Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука о дизайне





Дизайн – это сознательное формирование окружа-

ющей среды способами, удовлетворяющими потреб-

ности человека и общества.

Рис. 7.2. «Перевод отклонен – у вас уже доста-

точно обуви». Эта картинка, созданная бельгийским

рекламным агентством Duval Guillaume Anwerp, да-

ет представление об «умных» технологиях будуще-

го. Кстати, терминал магазина, принимающий плате-

жи по кредитным картам, постарается убедить вас ку-

пить еще и носки, подходящие к ботинкам, ремень или

рубашку, но ваш «персональный помощник», скорее

всего, попытается этого не допустить. Таким образом,

мы столкнемся не только с советами «умных» машин,

но и со спорами и конфликтами между ними.

Снимок и разрешение на воспроизведение предо-

ставлены фотографом Крисом ван Биком

(www.krisvanbeek.com)

Дизайн междисциплинарен, он присутствует в ис-

кусстве, гуманитарных и технических науках, в пра-

ве и бизнесе. В университетах практическое знание

зачастую ценится ниже, чем абстрактно-теоретиче-

ское. Более того, каждой дисциплине отведены свой

факультет или кафедра, где ученые ведут дискуссии,

в основном в рамках собственной узкой специали-

зации. Такое обособление оптимально для подготов-

ки специалистов, досконально разбирающихся в сво-

ей узкой сфере, но не слишком подходит для обуче-

ния специалистов широкого профиля, работающих на

стыке разных наук. И даже когда университеты пыта-

ются преодолеть этот недостаток, внедряя междисци-

плинарные исследовательские программы, они вско-

ре становятся самостоятельными дисциплинами, год

от года все более специализированными.

Дизайнер должен быть специалистом широкого

профиля, рождающим новые идеи на стыке разных

наук. Но при этом он должен уметь привлекать узких

специалистов, чтобы те помогали ему в развитии за-

мысла и следили за тем, чтобы все элементы были

адекватными и практичными. Это новый вид деятель-

ности, он отличается от того, чему обычно учат на уни-

верситетских кафедрах. Чем-то он напоминает мето-

дику обучения в бизнес-школах, где готовят управлен-

цев широкого профиля, которые должны разбирать-

ся в функциях и работе самых разных подразделений

компании, а также уметь опереться на соответствую-

щих специалистов. Возможно, дизайну самое место в

бизнес-школе.

Сегодня – и в преподавании, и на практике – ди-

зайн рассматривается скорее как искусство или ре-

месло, но не как наука со своими собственными зако-

нами, подтвержденными экспериментально и способ-

ными стать основой новых подходов. Большинство

школ дизайна придерживается менторской системы.

Студенты и начинающие специалисты практикуются в

мастерских и студиях под неусыпным надзором пре-

подавателей и наставников. Это прекрасный способ

овладеть ремеслом, но не наукой.

Пришло время для создания науки о дизайне. В

конце концов мы уже много знаем о нем из смеж-

ных дисциплин – общественных и технических наук,

искусства, бизнеса. До сих пор инженеры пытались

применять формальные методы и алгоритмы, позво-

ляющие оптимизировать технические и математиче-

ские аспекты дизайна, но, как правило, игнорировали

его социальную и эстетическую составляющие. С дру-

гой стороны, люди искусства отчаянно сопротивляют-

ся систематизации, считая, что она губит творческую

основу дизайна. Однако сегодня, когда мы идем к ди-

зайну «умных» машин, определенная доля ригоризма

будет очень полезна. Речь идет не о холодном, объ-

ективном ригоризме инженера, когда главным являет-

ся не то, что важно, а то, что поддается количествен-

ному измерению. Нам нужен новый подход, сочетаю-

щий в себе точность и строгость прикладных наук и

предпринимательства, понимание природы социаль-

ного взаимодействия и эстетику наук гуманитарных.

Что означает для дизайнеров появление «умных»

машин? Раньше нам приходилось думать о том, как

люди будут взаимодействовать с технологиями, но се-

годня надо учитывать и точку зрения машины. «Ум-

ные» машины нацелены прежде всего на взаимо-

действие, симбиоз и сотрудничество как с людьми,

так и с себе подобными. Это новая сфера знаний,

где прошлый опыт зачастую не может служить ори-

ентиром, несмотря на развитие направлений, ко-

торые по названиям вроде бы идеально подходят

для наших целей: например, интерактивный дизайн,

диспетчерское управление, дизайн автоматизирован-

ных устройств, человеко-машинное взаимодействие.

Впрочем, нам достаточно известно о человеческой

психологии, чтобы сделать первые шаги. В рамках та-

ких прикладных дисциплин, как инженерная психоло-

гия и эргономика, уже проведен ряд важных исследо-

ваний и выработаны полезные методики. Надо разви-

вать эти достижения.

Будущее предъявляет к дизайну новые требования.

Прежде мы просто пользовались нашими изделиями.

Теперь нам предстоит стать их партнерами – коллега-

ми, начальниками, а порой слугами и помощниками.

Мы все больше руководим и контролируем, будучи

при этом объектами такого же надзора и контроля.

«Умные», самостоятельные машины – это не един-

ственное, что ждет нас в будущем. Мы заселим вир-

туальные миры, где сможем без усилий передвигать-

ся в искусственно созданной среде и беседовать с

изображениями-«аватарами», будучи не в силах от-

личить настоящее от ненастоящего. Сфера развле-

чений радикально изменится благодаря возможности

взаимодействия с людьми из разных уголков планеты

и способности симуляторов заставить нас поверить,

будто мы участвуем в новых событиях, путешествуем

по новым мирам.

В научных лабораториях уже изучаются трехмер-

ные пространства вроде того, что изображено на ри-

сунке 7.3, которые позволяют проецировать на сте-

ны, пол и потолок комнаты детальные изображения

этих изменчивых миров. Это потрясающий опыт раз-

влечения в сочетании с обучением. Отметим также,

что речь идет о коллективных впечатлениях – люди

могут изучать такие миры совместно. Фотография, ко-

нечно, не передает всю полноту ощущений. Это буду-

щее, эмоциональное и притягательное, обучающее и

развлекающее.

Нас ждут новые времена, непонятные и увлека-

тельные, опасные и радостные, времена захватываю-

щих взаимодействий – поведенческих, чувственных и

ментальных. А может быть, всего этого и не произой-

дет. Успех зависит от дизайна будущих вещей.

Рис. 7.3. Развлекательно-обучающая система.

Эти снимки сделаны в Центре виртуальной реаль-

ности (VRAC) при университете штата Айова. Я стою

внутри «пещеры», окруженный со всех сторон, свер-

ху и снизу необычайно четкими изображениями. На

верхнем снимке я внутри клетки растения – изучаю

биологию. На нижнем – на морском берегу. Эта систе-

ма стоит миллионы долларов, дисплеи содержат до

ста миллионов пикселей, а компьютеры для переда-

чи изображений потребляют столько энергии, что им

требуются специальные кабели и мощные кондицио-

неры для охлаждения. Но то, что сегодня создается в

лабораториях, скоро войдет в наш дом.

Снимки сделаны Бреттом Шнепфом из Microsoft.

Date: 2015-10-18; view: 374; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию