозирования. Во-первых, это —долговременное предвидение, реализация которого составляет целую историческую эпоху. Другими словами, мы имеем дело с прогнозом-тенденцией, указывающим на направление исторического развития, но не претендующим на детальное изображение его хода. Историческое прогнозирование никоим образом не может быть уподоблено составлению некоего социального гороскопа, предсказывающего будущее во всех его конкретных ситуациях. Задача его на современном уровне развития марксистского обществоведения скромнее, но вместе с тем неизмеримо ответственнее. Оно имеет своей целью выяснение существенного содержания главных процессов, которые будут определять характер общественного развития на протяжении более или менее длительного исторического периода. Во-вторых, это — условное предвидение, которое может осуществиться лишь при наличии определенных условий. Более того, известные условия требуются уже для того, чтобы прогноз был сформулирован. Целая плеяда мыслителей выступала с планами переустройства общества на началах всеобщей справедливости и братства. К- Маркс первым превратил эти планы из утопических мечтаний в научно обоснованный прогноз общественного развития. И не только благодаря своему гению: в XIX в. возникли необходимые социальные предпосылки для того, чтобы стало возможным сделать научное предвидение о грядущем социалистическом переустройстве общества. Эти социальные предпосылки включали в себя не только определенную степень зрелости объективного фактора, но и подготовленность фактора субъективного, в том числе и уровень развития современной К. Марксу науки. Точно так же лишь при наличии известной суммы условий как объективного, так и субъективного характера возник и утвердился В качестве мировой системы реальный социализм. В свете этого и марксистской науке рассматривается категория исторической неизбежности. Вопреки буржуазным критикам Марксизма признание исторической неизбежности отнюдь не ведет к фатализму. Фатализм В. И. Ленин высмеивал как «банальнейшее и пошлейшее обвинение марксистов, на котором с давних пор выезжают все те, кто не может возразить что-либо по существу против их воззрений», утверждение, будто «марксисты исповедуют непреложность абстрактной исторической схемы»22. Марксисты отвергают понятие абсолютной неизбежности, предполагающее, что некоторое явление (или последовательность явлений) произойдет с фатальной неумолимостью при любых условиях. В действительности эта категория означает, что в истории человеческого общества существует известная причинно-следственная связь явлений, в рамках которой определенные причины неизбежно порождают определенные следствия. Круг этих причин обнимает не только сферу объективных предпосылок человеческой деятельности, но и самое деятельность, творящую историю. В процессе этой деятельности и осуществляется историческая неизбежность. Но это означает не только то, что человек, как уже говорилось выше, накладывает свой отпечаток на ту конкретную форму, в которой проявляется неизбежность в истории, но и образует своей деятельностью необходимое условие ее реализации в исторической действительности вообще. Когда мы говорим о неизбежности данного явления, мы имеем в виду, что оно обязательно произойдет, ибо для этого имеются все необходимые условия. На этом принципе основывается и долговременное научное прогнозирование. Основоположники марксизма-ленинизма обосновали историческую неизбежность гибели капитализма, раскрыв предпосылки и условия ее осуществления. Показательно, что при этом они в равной мере обращали внимание как на обоснование объективной закономерности прихода коммунистической общественно-экономической формации на смену капитализму, коренящейся в диалектике развития производительных сил и производственных отношений, так и на создание субъективных условий, обосновывающих реализацию этой объективной закономерности. Именно так оценивал значение марксистской теории В. И. Ленин23. Именно исходя из такого понимания характера общественного развития, строил он собственную деятельность. По существу, вся титаническая работа В. И. Ленина по созданию партии нового типа являлась не чем иным, как формированием важнейшего субъективного фактора осуществления исторической неизбежности ликвидации капиталистической системы. Итак, долговременное историческое предвидение носит условный характер, предполагая наличие определенной совокупности обстоятельств как условия реализации исторической неизбежности. Но в принципе таким же является предвидение и в сфере естественных наук. Да иным оно и быть не может, так как в противном случае являлось бы не научным прогнозированием, а пророчеством, ничего общего с наукой не имеющим 24. Наконец, долговременное научное прогнозирование общественного развития необходимо предполагает обязательный учет данных истории. Если успех социального прогнозирования в решающей степени зависит от общей социологической теории, способной адекватно отразить существенное содержание исторического процесса, то само построение такой теории невозможно без помощи исторической науки. В силу того, что обнаружение законов общественного развития возможно только в широкой исторической перспективе, охватывающей весь путь, пройденный человечеством, социальное прогнозирование на базе этих законов должно опираться как на фактические знания, которые дает история, так и на ее метод. Именно таким выступает оно в трудах основоположников научного коммунизма. Поучительный пример тому — марксистское учение об общественно-экономических формациях, образующее научный фундамент долговременного прогнозирования тенденций общественного развития. Составляя краеугольный камень материалистического понимания истории, оно само насквозь исторично. И не тольько потому, что основываетсяна огромнейшем фактическом материале истории, у более важное значение именно обстоятельство, что формулируемые на этом материале особые законы, регулирующие развитие данного общественного Организма И смену его другим, высшим организмом, являются по своей природе историческими законами38. На необходимость детального исторического изучения условий существования различных общественных формаций как обязательную предпосылку всякого теоретического обобщения настоятельно указывал Ф. Энгельс26. Марксистская теория общественного прогресса, научно доказавшая историческую неизбежность смены во всемирном масштабе капитализма социализмом, построена на обширном историческом материале, который не просто иллюстрирует те или иные ее положения, а образует ее неотъемлемую составную часть, играя важную эвристическую роль. Лишенная исторической ретроспективы, игнорирующая исторический метод, всякая попытка долговременного прогнозирования общественного развития неизбежно превращается в гадание на кофейной гуще, далекое от подлинной науки, или прямое социальное шарлатанство, столь распространенное в «свободном мире». Тем самым определяется значение прогнозирующей функции исторической науки, без активного участия которой невозможно выяснение существенного содержания главных процессов, обусловливающих характер общественного развития в будущем. Но достаточным ли знанием прошлого обладает историческая наука, чтобы оно могло стать полезным для научного предсказания будущего? Многие буржуазные авторы дают на этот вопрос отрицательный ответ. Мы уже не говорим о тех из них, кто, прокламируя необозримую пропасть между настоящим и прошлым, вообще отрицает всякую пользу знания прошлого для настоящего, а тем более для будущего. Но даже ученые, признающие связь времен, а с ней вместе и социальное значение изучения прошлого, выражают сомнение в возможностях исторической науки такого всеохватывающего теоретического осмысления прошлого, которое стало бы основой прогнозирования будущего. Так, в частности, рассуждает западногерманский ученый Э. Нольте, полагающий, что нет такого теоретического понятия, которое было бы способно так всеохватывающе объяснить прошлую действительность, что стало бы возможным предвидение будущего развития27. Иными словами, но, по существу, ту же мысль выражает А. Данто, утверждая, что «способ организации событий, присущий истории», не позволяет предсказывать будущее28. В другом месте, обосновывая принципиальную невозможность научного предвидения будущего, он ссылается на отсутствие документальных доказательств о будущем и адекватного понятийного аппарата'"'. Эта аргументация имела бы силу лишь в том случае, если бы будущее являлось прямой и непосредственной проекцией прошлого. И Э. Нольте, и Л. Данто, и их многочисленные единомышленники молчаливо исходят именно из этой предпосылки. В действительности, однако, отношение между ними носит гораздо более сложный характер. Будущее является не только продолжением прошлого, но и его отрицанием. Вследствие этого всеохватывающее знание прошлого, даже если бы оно и было возможным, само по себе еще не обеспечивает предвидение будущего. Прогнозирующая функция исторической науки в первую очередь основывается на се способности выяснять закономерности общественного развития, определяющие долговременные тенденции хода истории. Конечно, реализация такой способности необходимо предполагает наличие достаточной суммы фактического знания, без чего вообще нельзя говорить о научном изучении прошлого; создание и непрерывное обогащение фактической основы является условием осуществления исторической наукой всех ее функций, в том числе и прогнозирующей. Однако накопление фактического материала никогда не являлось для исторической науки самоцелью. Всегда оно определялось критериями целесообразности и репрезентативности. Фактическая основа нужна историку постольку и в таком объеме, поскольку это необходимо для решения той или иной стоящей перед ним задачи. Репрезентативность находящегося в его распоряжении материала не может измеряться исключительно количественными величинами. Главное заключается в том, насколько адекватно он отражает историческую действительность в тех ее параметрах, которые необходимы ученому для реализации его целевой установки, в нашем случае — прогнозирования общественного развития. Для этого, очевидно, требуется не столько «всеохватывающее объяснение» прошлого, сколько выявление ведущих закономерностей, определяющих существенное содержание его развития. Конечно, в распоряжении исторической науки нет и не может быть «документальных доказательств» относительного будущего, но зато она обладает методом, позволяющим проложить мост между ним и прошлым и, таким образом, бросить свет на тенденции его развития. Вся практика марксистского прогнозирования общественного развития убедительно показывает эффективность такого использования данных и метода истории, а следовательно, и эффективность прогнозирующей функции исторической науки. Функция социальной памяти Значение обращения к прошлому для марксистской историографии не ограничивается, однако, извлечением из него уроков для лучшего понимания настоящего и предвидения будущего. Запечатленный на страницах истории опыт прошлого во всей его грандиозности и противоречивости имеет, безусловно, самостоятельное значение, которое не может быть сведено к выявлению закономерностей общественного развития. Воссоздавая величественную картину развития человеческого общества во всем многообразии ее бесчисленных красок и оттенков, история выполняет функцию социальной памяти человечества. В этом своем качестве история является неотъемлемой предпосылкой поступательного развития и самого существования человеческой цивилизации, понимаемой в самом широком смысле этого слова. Ни одно поколение не начинает с нуля. Каждое из них вступает па арену исторической деятельности в той или иной степени, усвоив опыт прошлого, опираясь на него в своей социальной практике. Историческая наука — великая посредница между прошлым и современностью. Сообщаемые ею знания составляют необходимый элемент духовной культуры, образуя в ее структуре тот отправной пункт, без которого невозможно ее поступательное движение. Вот почему историческим знаниям принадлежит столь значительное место во всей системе просвещения и культуры. Они составляют необходимый элемент всякого школьного образования, дающего каждому вступающему в жизнь поколению не только известную сумму знаний об историческом прошлом человечества, но и определенную систему ценностных суждении для ориентации в настоящем. Они присутствуют в каждой науке, каждой отрасли культуры, воплощая момент преемственности в их развитии. Историческое в жизни человеческого общества сообщает ему необходимую устойчивость, а запечатленные на страницах истории «преданья старины глубокой» служат неиссякаемым источником его самоутверждения. Ввиду всепроникающего присутствия прошлого в настоящем исторической науке принадлежит одно из ключевых мест во всей духовной структуре общества. Не является преувеличением поэтому распространенное сравнение его с местом, занимаемом памятью в жизни каждого индивида. Подобно тому, как потерявший память индивид перестает ощущать себя личностью, теряет свое «я», общество может осознавать себя таковым лишь обладая систематизированным воспоминанием о прошлом. Такое воспоминание может давать лишь историческая наука, обладающая системой понятий, организующих бесконечное многообразие явлений прошлого в форме, доступной для широкого восприятия в настоящем. Возрождая прошлое из небытия, историческая наука удовлетворяет тем самым насущную потребность общества в самопознании как условии его нормального функционирования. Трудно представить себе общество, не интересующееся своей историей. Лишенное социальной памяти, такое общество было бы обречено на неминуемую деградацию. «Изучая предков,— подчеркивал В. О. Ключевский,— узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли и мир, как и для чего мы в нем живем, как и к чему ДОЛЖНЫ стремиться...» 'м. Как уже отмечались, функция социальной памяти имманентно присуща историописанию. ЯСНО обнаруживаясь уже на самой заре его, она неизменно присутствует на всех этапах развития исторической науки, ибо каждое общество может воспринимать себя лишь в свете собственного прошлого. Это, естественно, не означает, что в разных социальных условиях рассматриваемая функция выполняет одинаковую роль. Напротив, в силу того, что каждое общество задает прошлому свои вопросы, разными являются и требования к социальной памяти, складывающейся из ответов, которые на эти вопросы дает история. Соответственно этому функция социальной памяти на каждом этапе развития исторической науки преобразовывалась в свете получаемых историографией определенных социальных установок. Память о прошлом вследствие своей социальной природы избирательна. Каждое общество имеет свою иерархию ценностей, которая, будучи обращена в прошлое, определяет принципы отбора того, что историческая наука делает широким социальным достоянием. Далеко не случаен, например, тот факт, что вплоть до XIX в. в исторических произведениях практически отсутствовали народные массы. Их жизнь, трудовая деятельность, борьба являлись для авторов многочисленных «Историй» и «Хроник» предметом, не достойным быть запечатленным в социальной памяти в силу своего «низкого» происхождения. Правда временами все же народные массы попадали на страницы этих сочинений, но лишь тогда, когда их поведение приобретало угрожающий для господствующих классов характер. Ценностные критерии этих классов и определяли то, что должно было запечатлеваться в памяти людской. Четко формулируя основанные на этих критериях принципы отбора материала для исторических сочинений, средневековый хронист писал: «Что касается третьего сословия, составляющего все население королевства, то сюда входят добрые города, купцы и трудовой люд, на которых не подобает останавливаться так же подробно, как на дворянах, потому что они сами по себе неспособны к высокой политической деятельности, пребывая на стадии рабства»31. Не удивительно поэтому, что идеологи революционной буржуазии, ратуя за создание новой исторической науки, в первую очередь требовали ее социальной переориентации. Выражая интересы нового общественного класса, она призвана была запечатлеть па своих страницах деятельность социальных слоев, пренебрегавшихся феодальной историографией. Обосновывая это требование вместе с тем формулируя задачи новой исторической науки, один из ее создателей О. Тьерри заявлял: «•Лучшая часть наших анналов, самая трудная, самая поучительная, должна быть еще написана; нам еще не хватает истории граждан, истории подданных, истории народа. Историческую авансцену занимает только кучка привилегированных лиц, только о ней нам рассказывают, а между тем... прогресс народных масс в сторону свободы и благосостояния кажется нам гораздо более важным, чем действия завоевателей, а их несчастья куда более трогательными, чем бедствия королей, лишившихся своей короны. Я глубоко убежден в том, что у нас до сих пор нет истории Франции». Подчеркивая настоятельную необходимость ее создания, О. Тьерри выражал уверенность в том, что «самая многочисленная и самая забытая часть нации заслуживает того, чтобы вновь ожить в истории»32. Таким образом, устами одного из самых ярких своих идеологов новый общественный класс давал принципиальное новое по сравнению с феодальным историописанием понимание задач истории как социальной памяти. Нужно сказать, что сформулированная О. Тьерри программная установка получила известную реализацию в историографической практике буржуазных ученых. В буржуазной историографии произошло определенное переосмысление рассматриваемой функции исторической науки. Выполняя социальный заказ своего класса, буржуазные ученые значительно расшили круг событий и персонажей, достойных сохраниться в памяти человечества. Королей и полководцев, светских аристократий и церковных иерархов на страницах исторических книг потеснили буржуа и п\ предки. Историческая память человечества обогатилась знанием многих выдающихся событий, подобно социальным движениям в античном мире и городским восстаниям в средневековой Европе, которые либо замалчивались, либо искажались предшествующим историописанием. Крестьянская община и античная культура, развитие торговли и мореплавания— эти и многие другие сюжеты, выражавшие многообразные проявления жизни общества, став объектом пристального внимания буржуазных исследователей, существенно видоизменили господствовавшие ранее представления о прошлом. Однако выдвинутая О. Тьерри задача добиться, чтобы «самая многочисленная и самая забытая часть нации» вновь ожила в истории, оказалась далеко не полностью выполненной ни применительно к истории Франции, ни, тем более, в общеисторическом масштабе. Несмотря на то, что под все возрастающим давлением самой жизни буржуазная наука оказалась вынужденной «идти в страну врага» — заниматься изучением истории трудящихся масс,— социальная память, формировавшаяся буржуазной историографией, неизбежно носит на себе печать классовой ограниченности. Это — память, которую буржуазия пытается навязать обществу, преследуя свои корыстные цели. Поэтому по-прежнему делается акцент на выдающихся исторических деятелях, противопоставляющихся «косным массам», подлинное место которых в историческом процессе намеренно принижается. Давно стали расхожими ламентации по поводу жестокости и несправедливости истории. Действительно, она оставила, например, в памяти человечества Герострата, но не сохранила имена строителей сожженного им храма. И это в известном смысле символично: охотнее и больше она говорила о разрушителях, чем о созидателях. Палачи чаще занимали ее страницы, чем жертвы, угнетатели,— чем угнетенные. В этом находила свое закономерное выражение мораль того общества, социальная память которого формировалась историческими представлениями эксплуататорских классов. По образу и подобию своему создавали они картину прошлого, в которой сильный всегда побеждал слабого и именно поэтому и заслуживал право быть запечатленным в памяти поколений. Такая картина была в равной мере и несправедливой и необъективной. Память о прошлом, складывавшаяся на ее основе, являлась искаженной памятью. Иначе, впрочем, и быть не могло. Общество, построенное на началах социальной несправедливости, проецировало свою природу и на прошлое. Только коренное преобразование общественных отношений открыло возможность принципиально иного подхода к прошлому. Подобно тому, как социалистическое общество впервые в истории провозгласило в качестве своего основополагающего принципа всестороннее развитие человеческой личности, марксистская историография также впервые выдвинула цель систематического изучения условий жизни, деятельности и борьбы народных масс как главной производительной силы общества. Трудящийся человек в его повседневной хозяйственной деятельности и освободительной борьбе, формирующих конкретные исторические закономерности, стал главным объектом и главным героем марксистской исторической науки. Впервые в историографической практике страницы исторических произведений заполнили «простые люди» как подлинные творцы истории. Конечно, такая переориентация истории как социальной памяти — явление сложное и неоднозначное. Нельзя упускать из виду, что в тысячелетнем процессе развития историописания марксистская наука представляет в количественном плане относительно незначительную главу. В изучении многих разделов прошлого она вынуждена опираться на дошедшую до нашего времени источниковую базу. Между тем хорошо известно, что составляющие ее источники в силу самого своего происхождения в большинстве случаев дают крайне ограниченные сведения о жизни и трудовой деятельности «простого» человека. Отсюда неизбежны в какой-то мере и лакуны в детализированном изображении этой жизни и деятельности, представляемом марксистской историографией. Поэтому заслуживает высокого социального признания огромная работа, проводимая учеными-марксистами по выявлению и изучению новых источников, позволяющих расширить и конкретизировать наши представления о разных сторонах жизни народных масс в прошлом. Эта работа уже дает свои результаты. В научный оборот включаются многочисленные новые нею nut и целые их виды, позволившие ликвидировать многие «белые пятна» в создаваемой марксистской историографией картине прошлого. Достаточно вспомнить, чтобы ограничиться уже приводимым примером, открытие советскими археологамии берестяных грамот, не только заставившее новыми глазами взглянуть на уровень образованности и культуры в русском средневековом обществе, но и позволившее детализировать наши представления о повседневной хозяйственной деятельности средневекового русского горожанина. Вполне вероятно, что дальнейшие усилия ученых-марксистов, широко использующих новейшие исследовательские методы33, приведут к созданию более полной, чем мы имеем сегодня, истории непосредственных производителей материальных благ. Но уже сейчас несомненно, что марксистская историческая наука представляет собою качественно новый тип историописания, впервые со времени его возникновения в классовом обществе ориентированный на систематическое изучение истории народных масс. Такая ориентация, разумеется, не только не исключает, но и прямо предполагает марксистско
|