Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культуры Ренессанса





(продолжительность – 15 минут)

 

Эпоха Возрождения, непосредственно следующая за Средневековьем и вырастающая на его основе, представляет собой время коренного перелома в жизни европейского общества. Это эпоха зарождения буржуазных отношений и великих географических открытий (открытие Америки Колумбом), в это время появляется книгопечатание и рождается естествознание. Вместе с последним формируется новый тип научного мышления, требующий вместо изучения текстов исследовать природу, вместо аппеляции к Богу и потусторонним силам обращаться к поиску естественных законов.

В сфере философии также происходит радикальные преобразования, связанные с критикой схоластического метода, отходом от христианского догматизма и утверждением нового гуманистического мировоззрения. Отметим основные характерные особенности философской мысли культуры Ренессанса:

1. Антропоцентризм – центральный мировоззренческий принцип эпохи, противостоящий как античному космоцентризму, так и средневековому теоцентризму. Антропоцентризм утверждает, что отныне не Бог, а человек является центром и высшей целью мироздания, мерой вещей и отношений, а также основным объектом исследования.

2. Гуманизм вытекает непосредственно из антропоцентризма. Термин «гуманизм» был введен Ф. Петраркой, отцом итальянских гуманистов, для обозначения светской мировоззренческой позиции, противостоящей схоластике, и утверждающей высокое достоинство и предназначение человека, его право на земное счастье и реализацию собственного творческого потенциала. В сущности, гуманизм – это любовь к человеку, доходящая до признания его богоравности. Гуманизм противостоит средневековому аскетизму, рассматривавшего человека как греховное, падшее существо. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование.

3. Ностальгия по античной культуре проявилась в это время настолько широко, приобрела настолько массовый характер, что сама эпоха позднее получила имя Возрождения[1], имея в виду восстановление идеалов античности. Прежде всего, это восстановление коснулось художественной культуры – живописи, скульптуры, архитектуры. Античное искусство в это время начинает трактоваться как эталонное, совершенное, классическое, целью художников становится подражание лучшим античным образцам. В философии ностальгия по античной культуре вылилась в реабилитацию таких школ античной мысли, как неоплатонизм и стоицизм, атомизм и эпикуреизм, которые противопоставлялись схоластически препарированному аристотелизму. Интенсивно начинают разыскиваться и переводиться тексты древнегреческих философов, а во Флоренции даже организуется платоновская Академия.

4. Реабилитация чувственно-телесного начала в человеке стала логичным итогом гуманизма и возрожденного эпикуреизма. В живописи и скульптуре происходит отход от аскетической-символической иконописи и утверждается гедонистический реализм: начинают изображаться обнаженные человеческие тела, человеческие чувства и страсти. В философии возрождается стоическая идея «следования природы», утверждающая естественность страстей и чувств и право человека на их полное удовлетворение. Результатом такой реабилитации стало всеобщее падение нравов, разгул эгоизма и индивидуализма, стяжательства и сладострастия, вероломства и коварства. Вот что писал по этому поводу А.Ф. Лосев в книге «Эстетика Возрождения»: «Священнослужители содержат кабаки, мясные лавки и публичные дома. Монахини читают «Декамерон» и предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелеты как последствия этих оргий. В церквах пьянствуют и пируют, перед чудотворными иконами развешаны по обету изображения половых органов, исцеленных этими иконами. Папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок. В Ферраре герцог Альфонс среди бела дня прогуливается по улицам. Многие папы имели незаконных детей, не говоря о простых вельможах… Широко распространилась порнографическая литература и живопись. В Риме в 1490 г. насчитывалось 6800 проституток, В Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч. История Флоренции 13-14 вв. заполнена дикой борьбой за власть. Казни, пытки, убийства, погромы, заговоры, грабежи непрерывно следуют друг за другом…».

Наконец, еще одной важной особенностью возрожденческой мысли является ее тесная связь с художественно-образной формой выражения и воплощения. Иначе говоря, философская мысль этого времени находила воплощение не только в философских произведениях (трактатах, статьях), но и в художественно-образной форме, прежде всего, в живописи и поэзии, архитектуре и скульптуре. Характерный пример – картина «Весна» флорентийского живописца Сандро Боттичелли. Это полотно художник рисовал более двух лет, и все это время члены «Платоновской академии» во главе с Марсилио Фичино активно обсуждали на своих заседаниях, что и как должен нарисовать художник, начиная с расположения и одеяния персонажей и заканчивая окружающим фоном. По мнению членов академии, среди которых были философы и историки, дипломаты и юристы, художники и литераторы, картина должна была не просто изображать античных богов и богинь, а воплощать глубокое идейно-философское содержание, быть своего рода «красочной иллюстрацией» платонической и неоплатонической философии.

Хронологические рамки эпохи Возрождения – конец XIV – нач. XVII века. Её духовно-культурным центром была Италия, в особенности Флоренция – подлинная столица европейского Ренессанса. Кроме Южного, итальянского Возрождения, также выделяют Северное Возрождение, охватившее Германию и Нидерланды и связанное с движением Реформации.

В философской мысли Ренессанса можно выделить четыре основных потока: гуманистический, натурфилософский, естественнонаучный и социально-политический, -- которые отличаются друг от друга как по ведущей тематике, так и по стилю мышления. Выделим основополагающие идеи и ведущих представителей каждого направления.

 

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

 

1. Эпоха Возрождения следует за Средневековьем, но не наследует ему, а, напротив, радикально порывает со средневековым догматизмом, авторитаризмом, аскетизмом, выступает с критикой схоластики, а у наиболее радикальных вариантов и с критикой религиозного мировоззрения в целом.

2. Важнейшими характерными особенностями как философской мысли, так и всей культуры Ренессанса являются: антропоцентризм, связанный как с гуманизмом, так и с индивидуализмом, ностальгия по античной культуре, реабилитация человеческой чувственности и телесности.

3. Философская мысль этого времени находила воплощение не только в философских произведениях (трактатах, статьях), но и в художественно-образной форме, прежде всего, в живописи и поэзии, архитектуре и скульптуре.

4. В философской мысли Ренессанса традиционно выделяют четыре основных мыслительных потока: гуманистический, натурфилософский, естественнонаучный и социально-политический.


Date: 2015-10-19; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию