Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перспективы философии техники
Всякая всеохватывающая, программная дефиниция неизбежно должна оставаться абстрактной и неопределенной; это относится также и к определению философии техники. Так, почти тавтологическая формулировка: “Философия техники состоит в исследовании философских проблем, которое раскрывает развитие техники в историческом и систематическом аспектах” — вряд ли встретит возражения, однако не вызовет и энергичного одобрения. Точно как же, как и в случае других всеобщих деклараций, например, будь то относительно гуманности, прав человека или сохранения мира, легко будет принята формула, которая оказывается столь широкой, что каждый может интерпретировать ее по-своему. Только вокруг детально разработанной концепции можно вести содержательную дискуссию и тем самым приходить к согласию или, наоборот, к разногласию. И все же тут возникает трудность… Для философии техники такая детализированная теоретическая система отношений пока еще в значительной степени остается пожеланием. Причина такого неравноправного положения техники в философских разработках, конечно, не в недостаточной ее актуальности. Наряду с секуляризацией, просвещением, демократией, бюрократизацией и равенством возможностей индустриализация, ставшая возможной благодаря естествознанию и технике, относится к факторам, определяющим характер современности: не зря ведь говорят о “технологической эпохе”. Причины пренебрежительного отношения к философии техники лежат в плоскости истории идей и в прагматической плоскости. Со времен античности занятие теоретическими вопросами в смысле bios theoreticos западноевропейской традиции считается высшей формой жизнедеятельности, превосходящей чисто практические занятия — ремесленного типа. В соответствии с этим техника вплоть до наших дней считалась темой в теоретическом и философском отношении более низкого ранга; исключение здесь составляет только марксизм. К этому надо добавить, что техника, оставшаяся, в сущности, неизменной вплоть до промышленной революции, как и биологическая конституция человека, к которой лишь недавно обратилась философская антропология, рассматривались просто как данные и потому непроблематичные в теоретическом отношении. Еще Гегель и Буркхардт не приписывали технике никакого решающего значения. Представление о развитии техники как исторически значимом факторе основывается на том, что знание об индустриальной технике, почерпнутое из опыта XIX и XX веков, проецируется на прошлое. В историческом плане объективирующее и рефлексивное западноевропейское мышление с его дистанцированием от непосредственных данностей служит предпосылкой для систематического, согласованного с теорией образа действия современного естествознания и техники. Эта ориентация на теорию проявляется в том, что сознательно осуществляются обходные пути и вводятся сложные процедуры, чтобы достигнуть цели посредством соответствующих механических, электрических или химических процессов, в противоположность ремеслу, где стремятся простым и прямым путем достичь непосредственного результата. Наконец, позднее появление и открытый многомерный характер философии техники обусловлены также сложностью феномена техники. Научные дисциплины точно так же, как и различные области философии, возникают с помощью такого методического приема, в котором из обилия конкретных феноменов абстрактно выделяются вполне определенные аспекты и затем исследуются более подробно с помощью систематически разработанных модельных представлений. В действительности же техника, как и экономика, политика или история, покоится на переплетенных между собой, обусловливающих и дополняющих друг друга действиях и процессах, которые могут быть изображены только ценой упрощения с помощью обозримых моделей и хорошо разработанных теоретических концепций. Однако для современной техники характерна именно тотальность этого взаимодействия, так что любое упрощение, строго говоря, неприемлемо. В этом состоит прелесть, но также и трудность философии техники… Амбивалентность техники, которая выражается в мифах и образах Прометея и Икара, неустранима. Техника служит облегчению и освобождению, но также создает и новые тяготы и принуждения. Она считается гарантом человеческого развития и социального прогресса, однако вызывает также и бесчеловечные и разрушительные последствия. В утопическом видении она прославляется как носительница освобождения, а в антиутопии критикуется как средство бездуховного и бездушного манипулирования Ее приветствуют как последовательное продолжение Возрождения, рационализма и Просвещения; и она же осуждается художниками, романтиками и экзистенциалистскими мыслителями как орудие манипуляции в бездушном и бездумном мире. Даже в неточной интерпретации она предстает то, как проклятие, то, как благодать, то, как наказание, то, как спасение. Конечно, все это — утрированные оценки, в которых проявляется то обстоятельство, что техника из-за своего центрального значения, оказывается, так сказать, в фокусе всех других проблем современного мира. Если оставить в стороне относительно “вынужденное выдвижение” техники на авансцену современности, вызванное реальностями технического мира, то кризис современного понимания техники проистекает из сознания отмеченной амбивалентности. В рамках истории человеческого сознания философия сделала многое для того, чтобы привести в действие динамику современной техники. Поэтому философия должна также внести свой вклад и в прояснение нынешней ситуации, чтобы по своим возможностям ввести будущее развитие в разумное русло. (Фридрих Рапп. Перспективы философии техники // Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989. С. 24 – 53, 75-89). Задание: 1. Что такое техника в узком и широком смысле слова? 2. Чем объясняется позднее появление философии техники? 3. Каково современное состояние философии техники? 4. В чем амбивалентность техники? 5. Каковы перспективы развития философии техники? Тест 1. Предметом философии техники является…? А) Техника; Б) Технические устройства; В) Технологии; Г) Технический прогресс. 2. Техника понимается как… А) Совокупность технических устройств; Б) Совокупность всех видов технической деятельности по созданию технических устройств; В) Все перечисленное; Г) Совокупность технических знаний. 3. Философия техники возникла в… А) XVI в.; Б) XVIII в.; В) XVII в.; Г) XX в. 4. Первым ученым, сформулировавшим задачи философии техники, был А) Э.Капп; Б) П.К. Энгельмейер; В) Ф.Бон; Г) Ф. Рело. 5. Роль философии техники возрастает в связи с переходом… А) От простых технических устройств к сложным; Б) От специализированных видов технической деятельности к системным; В) От эмпирических исследований к теоретическим; Г) Все перечисленное. 5. Словарь. Выпишите и запомните определения следующих понятий: техника, техническая наука, техническая деятельность, технология, техническая система.
|