Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полудница





 

 

 

А.Г. Венецианов. На жатве. Лето. 1825 г.

 

Во время уборки хлебов не то что каждый день – каждый час дорог. Трудолюбивая хозяйка, радеющая о благополучии семьи, в пору жатвы почти не спит. Встает с рассветом – чтобы успеть сжать побольше, пока солнце сильно не жарит. Ложится затемно. Ведь кроме жатвы она еще и обычные домашние дела должна успеть переделать – приготовить, постирать, детей обиходить. А в поле уж и подавно не присядет. Даже лишний раз не отойдет воды напиться, хотя в горле давно пересохло. И все для того, чтобы сегодня успеть сжать на несколько снопов побольше. Ведь хлеб ждать не будет. Колосья и так уже перезрели. Еще немного – и тяжелые зерна начнут высыпаться на землю. А тогда – прощай, урожай, прощайте, полные закрома хлеба. Поэтому надо спешить.

Вот и спешит жница. Уже и полдень наступил. Надо бы остановиться, передохнуть. Пропустить опасное время. Нет. Снова мелькает острый серп, ложатся на землю срезанные колосья. Не разгибается жница. Не замечает она, как откуда‑то прямо из раскаленного летнего воздуха появляется красивая высокая женщина в белых блестящих одеждах. Женщина молча подходит к жнице, протягивает руки к ее шее. Жгучая боль пронизывает шею. Жница с трудом распрямляется и в ужасе застывает, увидев перед собой женщину в белом. Сразу сообразила она, кто ее страшная гостья. Не раз и не два слышала она от матери и от других старых женщин: «Не жни в полдень. Придет полудница, закрутит тебе шею».

Единственное спасение от полудницы – занять ее рассказом. Но не любым рассказом. Нужно не торопясь, от начала и до конца, ничего не пропуская, рассказывать полуднице о муках хлеба. А что такое – муки хлеба? Разве хлеб мучается? Еще как мучается, только мы этого не замечаем.

Сначала пашут поле, чтобы хлеб посеять. Вспахали поле. Потом нужно боронить – разбить бороной крупные комья земли. Поборонили. Потом зерна сеют в землю. Посеяли. Потом показались всходы. Показались. Потом хлеб цветет. Отцвел. Потом напились и созрели колосья. Созрели. Потом хлеб начинают жать. Сжали. Потом хлеб вяжут в снопы. Связали. Потом снопы везут с поля на гумно. Привезли. Потом снопы сушат в овине. Посушили. Потом хлеб обмолачивают цепами. Обмолотили. Потом зерна веют в веялке. Обвеяли. Потом зерна мелют на мельнице. Смололи. Потом в квашне месят тесто. Замесили. Потом тесто поднялось, и из него лепят буханки. Слепили. Потом топят печку. Истопили. Потом буханки кладут в печь. Положили. Потом буханки испеклись, и их вынимают из печи. Вынули. Потом их кладут на стол. Положили. Теперь хлеб можно есть. Уф! Наконец‑то все! Вот это и есть рассказ о муках хлеба.

Вы не устали, слушая, как хлеб мучили: кидали в землю, потом срезали серпами, потом били цепами, потом мололи, потом держали в жаркой печи? Вот и полудница устала. «Хитрая ты, догадалась! А то я бы тебе шею завертела!» – сказала она жнице и исчезла в палящих лучах полуденного солнца. С колотящимся сердцем перепуганная до смерти жница бросила недожатую рожь и бегом к своему дому. Даже серп в поле забыла. Хорошо, что живая осталась. Это ей урок до самой смерти. Сама не будет больше жать в полдень и детям своим накажет.

Полудница – одно из самых древних и загадочных существ в славянской мифологии. В отличие от полевого, полудница не только хозяйка и хранительница поля, следящая за его плодородием и созреванием хлебов. Она – и солнечное божество, появляющееся в поле в тот час, когда солнце находится в зените. Поскольку полудница обычно живет именно в ржаном поле, ее часто называют ржицей или ржаницей. О связи полудницы с рожью даже есть присказка: «Полудница во ржи, покажи рубежи, куда хочешь побежи».

Одни считают, что полудница очень красива. Это молодая очень высокого роста женщина, одетая в белые одежды. В руках у нее огромная сковорода. Другие видели полудницу в облике страшной, косматой, взлохмаченной старухи с длинными руками.

***

Полудница – она в огороде сидит. Сначала маленькая, черная, как кошка. А потом растет, растет – и до самого неба. А волосы‑то длинные, белые. Если пойдешь в огород, она тебя схватит. Это мама моя сказывала (Иркутская I обл., Померанцева 1978, 149).

***

Полудница появляется на межах в период цветения ржи и созревания хлебов и охраняет хлебные злаки от палящих лучей полуденного солнца. Есть добрая и злая полудница. Добрая закрывает в полдень огромной сковородой хлеб и травы от жаркого солнца, злая оборачивает раскаленную добела сковороду другой стороной и прижигает верхушки злаков и цветы растений.

Полудница очень опасна для людей. Она охраняет цветущие злаки от людей и особенно от детей. Она следит за тем, чтобы они не ходили в поле в период цветения и не мяли хлебов. Детей, оказавшихся в поле, она заманивает в гущу хлебов и заставляет их долго блуждать по ржи. Поэтому детей раньше пугали: «Не ходи в рожь, полудница тебя обожжет» или «Полудница тебя съест». Впрочем, некоторые считают, что есть разновидность полудницы, которая обитает не в ржаном поле, а в гороховом, а также на огороде. Она охраняет свои владения от набегов детей за горохом, молоденькими огурцами, репкой и прочими огородными лакомствами.

 

С.М. Прокудин‑Горский. Обед на сенокосе. Фото 1909 г.

 

Особенно сурово поступает полудница со жнецами, которые работают в поле в полдень. А ведь это строго‑настрого запрещено. Она насылает на них солнечный удар. Или берег их голову и начинает вертеть, пока не натирает человеку шею до жгучей боли. Некоторые уверяют, что наиболее злобные из полудниц могут вообще отвернуть голову тому, кто работает в поле в полдень, или защекотать до смерти.

***

Прежде‑то ходили полудницы, щекоткой защекочут до самой смерти, отец все рассказывал. До полудня они ничего не сделают, а с полдня с пожни нужно уходить домой. Как жнут рожь, так полудницы‑то сидят, скрючатся все, руки, ноги вот так сложат. Теперь полудницы стали куда‑то деваться. Отец в глаза не видывал их, а старухи‑то жнут, так видывали. Жали. Было это со старухой. Время‑то склоняется вот этак уж, с поля уходи – полудницы придут. Полудницы так угонят, защекочут, порешат человека. И вот говорили, одна женщина жала. Жала да поглядела – никого нету: «Дай еще сноп принесу». Немного сноп не донесла – прилетела полудница, ее и схватила щекотать. Щекочет она насмерть. А вниз повались – отступится (Архангельская обл., Померанцева 1978, 148).

***

Полудницы не только способны защекотать до смерти. В полдень они ходят с косами по дорогам и косят косами встретившихся на их пути людей. Некоторые из этих злобных существ даже могут зайти в деревню. Поэтому раньше в полдень закрывали ставни, чтобы полудницы не заглядывали в окна.

***

Полудница людей косой косила. Хитрая женщина. Полудница лежит до двенадцати часов, потом идет косить. В двенадцать часов все убегают домой. Она была женщина с длинными волосами, в годы пращура жила. Окошки‑то в те времена были маленькими, со ставнями. В полночь у кого не были закрыты ставни, полудница разбивала стекла, а если кого встречала на улице, косила его. Зимой ее нету, а летом в кустах лежит. У них и одежда прежняя, домотканая (Архангельская обл., Померанцева 1978,150).

***

Родственницей полудницы считают удельницу или кудельницу. Имя этого существа связано с глаголом удить – «зреть, наливаться» (так говорят о наливающемся зерне) и с диалектным существительным уденье – «жаркое время», «полуденный отдых». Удельница тоже полевой дух. Она отвечает за то, чтобы зерна в колосьях хорошо наливались. Одновременно она чрезвычайно враждебно относится к беременным женщинам и маленьким детям. Удельница даже насылает болезни на родильниц и ворует у матерей младенцев.

Несведущие люди путают иногда полудницу с русалкой. Ведь русалка тоже появляется в поле в белой одежде во время цветения хлебов. Русалка также любит щекотать встретившихся людей. Но русалка – совсем даже не полудница. О русалке будет отдельная история.

 

Date: 2015-10-19; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию