Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторический опыт и современность





Полезность истории для политики определяется той мерой, в какой она в состоянии сделать научно осмысленный опыт прошлого достоянием настоящего. Таким путем история вносит свой вклад в выработку научно-обоснованной политики.

Обращение современности к опыту прошлого пресле­довало и преследует самые различные цели, но при этом всегда, начиная с античности, среди многообразных форм, в которых используется опыт прошлого, особое значение принадлежит попыткам извлечь из него уроки, полезные для настоящего и будущего. Ее решение нахо­дится в неразрывной связи с господствовавшими в дан­ном обществе представлениями о природе и характере исторического процесса в целом и перспективах развития этого общества, в особенности.

Проблема использования исторического опыта реша­лась по-разному на различных стадиях развития буржу­азной науки. В период ее становления и восходящего развития буржуазные идеологи, уверенные как в буду­щем своего класса, так и в безграничных возможностях своей науки, видели высокое социальное предназначение истории в ее способности извлекать из знания прошлого уроки, полезные для настоящего и будущего. Не сущест­вовало никаких сомнений относительно возможности ис­пользования уроков истории. Вопрос заключался в том, чтобы извлечь эти уроки путем глубокого изучения прошлого. Положение изменилось в современном мире, когда буржуазия, утратив уверенность в своем настоя­щем и будущем, вместе с этим потеряла веру в познава­тельные возможности собственной науки. В современной буржуазной науке получило распространение убеждение, что история ничему не учит и говорить об ее уроках бес­смысленно. Нидерландский историк П. Гейл откровенно заявляет, что «история непостижима» и высмеивает фор­мулу «история учит»57. Теоретическим основанием отри­цания возможности использования исторического опыта в буржуазной историографии является убеждение в ин­дивидуальности и неповторимости явлений общественной жизни, что делает невозможным обращение к прошлому для понимания настоящего и тем более — предвидения будущего. Тот же Гейл утверждает, что «всякое явление обусловливается своими собственными, никогда не по­вторяющимися обстоятельствами» и поэтому знание цивилизации прошлого не может быть полезно' для понима­ния существенных явлений современной цивилизации58. Взгляд, отрицающий возможность извлечения из ис­тории уроков, не является безраздельно господствующим в современной буржуазной литературе. И в области ис­торической теории и, в особенности, в сфере историогра­фической практики ему противостоит противоположная точка зрения, исходящая из признания возможности из­влечения из опыта прошлого практического знания, по­лезного для настоящего. Показательны в этом отноше­нии, чтобы ограничиться одним примером, усилия бур­жуазных историков ФРГ извлечь уроки из крушения Веймарской республики. Целая группа историков, в их числе такие известные, как К,. Д. Брахер, X. Каак и дру­гие, пытаются путем сравнения «возможностей и шансов» парламентарного строя Веймарской республики и ФРГ извлечь политические и идеологические выводы, полез­ные для укрепления существующей политической органи­зации крупной немецкой буржуазии59. Развернутую по­пытку теоретического обоснования значения уроков ис­тории для современности предпринял Т. Шидер в уже цитировавшейся статье «Политическое действие из исто­рического сознания», развенчивая аргументы сторонни­ков известного афоризма, что народы и правительства никогда не извлекают из истории уроков60.

Нельзя, однако, не видеть, что ни сам Т. Шидер, ни его единомышленники в этом отношении оказались не в состоянии дать действительно научное решение воп­роса. По существу, их аргументация сводится к доказа­тельству наличия тесной связи между миром политиче­ских представлений государственных деятелей и истори­ческим сознанием общества. Это утверждение при всей его бесспорности все же явно недостаточно для решения занимающего нас сейчас вопроса. Важно не просто кон­статировать связь между историческим сознанием и по­литическим действием, а раскрыть ее механизм, показать объективные основания, делающие возможным исполь­зование настоящим уроков прошлого.

В частности, сама возможность извлечения из прош­лого уроков, полезных для настоящего или будущего, ос­новывается на признании детерминированности истори­ческого процесса. Отрицание детерминизма в истории делает, по существу, невозможным использование знания прошлого для научного осмысления настоящего и тем более формулирования практически-политической линии. В самом деле, если исторический процесс является по преимуществу ареной свободного творчества людей, уро­ки, извлеченные из опыта прошлого, в лучшем случае но­сят характер лишь никого и ни к чему не обязывающих рекомендаций. Даже Т. Шидер, настойчиво утверждая значение исторического опыта для политического дейст­вия, в то же время счел нужным обрушиться на «полную детерминизацию истории», в результате которой она ут­рачивает все личностные черты, а исторический процесс выступает исключительно как переплетение структур01. Едва ли в наши дни кто-либо серьезно может защищать представление об «абсолютной детерминированности» хода истории и, конечно, филиппика Т. Шидера направ­лена не против сторонников этого взгляда. Впрочем, он и не скрывает, что ведет борьбу с марксистским пони­манием детерминированности истории, неправомерно отождествляя его с «полным детерминизмом». Другими словами, под флагом критики «абсолютной детермини­рованности» отрицается представление о закономерном, объективном характере общественного развития.

Для современного решения проблемы детерминизма в буржуазной историко-философской мысли является по­казательной позиция видного американского философа Э. Нагеля. Он не только не разделяет взгляд, отвергаю­щий историческую неизбежность, но и пытается показать несостоятельность излюбленных аргументов противников детерминизма. Э. Нагель признает существование при­чинной связи в социальных явлениях и даже подчерки­вает плодотворность детерминизма, когда он формули­руется в виде регулятивного принципа. Но вместе с этим он утверждает, что детерминистскую концепцию, взятую как всеобщий и необходимый принцип, нельзя считать ни доказанной, ни опровергнутой, что «в истории нет ника­ких законов необходимого развития»62. Такая половинча­тая «защита» детерминизма в истории не может способ­ствовать пониманию действительного характера связи прошлого, настоящего и будущего, а следовательно, и ре­шению вопроса о значении для современности опыта прошлого.

Буржуазная историко-философская мысль, отбросив присущую ей в прошлом метафизическую концепцию детерминизма, оказалась не в состоянии выработать но­вую, отвечающую современным представлениям науки о характере развития в природе и обществе63. Отвергая марксистское понимание причинности в истории, буржу­азные теоретики довольствуются паллиативами, не по­зволяющими раскрыть закономерную и необходимую связь явлений в развитии человеческого общества. Вслед­ствие этого даже в тех случаях, когда буржуазные уче­ные в принципе признают возможность и необходимость извлечения уроков из опыта прошлого, этот вопрос не находит у них удовлетворительного решения, ибо для этого отсутствует соответствующая теоретическая основа. С другой стороны, рассматривая состояние вопроса в современной буржуазной историографии, мы не можем отвлекаться от того, насколько способен господствующий класс воспринимать уроки истории и руководствоваться ими в своей практике. Ведь извлечение уроков из прош­лого имеет смысл лишь в том случае, если они могут быть использованы в настоящем. На поставленный здесь вопрос нет однозначного ответа. Было бы неоправдан­ным упрощением утверждать, что идеологи и политики современного империализма нацело утратили способ­ность учиться у истории. Послевоенное развитие капита­листического мира свидетельствует о несомненных по­пытках его лидеров, во всяком случае наиболее дально­видных и трезвомыслящих из них, сообразовывать свои действия с очевидными реальностями, учитывая в той или иной мере опыт прошлого, в частности, в области взаимоотношений с социалистическими развивающимися странами. Черты реализма, присущие их по­литике, питаются не только реалиями настоящего (могу­щество Советского Союза и других социалистических стран, подъем национально-освободительного движения и возрастающее экономическое и политическое значение развивающихся стран, углубляющийся кризис капитали­стической системы и т. п.), но и памятью о прошлом, в особенности о второй мировой войне и ее результатах.

Способность господствующего класса в какой-то мере учиться у истории является одним из условий его само­сохранения в обстановке общего кризиса капитализма. Реализация этой способности составляет важнейшую социальную функцию буржуазной историографии, обра­щающейся к прошлому в целях укрепления позиций своего класса в настоящем. Уже поэтому проблема «уро­ков истории», как бы она не решалась в каждом кон­кретном случае тем или иным автором, не перестает быть для нее актуальной. В равной мере отсюда вытекает отмеченная еще В. И. Лениным ее способность давать ценные результаты в исследовании частных, но тем не менее важных научных проблем 64. Если бы буржуазная наука не обладала такой способностью, если бы вся она представляла собой сплошную фальсификацию истории, она не могла бы выполнять социальный заказ своего класса. В самом деле, класс, хотя бы отчасти заинтересо­ванный в использовании в своей политике знаний о прошлом, естественно, нуждается в том, чтобы эти знания заключали в себе более или менее адекватное отражение действительности. В противном случае вооб­ще нельзя было бы говорить об истории как науке.

Однако этот же классовый интерес обусловливает и границы использования уроков прошлого в современ­ном буржуазном обществе. В силу своего положения в современном мире империалистическая буржуазия не заинтересована в познании действительных закономер­ностей его развития. То же самое чувство классового самосохранения, которое диктует необходимость извле­чения из прошлого определенных уроков, делает невоз­можным для нее учет всего опыта прошлого как пред­посылки политики в настоящем, ибо этот опыт является обвинительным актом ее классовому господству. Исто-рически обреченный класс не желает сознавать свою обреченность, а тем самым и главный урок истории. Вот почему его идеологи, способные извлекать из прошлого определенные уроки, ввиду тех или иных тактических целей империализма, обнаруживают полную несостоя­тельность в обосновании его стратегической линии. Враждебность империализма будущему находит свое выражение в отношении его идеологов к прошлому, кото­рое характеризуется неприятием ведущих закономерно­стей общественного развития, а значит, и неспособно­стью осмыслить уроки истории во всей их совокупности.

В свете этого делается понятным превалирующее в современной буржуазной историографии пессимистиче­ское отношение к самой способности человека учиться у прошлого. Не отрицая такую способность в принципе, буржуазные теоретики переносят акцент на изображение едва ли преодолимых, по их убеждению, трудностей, ожидающих каждого на этом пути. А поскольку действи­тельность доставляет многочисленные примеры нежела­ния и неспособности буржуазных правительств учиться у истории, этот акцент становится определяющим во всем подходе буржуазных теоретиков к проблеме прак­тического использования уроков прошлого в настоящем.

Именно таким представляется ход мыслей А. Тойнби, ярко отразивший широко распространенное в буржуаз­ной науке отношение к этой проблеме. А. Тойнби начи­нает с утверждения, что большинство людей в мире не обладают чувством истории, вследствие чего постоянно повторяются ошибки, уже имевшие место в прошлом. Это положение он иллюстрирует на примере послевоен­ной политики США. «Разве американцы не натворили массу грубых ошибок, почти принципиально игнорируя историю?»,— справедливо спрашивает он, подчеркивая, в частности, что Соединенные Штаты ввязались в войну во Вьетнаме, умышленно игнорируя французский опыт. «Множество американских неудач после второй мировой войны можно было избежать, если бы настоящее рас­сматривалось в свете прошлого»,— заключает англий­ский ученый свою мысль65.

В другом месте А. Тойнби признается в своем песси­мизме, так как он осознал «неспособность человеческой природы к самообучению или, во всяком случае, крайне медленный темп, в котором человеческая природа учится из яёно очевидных уроков». Правда, он тут же оговари­вается, что в принципе не отрицает возможность учиться на ошибках прошлого. Более того, он даже готов при­знать, что люди время от времени учились из истории. Но эта оговорка лишь резче подчеркивает трагизм поло­жения «западной цивилизации»: ее члены, даже зная об уроках, которые они должны извлечь из истории, отказы­ваются вести себя в соответствии с этой информацией. «Подобно алкоголикам или наркоманам мы знаем, что идем к гибели,— с горечью пишет маститый ученый,— но привычка держит нас в своих оковах». Закономерен поэтому общий пессимистический вывод А. Тойнби: «История есть преимущественно рассказ о невыученных уроках»66.

Рассуждения А. Тойнби ярко подчеркивают одну характерную черту современной буржуазной науки: ее затаенное неверие в человеческий разум, в способность общества основывать свою политику на научных осно­вах с учетом опыта прошлого. Отражая действительные пороки буржуазного общества, этот взгляд неправомер­но переносит их на человека и человечество в целом.

Таким образом, ни в теоретическом, ни в идейно-по­литическом отношении современная буржуазная исто­риография не подготовлена к решению вопроса об уро­ках истории. Положение существенно не меняется от того, что отдельные буржуазные ученые признают воз­можность извлечения уроков из прошлого и даже пытаются реализовать ее в своей историографической практике. Дело не только в том, что эти попытки, как правило, являются сугубо прагматическими и сопровож­даются многочисленными оговорками относительно не­возможности научного предвидения будущего. Главное заключается в общем теоретическом уровне буржуазной науки и всей атмосферы жизни современного буржуаз­ного общества, не только не способствующих научному решению рассматриваемого здесь вопроса, но и прямо препятствующих ему. В условиях всеохватывающего кризиса капиталистической системы социальная значимость исторической науки больше не определяется 1 вкладом в разработку научных основ политики. Обще­ству, озабоченному своим самосохранением, страшаще­муся объективных законов истории, не только чуждо, но и прямо враждебно стремление к научному планиро­ванию своего развития.

Сказанному на первый взгляд противоречит несом­ненный интерес, проявляемый современным буржуазным обществом к проблемам экономического и социального планирования и выражающийся в создании специальных научных учреждений, занимающихся этими проблемами, проведении представительных конференций и симпозиу­мов, потоке разнообразной литературы по данной проб­лематике, захлестывающей книжный рынок67. Присталь­ное внимание современной буржуазной науки к пробле­мам социально-экономического планирования далеко не случайно. В условиях научно-технической революции оно является выражением стремления идеологов буржуазии идти в ногу с временем, использовать достижения совре­менной науки для упрочения позиций капиталистическо­го общества. Нельзя не признать, что в отдельных случа­ях такое обращение к данным науки, в особенности в области экономического планирования, приносит по­зитивные результаты, но, будучи по характеру своему паллиативом, эти результаты только резче подчеркива­ют общую несостоятельность попыток реформировать буржуазное общество на научных основах.

Усилия самых искусных врачевателей капитализма разбиваются о их непонимание объективных законов общественного развития, с которыми они ведут борьбу такую же непримиримую, как и тщетную. Вследствие этого всякий проект социального развития общества, не опирающийся на знание его действительных закономер­ностей и в принципе их прямо отрицающий, неизбежно приобретает сугубо факультативный характер, выступая в форме одной из многих возможных альтернатив. Есте­ственно, что при такой постановке вопроса обращение к истории становится излишним. В лучшем случае ее данные играют чисто иллюстративную роль. Но тем са-мым отпадает вопрос и об уроках истории. Историческое измерение вообще оказывается ненужным.

Именно из таких предпосылок фактически исходят ав­торы нашумевшей на Западе книги, содержащей претенциозную попытку исследовать тенденции развития чело­веческого общества до 2 000 г68. Созданная по поруче­нию так называемой Комиссии по 2 000 г. Американской академии искусств и наук в Бостоне членом Комиссии, директором известного Гудзоновского института, вид­ным американским политологом Т. Каном и одним из ведущих сотрудников этого института А. Винером, кни­га «2000 г.» представляет собой квинтэссенцию размыш­лений и исследований американских буржуазных обще­ствоведов о будущем и в этом плане привлекает наше внимание. Не претендуя на всесторонний анализ этого внушительного памятника американской футурологической мысли, отметим лишь его подчеркнутый антиисто­ризм. Его авторы, набрасывая свое видение мира в 2000 г. и предоставляя, таким образом, исходные данные для долговременного политического планирования, соз­нательно отказываются от исторического подхода к те­ме. Они прямо заявляют, что определение устойчивых тенденций крупномасштабных перемен в обществе строго говоря не зависит от какой-либо теории исто­рии 69 и в то же время предостерегают против использо­вания исторических аналогий 70.

Последовательный отказ от исторической точки зре­ния вполне соответствует целевой установке Г. Капа п А. Винера дать наукообразное доказательство незыб­лемости буржуазного строя. В качестве «наиболее ве­роятной» или даже «абсолютно вероятной» тенденции развития мира до конца столетия они провозглашают тенденцию развития, свободного от «сюрпризов», пред­сказывая, что «следующая треть века будет содержать меньше больших сюрпризов, чем какая-либо из преды­дущих третей»71. Возвращаясь к этой же теме в заклю­чении всего исследования, содержащем выводы, необхо­димые для политических решений, авторы настоятельно подчеркивают, что важнейший из них заключается в за­боте об увековечивании институтов «свободного мира»72. Такой вывод можно сделать лишь принципиально отвер­гая объективные законы общества и намеренно закрывая глаза на очевидные тенденции его развития.

Так проявляется весьма специфическое отношение идеологов современного империализма к науке. К ней охотно обращаются в тех случаях, когда использование ее данных может содействовать укреплению его основ и в то же время отворачиваются тогда, когда эти данные противоречат классовым интересам империалистической буржуазии. Такой подход, конечно, имеет свои «удоб­ства» для реакционного класса, страшащегося собствен­ного будущего, но зато исключает саму возможность построения научной теории общества. Его порочность особенно ярко обнаруживается как раз при решении интересующего нас вопроса. Сознательный отказ от об­ращения к истории в опытах определения долговремен­ных тенденций общественного развития заведомо обре­кает их авторов на неизбежную неудачу. В самом деле, как можно одновременно отрицать объективный и зако­номерный характер исторического процесса и пытаться формулировать какие-то тенденции общественного раз­вития, какую-то основу для политических размышлений и решений? Единственный путь решения этой дилеммы заключается в признании вероятностного характера предлагаемых рекомендаций. Как подчеркивает извест­ный американский специалист в области социального прогнозирования, председатель комиссии по 2 000 г. Аме­риканской академии искусств и наук Д. Белл в преди­словии к книге Г. Кана и А. Винера, главным является «не попытка «предсказать» будущее, как если бы оно было каким-то ковром времени, развертывающимся К определенной отдаленной точке», а попытаться набро­сать «альтернативные будущие», другими словами, вероятные результаты различных решении'15.

Если к этому добавить признание враждебности футу­рологии истории74, то вывод представляется очевидным. Проблема уроков истории как основы для политического размышления и политического действия оказывается не­решенной буржуазной наукой не только в силу несо­стоятельности ее теоретических принципов, но и в силу нежелания и неспособности самого буржуазного общест­ва учиться у истории.

Вследствие этого в современной буржуазной науке происходит своеобразное переосмысление вопроса об уроках истории. Центр тяжести в ее трактовке перено­сится из сфер социальных решений и политического дей­ствия в область морально-этических размышлений. В этом плане трактуется известная формула Я. Буркхардта, что «посредством опыта (истории) мы хотим стать не столько умными (на один раз), сколько мудры­ми (навсегда)»75. Кочующая из одной теоретической работы в другую, эта формула привлекается сегодня в буржуазной науке для обоснования взгляда на мора­лизующую функцию исторического опыта. История про­возглашается «утешительницей человечества»76, что и обусловливает подход к пониманию ее уроков.

При этом совершенно в духе Я. Буркхардта мораль­но-этическое истолкование исторического опыта, как единственное научное, противопоставляется попыткам извлечения из прошлого определенных социально-поли­тических уроков ввиду их субъективного характера. Таков, например, ход рассуждений американского исто­рика Г. С. Коммеджера. Задаваясь вопросом, чему учит история, он продолжает: «Искренность вынуждает нас признать, что она учит много тому, чему историки или, более широко, власть имущие, хотят, чтобы она учила. Слишком часто столетиями история была спутницей по­бедоносных армий, защитницей преуспевающих партий, апологетом господствующих классов, поборницей упро­чившихся религий». Далее он приводит примеры исполь­зования опыта прошлого для оправдания самых низ­менных целей — плантаторы американского Юга обра­щались к античной истории, чтобы доказать благотворное значение рабства для цивилизации, Гитлер находил в прошлом аргументы для обоснования превосходства арийцев над всеми другими расами и т. д.77.

Такое постоянное злоупотребление «уроками истории» не означает, однако, как полагает американский ученый, что история играет лишь отрицательную роль в жизни общества. Просто позитивное значение ее лежит в дру­гой сфере. Раскрывая это значение, Г. С. Коммеджер указывает на то, что история дает пищу воображению, открывает широкие интеллектуальные горизонты, воспи­тывает своим материалом каждое новое поколение, вну­шая ему уверенность, что оно может рассчитывать на прошлое и прогрессировать в будущем. Но главное, что обусловливает социальную значимость исторической нау­ки, лежит в сфере моральных принципов: она внушает людям определенные моральные заповеди, а именно: смирение, терпение и терпимость78.

Таким образом, все неисчерпаемое многообразие опы­та истории сводится, по существу, к набору плоских мо­ральных сентенций. Отказавшись от попыток научного осмысления опыта истории как основы для научного ру­ководства обществом, буржуазная мысль обнаруживает свою несостоятельность и в морально-этической интер­претации прошлого. Широковещательно провозглашая социальную полезность истории, буржуазные авторы, по существу, не смогли убедительно доказать этот тезис. В этом — одна из причин продолжающегося падения со­циальной значимости буржуазной историографии, о ко­тором с нескрываемой тревогой говорят и пишут сегодня на Западе79. Действительно, банкротство буржуазной исторической науки, может быть, особенно рельефно вы­ражается как раз в ее неспособности рационально ос­мыслить опыт прошлого, извлечь из него социально полезные уроки. Фразы же об истории-—утешительнице человечества, луче надежды и т. п. в общем контексте теоретических построений буржуазной науки остаются пустыми заклинаниями, не способными дать безнадежно больному обществу ни подлинного утешения, ни реаль­ной надежды.

С принципиально иных позиций подходит к рассмат­риваемому вопросу марксистская историография. Проб­лема исторического опыта выступает в марксистской науке как проблема осмысления тенденцией обществен­ного развития. Необходимой предпосылкой ее решения является признание закономерного и объективного ха­рактера исторического процесса. Только на этой основе возможна действительно научная постановка вопроса об использовании исторического опыта современностью. Только признание закономерного характера обществен­ного развития, выражающегося в диалектическом един­стве прошлого, настоящего и будущего, с одной стороны, и присутствии во всяком особенном и единичном элемен­та общего—с другой, позволяет ставить вопрос о воз­можности использования знания прошлого для понима­ния существенных явлений современности на действи­тельно научную почву.

Объективность прошлого обусловливает и объектив­ную природу уроков истории. Вопреки утверждениям со­временных буржуазных авторов, возможность различных интерпретаций одного и того же события отнюдь не оз­начает отсутствие объективно значимого опыта прошло­го. Одна из важнейших задач исторической науки и за­ключается в том, чтобы сделать его достоянием настоя­щего. Эта задача решается совокупными усилиями всех поколений ученых, реализуясь как в накоплении факти­ческого знания о прошлом, так и совершенствовании его интерпретации. Этот веками кристаллизируемый и обоб­щаемый исторической наукой опыт прошлого и представ­ляет собою ту объективную основу, на которой только и возможно извлечение уроков из истории.

Интерпретируя накопленный сю фактический мате­риал, отражающий объективный опыт прошлого, истори­ческая наука способна извлекать из него уроки, полезные для настоящего. Это возможно, однако, лишь в том слу­чае, если выводы и результаты исторических исследова­ний будут иметь объективно-истинное значение. Так, проблема уроков истории оказывается неразрывно свя­занной с проблемой объективности исторического позна­ния. Разное решение последней, как это имеет место в марксистской и буржуазной исторической науке, обус­ловливает и разный подход к первой.

Исходя из признания возможности получения объек­тивно-истинного знания о прошлом, марксистская исто­риография настаивает на объективной природе извлекае­мых из этого знания уроков. В той интерпретации прош­лого, которая именуется «урок истории», как и в любой другой, конечно, присутствует субъективный момент, ибо она осуществляется ученым, обладающим своей систе­мой убеждений и своими симпатиями и антипатиями, сказывающимися на его работе. Этот момент, несомнен­но, накладывает свой отпечаток на конечные выводы исследователя, придавая им более или менее ярко выра­женную субъективную окраску. В еще большей степени он сказывается на самой направленности поисков уче­ного, как и на социальном звучании их результатов. Но как бы сильно во всем этом ни проявлялись пристрастия исследователя, они не затрагивают объективного содер­жания, заключающегося в уроках истории. В противном случае мы не имели бы права говорить о них.

Общественная практика убедительно свидетельствует о том, что уроки истории только тогда заслуживают пра­во на это наименование и играют эффективную роль в социально-политической действительности современно­сти, когда они адекватно отражают существенное содер­жание интерпретируемого прошлого в его закономерной связи с настоящим. Вот почему положение о том, что из одного и того же явления. прошлого может быть извле­чено множество, в том числе и диаметрально противопо­ложных, уроков, нуждается в принципиально важном уточнении: из этого множества интерпретаций прошлого только одна является истинной, именно та, которая способна уловить и отразить в ее существенных чертах объективную закономерную связь, соединяющую изучае­мое явление с современностью, и тем самым быть под­линным уроком истории. Все же остальные истолкования прошлого, какими бы мотивами они не вдохновлялись, не являются истинными и в силу этого, даже если их на­зывают «уроками истории», по сути дела, таковыми быть не могут. Вследствие многогранности самого прошлого и оби­лия точек его соприкосновения с настоящим исторический опыт является категорией многозначной, что позволяет говорить о различных функциях, в которых эта катего­рия выступает в марксистской историографии. Выяс­нить эти функции — означает понять, как история воз­действует на современность и, следовательно, устано­вить те главные пути, по которым опыт прошлого оказы­вает могущественное влияние на настоящее и будущее.

Теория и практика марксизма-ленинизма убедительно доказывают, каким действенным средством в решении актуальных проблем современности становится прошлое, если из него делаются научно обоснованные выводы, по­зволяющие обращаться к его урокам в самых разных сферах социальной практики. История неизменно при­сутствует в трудах основоположников марксизма-лени­низма. Но ее назначение отнюдь не сводится к иллюстра­ции тех или иных выдвигаемых в этих трудах положений. Обращение к истории всегда диктовалось у их авторов отчетливым сознанием необходимости использования уроков истории для деятельности в настоящем. Научно осмысленный опыт прошлого выступает обязательным компонентом марксистской интерпретации настоящего, являясь действенным орудием в идейно-политической борьбе современности.

Место и значение исторического опыта в деятельности основоположников научного коммунизма открывает хо­рошую возможность рассмотрения на материале их тру­дов действительных путей извлечения уроков из прошло­го и характера их использования в настоящем. С этой целью мы сосредоточимся на ленинских работах, убеди­тельно раскрывающих выдающееся значение влияния ис­тории на современность и, в частности, позволяющих конкретизировать формы, в которых это влияние прояв­ляется в качестве «уроков истории».

Общеизвестно внимание, какое на всем протяжении своей научной и политической деятельности В. И. Ленин уделял истории. Овладение прошлым всегда являлось для него обязательным условием осмысления настоящего, а уроки его становились непременным компонентом выработки практически-политической линии80. Посвящая свои произведения жгучим проблемам современности, В. И. Ленин рассматривал их в общем историческом конгексте. В самые сложные моменты идейно-политической борьбы в стране, в часы самых ответственных решений он неизменно обращался к опыту истории. Непревзойден­ный мастер всестороннего анализа конкретных ситуаций, В. И. Ленин включал в него данные истории, достигая таким образом максимально возможной глубины в рас­крытии ведущих тенденций общественного развития. Рас­смотрение в этом плане ленинских трудов позволяет бо­лее глубоко постичь принципы использования историче­ского опыта, а также сам характер его взаимоотношения с современностью. В них содержится целый ряд принци­пиально важных положений о природе категории «исто­рический опыт» и ее функциях, ценность которых возра­стает в особенности вследствие того, что они не просто декларируются, а реализуются при анализе сложнейших явлений русской и мировой действительности. Представ­ляется возможным выделить ряд функций, в которых вы­ступает в ленинских произведениях категория «историче­ский опыт».

Воспитательная функция исторического опыта. В ле­нинских работах часто встречаются положения типа «история учит», «массы на опыте истории учатся» и т. п. Их анализ свидетельствует о том большом значении, какое придавал В. И. Ленин воспитательному воздейст­вию истории. Правильно понятый опыт прошлого являет­ся действенным воспитателем масс, необходимым усло­вием их политического просвещения. Особенно большое значение в этом отношении В. И. Ленин придавал рево­люционному опыту масс. Проблема усвоения массами опыта революционной борьбы, их воспитания на этом опыте является одной из центральных в ленинских тру­дах. Отсюда то громадное место, какое занимает в ле­нинском научном наследии обращение к европейским революциям конца XVIII—XIX вв. и революционным потрясениям современной ему эпохи, в особенности в России.

Для В. И. Ленина революционный опыт образует важнейшую составную часть исторического опыта вооб­ще. Показательно в этом отношении значение, которое он придавал усвоению массами опыта первой русской ре­волюции. Партии, писал он, «необходимо позаботиться о том, чтобы богатые политические уроки нашей рево­люции, и контрреволюции были глубже продуманы п тверже усвоены широкими массами»8'. Образцом такой заботы являются в первую очередь многочислен­ные произведения самого В. И. Ленина, в которых опыт революции 1905 года получил всестороннее освещение, стал боевой программой всей работы партии в массах. Результаты ее сказались очень скоро. Объясняя причи­ны сравнительно быстрой и легкой победы Февральской революции, В. И. Ленин прежде всего указывал на то, что русский народ «из опыта 1905 года извлек гигантский запас революционной боеспособности» 82. Так, политиче­ское просвещение масс стало могущественным средством социально-политического преобразования действительно­сти. Именно эту революционную сторону воспитательного опыта истории всегда подчеркивал В. И. Ленин, усмат­ривая в ней его важнейшую социальную функцию.

Исторический опыт как критерий истины. Как из­вестно, в марксистской гносеологии социальная практика рассматривается как решающее звено в процессе обще­ственного познания. «Практика человека и человечест­ва,— писал В. И. Ленин,—есть проверка, критерий объ­ективного познания»83. В ленинских трудах марксист­ское учение о практике как критерии истины получило свое дальнейшее развитие и обогащение. В частности, всестороннее обоснование нашло положение об истори­ческом опыте как кристаллизованном выражении со­циальной практики человечества. В одной из своих ра­бот, опубликованной в 1905 году, В. И. Ленин, говоря о необходимости свержения самодержавия и создания временного революционного правительства как условии проведения действительно свободных выборов, подчер-кивал, что необходимость этой меры неопровержимо доказывается историейS4. Это убеждение в неопровер­жимости данных исторического опыта, характерное для всей ленинской системы аргументации, составляет ис­ходный пункт его отношения к истории. Блестящий по­лемист, В. И. Ленин в борьбе со своими политическими противниками неизменно обращался к истории как важ­нейшему аргументу в утверждении одних и критике других взглядов, равно как и в проверке истинности того или иного учения или практически-политической линии.

Великий революционер, В. И. Ленин, естественно, в первую очередь обращался к прошлому революционной борьбы, извлекая из него действенные уроки для борьбы в настоящем. Однако его внимание привлекали и дру­гие аспекты прошлого, поскольку их осмысление сооб­щало новую доказательную силу его аргументации. О том, какую большую роль играли в ленинской системе доказательств данные истории, свидетельствует полеми­ка вокруг Брестского мира. Тема истории, тема вынуж­денного временного отступления в прошлом занимает видное место в целом ряде ленинских работ, посвящен­ных обоснованию необходимости заключения Брест­ского мира. В. И. Ленин обращается к периоду наполео­новских завоевательных войн и вызванного ими освобо­дительного движения в ряде европейских государств, особенно в Германии, ибо «недопустимо забывать, что история знает примеры еще больших унижений, еще более несчастных, тяжелых условий мира. И все же на­роды, задавленные зверски жестокими поработителями, умели оправиться и воспрянуть»85. В. И. Ленин показы­вает это па примере немецкого народа, который не толь­ко не был задавлен условиями Тильзитского мира, но и в конечном итоге торжествовал полную победу над за­воевателями.

На протяжении немногим более полумесяца (с 24 фев­раля по 15 марта 1918 г.) В. И. Ленин семь раз возвра­щался к этому вопросу, рассматривая его в ряде опуб­ликованных в газетах «Правда» и «Известия» статей, а также в докладах на VII съезде партии и IV Чрезвы­чайном Всероссийском съезде Советов. Другими словами, в течение самого напряженного периода борьбы за мир тема истории становится одной из центральных в ленин­ском арсенале, играя действенную роль в этой борьбе. В. И. Ленин был, конечно, далек от проведения поверх­ностных аналогий между положением Советской России в 1918 г. и Германии в 1807 г. Он прямо указывал на принципиальные различия в этом положении, обуслов­ленные тем фактом всемирно-исторического значения, что в России произошла победоносная социалистическая революция. Но наряду с этим он обращал внимание на моменты, сближающие положение двух стран (позорный мир, широкий подъем освободительного движения). Все это придавало ленинскому анализу большую доказатель­ную силу, позволяя сделать научно-обоснованный вы­вод не только о необходимости мирной передышки, но и о ее преходящем характере. Формулируя этот вывод, В. И. Ленин писал: «Вся история освободительных войн показывает нам, что если эти войны захватывали широ­кие массы, то освобождение наступало быстро»86. Так, обращение к прошлому не только служит обоснованию политической линии, но и раскрывает условия ее реа­лизации.

Эвристическая функция исторического опыта. Ленин­ские труды помогают понять природу одной из самых важных и вместе с тем трудных историко-теоретических проблем — проблемы использования опыта прошлого в познании общественных явлений и процессов современ­ности. Для В. И. Ленина привлечение исторического опыта является обязательным условием научного ана­лиза настоящего. При этом, что особенно важно, он ука­зывает на принципы, обеспечивающие научную плодо­творность использования уроков истории в анализе яв­лений современности. Для В. И. Ленина исторический опыт всегда конкретен. Он прямо противопоставляет его конкретные данные абстрактным общим рассуждениям. «Всякое общее историческое соображение, применяемое к отдельному случаю без особого разбора условий имен­но данного случая, — предостерегал он, — становится фразой»87. Не существует опыта истории «вообще», при­годного на все случаи жизни. Данные истории могут слу-жить действенным средством познания только тогда, когда они органически соотносятся с теми явлениями современности, для осмысления которых они привлекают­ся. Вот почему в число обязательных условий научного анализа явлений общественной жизни В. И. Ленин включал требование рассматривать каждое положение только в связи с конкретным опытом истории88.

Итак, прошлое присутствует в настоящем. Без учета этого нельзя ни понять современность, ни, тем более, активно и целенаправленно воздействовать на нее. Но возникает вопрос о мере такого присутствия. Переоценка опыта прошлого в осмыслении современности представ­ляет не меньшую опасность, чем его недооценка. Еще Гегель развенчивал наивные иллюзии тех, кто сводил знание истории к сумме примеров из прошлого, которы­ми следует руководствоваться в своих действиях в на­стоящем. «В сутолоке мировых событий,— заключал Гегель,— не помогает общий принцип или воспоминание о сходных обстоятельствах, потому что бледное воспоми­нание прошлого не имеет никакой силы по сравнению с жизненностью и свободой настоящего»89.

Прошлое нельзя устранить из настоящего, но оно не должно и довлеть над ним. Если игнорирование опыта прошлого создает питательную почву для субъективизма и волюнтаризма в политике, то переоценка его значения ведет к догматизму, подчинению живой жизни готовой схеме. Отсюда вытекает теоретическая и практическая важность установления принципов соотношения данных истории, с одной стороны, и анализа явлений настоя­щего— с другой, в познании существенных сторон современности. Поучительные соображения на этот счет содержатся в ленинских произведениях. Уже в одной из своих ранних работ, созданных в период борьбы за по­строение партии нового типа, В. И. Ленин сформулировал принципиально важную мысль о соотношении между опытом истории и анализом конкретной ситуации в на­стоящем в определении практически-политической ли­нии. В своей статье «Наша ближайшая задача», посвя­щенной партийной организации русских социал-демократов, он писал: «История социализма и демократии в Западной Европе, история русского революционного движения, опыт нашего рабочего движения, — таков тот материал, которым мы должны овладеть, чтобы выра­ботать целесообразную организацию и тактику нашей партии. «Обработка» этого материала должна быть, од­нако, самостоятельная, ибо готовых образцов нам искать негде»90.

Исторический опыт, таким образом, является необхо­димым условием познания ведущих тенденций современ­ного развития и выработки научно обоснованных полити­чески-практических решений. Без глубокого овладения прошлым невозможна разумная политика в настоящем. Его научное осмысление, несомненно, дает новое зна­ние, существенно необходимое для понимания явлений современности. Однако опыт истории не выступает как некая самодовлеющая, вневременная и внепространственная категория, содержащая в себе самой необходи­мые решения. По образному выражению В. И. Ленина, это — лишь материал, который, составляя обязательную предпосылку познания современности, должен быть «об­работан» в соответствии с конкретной спецификой дан­ной ситуации. Другими словами, в оценке конкретной си­туации решающее значение принадлежит всестороннему анализу ее специфики, той совокупности конкретных об­стоятельств, которые в своем неповторимом сочетании образуют именно данное состояние. Но такой анализ будет научно-результативным только в том случае, если одной из его обязательных предпосылок станет учет опы­та истории, который помогает включить рассматривае­мую ситуацию в общеисторические рамки, обнаружить тенденции общественного развития, объективно прояв­ляющиеся в этой ситуации (общее и особенное), а тем самым и глубже понять ее существенное содержание.

В свете этого выступает выдающееся социальное на­значение марксистской исторической науки. Аккумули­руя опыт предшествующих поколений, создавая объек­тивный образ прошлого, она воплощает живую связь времен. Воспроизводимое ею прошлое составляет исход­ный момент всякого социального и политического дейст­вия в настоящем. Уже это одно определяет место исто­рической науки в обществе. Предлагаемая сю иптерпре-тация прошлого прямо или опосредованно оказывает существенное воздействие на современность, формы ко­торого достаточно многообразны. Одну из наиболее эффективных из них и представляют «уроки истории».

Строго говоря, то, что обычно понимается под этим термином, далеко не обязательно формулируют именно историки. «Уроки истории» часто формулируются поли­тиками, идеологами, публицистами. Однако это никак не умаляет социальной значимости исторической науки. Дело в том, что кто бы ни занимался извлечением уро­ков из прошлого, он делает свои выводы на материале, представляемом историческими исследованиями. Созда­ваемый исторической наукой образ прошлого составляет тот фундамент, на котором единственно возможно извле­чение объективно значимых уроков истории91. Уроки истории суть высшее выражение влияния истории па со­временность. Его эффективность и благотворность непо­средственно зависят как от способности исторической науки давать объективно-истинное знание о своем предмете, так и от готовности общества делать из этого знания необходимые выводы.

 

 

1 См.: М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф. Соч. т 20 с 500 122

2 Методологические аспекты проблемы «история и современность» получили освещение в кн.: Иванов В. В. Соотношение истории и современности как методологическая проблему. М., 1973.

3 Ср.: G а 11 i e W. В. Op. cit., pp. 130—131.

4 См.: Gehlen A. Urmensch und Spatkultur. Bonn, 1956, S. 258.

5 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 24, с. 120—121.

6 Отсюда, между прочим, следует важный вывод о том, что ка­
тегория исторического сознания сама является историчной, изменяя
свое содержание в зависимости от сдвигов, происходящих в поло­
жении данного класса и всего общества в целом. Например, истори­
ческое сознание современной империалистической буржуазии суще­
ственно отличается от исторического сознания буржуазии периода
восходящего развития капитализма. В то время, как стремившаяся
к политическому господству буржуазия апеллировала к революци­
онным традициям прошлого, историческое сознание современной
реакционной буржуазии носит воинствующий контрреволюционный
характер."

7 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 107. 126

8 Ср.: Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод.—
В кн.: Философские проблемы исторической науки.

9 См.: Schmidt W. Geschidhtswissenschaft und Geschichtsbe-
wusstsein. — In: ZfG, 1967, N 2, S. 213—214.

10 Нельзя поэтому согласиться с распространенным в современ­
ной буржуазной науке взглядом, согласно которому решающая роль
в выработке исторического сознания принадлежит не собственно
историкам, а разного рода популяризаторам исторических знаний.
Так, швейцарский ученый Л. Муральт, ставя вопрос о соотношении
между научным познанием и историческим самопознанием общества,
утверждает, что над формированием последнего «работают все, чаще
и непосредственнее всего, может быть, журналисты..., затем поэты,
которые, может быть, сильнее всего чеканят историческое сознание
образованной публики». (М и г а 11 L. Der Historiker und diie Ge-
schichte. Zurich, 1960, S. 277—278). Конечно, и журналисты, и дея­
тели литературы и искусства вносят свой значительный вклад
в формирование исторического сознания. Но, оценивая его, нельзя
упускать из виду, что при этом они опираются на знания, вырабо­
танные исторической наукой, являются их своеобразными разносчи­
ками, популяризаторами.

11 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 6, с. 30.

12 См.: Там же, т. 25, с. 133.

13 Маркс К. иЭнгельсФ. Соч., т. 7, с. 345.

14 Там же, т. 18, с. 499—500.

15 Там же, т. 16, с. 420.

16 См.: Там же, т. 19, с. 329.

17 Там же, т. 22, с. 298.

Там же, т. 19, с. 345.

19 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. М, 1977, ст. 68.

20 В свете этого следует рассматривать идейные искания современ­ной буржуазной историографии. В частности, показательные для зна­чительной части ее усилия по выработке синтетической концепции исторического процесса, связанные с отказом от европоцетризма и воз­рождением универсально-исторической точки зрения (см., например: I3G

S с h i e d e г Th. Moglichkeiten und Grenzen vergleichender Methoden in der Geschichtswissenschaft. — In: HZ, 1965, Bd. 200, H. 3, S. 530— 531; Wagner F. Der Historiker und die Weltgeschichte. Freiburg/ Mtmchen, 1965, S. 183; Luthy H. In Gegenwart der Geschichte. (West) Berlin, 1967, S. 17, 21—22; The Problems of Civilisations. Hague, 1964, p. 5f; Dahm B. Geschichtswissenschaft und Dritte Welt.— In: Die Funktion der Geschichte in unserer Zeit. Stuttgart, 1975. Hobborn H. The History of Ideas. —In: AHR, 1968, vol. 73, N 3, p. 684; M a rjw i ck A. Op. cit, p. 18) лежат в русле модифика­ции идеологии империалистической буржуазии в плане приспособле­ния к новым историческим условиям, характеризующимся распадом колониальной системы империализма и пробуждением к активной исторической деятельности народов всех частей света.

21 Справедливость этого положения убедительно подтверждают обобщающие историографические исследования советских ученых. Раскрывая идейную направленность исторических концепций буржу­азных авторов и прослеживая ее влияние на их историографическую практику, они в то же время предостерегают против сведения ре­зультатов этой последней к лежащим в ее основе идеологическим установкам. См., помимо указанных работ Е. А. Косминского, А. И. Данилова, Е. В. Гутновой, О. Л. Вайнштейна, также: Вино­градов К. В. Очерки английской историографии нового и новей­шего времени. Л., 1975; Курбатов Г. Л. История Византии (исто­риография). Л., 1975.

22 См.: Алпатов М. Л. Указ. соч.

23 См.: S с h i e d e r Th. Politisches Handeln aus historischem Be-wusstsein.— In: HZ, 1975, Bd. 220, II. 1.

24 См., в особенности: The Historian and the Diplomat. The Role
of History and Historians in American Foreign Policy. New York,
1967; G о о с h G. P. Op. cit., pp. 122—123; Essays in Modern European
Historiography, pp. 5—6, 286 и т. д. Критику политической
направленности современной буржуазной историографии см. в рабо­
тах, перечисленных в сноске 44 (гл. 2).

25 При этом нередко делаются ценные наблюдения о политической
направленности взглядов отдельных историков или целых течений
буржуазной исторической мысли. Сошлемся в качестве показатель­
ного примера на американского ученого Л. Кригера, который под
этим углом зрения рассматривает формирование исторических
взглядов Л. Ранке. По хорошо аргументированному убеждению
Л. Кригера, важнейшим идейным источником взглядов Л. Ранке
и всего немецкого историзма была борьба с самой идеей революции.
(См.: Krieger L. Elements of Early Historicism: Experience,
Theory, and History in Ranke.— In: History and Theory, 1975,
vol. XIV, N 4. Beiheft 14. Essays on Historicism).

26 С о m m a g e r H. S. Op. cit., p. 20.

27 М а г w i с k A. Op. cit., p. 271.

28 Н i I d e b г а n d К. Op. cit, S. 350. Anm. 58.

30 См.: Н е у с ы х и н А. И. Указ. соч., с. 223.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 416.

32 S с h i с d е г Th. Politisches Handeln aus historischem Bewusst-
sein..., S. 16.

33 Методологические преблемы социальной революции освещаются
в кн.: Селезнев М. А. Социальная революция (методологические
проблемы). М., 1971; Красин Ю. А. Революцией устрашенные.
М, 1975.

34 Цит.: Б л о к М. Указ. соч., с. П.

35 См.: Toynbee on Toynbee, p. 47.

37 Engelberg E. Zu methodologischen Problemen der Periodi-sierung. —In: ZfG, 1971, N 10, S. 1219.

33 См.: Лурье С. Я. Геродот. М—Л., 1947.

39 См.: Виноградов П. Г. Происхождение феодальных отно­
шений в Лапгобардской Италии. СПб., 1880. Введение.

40 Гутнова Е. В. Историография истории средних веков,
с. 164.

42 См.: Макиавелли II. Соч., т. 1, М.—Л., 1934, с, 232.

43 Токвиль А. О демократии в Америке. М., 1897, с. 4.

44 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1962, с. 417.

45 Об актуальности в истории см.: Хмылев П. Н. Проблема
актуальности в историческом познании.— МИВИН, вып. 2. Томск,
1964.

46 См.: В айн штейн О. Л. Западноевропейская средневековая
историография. М,—Л., 1964, с. 463—464.

48 См.: Алпатов М. А. Указ. соч.; Данилов А. И. Проблемы
аграрной истории раннего средневековья; Гутнова Е. В. Истори­
ография средних веков.

49 См., в особенности; Алаев Л. Б. Проблема сельской общины
в классовых обществах. — ВИ, 1977, № 2.

50 См.: Штаерман Е. М. Античность в современных западных
историко-философских теориях.—ВДИ, 1967, № 3.

51 См.: Алпатов М. А. Указ. соч.

52 См.: Садретдинов Г. К. К вопросу о решении проблемы
перехода от античности к средним векам в буржуазной историогра­
фии 20—30-х годов XX в. — МИВИН, вып. 7—8, Томск, 1972.

53 Н е i m р е 1 II. Der Mensch in seiner Gegenwart. Gottingen,
1957, S. 36.

54 См.: К а ц А. Л. Проблема падения Римской империи в совет­
ской историографии. — ВДИ, 1967, № 4.

55 См.: Корсунский А. Р. Проблема революционного перехода
от рабовладельческого строя к феодальному в Западной Европе.—
ВИ, 196/4, № 5; Крапивенский С. Э. Переход к феодализму
как социальная революция. — МИВИН, вып. 5, Томск, 1967.

56 См.: Коростовцев М. А. Рабовладельческая формация
в свете исторического материализма. — В кн.: Проблемы социально-
экономических формаций. Историко-типологические исследования.
М„ 1975.

"4 См.: Л с н и п В. И. Поли. собр. соч., т. 18, о. 363.

65 Toynbee on Toynbee, p. 48. 170

6S Ibid., p. 68. В другом месте он говорит об «упрямом и посто­янном неизвлечении уроков из очевидных фактов» как характерной черте современной западной действительности (р. 108).

77 CommagerH. S. Op. cit„ pp. 91—92.

78 Ibid, pp. 92—94.

79 См.: Benson L. Toward the Scientific Study of History-
Selected Essays. Philadelphia, 1972. См. также сноску 39 к гл. 1
Продолжающееся падение общественного интереса к истории на
Западе стало предметом озабоченного внимания буржуазных ученых
па последнем международном конгрессе исторических наук в Сан-
Франциско. См.: Сахаров А. М. О некоторых методологических
вопросах на XIV международном конгрессе историков (заметки де­
легата). — «Вестник Московского университета». Серия «Истопия»
1976, № 3, с. 4.

81 Л е н и и В. И. Поли. собр. соч., т. 16, с, 124.

82 Там же, т. 36, с. 93.

83 Там же, т. 29, с. 193

84 Там же т. 10, с. 275—276.

85 Там же, т. 35, с. 382.

86 Там же, т. 36, с. 23—24.

87 Там же, т. 35, с. 373.

 

Глава IV

Date: 2015-10-19; view: 1948; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию