Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Искусство драматического актера. Зритель





Актер в кино. М., 1976.

Алперс Б. Искусство актера и пути его изучения // Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979.

Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александринской сцены. Л., 1968.

Альтшуллер А. Я. Пять рассказов о знаменитых актерах. Л., 1985.

Анастасьев А. Судьба театра и опрометчивость критика // Театр. 1976. № 9.

Барро Ж.‑Л. Воспоминания для будущего. М., 1979.

Беньяш Р. М. Пелагея Стрепетова. Л., 1967.

Беньяш Р. Без грима и в гриме. Л., 1971.

{200} Божков О. Аудитория театра: типологический подход к анализу поведения в сфере культуры // Вопросы социологического изучения театра. Л., 1979.

Бушуева С. К. Полвека итальянского театра (1880 – 1930). Л., 1978.

Бушуева С. К. Моисси. Л., 1986.

Вишневская И., Литвиненко Н., Максимова В. Русский театр // Советское актерское искусство: 50 – 70 годы. М., 1982.

Гилгуд Дж. На сцене и за кулисами. Л., 1969.

Гринер В. А. Ритм в искусстве актера. М., 1966.

Дидро Д. Парадокс об актере // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980.

Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актера. М., 1958.

Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1969.

Золотницкая Т. Мартынов. Л., 1988.

Зритель в театре: Социологические исследования театральной жизни. М., 1981.

Игнатов И. Н. Театр и зрители. М., 1916. Ч. 1.

Ильинский И. В. Сам о себе. М., 1973.

Калашников Ю. Третий творец спектакля: К. С. Станиславский о зрителе // Театр. 1963. № 2.

Калмановский Е. С. Проблемы актерского творчества и современный театр: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1972.

Калмановский Е. Книга о театральном актере. Л., 1984.

Клявина Т. А. О процессах включения зрительного зала в систему спектакля // Искусство и общение. Л., 1984.

Клявина Т. А. Пути театрального успеха // Искусство и социологический контекст. Л., 1986.

Коклен Б.‑К. Искусство актера. Л.; М., 1931.

Коонен А. Страницы жизни. М., 1985.

Крымова Н. Имена. М., 1971.

Кугель А. Театральные портреты. Л., 1967.

Львов-Анохин Б. А. Бучма. М., 1959.

Марков П. А. Михаил Чехов. Щукин // Марков П. А. Театральные портреты. М., 1974.

Марченко Т. А. Искусство быть зрителем, или Приглашение к спору. Л.; М., 1966.

Мастерство актера в терминах и определениях К. С. Станиславского. М., 1961.

Михоэлс: Статьи, беседы, речи. Статьи и воспоминания о Михоэлсе. М., 1981.

Пансо В. Талант и труд в творчестве актера. М., 1972.

Песочинский Н. В. Проблемы актерского искусства в театральной {201} концепции В. Э. Мейерхольда (1920 – 1930‑е годы): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1983.

Полякова Е. И. Станиславский — актер. М., 1972.

Рабинянц Н. Евгений Лебедев. Л., 1969.

Редгрейв М. Маска или лицо. М., 1965.

Росси Э. Сорок лет на сцене. Л., 1976.

Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. Л., 1971.

Рыбакова Ю. Александр Борисов. Л., 1987.

Семеновский В. Евгений Леонов // Театр. 1978. № 3.

Скорочкина О. Ольга Яковлева // Театр. 1982. № 1.

Солоницына Л. Взаимодействие актера и публики как научная проблема // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1. Л., 1975.

Тальма Ф.‑Ж. Мемуары. М.; Л., 1931.

Тимченко М. Б. Актерское дарование в социокультурном контексте // Искусство и социокультурный контекст. Л., 1986.

Туровская М. Бабанова: Легенда и биография. М., 1981.

Финкельштейн Е. Л. Фредерик-Леметр. Л., 1968.

Фролова Е. Из опыта изучения зрителя в 20‑х годах // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1. Л., 1975.

Хренов Н. А. Социологические и социально-психологические механизмы формирования публики // Вопросы социологии искусства. Л., 1980.

Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981.

Чехов М. О технике актера // Михаил Чехов: Литературное наследие.: В 2 т. Т. 1: Об искусстве актера. М., 1986.

Юрский С. Кто держит паузу. Л., 1977.

Юрьев Ю. Записки: В 2 т. Л.; М., 1963.

Якобсон В. П. О некоторых тенденциях в актерском творчестве на рубеже XIX – XX веков // Наука о театре. Л., 1975.

Якобсон В. Павел Самойлов. Л., 1987.

Яснец Э. Олег Басилашвили. Л., 1981.


[1] См. Во что душе обходится поэт… // Лит. газ. 1981. 4 февр. С. 8.

[2] См. Кречетова Р. Поиски единства // Театр. 1973. № 2. Материалы дискуссии см. Театр. 1973. № 6, 7, 11.

[3] См., напр.: Театральная жизнь Ленинграда: социологический анализ (1973 – 1979 гг.). Л., 1979; Алексеев А. Н., Божков О. Б., Дмитриевский В. Н. и др. Зритель в театре. М., 1981.

[4] См. Анастасьев А. Судьба театра и опрометчивость критика // Театр. 1976. № 9.

[5] См. Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.

[6] См. Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1.

[7] См., напр.: Методологические проблемы современной науки. М., 1970; Структурализм: «за» и «против». М., 1975; Структура литературного произведения. Л., 1984.

[8] Гинзбург Л. О старом и новом. Л., 1982. С. 54.

[9] Там же. С. 53.

[10] См. Марков П. А. Письмо о Мейерхольде // Марков П. А. Театральные портреты. М., 1974. С. 65.

[11] См., напр.: Давыдов Ю. Социальная психология и театр // Театр. 1969. № 12; Дадамян Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М., 1982; Вопросы социологического изучения театра. Л., 1979; Клявина Т. Пути театрального успеха // Искусство и социокультурный кон текст. Л., 1986.

[12] См. Рождественская Н. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века // Художник и публика. Л., 1981.

[13] См.: Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972; Костелянец Б. Драма и действие. Л., 1976; Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. М., 1972; Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. Отметим, что очень полезными были книги А. А. Аникста по истории теории драмы.

[14] См., напр.: Сахновский-Панкеев В. А. О драме как произведении театрального искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1. Л., 1975.

[15] См. Хализев В. Драма как явление искусства. М., 1978.

[16] См. Попов А. Д. О художественной целостности спектакля. М., 1959.

[17] На наш взгляд, куда более живыми и перспективными оказываются сегодня представления о взаимоотношениях между драмой и театром, которые связаны с «диалогом» между ними. Такова, напр., точка зрения А. Смелянского, ярко выраженная в его книге «Наши современники» (М., 1981). В таких случаях не одна только методика анализа, но и принципиальные методологические установки ориентируют на подлинный драматизм отношений в театре, несомненно захватывающий и отношения «собственно театральных» элементов с элементами пьесы.

[18] Владимиров С. Об исторических предпосылках возникновения режиссуры // У истоков режиссуры. Л., 1976.

[19] См. Сахновский-Панкеев В. Соперничество — содружество. Л., 1979.

[20] См. Театр. 1978. № 7.

[21] Эфрос А. Репетиция — любовь моя. М., 1975; Эфрос А. Профессия: режиссер. М., 1979; Эфрос А. Продолжение театрального рассказа. М., 1985.

[22] Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2 т. Л., 1980. Т. 2. С. 42 – 43.

[23] См., напр.: Основы марксистско-ленинской эстетики. М., 1960. С. 407. Работы эстетиков в последние годы принципиально нового здесь не предлагают.

[24] Костелянец Б. Драма и действие. Л., 1976. С. 4.

[25] Там же. С. 6.

[26] Евреинов Н. Н. Театр как таковой: Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни / Под ред. П. Ярославцева. М., 1923. С. 25.

[27] Там же. С. 27.

[28] Там же. С. 28.

[29] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 587 – 588.

[30] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 171.

[31] Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. С. 29 – 40.

[32] Методологические проблемы современной науки. М., 1970. С. 140.

[33] См. Ермолова Л. А. Методологическая роль категорий «структура», «система» и «функция» в понимании природы живого // Методологические проблемы современной науки. С. 150.

[34] Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 284.

[35] Философский словарь. М., 1975. С. 372.

[36] См., напр.: Клишина С. А. Принцип развития и структурный анализ // Принцип развития. Саратов, 1972.

[37] Энгельс Ф. Карл Маркс. «К критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 497.

[38] См. Аристотель и античная литература. М., 1978. С. 130.

[39] См. Там же. С. 74.

[40] Там же. С. 121.

[41] Там же. С. 115.

[42] Там же. С. 123.

[43] Об этом см. у Б. Костелянца в его книге «Драма и действие» (Л., 1976).

[44] Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857 – 1858 годов) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 731.

[45] Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972. С. 30 – 31.

[46] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 67.

[47] См. Громов П. Герой и время. Л., 1961. С. 267 – 269.

[48] См. Авдеев А. Д. Происхождение театра. Л.; М., 1959.

[49] Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С. 185.

[50] Каллистов Д. П. Античный театр. Л., 1970. С. 57.

[51] Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. С. 140.

[52] Владимиров С. Действие в драме. С. 23.

[53] См. Театр. 1971. № 1.

[54] Демидов А. Как молоды мы были… // Театр. 1976. № 1. С. 47.

[55] Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2 т. Л., 1980. Т. 2. С. 42.

[56] Товстоногов Г. Круг мыслей. Л., 1972. С. 122.

[57] Товстоногов Г. Зеркало сцены. Т. 1. С. 225.

[58] Беседы К. С. Станиславского. М.; Л., 1939. С. 355.

[59] Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1959. Т. 6. С. 236.

[60] Марков П. А. О театре: В 4 т. М., 1974. Т. 1. С. 364 [курсив мой. — Ю. Б. ].

[61] Там же. С. 389.

[62] Там же. С. 395.

[63] Там же. С. 395 – 396.

[64] Калмановский Е. С. Проблемы актерского творчества и современный театр: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1972. С. 11.

[65] Блок Вл. Диалектика театра. М., 1983. С. 213 – 214.

[66] Там же. С. 214.

[67] Брук П. Пустое пространство. М., 1976. С. 131.

[68] Цит. по: Шерозия А. Е. К проблеме сознательного и бессознательного психического: В 3 т. Тбилиси, 1973. Т. 2. С. 427.

[69] Шерозия А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси, 1979. С. 26.

[70] Калмановский Е. Книга о театральном актере. Л., 1984. С. 87.

[71] Гусев В. Е. Истоки русского народного театра. Л., 1977. С. 49.

[72] Кречетова Р. Преодоление данного // Театр. 1978. № 7. С. 78.

[73] Леонтьев А. Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. М., 1982. С. 17.

[74] Там же.

[75] См. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 314 – 315.

[76] Аверинцев С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Вопросы литературы. 1971. № 8. С. 55 – 56.

[77] Там же. С. 55.

[78] Мы вольно «пропустили» римский театр; мы вольно обращаемся с хронологией и жанровой эволюцией Средневековья. Напомним в этой связи, что хотя ссылки на выводы историко-театральной науки не дань вежливости, здесь менее всего следует искать поползновений на реконструкцию истории актерского искусства. Речь идет о типах структуры.

[79] Бояджиев Г. Н. Театр эпохи становления и расцвета феодализма // История западноевропейского театра. М., 1956. Т. 1. С. 98.

[80] Там же. С. 99.

[81] Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. М., 1962. С. 99.

[82] Там же. С. 103.

[83] Там же. С. 167.

[84] Там же. С. 191.

[85] Там же. С. 100 – 101.

[86] См. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. С. 160.

[87] Дидро Д. Парадокс об актере. Л.; М., 1938. С. 43.

[88] Там же. С. 47.

[89] Там же. С. 46.

[90] См. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 68 – 80.

[91] Дидро Д. Парадокс об актере. С. 90.

[92] Громов П. П. Ранняя режиссура В. Э. Мейерхольда // У истоков режиссуры. Л., 1976. С. 150.

[93] Владимиров С. В. Об исторических предпосылках возникновения режиссуры // У истоков режиссуры. С. 29.

[94] Там же. С. 30.

[95] Там же. С. 31.

[96] Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1958. Т. 5. С. 181.

[97] Там же. С. 184.

[98] Там же. М., 1955. Т. 3. С. 224.

[99] Там же.

[100] Якобсон В. П. О некоторых тенденциях в актерском творчестве на рубеже XIX – XX веков // Наука о театре. Л., 1975. С. 118.

[101] Там же.

[102] Эдвард Гордон Крэг: Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988. С. 329.

[103] Гладков А. Театр. М., 1980. С. 326.

[104] Там же. С. 288.

[105] Лекции В. Э. Мейерхольда на актерском факультете ГЭКТЕМАСа в записи А. В. Февральского (1928 – 1929). Цит. по: Песочинский Н. В. Проблемы актерского искусства в театральной концепции В. Э. Мейерхольда (1920 – 1930‑е годы): Дис. … канд. искусствоведения. Л., 1983.

[106] Алперс Б. А. Театральные очерки: В 2 т. М., 1977. Т. 2. С. 58.

[107] Мейерхольд Вс. Чаплин и чаплинизм // Февральский А. Пути к синтезу. М., 1978. С. 218 – 219.

[108] В. Э. Мейерхольд: Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 2. С. 59.

[109] Там же.

[110] Песочинский Н. В. Проблемы актерского искусства… С. 16.

[111] В. Э. Мейерхольд: Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч. 2. С. 59.

[112] Алперс Б. А. Театральные очерки. Т. 1. С. 102.

[113] Там же.

[114] Там же [курсив мой. — Ю. Б. ].

[115] Там же. С. 103.

[116] Эдвард Гордон Крэг. С. 237.

[117] М. А. Чехов: Литературное наследие: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 129.

[118] По правилам роль и актера в этом контексте следовало бы, конечно, именовать подсистемами.

[119] Соловьева И. Спектакль идет сегодня. М., 1966. С. 93.

[120] Там же. С. 175.

[121] К сожалению, текст не опубликован.

[122] Демидов А. Как молоды мы были… // Театр. 1976. № 1. С. 42.

[123] В свое время А. Фараджев именно такую операцию проделал с Г. Бортниковым; в результате этого не без элегантности проведенного рас следования актер был попросту уничтожен. Благо он перешел на другие роли (см. Фараджев А. Геннадий Бортников // Театр. 1978. № 1).

[124] Л. В. Кулешов: Статьи. Материалы. М., 1979. С. 102.

[125] Громов Е. Лев Владимирович Кулешов. М., 1984. С. 148.

[126] Л. В. Кулешов: Статьи. Материалы. С. 103.

[127] Там же. С. 104.

[128] Цит. по: Скорочкина О. Ольга Яковлева // Театр. 1982. № 1. С. 57.

[129] Там же.

[130] Брук П. Пустое пространство. М., 1976. С. 125.

[131] Там же. С. 138 – 139.

[132] Там же. С. 141.

[133] Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1. С. 99.

[134] Семеновский В. Евгений Леонов // Театр. 1978. № 3. С. 44.

[135] Там же. С. 47. Отметим: В. Семеновский — один из первых театроведов, всерьез заинтересовавшихся сегодня феноменом актерской маски. В историческом контексте он рассматривает эту проблему в эссе «Два сюжета» (см. Театр. 1981. № 9).

[136] Каган М. С. Искусство и общение // Искусство и общение. Л., 1984. С. 24.

[137] Давыдов Ю. Н. Литература и зрелищные искусства // Там же. С. 79.

[138] Клявина Т. А. О процессах включения зрительного зала в систему спектакля // Искусство и общение. Л., 1984. С. 119.

[139] Игнатов И. Н. Театр и зрители. М., 1916. Ч. 1. С. 12 – 13.

[140] Прозерский В. О коммуникативной функции искусства // Художник и публика. Л., 1981. С. 41.

[141] Ратнер Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980.

[142] Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972 (гл. «Категория жанра»).

[143] Давыдов Ю. Социальная психология и театр // Театр. 1969. № 12. С. 33.

[144] Там же. С. 29.

[145] Там же. С. 36.

[146] Там же.

[147] Там же. С. 35.

[148] Там же.

[149] Там же. С. 36.

[150] См. Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов // Избр. произв.: В 6 т. М., 1964. Т. 2.

[151] Давыдов Ю. Социальная психология и театр // Театр. 1969. № 12. С. 37.

[152] Михайлова А. Пустое «пространство». Зритель и сцена. Переживание пространства // Советские художники театра и кино. М., 1984. С. 219 – 220.

[153] Эйзенштейн С. Режиссура: Искусство мизансцены // Избр. произв. М., 1966. Т. 4. С. 363.

[154] Там же.

[155] Лихачев Д. С. Об актуальности проблемы общения в современном искусствознании // Искусство и общение. Л., 1984. С. 7 – 8.

[156] Рождественская Н. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века // Художник и публика. Л., 1981. С. 99.

[157] Там же.

[158] Калашников Ю. Третий творец спектакля: К. С. Станиславский о зрителе // Театр. 1963. № 2. С. 45. Ю. Калашников цитирует Станиславского без ссылок.

[159] Владимиров С Действие в драме. С. 115.

[160] М. А. Чехов. Литературное наследие: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 368.

[161] Там же. Т. 2. С. 132.

[162] Рождественская Н. В. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века. С. 104 – 105.

[163] Там же. С. 105 – 106.

[164] См. М. А. Чехов. Литературное наследие. Т. 2. С. 265, 267.

[165] Там же С. 267.

[166] Там же. Т. 1. С. 114.

[167] Рождественская Н. В. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века. С. 101.

[168] Там же.

[169] Вопрос о соотношении структуры и композиции выходит за пределы этого исследования. Отметим только, что у Мейерхольда, так же как в театре Станиславского, композиция, конечно, связана со своеобразием структуры. У Мейерхольда наиболее устойчивые композиционные блоки показывают, что действие дискретно, движется «порциями», «квантами».

[170] Рождественская Н. В. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века. С. 103.

[171] Эйзенштейн С. Режиссура. Искусство мизансцены // Избр. произв.: В 6 т. М., 1966. Т. 4. С. 346, 347.

[172] Там же. С. 349.

[173] Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972. С. 32.

[174] См. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1955. Т. 3. С. 360.

[175] Калмановский Е. Книга о театральном актере. Л., 1984. С. 88.

[176] См. Действие // Театральная энциклопедия. М., 1963. Т. 2. С. 342 – 343.

[177] См. Социальное действие // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 637.

[178] Кузнецов Б. Необратимость физического и сценического времени // Театр. 1978. № 7. С. 73 – 74.

[179] Там же. С. 67.

[180] См. Natanson M. Man as an Actor // Drama in Life. The Uses of Communication in Society. N. Y., 1976. P. 55. Указанный сборник вообще полезен для ознакомления с современными взглядами на соотношение театра и жизни.

Date: 2015-10-18; view: 594; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию