Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение сознательному и выразительному чтению ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Это умение слагается из понимания значений отдельных слов, смысла предложений и установления логической или психологической связи между частями прочитанного. Сознательное чтение текста основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. Для того чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения, что будет рассмотрено нами позднее. Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и по ответам на вопросы. Выразительность — это качество громкого чтения, проявляющееся в умении, с помощью интонации передать замысел писателя. Интонация — это совокупность элементов звучащей речи: ударение, темп, тембр, ритм, паузы, громкость голоса. Эти элементы взаимодействуют, дополняют друг друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения. Для того чтобы учащиеся овладели основами выразительной речи, необходимы: — умение распределить дыхание; — овладение навыками правильной артикуляции; — владение нормами литературного произношения. Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит управлять их своим дыханием и правильно использовать голос. Голос характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, тембром. Учащиеся учатся читать тихо и громко, выбирать быстрый или медленный темп речи, менять тембр. Обучение выразительному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением. Можно научить школьников владеть различными средствами выразительности, выполняя систематически специальные упражнения. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как: соблюдение знаков препинания, —соблюдение логических и психологических пауз, —соблюдение логического ударения и интенсивности речи, —умение менять темп и ритм чтения. Соблюдение знаков препинания — элементарный навык, который начинает формироваться еще в период обучения грамоте, когда дети приучаются к естественному понижению голоса на точке и передаче вопросительной и восклицательной интонации. При этом первоклассников надо учить связывать определенный знак с содержанием предложения и всего текста. Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при таких знаках препинания, как запятая при однородных членах предложения, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и т;п. Логические и психологические паузы не зависят, от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей пред ложения. Для выделения наиболее важного слова в предложении перед этим словом или после него делается логическая пауза. Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональной окраске. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, рядом с ярким сравнением или эпитетом. Следует также помнить о коротких паузах в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания, так как они подчеркивают ритмический рисунок стиха. Логическое ударение предполагает выделение в предложении или Способствует выразительности также изменение интенсивности речи (силы голоса): громко, тихо, шепотом и т.д. Темп чтения должен соответствовать темпу устной речи; ускорять или замедлять темп следует соответственно содержанию. Изменение темпа является хорошим приемом при чтении диалоге разнохарактерных персонажей (Стрекоза и Муравей). Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет и ритмическое чтение. Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа: 1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п.; 2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; 3) упражнения в чтении. Обучение выразительному чтению присутствует на всех эта По ходу разбора уточняется также лексическое значение некоторых слов, точность употребления их автором, смысл фразеологических оборотов. Повторное чтение после анализа и обобщения нередко проводится в виде чтения в лицах с предварительной подготовкой. Необходимо привлекать класс к оценке чтения учеников. Чтение учителя всегда должно являться образцом выразительной речи. Иногда учителю нужно обсуждать свое чтение с учащимися, что предупредит слепое подражание. Беседа на эту тему уместна после анализа произведения, возможно обсуждение отдельных отрывков в процессе повторного чтения, сопровождаемого смысловым разбором. При этом учитель обращает внимание на одну-две характерные особенности своего чтения. Как образец используется и фонохрестоматия. Выразительность чтения зависит и от того, как дети подготовлены эмоционально-психологически к чтению вслух. Словесное рисование, перечисление поэтических картин, сцен, подбор заглавий к ним стимулируют учащихся к осмыслению содержания произведения и подсказывают интонацию, с которой надо читать текст или какой-либо отрывок. Работа над изобразительными средствами языка произведения в процессе повторного чтения направлена на углубление восприятия тех мыслей и чувств, которые ученику предстоит выразить. Большую помощь в обучении выразительному чтению окажет такой прием, как составление «партитуры» чтения. При обсуждении текста школьниками делаются специальные пометки (составляются «ноты» выразительного чтения), указывающие места пауз, ударений, изменений силы голоса, темпа и ритма. Ударное слово подчеркивается, короткие паузы отмечаются знаком «/», более длинные — «//». Для повышения или понижения голоса употребляются стрелки. Можно делать и словесные пометки: «громче», «замедляя» и т.п. Выразительность чтения характеризует его сознательность. Сознательность и выразительность чтения взаимообусловливают друг друга.
|