Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Водяной





 

 

 

И.Я. Билибин. Водяной. 1934 г.

 

Недалеко от села, за рощей, в окаймлении старых берез лежит лесное озеро с большими и глубокими заводями. Вода в озере темная от залежей торфа на дне, но очень чистая от питающих озеро родников. По берегам озеро заросло камышами и осокой. В заводях среди широких листьев покачиваются на упругих стеблях огромные белые кувшинки. Они служат отличными аэродромами для перламутровых стрекоз, взмывающих в небо. Старики утверждают, что озеро такое глубокое, что у него вообще нет дна. Старики, конечно, преувеличивают. Наиболее смелым из лучших сельских пловцов удалось донырнуть до дна и благополучно вынырнуть обратно. Они рассказывают, что на дне озера лежат кряжистые стволы деревьев, когда‑то рухнувших в воду, бьют холодные ключи и еще есть два‑три очень опасных омута. Туда лучше не подплывать – если затянет в омут, выбраться не сможет даже опытный пловец.

На всю округу озеро славится рыбой. В мелкой прибрежной воде, хорошо прогретой солнцем, суетятся стайки мальков. Сверкнет чешуя небольшого подлещика. Но серьезная рыба держится на глубине, ближе к середине озера. Хищные щуки и сомы днем таятся в заводях под камышами – оттуда легче атаковать зазевавшуюся плотву. Ближе к вечеру над озером раздаются тяжелые удары хвостом по воде – играет на закате крупная рыба.

Много рыбы в озере, только поймать ее удается не каждому. Рыбаки из окрестных сел убеждены, что все дело в капризном характере местного водяного – единого и нераздельного хозяина здешних вод. Возвращаясь в очередной раз без улова, рыбаки дружно ругают его норов. Ругать‑то ругают, только тихо, вполголоса, с опаской оглядываясь по сторонам. Чтобы сам водяной ненароком не услышал. Тогда на озере лучше не появляться – обиженный водяной такое устроит, что мало не покажется. Ладно, если просто ничего не поймаешь, так ведь и сам запросто можешь сгинуть в одном из омутов. Всем известно, что водяной любит затягивать туда людей. Не терпит водяной хозяин непочтительного к себе отношения и страшно гневается, если к его высокому статусу люди относятся без должного уважения.

Вот и не далее как вчера вышли рыбаки на лодке на середину озера, закинули сеть. Пришло время вытягивать сеть, проверять улов. Тянут, тянут сеть и радуются – тяжелая, много рыбы попалось. Будет сегодня на столе уха из свежей рыбки! Вот верхний край сети показывается в воде. Блестит чешуя крупных лещей и сазанов. Улов на славу! Рыбаки дружно налегают на сеть – еще два‑три рывка, и рыба окажется в лодке. Но что это?! Вдруг какая‑то неясная тень показывается в глубине под лодкой, словно гигантская щука. Откуда она тут взялась? «Щука» подныривает под сеть и острым верхним плавником, как ножом, распарывает ее. Рыбаки рывком подтягивают сеть к лодке и не верят своим глазам. Разорванная сеть пуста! Рыба ушла, а вместо нее в ячейках запутались пучки водорослей и тины. Вдруг за спинами рыбаков где‑то у камышей раздается всплеск огромного хвоста, и над водой слышится хлопанье в ладоши и издевательский хохот. Рыбаки уныло опускаются на дно лодки. Они все уже поняли. Это водяной в который раз выкинул свой излюбленный номер. Прикинулся большущей щукой, порвал сеть и выпустил рыбу. Не видать им сегодня ухи. Домой придется возвращаться с пустыми руками, а потом еще весь вечер чинить порванную сеть.

Бредут домой раздосадованные рыбаки, почесывают в затылках и рассуждают о коварстве водяного. Только не всем водяной устраивает такие каверзы. Есть у них в селе дедушка Игнат, старый рыбак. Говорят, что в молодости он ходил на большом баркасе в Белом море с опытными моряками‑поморами. Тяжелая и опасная это работа – на суровом Белом море рыбу ловить. А если на море шторм, как вернуться на берег живым и невредимым да и улов не растерять? Все зависит от рыбацкого опыта, сноровки в управлении баркасом, от знания течений и ветров, а еще – от умения рыбаков умилостивить грозного водяного хозяина. А он в Белом море пострашнее будет, чем в местном озере. Если благосклонен хозяин моря к рыбакам, лучшей рыбы нагонит в сети, из любого шторма невредимыми выведет. И баркас не разобьется о камни, и парус не порвется от порывов ветра, и мачта не сломается. Всю эту морскую науку прошел дедушка Игнат. В селе поговаривают, что он знает, как поладить с водяным. Не было еще случая, чтобы он возвратился с озера без рыбы. И рыба у него всегда отборная, не мелюзга какая‑нибудь. Знает, знает тайные слова дедушка Игнат.

Весной, первого апреля, в день святой Марии Египетской (1/14.04), когда на озере начинает таять и ломаться лед, водяной пробуждается от зимней спячки. Всю зиму он спит на дне, в самом глубоком омуте под корягой, среди тины. Но как только под лучами солнца озеро освобождается ото льда, водяной просыпается, злой и голодный. Спросонья он крушит все вокруг себя – ломает льдины, устраивает заторы, распугивает рыбу. Вот тогда дедушка Игнат приходит на берег, да не с пустыми руками. Приносит он водяному подарки: пригоршню табаку, мешочек муки, кусок сала или еще что‑нибудь из съестного – и просит водяного: «Храни, паси нашу семью».

Раньше, еще в XIX веке, в этот день рыбаки приносили водяному большую жертву. За несколько дней до первого апреля рыболовы покупали, не торгуясь, самую негодную лошадь и откармливали ее. В день жертвоприношения лошадь намазывали медом, украшали ей гриву красными лентами и топили посредине реки. При этом старший рыболов выливал в реку масло и говорил: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье, люби и жалуй нашу семью». Второй раз жертву водяному приносили осенью – в день св. Никиты (15/28.09). Тогда в реку бросали мертвого гуся в благодарность водяному за то, что все лето он надзирал за гусями. Первую пойманную рыбу рыбаки отпускали обратно – в жертву водяному. В воду бросали лапти с портянками и кричали: «На, тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!» Некоторые рыбаки отдавали водяному часть своей еды и даже, когда пили чай, отливали часть в воду. Там, где водяного ублажали, он стерег в водоемах рыбу и даже переманивал ее из других рек.

Дедушка Игнат в озеро ни лошадей, ни гусей, конечно, не бросает. Но и его дары водяному приятны. Ведь важны не столько подарки, сколько уважение. А водяной умеет ценить уважительное отношение и платит за него добром. Вот почему у дедушки Игната всегда такой богатый улов.

Водяной, он, верно, зеленый весь. Ну, так всегда в воде, так как же! С бородой. Говорят, как человек, только зеленый весь. Он тоже плохой, но и хороший бывает. Вот апрель, так надо ему подарки нести, бросать в реку, чтобы не трогал никого этим летом. Может, тогда и не утащит. <…> Четырнадцатого апреля носили подарки водяному. Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью» (Новгородская обл., Черепанова 1996, 55).

Водяной есть в каждом водоеме – в реке, озере, пруду. Водяной владеет всем, что есть в воде и на воде, поэтому его еще обычно называют водяной хозяин или дедушка водяной. Он охраняет водоплавающих птиц и рыбу и переманивает ее из других водоемов. Рыба считается его скотом, особенно сом, налим и угорь. Они в некоторых местах называются «рыбой водяного» и не употребляются в пищу. Иногда в категорию «любимцев водяного» попадают и раки. Кроме рыбы, у водяного в подводном царстве имеется свой скот – стада коров и лошадей, которых он лунными ночами выгоняет на прибрежные заливные луга. Коровы водяного всегда черные, без единого белого пятнышка, но очень молочные.

***

Водяной по ночам выгонял своих коров из реки на прибрежный луг. Один человек заметил, что по ночам у реки пасется стадо черных коров, а придет утром – никого нет. Мужик стал наблюдать за этими коровами и, наконец, понял, что это коровы водяного и что тот сам выходит на берег их пасти. Однажды под утро, когда водяной загонял стадо назад в воду, мужик изловчился и отбил одну корову. Эта корова оказалась очень молочной, а в хозяйстве мужика с тех пор никогда не переводился скот (Архангельская обл., Харитонов 1848, 144).

***

О том, как выглядит водяной, ходят разные слухи. Одни говорят, что он похож на старого плешивого деда с длинной седой бородой и большим брюхом. Якобы он голый и облеплен грязью, тиной и речными водорослями. Еще он похож на на утопленника – появлялся как худой посиневший старик, облепленный водорослями. Впрочем, другие считают, что водяной одет, как люди, и щеголяет в красной рубахе.

***

Водяной, он всегда в воде, а как же! С бородой, да. Говорят, как человек, только зеленый весь. У него борода как трава растет, тина та самая. Вот из этой тины борода‑то длинная. Волосы большие, тоже из этой тины. Тело такое переливается, как рыбья чешуя, но это не чешуя. Ноги в воде, он опустил ноги… Моя бабка по речке ходила. Не ночью, а часов около одиннадцати. Теленка искала. Ну и ног‑то не видно, а руки – как у лягушки – четыре пальца. В воде сидит… А он шевелится все. Она не поняла сначала, а потом отошла от речки‑то и потом уж вспомнила, что это водяной, надо убегать, а то он утянет в воду или еще что сделает (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987,49–50).

***

Многие, кто его видел, замечали у него звериные или рыбьи черты – рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожу, как у налима. Впрочем, как и большая часть нечистой силы, водяной может оборачиваться кем и чем угодно – женщиной, ребенком, утопленником, господином с тросточкой, непонятным лохматым чудищем.

***

Мне было восемь или девять лет. Я помню, это было в Ильин день. <…> Мы, ребятишки, на берегу были. <…> И вот мы смотрим: на той стороне реки Нерчи, за Тарским Камнем, появился из воды кто‑то – косматый, черный – и давай из воды выскакивать. Унырнет – снова вынырнет, унырнет, снова выскочит. Сам волосатый, волосья длинные, черные. Руками хлопает по воде и выскакивает. А там же, за Нерчой, скалы одни. Кто же там мог быть?! Человек никак не мог (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987,50).

***

Если водяной захочет, он может стать невидимым или появиться в облике рыбы, животного или птицы. Из рыб водяной предпочитает оборачиваться в сома, щуку. Из птиц – в утку, гуся или петуха. Может принять облик домашних животных – барана, свиньи, черной собаки, коровы.

***

Водяной по‑всякому бывает. Высунет голову на сушу и положит. Цветом бывает синий или, как налим, цветной, это летом около Петрова дня, когда жаркие лучи. У него есть два уса только. Он похож на рыбу с хвостом. Снизу у него два крыла (Русское население Эстонии, Черепанова 1996, 54).

***

Любимые места водяного – омуты, водовороты, старые пустые водяные мельницы, места под мельницами и шлюзами. Показывается он в лунные ночи на берегу – на камнях, мельничных колесах, на мосту. Очень он любит высовываться по пояс из воды, шлепать руками по воде, хлопать в ладоши, хохотать, ржать, как лошадь. Особенно он опасен в полдень, в полночь, после захода солнца, а также во время или накануне больших праздников: в ночь на Ивана Купал у, в Троицкую субботу, в период цветения ржи (когда души мертвых находятся на земле), в Ильин день. В эти дни, а также перед грозой запрещалось купаться, чтобы водяной не утопил человека.

Над водяными царствует водяной царь – старик с палицей, который может подниматься к небу в черной туче, создавать новые реки и озера. Его называют царь Водяник или Водян царь. О семейной жизни водяного существуют противоречивые сведения. Одни уверяют, что он холост и вступает в любовную связь с русалками. По другим сведениям, у водяного есть семья и дети, а его жена водяниха или водяница происходит из утопленниц или проклятых девушек. Дети водяного – водянёнки – забавляются тем, что обрывают сети у рыбаков. Если поймать ребенка водяного и вытащить на берег, отец даст за него богатый выкуп рыбой.

Водяные играют свадьбы во время весенних разливов рек, половодий и наводнений. Они специально устраивают наводнения для того, чтобы новобрачные переехали на местожительство в новый водоем. Из‑за своих семейных проблем водяные не то что наводнения устраивают, могут запросто изменить рельеф местности. Вот раньше в Карелии два соседних озера – Кенозеро и Водлозеро – были соединены протокой. А теперь они не сообщаются друг с другом, а вместо протоки возвышается гряда камней. И все, спрашивается, из‑за чего? Из‑за неудачного сватовства кенозерского водяного к дочери водяного из Водлозера.

Вся эта история возникла из‑за того, что в Водлозере издавна живут два водяных. Вообще‑то так не положено: на один водоем не должно быть больше одного водяного. Но то ли Водлозеро слишком велико и одному водяному здесь никак не управиться, то ли еще по какой причине, только в нем обитают два водяных. Именуются они по названиям церковных приходов. Ильинский водяной живет со стороны Ильинской церкви. Пречистенский водяной – со стороны Пречистенской церкви.

***

У водяного Ильинского была дочь. За нее сватались водяной Пречистенский и водяной – владелец Кенозера, которое в ту отдаленную эпоху было соединено с Водлозером. Как Пречистенский, так и Кенозерский водяные часто навещали Ильинского. Кенозерский водяной первый посватался, и ему отказали. Посватался затем Пречистенский водяной, и старик Ильинский отдал за него свою дочь. Кенозерский рассердился, ушел к себе в озеро и, чтобы никогда не ходить больше в Водлозеро, засыпал большими каменьями дорогу. С тех пор Кенозеро не сообщается больше с Водлозером. Отправляя свою дочь к зятю, к Пречистенскому погосту, Ильинский водяной дал ей в приданое много золота и драгоценностей и, наконец, целый остров из своих владений послал вместе с дочерью в ее новое жилище. Этот остров лежал прежде недалеко от реки Илексы и, ведомый петухом, прибыл к деревне Большой Кул‑Наволок, недалеко от которой он остановился. Вещий петух затем улетел, а остров стоит до сих пор и прозван в память того, что его привез петух, Петуньим островом (Олонецкая губ., Харузин 1894, 321–322).

***

Наводнения возникают и из‑за других проделок водяного. Водяные из разных озер и рек любят играть в карты на рыбу, которая водится в их владениях. Если водяной из одного озера или реки проиграл в карты рыбу другому водяному, то он устраивает наводнение, чтобы перегнать свой проигрыш в другой водоем.

Иногда водяные ссорятся между собой из‑за «сфер влияния». Известны случаи, когда водяной обращался за помощью к священнику, чтобы устранить своего «конкурента».

***

Приходит водяной к попу и просит одной вещи, а какой – выговорить не может, обещает только шапку золота. Поп догадался, что у него просят, взял крест и отправился к озеру. Пришли на самую середину озера и стали спускаться в водяное царство. Тут водяной указал попу на крест и велел выпустить его из рук. Лишь только тот выпустил, поднялся крик, шум, визг. Загорелось все водяное царство и сгорело дотла. Разбежались все тамошние жители. Водяной велел опять взять крест, дал попу шапку золота и сказал: «Ну, спасибо, поп. Сюда переселился водяной из соседнего озера и совсем выгнал меня из моего жилища. Сжег ты его водяное царство, а я вновь его построю. Если тебе что понадобится – приходи. Я буду твоим вечным слугой» (Максимов 1,88).

***

Водяной – злобный и враждебный людям демон. Из всех духов‑«хозяев» он ближе всех стоит к черту и часто смешивается с ним в народных рассказах. Основная задача водяного – топить людей. Он затягивает и заманивает в воду неумелых и беспечных пловцов, переворачивает лодки, сажает их на мель и разбивает о камни. О его злобе и коварстве люди рассказывают с давних пор, аж с середины XVII века. Даже в «Житии Иова Ущельского» записан один такой случай.

 

Чудо морское. Русский рисованный лубок. XVIII в.

 

***

Ехали через Мезень‑реку в лодке. <…> Фока с братьями, Петровы дети, на пашню свою, и переправляли лошадь, и выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный, и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отогнали… (Гальковский 1916, 11).

***

Когда человек заходит в воду, он должен «попроситься» у водяного: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня». Даже воду из реки ночью набирать нельзя, чтобы не разгневать водяного. Если же это приходится делать, нужно сказать: «Хозяин и хозяюшка, разрешите мне водички взять». Тех, кто ныряет, не попросившись у водяного, тот хватает за ноги и утягивает на дно водоема.

***

Водяной людей топит. Говорят, тут недавно в Каргополе двадцать лет парню было. Выехал он с девочкой на Онегу, на реку покататься в лодке, да задумал из лодки прыгнуть искупаться. Она в лодке осталась, а он прыгнул, даже и руки не показал. Он там, наверно, водяному понравился. Не благословясь и не перекрестясь, так бухаются в воду, ни о чем не думают. А девочка осталась сидеть, а его неделю искали (Архангельская обл., Левкиевская 2001,439).

***

Утопленники – добыча водяного, которую у него никто не может отобрать. Об утопленнике говорят, что «у него на плечах водяной сидит». Водяной часто сидит на утопающем в виде гуся, петуха или барана, не давая ему спастись и не позволяя спасателям поднять его на поверхность. Если человеку удается выплыть, о нем говорят, что он спасся потому, что «водяного не было дома». Если человек утонул, его тело можно отыскать с помощью водяного. Для этого нужно знать особые слова – просто так он помогать не будет.

***

Водяной – так это водяная сила. У нас тут тоже потонул мужик, а жена поехала тело разыскивать. Там, в Данилове, живет Ольга Васильевна Якимова, у нее мужик потонул, она и поехала вместе со свекром. Вот та баба, которая умела вызывать лешего, вот она и водяного вызывала. Вызывала водяного, и она этой Ольге Васильевне написала записочку – так и так, чтобы тело найти. Вот они в лодку сели и поехали. Как только выехали, она эти слова, что ей написали, три раза прочитала, и вот щука такая большиханская нырнула под лодку, и надо было им за этой щукой плыть, она бы их привела к утопленнику. Они испугались и вернулись. Да нет, тут уж не щука была. Она вызвала водяного, это водяной щукой показался. Да уж в леща или в налима он не превратится, а щука – рыба хищная. В щуку может превратиться нечистая сила (Архангельская обл., Левкиевская 2001,439).

***

Если водяной уж слишком свирепствует и в каком‑нибудь водоеме все время тонут люди, то и на водяного можно найти управу и выгнать его в какой‑нибудь другой водоем. Жители одного карельского села однажды так и поступили, когда местный водяной не стал давать им житья.

***

В одном из озер жил водяной, и поскольку он слишком часто топил людей, перестали окрестные жители из этого озера воду брать, а стали думать, как бы от этого водяного избавиться. Нашелся один мудрый отшельник, который подал добрый совет: «Надо иконы на берегу поднять, Николе‑угоднику помолиться, водосвятный молебен заказать и побрызгать озеро святой водой». Послушались мужички и отслужили молебен всем селом. Поднялся буйный ветер, всколыхнулось озеро, помутилась вода, и все поняли, что водяной собрался уходить. Думал, думал водяной, хлопал руками по голым бедрам – все это слышали – и наконец решил пуститься в соседнюю реку Шокшу. Он плывет, а за ним из озера целый поток устремился и превратился в приток реки Шокши. Плывет себе водяной тихо и молча, и вдруг услыхали все его окрик: «Зыбку забыл, зыбку забыл!» И в самом деле увидели все в углу озера небольшой продолговатый островок. Пробираясь к реке Шокше, водяной схватил этот островок, тащил его за собой пять верст и бросил лишь на середине реки, а сам ринулся дальше и, по рассказам, ушел в Онежское озеро. Тот островок и сейчас не смыт, а приток, проведенный водяным, называют Крестным (Олонецкая губ., Барсов 1874, 90).

***

Водяной может заморочить человека и хитростью заманить его в реку. Например, притвориться взывающим к помощи тонущим человеком или плачущим ребенком. Но часто водяной ведет себя таким образом, чтобы просто поглумиться над людьми. Обернется уткой, припадающей на одну лапу, или гусем, у которого подбито крыло. А еще – крупной рыбой, которая держится возле самого берега и которую, кажется, очень легко поймать. Наивный человек увидит такую «утку» и начинает ее ловить. А она вог‑вот попадет ему в руки. И невдомек ему, что это водяной над ним тешится. Или пытается поймать рыбу, которая плавает возле берега, – ее‑то голыми руками можно схватить. Но всякий раз непонятным образом такая «утка» или «рыба» выскальзывает из сетей. Потратив изрядное время, измученный человек начинает понимать, что дело туг нечисто.

***

Один человек на Благовещенье пошел на озеро. На Благовещенье щука играет, нерестится. Он говорит: «Пойду, поймаю пару рыб и пойду в церковь». И появилась такая щука. И она его водила все время, пока люди из церкви не вышли. И он только ее хочет поймать, а она уходит. И вот она его водила, водила и доводила почти до обедни. Всю обедню проводила. И, наконец, тогда он плюнул, а она засмеялась в воде (Максимов I, 89).

***

В другой быличке водяной глумится над человеком, обернувшись уткой.

***

По озеру плавала утка. Один человек проезжал мимо с сетью, увидел: «Дай, – думает, – поймаю эту утку». Забросил сеть. Сетка в воде, чувствует – утка попалась. А вытянет из воды – нет ничего. Посмотрел – а вода вокруг него как ключом кипит. Думает – дело нехорошее, да и выехал с этого места (Максимов I, 90).

***

Все, кто работает на воде: плотогоны, речники, хозяева водяных мельниц – почитают и боятся водяного. Проплывая над тем местом, где, по их мнению, находится жилище водяного, они снимают шапки. Раньше говаривали, что рыбак может заключить договор с водяным, по которому тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. По условию договора человек должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Рыбак, заключивший договор с водяным, рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.

Мельники должны быть всегда в хороших отношениях с водяным. От этого зависит работа водяной мельницы. Если мельник чем‑нибудь обидел водяного, тот мстит за обиду: открывает шлюзы, вертит понапрасну колеса мельницы, портит жернова, разрушает мельницу, плотину или запруду. Если мельник живет в дружбе с водяным, тот ему помогает. Водяной сам пускает воду на мельничные колеса во время засухи и даже может отремонтировать мельницу.

За это мельник не скупится на хорошее угощение водяному. Кидает в омут хлеб и льет водку, а осенью опускает под колеса мельницы кусок сала, чтобы водяной не слизывал смазку с мельничных колес. Ходили рассказы о том, что раньше мельники старались утопить подгулявшего прохожего в качестве жертвы водяному, чтобы тот не разрушал мельницу и плотину. При постройке новой плотины в ее основание замуровывали лошадиный череп, чтобы водяной не разрушил ее. При сооружении новой мельницы водяному приносят дар, иначе водяной сам себе выберет жертву. Недаром говорит пословица: «С каждой новой мельницы водяной свою подать возьмет».

В особых отношениях с водяным состоят и пасечники, которые считают водяного покровителем пчел. Раньше пасечники выставляли ульи с пчелами на прибрежные луга. Недовольный водяной мог легко их затопить или наслать на пчел сырость и этим погубить их. Поэтому при выемке нового меда пасечники кормили водяного медом и дарили воском понемногу от каждого улья. Это совершалось ночью накануне Медового Спаса (1/14.08), когда начинали вынимать соты с новым медом. В этот же день первый рой пчел и первые соты топили в ближайшем пруду в дар водяному.

 

Date: 2015-10-19; view: 405; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию