Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Философия итальянского гуманизма





(продолжительность – 30 минут)

 

У истоков гуманистического движения стоят итальянские поэты Данте Алигьери (1265 – 1321) и Франческо Петрарка (1304-1374). Первый из них более всего известен как автор «Божественной комедии», где изображено путешествие самого поэта и его возлюбленной Беатриче по всем девяти кругам ада и девяти небесам. Основная философская идея Данте – о двояком предназначении человека. По мысли поэта, у человека два начала – божественное (бессмертное) и природное (тленное). Из двух начал вытекает и две цели, два вида блаженства: высшее, внеземное и посюстороннее. К жизни вечной человека ведет Церковь, тогда как земное счастье – плод самостоятельных усилий самого индивида, его разума. Таким образом, Данте утверждает свободу человека и наличие земных целей и интересов, к которым относит «доблесть и знание». В латинском трактате «Монархия» (ок. 1312-13) Данте впервые провозглашает принцип разделения духовной и светской власти и настаивает на полном суверенитете последней.

Крупнейшим представителем гуманизма, его подлинным отцом принято считать Петрарку, прославившегося своими сонетами, посвященными нежно любимой юной Лауре, с которой поэт даже не был знаком. Также Петрарка был автором эпических и патриотических стихов, гневных обличительных памфлетов против папства, философских трактатов «Моя тайна», «Об уединенной жизни», «О своем и чужом невежестве».

Прежде всего, Петрарка выступает против схоластической университетской учености, демонстрируя свое показное «невежество» в тонкостях теологии (он не был даже магистром), но при этом прекрасно зная греческий язык и античную литературу и философию. До сих пор актуально звучат следующие его слова: «Я люблю философию, но не ту, болтливую, схоластическую, пустую, которой смешно гордятся наши учёные, а истинную, обитающую не только в книгах, но и в умах, заключающуюся в делах, а не в словах». Петрарка полагает, что философ должен быть не толкователем чужих текстов, а автором собственных сочинений.

Антропоцентризм Петрарки связан с отказом от богопознания, которое он считает бесперспективным занятием, и помещением в центр мира человека. В диалоге «Моя тайна» философ выступает с критикой аскетизма и проповедью индивидуализма, приверженности к земным благам, земной любви и славе. Его идеал добродетельной жизни: «не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении».

Петрарка воспитал целую плеяду учеников и последователей – итальянских гуманистов – ученых без ученых степеней, политических деятелей, публицистов, поэтов, риторов, дипломатов, педагогов, стремившихся создать альтернативную церковной систему науки и просвещения. Наиболее известным учеником Петрарки был канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати (1331 – 1406), а среди его последователей выделяются имена Леонардо Бруни (1374 – 1444), автора книг «История Флоренции» (т. 1-12, 1439), «Жизнь Данте», «Жизнь Петрарки», Джаноццо Манетти (1396 – 1459), написавшего трактат «О достоинстве и превосходстве человека», Козимо Раймонди (? – 1435), перу которого принадлежит «Речь в защиту Эпикура», Поджо Браччолини (1380 – 1459), защищавшего стяжательство в трактате «Об алчности», Лоренцо Валлу (1405 – 1457), главное произведение которого – трактат «О наслаждении» -- реабилитировало человеческое стремление к удовольствиям.

Гуманисты создают мировоззрение, основанное на реабилитации чувственности (эпикуреизма), пропаганде таких «добродетелей» как плотская любовь, алчность, стремление к почестям, на утверждении богоравности и величайшего достоинства человека. Логика их размышлений такова: поскольку «природа – госпожа и устроительница всего мира», значит, надо стремиться к тому, что она требует («Все естественное – разумно»), следовать ей, бороться же с природой – противоестественно, это не что иное, как жалкое «лицемерие».

Расцвет гуманизма связан с платоновской академией во Флоренции, основателем и главой которой был Марсилио Фичино (1433 – 1499) -- философ-неоплатоник, переводчик сочинений Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла и др. Уже в юности Фичино проявил удивительные гуманитарные способности, они были замечены правителем Флоренции Козимо Медичи(1389-1464), который сначала сделал талантливого юношу своим секретарем, а 1462 году подарил ему одно из собственных имений и «греческий кодекс», содержавший сочинения Платона. В этом имении Фичино и организовал в честь Платона академию, в которой не читали лекций, а вели непринужденные беседы и устраивали пиршества в подражание платоновскому «Симпосиону». Наряду с платонизмом и неоплатонизмом, в академии пользовались вниманием идеи других учений, в частности, герметизма, каббализма, арабской мистики и др.

К 1469 году Фичино перевел на латинский все диалоги Платона, а его академия стала подлинным центром европейской философии – сюда приезжали интеллектуалы со всей Европы. В 1469-74 Фичино создал свое главное произведение — фундаментальный трактат «Платоновское богословие о бессмертии душ» (1482) с целью «показать во всем созвучие платоновских мыслей с Божественным законом», согласовать и примирить древнюю языческую мудрость с христианством.

И все же ни Петрарка, ни Лоренцо Вала, ни Фичино не выразили с такой полной ясностью и последовательностью гуманистическое мировидение, как это сделал Джованни Пико делла Мирандола (1463-94) – один из лидеров флорентийской академии. Пико происходил из очень богатой и знатной семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордии, обладал поразительными способностями к языкам – полагают, что он свободно владел 13 языками, в том числе еврейским, арабским, халдейским. Современники называли Пико «божественным», видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры – отсюда и его прозвище «граф де ля Конкордия», т.е. граф Согласия. Его личность и труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более — необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний.

Главное произведение Пико -- «Речь о достоинстве человека» -- небольшое по объему, но замечательное по содержанию и стилю. Главная цель Пико – понять место человека в мироздании, его цель и предназначение, обосновать его достоинство и свободу. Философ утверждает, что человек – это творение неопределенного образа, которое Бог поставил в центр мира и сказал ему: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я Тебя предоставляю. Я ставлю Тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы Ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные». В этих словах, по сути, выражена квинтэссенция всего гуманистического мировоззрения. Мало того, выдвинув идею самосозидания, самотворчества человека, Пико на века опередил свою эпоху. Только в XX веке в философии экзистенциализма (в частности, у Ж.П. Сартра) идея самосозидания человека будет заново реабилитирована, а сегодня на её основе развивается широкое движение, называемое «психопрактикой личностного роста». Это движение представляет собой широкий диапозон психопрактических концепций, нацеленных на обучение людей активизации собственного креативного потенциала, умению быть подлинными творцами самих себя, своей личности и своей судьбы.

Также Пико отличался терпимостью к разным философским школам и традициям, считал их частными проявлениями единой истины, настаивал на их тесной взаимосвязи и взаимозависимости и ратовал за всеобщее «примирение философов».

Особняком стоит в XV веке, выделяющаяся своей масштабностью и глубиной, философия Николая Кузанского (1401-64) – итальянского теолога и философа, церковно-политического деятеля, кардинала и ближайшего советника папы Пия IV. Как и Фичино, Кузанец опирался на неоплатонизм, который сумел гармонично соединить с ортодоксальной христианской философией и новейшими тенденциями гуманистической мысли. В этом отношении он — последний средневековый и первый нововоевропейский философ. Основные труды философа: «Об ученом незнании», цикл «Книги простеца», «Об охоте за мудростью», «О видении бога».

Главные проблемы его философии — отношение Бога к миру, место и роль человека в мире, а также природа познания. Николай Кузанский сблизил бесконечного Бога и конечный мир, преодолевая присущий теизму[2] разрыв между творцом и его творением и фактически принимая позицию пантеизма. Бог — «абсолютный» или «бесконечный максимум», актуальная бесконечность, мир — проявление Бога, «ограниченный максимум», «абсолютный минимум» или потенциальная бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. Согласно Николаю Кузанскому, Бог есть одновременно центр и окружность, он пребывает везде и нигде. Мир также имеет свой центр повсюду и нигде.

Вместо монотеистического принципа творения из ничего он выдвинул принцип ограничения «абсолютного максимума», в силу чего возникает неисчерпаемое многообразие единичных вещей. Иной конкретизацией той же мысли Николая Кузанского, восходящей к неоплатонической идее эманации[3], был принцип развертывания Бога в мир и свертывания мира в лоно божественного абсолюта.

В антропологии Николай Кузанский возродил античный взгляд на человека как на микрокосм, подобный макрокосму. Человек – существо, соединяющее в себе божественное и земное.

В гносеологии Николай Кузанский диалектично решал проблему истины, видя ее неотделимо связанной с заблуждениями. Разум, пребывающий в состоянии «ученого незнания» и противостоящий гордыне рассудка, бесконечно приближается к истине с помощью «догадок» или «предположений», однако никогда не достигает её. Центральный герой ряда его диалогов, «простец», противостоящий схоластической «учености», выступал у Николая Кузанского как персонификация разума.

Николай Кузанский был видным математиком своего времени. Он внес значительный вклад в развитие математики, в частности, в решение вопроса о квадратуре круга, в исчисление бесконечно малых. Философ подчеркивал методологическое значение математики для познания природы и исходил из необходимости активного использования количественных характеристик (счета, измерения и взвешивания) в науке, выступая тем самым предтечей экспериментального естествознания Нового времени. При решении сложных теологических и философских вопросов он часто использовал математические аналогии.

Николай Кузанский отказался от устоев средневекового мировоззрения, согласно которому мироздание конечно в пространстве и Земля является его центром, тем самым подготовив появление учения Бруно. Он предложил реформу юлианского календаря, которая была осуществлена только через полтора века, и составил одну из первых географических карт Центральной и Восточной Европы.

 

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

 

1. Наиболее мощным, глубоким и широким в период Возрождения был гуманистический поток мысли, представленный именами Данте, Петрарки, Фичино, Лоренцо Валлы и др.

2. Основная идея гуманизма – возвышение человека, прославление его достоинства и творческих способностей, вплоть до признания богоравности.

3. Центром итальянского гуманизма была Флоренция, где в середине XV века Марсилио Фичино основал в память о Платоне Платоновскую Академию, ставшую всеевропейским интеллектуальным центром того времени.

4. Наиболее видным представителем гуманизма следует признать Пико дела Мирандолу, который впервые в истории мировой философии обосновал идею самосозидания, самотворчества человека и признания свободы важнейшим атрибутом человеческой жизни.

 


Date: 2015-10-19; view: 1651; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию