Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические приемы формирования дыхательного навыка





Комплекс упражнений «Сферы дыхания» состоит из трех основных блоков: два блока относятся к доинструментальному периоду (на этапе формирования «изолированных» - первичных навыков); третий блок - к инструментальному периоду (на этапе совершенствования усвоенных навыков непосредственно на инструменте):

1 блок - упражнения-тесты, позволяющие ученику (и профессионалу) определить уровень готовности органов дыхания и самостоятельно отслеживать динамику развития функции дыхания без применения специальной аппаратуры. Эти упражнения служат эффективным средством запуска механизма исполнительского выдоха.

2 блок - развивающие упражнения способствуют укреплению дыхательной системы в режиме «изолированного навыка». Они основаны на принципах самоконтроля: с одной стороны, на уровне мышечных и других ощущений; с другой стороны, на уровне слухового восприятия на основе звуковых (акустических) представлений.

3 блок -относится к этапу совершенствования навыков управления дыханием в сочетании с различными «Сферами» биологической подсистемы:

- возбуждения звука;

- постановки губного аппарата;

- губной техники и развития динамического и регистрового диапазона;

- артикуляции (штриховой техники);

- интонирования на инструменте и т.п.

Блок 1: Упражнения-тесты направлены на определение возможностей дыхательной системы. Наиболее доступными и показательными для этих целей являются задержки дыхания:

- а) задержка на вдохе (после вдоха);

- б) задержка на выдохе (после выдоха).

Цель - получение сравнительных данных для самоконтроля активности дыхательных мышц (в частности, гладкой мускулатуры бронхов, см. Рис. 16) при различных приемах вдоха и выдоха на разных этапах освоения «Сферозвуковой технологии освоения духовых инструментов» (СТОДИ):

а) задержка дыхания на вдохе (после вдоха) используется в качестве адаптационного и способствует мягкому вхождению организма в режим задержанного (исполнительского) выдоха.

Алгоритм: медленный полный вдох – подтянуть стенку живота. При этом диафрагма приводится в естественное, исходное положение, После этого:

- задержать дыхание (до ощущения потребности смены дыхания);

- быстрый выдох - нормализовать ритм дыхания до нормального.

Затем задержки повторить 2-3 раза. В последствии увеличивать количество повторений до возможных пределов. Зафиксировать время задержки для последующего сравнения в процессе совершенствования дыхательных навыков с помощью секундомера, либо по секундной стрелке часов.

Примечание: первоначальные показания могут разниться у учеников с разными физическими данными (от 20 секунд до 1 минуты и более).

После этого – б) задержка дыхания на выдохе (после выдоха) используется для активизации гладкой мускулатуры бронхов и является наиболее эффективным средством развития исполнительского дыхания.

Алгоритм: после неглубокого вдоха сделать полный выдох (тройной) – подтянуть стенку живота - задержать дыхание до ощущения потребности смены дыхания – восстановить ритм дыхания посредством коротких вдохов и выдохов. Затем повторить 2-3 раза (в последствии увеличивать до возможных пределов). Зафиксировать время задержки для последующего сравнения в процессе совершенствования дыхательных навыков.

Примечание: первоначальные показания также могут разниться (от 10 до 30 секунд и более). По мере систематических занятий показатели будут непременно улучшаться, что происходит за счет активизации непроизвольных (рефлекторных) механизмов выдоха.

Блок 2: Развивающие упражнения направлены на формирование «изолированных», физиологически целесообразных навыков управления дыханием с последующей их экстраполяцией (переносом) на процесс взаимодействия организма и инструмента.

Цель – активизация дыхательных мышц и создание условий рефлекторного выдоха, за счет использования физиологических механизмов дыхательных органов (в частности, диафрагмы, межреберной и ключичной мускулатуры, гладкой мускулатуры бронхов, трахеи и легких).

2.1. Упражнение «Пузырь» (запуск рефлекторных механизмов оптимального дыхания) направлено на формирование первоначального навыка исполнительского дыхания: - медленный вдох носом - небольшая задержка (подтянуть стенку живота: см. Рис. 1). Затем медленный выдох (через плотно сомкнутые губы[26]).

При этом необходимо следить:

- за плавностью выдоха, не допуская напряжения брюшных мышц;

- за расширенной позицией нижнереберной части груди – позиция вдоха (как анатомо-физического показателя эффективности т.н. «прогрессирующего» выдоха[27]). Основным показателем степени активности дыхания следует считать время выдоха.

2.2. Упражнение «Насос» направлено на формирование активного произвольного (управляемого) дыхания с сохранением раскрытой позиции нижнереберной части груди: вдох одновременно ртом и носом – выдох ртом[28]. Должно возникнуть ощущение непрерывного выдоха «толчками» на слоге «хи». Толчки производятся мышцами бронхов, при активном действии брюшных мышц (движениями втягивания внутрь и вверх). Внимание необходимо сосредоточить на непрерывности процесса. Грудная клетка при этом не должна производить сжимающих движений. Начинать необходимо с умеренного темпа и небольшого количества циклов (вдох-выдох).

Основным показателем результативности считается количество циклов (вдох - выдох) во времени при соотношении: вдох/секунда. Минимальное начальное количество циклов: 10-15; максимальное - по возможности. По мере освоения данного приема можно ускорять темп и увеличивать количество циклов - до возможного предела[29]. Приведенное упражнение является подготовительным (на доинструментальном этапе): - к резонансно-формантной (голосовой) настройке, о которой пойдет речь ниже; - к совершенствованию навыков исполнительского дыхания непосредственно во взаимодействии организма с инструментом.

2.3. Упражнение «Флажок» направлено на включение координационных механизмов (взаимодействие дыхания и языка): усложнение предыдущего приема за счет подключения языка в расслабленном состоянии. Это упражнение можно рассматривать также как подготовительное для «Сферы артикуляции» в качестве начального звена алгоритма управления этой сферой.

Активность выдоха сохраняется. Язык расслаблен и свободно лежит на дне ротовой полости. Во время выдоха должно происходить «выталкивание» языка воздухом наружу, по аналогии в трепетанием флажка на ветру. Установки по положению грудной клетки и действиям брюшных мышц сохраняются.

Примечание: по мере освоения данного приема необходимо ускорять темп и увеличивать количество циклов - до возможного предела. Основным показателем результативности, также как и в предыдущем упражнении, считается количество циклов (вдох-выдох) во времени при соотношении: вдох/секунда. Минимальное начальное количество циклов: 10-15; максимальное – в режиме нарастания.

 

Date: 2015-10-19; view: 456; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию