Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Применение демонстрационного эксперимента и деловых игр





Содержание темы:

Цель учебного опыта – не исследование психических, а иллюстрация теоретических положений, являющихся результатом теоретических положений. Сущность демонстрационного эксперимента. Методические правила успешности проведения эксперимента. Место эксперимента на занятии по психологии. Метод игровой ситуации, сущность. Сценарий деловой игры.

Методические рекомендации по изучению темы:

Эксперименты, проводимые на занятиях по психологии, отличаются от научного эксперимента своей задачей. Результаты опыта используются преподавателем лишь как наглядная демонстрация того или иного теоретического положения.

При проведении опыта учащиеся могут наблюдать разнообразие психических явления. Эти наблюдения и самонаблюдения студентов способствуют формированию у них конкретных представлений о психических явлениях, о протекании психических процессов. Анализируя наглядно психологические факты, научно объясняя их, студенты учатся находить проявления общих закономерностей в конкретных фактах психической деятельности.

Цель учебного опыта — не исследование пси­хических явлений, а иллюстрация теоретических положений, яв­ляющихся результатом научных исследований. Учебный экспе­римент отличается от научного как по методике проведения, так и по интерпретации получаемых результатов. На основании опыта, проведенного на уроке психологии без учета условий, влияющих на испытуемых (в данном случае учащихся педа­гогического училища), нельзя делать вывод о тех или иных особенностях их психики, например о свойствах внимания или качествах памяти каждого из них.

Результаты опыта используются преподавателем как 1) наглядная демонстрация того или иного теоретического поло­жения. Например, для демонстрации условий, способствующих расширению объема внимания, можно провести следующий опыт. На 2—3 секунды учащимся показывают таблицу с отдель­ными буквами. Выясняется, что большинство из них воспри­няли только 4-6 букв из 10-12. Затем в течение такого же времени демонстрируется таблица с написанным на ней сло­вом из 10—12 букв. Все учащиеся воспринимают его целиком и делают вывод, что объем внимания расширяется при наличии связи между объектами. Этот вывод подтверждается фактами из учебной деятельности: объем внимания расширяется при связном, последовательном объяснении учителя, при компактной записи на доске, при демонстрации наглядных пособий, в которых отдельные детали объединены.

В отличие от научного, такой эксперимент можно назвать демонстрационным. 2) Демонстрационный эксперимент может быть использован преподавателем с различными целями. Он может служить начальным этапом усвоения теоретического по­ложения. Например, при рассмотрении вопроса об условиях ус­пешного запоминания преподаватель ставит перед учащимися вопрос: «При каких условиях запоминание будет лучше?» Для ответа на этот вопрос проводят опыты. Анализируя результа­ты запоминания в каждом опыте, учащиеся устанавливают, что именно в данном конкретном случае способствовало запомина­нию: установление смысловых связей между частями воспри­нимаемого, активное отношение испытуемых к тому, что они запоминали, и другие условия.

3) Демонстрационный эксперимент может служить доказатель­ством правильности изложенного преподавателем теорети­ческого положения. Например, для доказательства того, что синтез есть объединение частей в целое на основе связей меж­ду ними, преподаватель пишет на доске слово, в котором все буквы перепутаны, и просит учащихся прочесть его. Составление слова из разрозненных букв вызывает у них затруднение, поскольку нарушены связи между буквами — элементами целого слова.

4)Опыт может служить иллюстрацией к теоретическому поло­жению. Так, говоря о свойствах внимания, преподаватель вы­сказывает положение, что распределение внимания возможно при условии хорошего знания человеком одного из выполняе­мых им одновременно действий. Это положение иллюстрирует­ся опытом, требующим распределения внимания испытуемого между двумя видами деятельности, из которых одна ему хоро­шо знакома.

Какое бы место ни занимал демонстрационный эксперимент при преподавании психологии, он всегда способствует лучшему усвоению психологических понятий. При проведении опыта учащиеся мо­гут наблюдать разнообразные психические явления. Эти на­блюдения и самонаблюдения учащихся способствуют формиро­ванию у них конкретных представлений о психических явлени­ях, о протекании психических процессов. Анализируя наглядно данные психологические факты, научно объясняя их, студенты учатся, находить проявления общих закономерностей в конк­ретных фактах психической деятельности.

Влияние слова преподавателя при проведении опытов значительно. Слово преподавателя помогает студентам установить связи между теоретическими положениями и конкретными фактами, иллюстрирующими их.

Методические правила при проведении эксперимента:

· эксперимент должен быть простым, легко проводимым и не занимать много времени;

· серьезное отношение студентов к эксперименту, для этого тщательно его готовить;

· эксперимент должен быть органически включенным в изучение конкретного вопроса темы;

· тщательная подготовка и анализ результатов эксперимента.

· Эксперимент должен органически включаться в изучение каждого конкретного вопроса, а не быть привеском к практическому занятию. Он должен иметь четкую цель. Нужно, чтобы уча­щиеся знали, для чегопроводится эксперимент, какое теоретическое, положение он подтверждает, на какой вопрос поможет ответить. Например, преподаватель по ходу изложения темы ставит вопрос: «Все ли раздражения рецепторов, вызывают ощущения?» Ответ на него дают сами учащиеся после проведения эксперимента.

Важную роль при проведении опытов играют словесные по­яснения преподавателя: они уточняют и четко формулируют цель эксперимента, являются средством анализа полученных результатов, выделения главного. Слово преподавателя помо­гает учащимся установить связи между теоретическими поло­жениями и конкретными фактами, иллюстрирующими их. Выводы, сделанные самими учащимися при анализе результатов проведенного ими опыта, не забываются гораздо дольше.

Чтобы эксперимент прошел удачно, при его проведении нужно соблюдать следующие методические правила:

· Эксперимент должен быть простым, легко проводимым и не занимать много времени.

· Надо создать у учащихся серьезное отношение к эксперименту.

· Они должны видеть в нем не раз­влечение, но важное дело, от которого зависит правильное ре­шение стоящей перед ними задачи.

· Чтобы создать такое отно­шение к опытам, преподаватель должен тщательно подготавли­вать их, продумывать все детали их проведения, давать студентам четкую инструкцию.

Метод игровой ситуации позволяет создать игровую атмосферу в процессе учебных занятий за счет следующих обстоятельств:

1. уход от обыденной реальности, снятие с себя груза моральной и социальной ответственности, приобретение свободы путем бегства от действительности из социума.

2. создание чувства удовольствия от игрового процесса.

3. наличие хорошей организации и нормированности процесса игры.

Сценарий игры формируется исходя из ее содержания, цели, условий и проблемы. Последняя четко формируется и ясна всем участникам.

Date: 2015-10-19; view: 826; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию