Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и методы экономической теории





 

Английский писатель Бернард Шоу в своё время не без оснований, по-моему, сказал: «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Действительно, предмет экономической теории – это вся совокупность отношений между участниками общественного производства при решении вопросов: что, как и для кого производить. Следовательно, экономическая теория тесно связана со многими другими науками, и прежде всего такими, как философия, психология, история, демография, статистика, математика, юриспруденция. А сама экономическая теория выступает методологической основой для всего экономического образования. То есть для приобретающих экономическую специальность, где экономических учебных дисциплин не одна, как на автомеханическом факультете, а десятки, экономическая теория выступает самой базовой дисциплиной для всех остальных.

Обычно в этом месте я привожу студентам невесёлый, но весьма поучительный пример из своей практики. Невесёлый, поскольку там плакала симпатичная девушка, студентка Ярославского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института, где я преподавал по совместительству в середине 1990-х годов. Из-за чего же она, бедненькая, плакала? Ведь сначала всё было очень даже весело: распределялись темы курсовых работ по экономической теории, девушка увидела тему о кредитно-денежной системе и политике, «вцепилась» в неё, не желая никому отдавать, и очень радовалась, что вожделенная тема досталась ей. Ещё бы: оказывается, у неё мама работала в коммерческом банке и обещала для любимой дочки профессиональные журналы, посвящённые внутрибанковскому менеджменту, и другую информацию подобного рода для подготовки курсовой работы. Девушка складно-логично соединила полученное в необходимой последовательности и ожидала хорошей оценки за своё произведение. И вдруг сообщение безжалостного преподавателя о неудовлетворительной оценке, поскольку, хотя написано всё правильно, но не по экономической теории, а по внутрибанковскому менеджменту.

Экономическая теория по указанной теме должна исследовать не что именно делать внутри банка (это ведь была бы веточка, стебелёк, а не корень, из которого они произрастают), а, посмотрев на всю банковскую систему страны «сверху, со стороны», ответить на вопрос, почему, например, в западных странах до нынешнего кризиса коммерческие банки давали начинающим предпринимателям долгосрочные кредиты под процент, который был в два-три раза ниже, чем прибыль от бизнеса, для ведения которого и брали эти кредиты. А у нас, как известно, кредитная ситуация для малого и немалого бизнеса была другая. Но ничего такого мамочкины журналы и девушкина курсовая работа не описывали: их описания были в «стебельке», а надо было быть в «корне».

А ведь без корня не поймёшь и сути стебелька. Не случайно американский профессор, лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. А А.С. Пушкин, которому Николай I поручил продумать и предложить принципы образования элитной дворянской молодёжи, назвал экономическую теорию в числе обязательных для изучения наук.

Что же изучает экономическая теория, что является её предметом? Из истории экономики и экономических учений известно, что даже этот самый изначальный вопрос получает разные ответы в различных направлениях экономической науки. Прежде всего это относится к марксистской политической экономии и неоклассической концепции (экономикс). Например, марксистская политэкономия, которую, возможно, Ваши родители изучали в советском вузе, считает предметом экономической теории производственные отношения, то есть отношения между людьми по поводу производства и присвоения материальных благ. А экономикс, неоклассика, которую предлагает Вам для изучения сегодняшний государственный стандарт и рабочая учебная программа, предметом экономической теории считает не производство, а обмен товарами, анализ рыночного хозяйства.

Заметим ещё раз в связи с этим, что в вузах Советского Союза изучалась марксистская политэкономия, а с 1992 года государственные стандарты РФ потребовали изучать экономикс. Но ведь изучать только как торговать и не изучать, откуда товар возьмётся, - это, согласитесь, односторонняя крайность, да к тому же и противоречащая мировой практике.

Не случайно, как резонно несколько лет назад журналист В.Костиков на страницах газеты «Аргументы и факты» писал: «Кремль и Белый дом в своей стратегии продолжают либеральную политику, заложенную ещё правительством Е. Гайдара. Мало того: эта политика по ряду фундаментальных признаков более правая и более либеральная, чем экономическая политика ведущих европейских стран. В России уже многие годы сохраняется плоская шкала налогов (то есть богатые и бедные платят в казну одни и те же 13%). В либеральнейшей Англии, между тем, уже давно взимается 40%-ный налог на богатство, а их премьер Гордон Браун предлагает в условиях кризиса увеличить его до 50%. В России нет такого обременительного, как в Европе, налога на наследство. В модельных для наших правых США налог на наследство составляет до 77%, во Франции – до 60%. У нас фактически не контролируется вывоз денег за границу. Сквозь пальцы смотрят и на использование оффшорных (часто – криминальных) схем ухода от налогов. В России весьма мягкие, в отличие от США, законы, карающие за уклонение от налогов, и совсем смешная кара за строительство финансовых пирамид. Мэдоффу в США за его «схемку» влепили 150 лет заключения, а наши «мавродюшки» и «властилинушки» отделались лёгким испугом.

В условиях кризиса власти США и Европы резко ужесточили контроль за банками, требуют от банкиров раскрыть имена владельцев подозрительных счетов. Наша власть то ли не может, то ли не хочет добиваться подобной прозрачности. Смешно сказать, Центробанк России недавно признался, что не знает, кто является реальным владельцем многих банков. …

Ведь наш либеральный фундаментализм и порождённое им управляемое правосудие уже довели Россию до полного «черкизона». Если бы такой «cherkizon» обнаружился в городе Нью-Йорке, то можно быть уверенным – Барак Обама, не оглядываясь на либеральных критиков, в течение нескольких дней назвал бы американскому народу истинных хозяев и покровителей этой клоаки, привлёк бы их к суду, а нажитое преступным путём конфисковал в пользу казны. А у нас?

Можно биться об заклад, что дело затянется на годы. Признаки торможения уже налицо. Заметают исключительно мелких сошек: бесправных китайцев и вьетнамцев, проституток, мелких торговцев.

Слишком ли мы удивимся, если в результате из России вышлют сотню вьетнамцев, выявят десяток мелких барыг, лишат работы дюжину заслуженных проституток?.. А фамилии тех, кто в течение многих лет выстраивал преступные схемы, нелегально проводил товары через таможню, крышевал подпольных владельцев и уводил деньги в оффшоры, так и не будут названы. Ведь у них должности, фамилии, капиталы – мама не горюй! Где ты, русский Обама?»

Приведенная пространная цитата была опубликована при развертывании кризиса, начавшегося осенью 2008 года. И хотя с тех пор руководством страны высказано немало позитивных требований о необходимости новой индустриализации, сопоставимой по масштабам с индустриализацией СССР в 1930-х годах, борьбы с коррупцией и преодоления «теневой экономики», в том числе в оффшорных зонах, но в целом картина, обрисованная в приведенной цитате, и сегодня имеет место в нашей жизни.

Так, в конце октября 2014 года правительство Ярославской области «обрадовало» земляков, что с 1 июля 2015 года тарифы на коммунальные услуги для населения будут значительно увеличены (см.: Комсомольская правда, 30.10.2014) –примерно на 10%. Кроме того, областная дума утвердила новые тарифы на капитальный ремонт: вместо 5,86 рубля с каждого квадратного метра общей площади, как было в 2014 году, с 1 января 2015 года мы будем платить 6,37 рубля. Этим же решением увеличена допустимая доля расходов на коммунальные услуги от доходов семьи: если раньше компенсировали оплату тем семьям, у которых она занимает 17% от дохода, то теперь планку подняли до 22%. В результате количество семей – получателей льготы сократится с 54 до 48 тысяч в отопительный период и с 25 до 21 тысячи летом. Таким образом областные депутаты сэкономили за счет населения 300 млн рублей для регионального бюджета (см.: там же). Если же Вам покажется, что так ведет себя только ярославская власть и это не характерно для всей страны, то обращаю внимание, что, например, упомянутая планка в 22% установлена на федеральном уровне. По информации правительства области, если нашу цифру не довести до общероссийской, то федеральные власти могут урезать субсидии для региона, так как считается, что субъект федерации, который позволяет себе выплачивать дополнительные компенсации, не нуждается в деньгах (см.: там же).

Таким образом, такой учебно-теоретический вопрос, как предмет экономической науки, оборачивается при неправильном на него ответе серьёзными негативами на практике, существенным ухудшением социально-экономического положения населения страны.

Какие же методы исследования используются в экономической теории? Важнейший из них – это метод научной абстракции. Он заключается в отвлечении от случайного, временного и выявления типичного, закономерного. Таким образом формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов.

Экономическая теория применяет также методы индукции и дедукции. Индукция – это движение мысли от частных к общим умозаключениям. А дедукция – движение мысли от общих положений к частным.

С начала ХХ века швейцарский экономист Леон Вальрас ввёл в экономическую теорию метод экономико-математического моделирования. Он разработал модель экономического равновесия, которая основана на анализе спроса и предложения и содержит ряд систем уравнений. Они определяют прежде всего равновесие рынка производительных услуг и рынка предметов потребления.

Кроме того, экономическая теория применяет методы статистических наблюдений за объектом, графических исследований, экономических экспериментов, разработки гипотез и их проверки. Так, Ярославский областной комитет по статистике вот уже несколько десятилетий отслеживает все статьи доходов и расходов отобранных по репрезентативной выборке двухсот семей, чтобы на основе таких наблюдений сделать выводы о тенденциях в динамике доходов и расходов ярославцев в целом.

Метод графических исследований можно проиллюстрировать таким примером. Допустим, Вы изобразили на графике кривую спроса на продукт Вашей фирмы, где на вертикальной оси цена, а на горизонтальной – объём спроса. Если при цене 100 рублей за единицу продукта спрос равнялся 300 единиц, а при цене 300 рублей – 100 единиц, то сам график покажет соединением двух точек, что при цене 200 рублей объём спроса будет 200 единиц – здесь не нужно изменять цену в реальности, чтобы спрогнозировать спрос в средней точке, достаточно за столом немного поработать карандашом на листе бумаги.

Примером использования метода экономических экспериментов может служить такая ситуация. Положим, Вам, топ-менеджеру крупного завода, кто-то из экспертов предложил новую систему оплаты труда работников, утверждая, что её внедрение принесёт предприятию значительное увеличение прибыли за счёт более высокой производительности труда в результате такого стимулирования. Но Вы сомневаетесь, соглашаться ли, ведь в случае неудачи и ущерб при масштабах Вашего крупного предприятия будет немаленький. И в то же время упускать возникшую возможность, с ходу полностью отвергая предложенное, тоже не хочется. Тем более, что эксперты что-то там такое считали, аргументировали, что в случае успеха прибыли-то будут немаленькие. И вот Вы идёте на эксперимент: внедряете предложенное не в масштабах целого завода, а только для нескольких бригад. Убедившись затем, что в этих бригадах прирост производительности по сравнению с другими подразделениями, не участвующими в эксперименте, действительно получается значительным, Вы на втором этапе расширяете диапазон эксперимента, охватив им несколько уже не бригад, а крупных технологических цехов. И увидев, что и теперь новая система оплаты труда действует эффективно, переносите её уже на весь завод.

Метод разработки гипотез и их проверки заключается в том, что ещё до начала исследования учёный формулирует рабочую гипотезу, научное предположение о том, чем по его представлению должен будет закончиться его ещё не начатое исследование. Заметьте, это не какая-то странность, а наоборот, закономерность любой исследовательской деятельности. Когда-то в 19-м веке К. Маркс в своем научно-экономическом труде «Капитал» резонно заметил, что когда мы любуемся, как искусно пчёлы сооружают свои сотовые домики, то не должны забывать, что и самая «умная» пчела отличается от самого плохого архитектора тем, что она всё-таки строит эти домики по инстинкту, а вот архитектор, прежде чем соорудить дом наяву, сначала «выстраивает» его в собственной голове.

Пример использования этого метода приведу из своей личной практики научной работы. Когда-то в советское время меня заинтересовали вопросы социалистического соревнования людей в процессе совместного труда, выявления наиболее действенных стимулов повышения его эффективности. Этому была посвящена и моя диссертация, после защиты которой мне была присвоена учёная степень кандидата экономических наук. Но вот ушло в ретроспективу советское время и актуальным в РФ стал другой путь экономической состязательности – конкуренция между фирмами за получение наивысшей прибыли. И, приступая к её изучению, я сформулировал рабочую гипотезу, из которой вытекало, что мои предложения правительству будут заключаться во всемерной поддержке конкуренции и ограничении монополий, в значительном повышении роли антимонопольных органов до придания им первостепенной значимости в системе правительственных органов.

Однако последующее исследование: изучение финансово-хозяйственной деятельности шестисот субъектов ярославского бизнеса, анализ соответствующих отечественных и зарубежных источников – опровергли первоначальную гипотезу. В США, где лучшее в мире антимонопольное законодательство, сами американцы им недовольны, отмечая, что зачастую вместо ограничения монополий происходит ущемление одних конкурентов по указке других, а в результате получается усиление мощи и влияния монополистов, число которых при этом несколько сокращается за счёт экономического уничтожения выбывающих руками государственных антимонопольных органов. А Западная Европа и Япония, несмотря на следование во многом в фарватере американского влияния, не стали слепо следовать канонам антимонопольной политики, резонно сочтя, что динамику современной экономике может обеспечивать прежде всего научно-технический прогресс, а его носителями при прочих равных условиях выступают не конкурентные субъекты, а очень крупные корпорации со специальными подразделениями по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Но они-то как раз и являются сплошь и рядом монополистами. Так что оголтелая, примитивно-прямолинейная борьба с монополизмом может легко обратиться уничтожением экономики, её самых важных элементов.

Тем более специфика российской экономики 1990-2000-х годов выражалась господством монополизма до такой степени, что, как показало исследование, кроме монополизма тут практически ничего другого и не было. Даже кажущиеся такими конкурентно-рыночными российские предприятия торговли в действительности опутаны сетевой организацией, в результате чего, например все магазины во всех городах РФ с теми же названиями («Пятерочка», «Перекресток», «Магнит» и т.д.) на деле принадлежат одному владельцу, как правило, зарубежному. Так что какая-либо антимонопольная деятельность выступает на поверку профанацией, имитацией деятельности. В результате исследования, таким образом, оказалась опровергнутой первоначальная гипотеза (не спешите пришивать из-за этого мне отрицательные ярлыки: в науке отрицательный результат – тоже результат, причём имеющий положительное значение, поскольку показывает последующим исследователям, на что нужно опереться, «не изобретая велосипедов» и «не наступая на те же грабли»).

Таковы основные методы исследования, которые использует экономическая теория.

В рамках экономикс, неоклассической теории, которую предписал Вам для изучения государственный стандарт, выделяют такие два больших и относительно самостоятельных, но тем не менее взаимосвязанных раздела, как микро- и макроэкономика. Чем же они отличаются друг от друга? Микроэкономика исследует экономические явления и процессы, связанные с деятельностью отдельной фирмы или рынка отдельного товара, услуги. А макроэкономика рассматривает экономику в масштабе всего государства как единое целое. Обычно сначала изучают микроэкономические темы и категории, поскольку на них в значительной мере базируются и основные положения макроэкономики.

 

Date: 2015-10-22; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию