Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава семнадцатая





Что необходимо подразумевать под сущностью и какова она, об этом скажемснова, избрав для этого как бы другое начало: может быть, из того, что мыскажем, станет ясно и относительно той сущности, которая существует отдельноот чувственно воспринимаемых сущностей. Так вот, так как сущность естьнекоторое начало и причина, то разбор начнем отсюда. А причину "почему?"всегда ищут так: почему одно присуще чему-то другому? В самом деле,выяснять, почему этот образованный человек есть человек образованный,значит, выяснять или сказанное, а именно почему этот человек образованный,или нечто другое. Выяснять же, почему вещь есть то, что она есть, значит,ничего не выяснять; ведь "что" и "есть" (я имею в виду, например, то, чтопроисходит затмение Луны) должны быть налицо как очевидные, [еще довыяснения, почему это есть]; а что нечто есть само оно, для этого во всехслучаях имеется одно объяснение и одна причина, [например]: почему человекесть человек или образованный есть образованный; разве что кто-нибудьскажет, что всякая вещь неделима по отношению к самой себе, а это и значитбыть единым. Но это обще всем вещам и мало что говорит. Можно, однако,спросить, почему человек есть такое-то живое существо. При этом, однако,ясно, что не спрашивают, почему тот, кто есть человек, есть человек, аспрашивают, почему одно присуще другому (а что оно присуще, это должно бытьясно: ведь если не так, то нечего спрашивать). Например: почему гремит гром?Это значит: почему возникает шум в облаках? Здесь действительно ищут, почемуодно присуще другому. И почему эти вот вещи, например кирпичи и камни,составляют дом? Стало быть, ясно, что ищут причину. А причина, если исходитьиз определения, - это суть бытия вещи; у одних вещей причина - это цель,как, скажем, у дома или у ложа, а у других - первое движущее: это ведь тожепричина. Однако такую причину ищут, когда речь идет о возникновении иуничтожении, а первую - когда речь идет и о существовании. Искомое же остается более всего незамеченным в тех случаях, когда одноне сказывается о другом, например когда спрашивают, почему человек есть, иэто потому, что высказываются здесь просто, а не различают, что вот это естьто-то и то-то. Между тем, прежде чем искать, надлежит расчленять. Иначе этовсе равно, что не искать ничего и в то же время искать что-то. А так какбытие надлежит уже иметь и оно должно быть налицо, то ясно, что спрашивают,почему материя есть вот это. Например: почему вот этот материал есть дом?Потому что в нем налицо то, что есть суть бытия дома. и по этой же причинечеловек есть вот это или это тело, имеющее вот это. Так что ищут причину дляматерии, а она есть форма, в силу которой материя есть нечто определенное; аэта причина есть сущность [вещи]. Так что ясно, что относительно того, чтопросто, невозможно ни исследование, ни обучение; способ выяснения простогоиной. А то, что состоит из чего-то таким образом, что целоскупное есть одно,но не как груда, а как слог, [есть нечто иное, нежели то, из чего оносостоит]. Ведь слог - это не [отдельные] звуки речи, и слог "ба"-не тожесамое, что "б" и "а", как и плоть не то же самое, что огонь и земля (ведьпосле того как их разлагают, одно - а именно плоть и слог - уже несуществует, а звуки речи или огонь и земля существуют). Стало быть, слогесть что-то - не одни только звуки речи (гласный и согласный), но и нечтоиное; и также плоть - это не только огонь и земля или теплое и холодное, нои нечто иное. Если же само это нечто также должно или быть элементом, илисостоять из элементов, то, если оно элемент, рассуждение будет опять тем же,а именно: плоть будет состоять из этого нечто, из огня и земли и еще изчего-то, так что это будет продолжаться до бесконечности. Если же элементесть его составная часть, то ясно, что оно будет состоять не из одногоэлемента, а из большего числа их, нежели само это нечто, [взятое какэлемент], так что относительно него будет то же рассуждение, что иотносительно плоти или слога. И потому можно принять, что это нечто естьчто-то другое, а не элемент и что оно-то и есть причина того, что вот этоесть плоть, а это слог; и подобным же образом во всех остальных случаях. Аэто и есть сущность каждой вещи, ибо оно первая причина ее бытия; и так какнекоторые вещи не сущности, а сущности - это те, которые образовалисьсогласно своей природе и благодаря природе, то сущностью оказывается этоестество, которое есть не элемент, а начало[3]; элемент же - это то, на чтонечто разложимо и что содержится в нем как материя, например у слога - "а" и"б".

* КНИГА ВОСЬМАЯ *

Date: 2015-10-19; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию