Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические рычаги рационализации природопользования





Принципы устойчивости развития включают и широкое применение экономических инструментов управления окружающей средой. Инструментами управления является статистика окружающей среды, адекватные экономические законы и экономические рычаги. Они призваны содействовать динамичному равновесию между экономическим развитием и окружающей средой при росте производства материальных благ, обеспечению улучшения природных условий жизни и деятельности человека, оздоровлению окружающей среды.

На состоявшемся в ноябре 1994 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации международном семинаре "Экологическая стратегия рыночных реформ в России", организованном Российским институтом стратегических исследований при поддержке и содействии Комитета по экологии Государственной Думы и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, особое внимание было уделено совершенствованию законодательных и экономических рычагов экологически устойчивого развития, концепция которого была провозглашена на мировом экологическом форуме в Рио-де -Жанейро в 1993 г.

Эколого-экономическое регулирование - комплекс мероприятий, имеющих своей целью улучшение процесса природопользования и уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду путем преимущественного использования общеэкономических рычагов. Оценка эколого-экономического регулирования осуществляется путем сбора и анализа информации о величине экологических затрат и платежей и об их эффективности в части охраны природы.

Использование экономических инструментов регулирования и управления экологическим развитием стало одним из важнейших средств выхода из экономического кризиса. В решении проблемы усиления воздействия на рационализацию природопользования в РФ большое значение имеет использование зарубежного опыта по разработке и использованию законодательного и экономического инструментария экологического регулирования, которому была посвящена встреча экспертов ЮНЕП в августе 1994 г. на тему: "Использование экономических инструментов для улучшения состояния окружающей среды и обеспечения устойчивого развития”, организованная отделом ЮНЕП по вопросам окружающей среды и экономики.

Совет управляющих ЮНЕП в 1993 г. принял Программу действий по окружающей среде и экономике. Она включает пять разделов, перечень которых дает представление о приоритетах в этой сфере:

- экономическая статистика в области окружающей среды и природных ресурсов;

- вопросы оценки стоимости экологических услуг и товаров;

- инструменты экономической политики;

- оценка воздействий экономической деятельности на окружающую среду;

- взаимодействие вопросов международной торговли и окружающей среды.

По мнению экспертов ЮНЕП, экономические средства призваны создать " правильные рыночные сигналы" об истощении природных ресурсов, об их исчерпаемости и невозобновляемости.

Такие меры, как отказ от неоправданных субсидий (часто стимулирующих перепроизводство товаров и неоправданный перерасход ресурсов); обеспечение прав собственников ресурсов; налоги на загрязнение; сборы за пользование природными ресурсами; " торговля выбросами" и т.п. направлены на коррекцию рыночных несоответствий на основе восстановления "полной стоимости", создаваемой с использованием естественных ресурсов продукции.

16-й принцип декларации, принятой в 1992 году конференцией ООН по окружающей среде и развитию, гласит: "Государственные власти должны предпринять меры по содействию интернационализации экологических издержек производства и использованию экономических инструментов, основываясь на подходе, что загрязнитель должен в принципе оплачивать стоимость загрязнения среды с должным учетом общественного интереса и не нарушая международную торговлю и инвестиции " (Ю. Хромов, Зав. сектором экономики Российского института стратегических исследований, к. э. н. Экономика и экология, Экономическая газета, Экономика и жизнь, N 45, ноябрь 1994 г.).

Постановление “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” от 28 августа 1992 г., более детально раскрывает решение вопросов, связанных с экологическими фондами и экологическими платежами.

Внедрение рыночных отношений в природопользование России вызвало настоятельную необходимость исследования международного опыта использования для этого эколого-экономических методов. Анализ показал, что в 90-х годах в 14 странах - членах ОЭСР они применялись в 150 случаях, в том числе в 80 случаях устанавливалась плата за негативное воздействие на среду. Как правило, использовался либо финансовый механизм санкций к загрязнителям, т. е. различные налоги и платежи, а также финансовая помощь, кредиты на мероприятия по ограничению выбросов, платежи пользователей за услуги, налоги на продукцию; либо осуществлялось создание новой рыночной системы, например, выдача платных разрешений на выброс. Сегодня в этих странах преобладают “смешанные системы”, в которых экономические методы используют как дополнение к методам прямого регулирования, содействуя уменьшению загрязнения и создавая источник доходов для финансирования природоохранных мероприятий.

Изучение некоторых экологических методов зарубежного опыта в части использования и организации расчетов за природопользование позволило специалистам разработать предложения по совершенствованию экономического механизма природопользования. В частности, предложено платежи за выбросы автомобильным транспортом заменить налогом на вредную продукцию (топливо), изменить порядок взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха и водных ресурсов; осуществлять экоплатежи только по совокупности пяти основных видов загрязняющих веществ.

Рынок природных ресурсов имеет свои особенности из-за специфичности товара и отношений форм собственности на природные объекты. Доводы, которые приводят сторонники позиции отрицания товарных отношений в сфере природопользования, исходят из исключительности прав всего общества на природные ресурсы. Некоторые природные ресурсы - воздух, вода - относятся к группе первичных потребностей и являются объектами непосредственного потребления и использования.

В зарубежных странах возник и функционирует рынок “прав на загрязнение”, основанный на выдаваемых территориальными ведомствами разрешениях на выброс загрязнений. Объем их ограничен предельно-допустимыми концентрациями вредных веществ, определяемыми сохранением способности природной среды к восстановлению и самовоспроизводству. Этот метод регулирования экологической ситуации в регионе еще называют методом “коллективной ответственности”.

К числу рыночных рычагов могут быть отнесены также налог на выпуск экологически опасной продукции, налог за применение экологически опасной технологии, политика компенсаций, метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования, плата за услуги рекреационного характера и т. д.

Экономический смысл экологических сборов и штрафов заключается в увеличении стоимости продукта или ресурса до величины, возмещающей наносимый природе ущерб. Наиболее известным видом сбора за загрязнения являются платежи за жидкие выбросы с целью контролирования загрязнения внутренних и прибрежных вод. Например, в Нидерландах применение этого средства регулирования загрязнения позволило сократить масштабы загрязнения отходами водных бассейнов на 70% в 1969-1980 гг. и еще на 10% - в 80-е гг. В ряде стран существуют сборы только на твердые отходы. Широко распространены платежи за потребление ряда продуктов (смазочные масла, отдельные химикалии).

Общим, по мнению экспертов, недостатком экологических налогов и сборов, как средства регулирования окружающей среды, является отсутствие стимулирующего эффекта, за исключением отдельных случаев, где эта система действует наиболее эффективно (например, в Нидерландах). Налоги и сборы производитель включает в издержки производства и редко несет за них убытки. Нидерландский пример показывает, что стимулирующий эффект достигается тогда, когда налоги и сборы достаточно высоки, чтобы заставить производителя менять технологию, уменьшать размер выбросов, чтобы было более выгодно ввести очистные сооружения, чем платить налоги и штрафы.

Основной смысл экологических налогов и сборов - создание финансовых средств, которые можно целенаправленно использовать на природоохранительные мероприятия.

В зарубежных странах экологические налоги и сборы, минуя центральный бюджет, напрямую направляются на природоохранительные мероприятия, в частности, в качестве субсидий на развитие очистных сооружений. Так, во Франции 90 % платежей за загрязнение окружающей среды возвращается загрязнителям как возмещение экологических инвестиций (на строительство очистных сооружений, разработку и применение новых технологий).

Роль субсидий в регулировании природопользования неоднозначна. Существует мнение, что они являются "несправедливой" поддержкой загрязнителей и слабо влияют на снижение уровня загрязнения окружающей среды.

Вместе с тем, как показывает практика в России, действующий механизм воздействия на природопользователей экономическими рычагами не дает ожидаемого результата. В ряде случаев, неуплата за загрязнение, выбросы и сбросы, а также за захоронение отходов связана с общей кризисной ситуацией, задолженностью предприятий. Такая ситуация негативно отражается на состоянии окружающей среды. По оценкам экологов ущерб, наносимый ежегодно окружающей среде только подмосковными предприятиями оставляет около 5 триллионов рублей. Общая сумма штрафных сборов, которые удается собрать природоохранным огранам, порядка 100 миллиардов рублей в год.

Одним из основных путей разрешения все более обостряющихся экологических проблем является четкое функционирование экономического механизма рационализации природопользования. Наряду с правовыми актами в международной практике широко используется экономический механизм для регулирования природоохранной деятельности и природопользования.

Переход от административно-командной системы управления природопользования к рыночным отношениям предполагает необходимость изучения опыта зарубежных стран по применению экономических рычагов и стимулов повышения эффективности природных ресурсов и природоохранной деятельности.

Система экономического регулирования природопользования включает в себя учет и социально-экономический анализ природных ресурсов, их наличия, состояния и использования; финансирование экологических программ и мероприятий; создание договоров и лицензий на комплексное природопользование; решение проблемы экономической оценки природных ресурсов; разработку научно-обоснованных лимитов на использование ресурсов, нормативов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и захоронение твердых отходов; развитие экологических фондов, экологического страхования; экономическое стимулирование экологической чистоты производства и продукции; развитие безотходных технологий, а также введение налоговых льгот и субсидий на эти цели.

Сущность экономического стимулирования заключается главным образом в том, чтобы стимулировать у природопользователей заинтересованность в более рациональном потреблении природных ресурсов и охране окружающей среды, а также в более разумном перераспределении имеющихся средств для реализации важнейших экологических задач.

Date: 2015-10-22; view: 1638; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию