Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оборотень





 

 

 

Наказание грешников. Миниатюра XVIII в.

 

Полночь. Всеобщая тишина. Давно погашены огни во всех избах, давно все улеглись спать. Только большая круглая луна освещает спящую деревню, поле, за полем лес. Но что это? В одном из домов на краю деревни осторожно открывается дверь. Послышался скрип калитки. Хозяину этого дома явно не спится. Он выходит на улицу и осторожно, чтобы никого не разбудить, задворками торопливо уходит в лес. Странно. Неужели его бессонница замучила и он решил подышать свежим воздухом? Но зачем для этого идти в лес? Что добропорядочному человеку делать ночью в лесу? Там, на лесной опушке, стоит большой дубовый пень. При свете луны он прекрасно виден. Именно к нему спешит этот человек. А что он несет с собой? Три ножа! Он подходит к пню, втыкает в него ножи, разбегается и со всего маху кувыркается через пень и через ножи. В то же мгновение тело человека покрывается шерстью, сзади появляется хвост, руки и ноги превращаются в звериные лапы, а человеческое лицо вытягивается в узкую волчью морду. Вместо человека на опушке стоит волк. А куда же делся тот человек, который вышел из дома на краю деревни? А вот он, перед нами, но только в волчьем обличье. При ярком свете луны он даже отбрасывает тень. Но тень у него не волчья, а человеческая! Обежав опушку, человек‑волк быстро скрывается в лесной чаще. За ним нам явно не угнаться. Он будет бегать всю ночь, подкрадываясь к чужим домам, заглядывая в чужие окна, забираясь в чужие хлева, чтобы утащить где овцу, где поросенка, где – полакомиться чужой курицей.

Нет, мы не пойдем за человеком‑волком. Его пути темны, его дела нечисты. И обычному человеку о них лучше не знать. Но если интересно, можно вернуться на это же место, к старому дубовому пню, в предрассветный час, перед самым восходом солнца. Тогда и посмотрим, что будет дальше. Вот‑вот первые лучи солнца упадут на лесную опушку. Но еще не рассеялся утренний туман. Из тумана около знакомого пня с воткнутыми ножами появляется волк. Он разбегается от края опушки, перепрыгивает пень, перевернувшись в воздухе, и вот уже перед нами стоит прежний человек. Нет ни волчьих лап, ни хвоста, ни шерсти, ни звериного оскала зубов. Человек вынимает из пня ножи, прячет их в карман и, осторожно оглядываясь, возвращается в свой дом на окраине деревни. Он уверен, что его никто не заметил.

Этот человек – оборотень. Он может с помощью колдовства превращаться в волка на определенный срок. Находясь в волчьем облике, он сохраняет человеческий разум. Есть оборотни, которые сами, по собственному желанию, превращаются в зверей – волков или медведей. А есть несчастные люди, которых против их воли оборотнями сделали колдуны и ведьмы. Такой оборотень в некоторых местах России еще называется волколаком, волкодлаком или вовкулаком. Такие названия не очень характерны для русской традиции. Волколаками оборотней называют белорусы и украинцы, а также южные и западные славяне. Всем им хорошо известны представления о людях‑волках. Славянское слово волко(д)лак не имеет однозначного толкования. По наиболее распространенной версии, оно является сложением двух слов: волк и сербского длака – «шерсть, шкура». «Волколак» значит «волчья шкура». Превращение в волколака, как и всякое оборотничество, – это переход из человеческого мира в иной, нечеловеческий.

Представления об оборотнях – одни из самых древних в славянской мифологии. В «Слове о полку Игореве» упоминается князь‑оборотень Всеслав. Этот князь по ночам оборачивался волком и успевал в таком виде достичь Тьмутаракани, «великому Хорсу волком путь перебегая».

Хорсом в древнерусской традиции называлось божество солнца. Значит, князь Всеслав перебегал дорогу самому солнцу. В древнерусской Кормчей за 1282 г. говорится о волкодлаке, который гонит облака и изъедает луну. Способность волколака поедать солнечные светила хорошо известна южным славянам. У них этот образ часто смешивается с образом вампира. О способности волколаков влиять на природные явления говорится в сербском источнике 1262 г., который затмения луны и солнца объясняет следующим образом: «Когда погибает луна или солнце, говорят, что это волколаки луну съели или солнце». Схожие поверья до сих живы в мифологии карпатских украинцев. Образ, подобный славянскому волколаку, есть у многих народов. В английской традиции он известен под именем Беовульфа, у немцев называется Вервольфом.

Волколак чаще всего имеет облик обычного волка. Но некоторые особенности в его внешнем виде и поведении выдают в нем оборотня. У волколака суставы на задних ногах повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у волка. И тень у него не звериная, а человеческая. В момент превращения руки волколака обрастают шерстью и становятся звериными лапами. Он встает на четвереньки. А вместо человеческого голоса слышится волчий вой. Оборотень, превратившись в волка, может нападать даже на своих близких.

Оборотнями обычно становятся ведьмы и колдуны, чтобы причинять зло людям. Превращаясь в волка, человек пересекает невидимую символическую границу, отделяющую человеческий мир от потустороннего. Превратиться в волка можно разными способами. Чаще всего колдун должен перекувырнуться через несколько (чаще всего два, три или девять) ножей, воткнутых в землю острием вверх. Чтобы снова принять человеческий облик, колдун должен перекувырнуться через эти же ножи, но в обратном порядке. Если же за время его отсутствия кто‑нибудь заберет эти ножи, то колдун так и останется в волчьей шкуре.

 

Оборотень. XVIII в.

 

***

В селе Лучасах Смоленской губернии рассказывают, что когда‑то там жил мужик, умевший делаться оборотнем. Пойдет на гумно и пропадет. Однажды за овином нашли воткнутый в землю нож и выдернули его. С тех пор мужик пропал и пропадал года три. Один знахарь посоветовал родственникам пропавшего воткнуть нож за овином на том месте, где он торчал раньше. Так и сделали. Вскоре после этого пропадавший мужик пришел в свою избу, но весь обросший волчьей шерстью. Истопили жарко баню, положили оборотня на полок и стали парить веником; волчья шерсть с него вся и сошла. Оборотень рассказал, как он превращался: стоило ему перекинуться через нож, и он обращался волком. Прибежал, а ножа нет. И век бы ему бегать в таком виде, если бы не догадались воткнуть на старое место нож. Хотя этот парень и обращался в волка и долгое время был оборотнем, мысли и чувства у него были человеческие. Он даже не мог есть нечистой пищи, например падали. Когда оборотень подходил напиться к воде, там отражался не волк, а человеческий образ (Смоленская губ., Гальковский 1916,213–214).

***

Превратиться в волка можно и другими способами. Например, перекувырнуться через плетень или перекресток, через осиновый пень, через коромысло, перелезть через хомут или перешагнуть через пояс ведьмы, положенный под порогом. Человек, превращающийся в волколака, раздевается донага или заменяет свою одежду ветхой, рваной в знак приобщения к иному миру.

Человек может стать волколаком невольно, по умыслу злых людей. Колдун насылает по ветру ворожбу на того, кого он хочет превратить в волка, выливает под ноги человеку отвар из липового лыка, дает выпить колдовское зелье или использует другие способы порчи. Колдун может сделать оборотнем даже собственного сына.

По одним представлениям, человек, насильно обращенный в волколака, испытывает страх и отчаянье, он не нападает ни на людей, ни на скот и бывает страшен только для того, кто обратил его в волколака. По другим поверьям, оборотни поступают в услужение к волкам и обязаны по их приказанию нападать на скот и приносить волкам добычу. Волколак не может есть сырое мясо, а пытается его жарить на углях, оставшихся от пастушьих костров. Он вынужден питаться кореньями, лесными ягодами, красть хлеб у пастухов и жнецов.

Колдун по злому умыслу может превратить в волков целую свадьбу с женихом, невестой и гостями. Для этого он берет столько ремней, сколько в свадьбе участвует человек, нашептывает на них заговор и опоясывает ремнями участников свадьбы. Колдун знает и другие способы. Под порог, через который проходят молодые и их родственники, он кладет наговоренный пояс. Переступившие через него тотчас превращаются в волков. И бегать им в волчьем обличье до тех пор, пока этот пояс не истлеет. Свадьба, обращенная волками, так и бегает по полям и лесам, пока не найдется умный знахарь. Увидит он стаю таких волков и поймет, что это оборотни. Тогда он предпримет усилия, чтобы обратить их в людей. А узнать свадьбу, обращенную в волков, легко. Ведь у сватов поверх шкуры остаются повязанные белые и красные рушники, у невесты – ленты, а у жениха – букетик цветов.

***

В одной из донских станиц проживал богатый казак, и была у него красавица дочь Маша. Влюбился в Машу безобразный сын ведьмы и стал свататься за нее. Старый казак выгнал ведьму, пришедшую сватать своего сына. «Постой же, старый хрыч, не видать тебе твоей Машки замужем!» – напоследок сказала ведьма. Через несколько недель Маша была просватана за сына сотника. Все шло благополучно. Но когда молодые стояли под венцом, кто‑то заметил старую ведьму, копошащуюся на перекрестке. По окончании венчания сказали об этом дружке, но он не обратил на это внимания. Как только свадебный поезд въехал на перекресток, молодые внезапно превратились в волков и убежали в лес, а на перекрестке оказался нож, воткнутый в землю острием вверх. Затужил старый казак и послал за сыном. Приехал молодой казак, узнал, что случилось, засел ночью около изгороди, подкараулил ведьму и схватил ее за волосы. «Дай слово, что не убьешь меня, если я скажу тебе способ превратить их снова в людей». Молодой казак обещал. Тогда ведьма подала ему клок своих волос и сказала: «Заряди ружье этими волосами, найди свою сестру и зятя и выстрели в них. При звуке выстрела они снова станут людьми». Молодой казак все так и сделал, и молодые снова превратились в людей. А станичники сожгли ведьму в ее собственном доме (Иванов 1991, 505).

***

Иногда считают, что способность к оборотничеству предопределена судьбой. Оборотнями становятся люди, родившиеся в «злую» минуту, а также дети тех родителей, которые нарушили ритуальные запреты: работали в праздник или зачали ребенка в тот день, когда существует запрет на супружеские отношения. Иногда волколаками считали людей, проклятых своими родителями. Такой человек помимо своей воли в определенные моменты (чаще всего по ночам) превращается в волка и нападает на людей.

 

Святой Христофор. Икона XVII в.

 

Если человек насильно обращен в волка, вернуть его в человеческий мир трудно, но возможно. Для этого нужно разорвать символические путы, удерживающие человека в зверином состоянии. Иногда бывает достаточно разорвать или разрезать волчью шкуру. Но наиболее верный способ приобщить оборотня к миру людей – накормить его человеческой пищей, осененной крестным знамением.

***

Сидит мужчина, обедал, и пришел к нему волк: есть хочет. Мужчина намазал хлеб с маслом и дает на ножике. Волк тоже есть хочет: цоп хлеб с маслом и с ножиком? И побежал! А раньше на хлебе и на масле ставили крест христиане. И волк стал человеком. Он был обернут волком. Съел хлеб, а хлеб крещеный. И с него снялось. Он был купец. Воткнул этот нож в своей лавке в дырочку и ждал, пока придет хозяин и узнает свою вещь. И приходит человек:

– Мой ножик! А купец:

– Давно тебя ждал!

Он ведь его спас. И купец половину достояния отдал ему (Новгородская обл., Традиционный фольклор, 329).

 

ПОСЕТИВШИЕ «ТОТ СВЕТ»

 

Не только мертвые могут посещать мир живых, но, при определенных ситуациях, живые временно могут оказываться на «том» свете. Чаще всего это происходит при обмирании – так в народе называли летаргический сон, который обычно принимался за временную смерть. О посещении загробного мира и о выпавшем на его долю испытании человека предупреждают заранее. Во сне является некий «старый дед» или Бог, который объявляет, что человек заснет крепким сном на несколько дней. После этого душа спящего человека попадает в иной мир, ходит «по мытарствам» и узнает об устройстве потустороннего мира. Люди, посещавшие «тот свет», рассказывают о страшных мучениях грешников. Души людей, совершивших при жизни разные прегрешения, испытывают разные мучения. Ведьмы, отнимавшие у коров молоко, мучаются рвотой; «колдуницы» варятся в кипятке; воры вынуждены таскать на себе то, что украли при жизни. По «тому» свету душа спящего человека путешествует вместе с проводником – умершим родственником, ангелом, святителем Николаем или Богородицей. Она часто оказывается перед лицом самого Бога. Он и отпускает душу назад на землю, предварительно объяснив ей, что она может рассказать на земле, а что – должна утаить от людей под страхом смерти.

***

Одна вдовица пять дней лежала не жива, пять дней. И пятеро детей осталось у ней. И все малые. Привезли батюшку хоронить ее. А у нее лицо то покраснеет, то побледнеет. Батюшка посмотрел и сказал: «Вы подождите, не хороните эту женщину, она еще, может быть, жива. Не трогайте ее, она будет лежать до такого‑то часу». Он ушел, а люди сидят. А она вдруг села и говорит: «Люди, не убегайте, я не умершая, я была на том свете. Меня Господь водил везде. И он мне везде показывал, какие мучения бывают за грехи. Он меня ведет со свечкой, а перед нами люди ходят и все время руками что‑то гребут. Я спрашиваю: «Что они, Господи, делают?» А Господь говорит: «Это те, что ягоды в воскресенье рвали». Идем дальше. Перед нами люди черные, как головешки. У всех лица обожжены. «А это, – говорит Господь, – те, кто дома поджигал». Идем дальше.

Перед нами к женщине подходит ребенок и говорит: «Ты не мать мне, а змея». Господь говорит: «Это женщины, которые детей своих убивают». А потом подвел ее Бог к трем мужчинам и говорит: «Узнала ты их?» Она отвечает: «Узнала». (У этой женщины было три мужа, и Он их ей показал.) Вот Он все мне показал и говорит: «Я тебя веду назад». И ведет со свечкой. А там такое место, где столик стоит и свечки горят, много свечек. А перед свечками Господь сидит и книжку читает. Вот взяли меня проводники, вывели из норы, и я встала» (Толстой 1995, 459).

 

Date: 2015-10-19; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию