Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Становление и развитие научного знания как специфической формы деятельности





Тема 1. Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации

Теоретические вопросы

1. Наука в техногенном мире.

2. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.

3. Специфика научного познания.

Аналитические вопросы

1. Какое место занимает наука в техногенном мире? Обоснуйте свою позицию.

2. Укажите факторы становления техногенной цивилизации.

3. Какие глобальные проблемы породила техногенная цивилизация? Чему угрожает неразрешенность этих проблем?

4. Объясните смысл терминов «сциентизм» и «антисциентизм».

3. Хрестоматия: Фридрих Рапп - современный немецкий философ.

Философия техники: обзор

Всего несколько десятилетий назад вклад техники в цивилизацию обычно лишь приветствовался, и потому попросту не видели никакой необходимости в исследовании философских проблем техники. Были, разумеется, исключения, но они не привлекали особого внимания. До второй мировой войны вопросами судьбы современной техники проникались в своем интуитивном восприятии больше художники и поэты, чем философы своим методом рационального осмысления. Непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции, казалось, подтверждал идею рационалистов о господстве человека над природой и оптимизм века Просвещения. Биологические социальные теории эволюцииXIX века укрепили надежду на безграничный экономический рост, а так же, как следствие этого, на обеспечение общественного, культурного и даже морального прогресса человечества с помощью науки, техники и промышленности. Сегодня такой убежденности брошен серьезный вызов. На его основе возникло фундаментальное противоречие между осознанием “пределов роста” и традиционной идеей бесконечного прогресса. Такие проблемы, как дефицит ресурсов, экология и гонка вооружений, вызывают растущее беспокойство и приводят к резким нападкам на современную технику. Даже базирующаяся на науке техника, которую до недавнего времени считали спасительницей, теперь часто считается повинной во всех делах нашего времени …

(Фридрих Рапп. Философия техники: обзор // Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989. С. 24 – 25.)

Задание: прочитать текст и ответить на следующие вопросы: 1. Как изменилось отношение к технике в техногенной цивилизации и почему?

Тест

1. Предметом философии науки являются…..

А)общие законы познания мира;

Б)общие закономерности и тенденции научного познания;

В)современные тенденции познавательных процессов;

Г)становление и развитие науки.

2. Философия науки не ставит вопрос о ….

А)критериях научности и отличии научного и ненаучного знания;

Б)логике научного исследования;

В)взаимоотношениях института науки с социальной структурой общества;

Г) моделях развития науки;

3. Теория научного познания это…..

А)гносеология;

Б)эпистемология;

В)онтология;

Г)дедукция.

4. Наука как форма духовной деятельности людей направлена на производство знаний о…..

А)природе;

Б)обществе;

В)познании;

Г)все перечисленное.

5. Сторонами бытия науки не является…..

А)процесс преобразования мира;

Б)процесс получения нового специфического знания;

В)объединение знаний в целостную органическую систему;
Г)социальный институт со своей инфраструктурой и этосом.

6. Научное познание не ставит задачу…..

А)описание феноменов, объяснение которых не отвечает критериям научности;

Б)описания, объяснения и предсказания процессов и феноменов действительности;

В) получения объективного, истинного знания, отражающего реальные закономерности;

Г)приращение нового знания об явлениях действительности.

7. Характерной чертой научного познания является…..

А)объективность;

Б)доказательность;

В)все перечисленное;

Г)системность.

5. Словарь. Выпишите и запомните определения следующих понятий: наука, научная проблематика, функции науки, сциентизм, антисцеинтизм, техногенная цивилизация, объект познания, предмет познания.

 

Тема 2. Становление и развитие научного знания как специфической формы деятельности

Теоретические вопросы

1.Преднаучный период. Научные идеи античных философов. Появление элементов технических знаний. Научные знания в эпоху Средневековья. Возрождения.

2.Классический период в развитии науки. Первая научная революция XVII в. Классический тип научной рациональности. Основные принципы.

3. Неклассический период развития науки. Теория относительности и релятивистская картина мира. Неклассический тип научной рациональности.

4. Постнеклассический этап развития науки.

Аналитические вопросы

1. Почему зарождение теоретического знания связывают с античностью?

2. Охарактеризуйте систему знаний Средневековой Европы. Вспомните определение следующих понятий: патристика, схоластика, номинализм, универсалии. Назовите основных представителей средневековой науки.

3. Выделите предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения.

4. Соотнесите следующие явления с периодами развития науки:

1.Классический, 2.Неклассический, 3.Постнеклассический

Механистическая картина мира; парадигма относительности знания; принцип жесткого детерминизма; парадигма становления и самоорганизации; теория вероятности; принцип дополнительности; абсолютизация объективизма; квантовая механика; синергетика.

5. Определите преимущества целостного и субстанционального подходов в познании природы.

6. Дайте определение техническим наукам. Укажите социокультурные предпосылки их возникновения. В чем специфика объекта познания технических наук.

7. Приведите периодизацию технического знания, дайте характеристику периодам становления технических наук: 1.Донаучный. 2. Зарождения технических наук. 3. Классический. 4. Неклассический.

3. Хрестоматия:

Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский художник, мыслитель эпохи Возрождения – Избранные произведения. Мн.-М., 2000.

 

…Истинная наука – та, которую опыт заставил пройти сквозь чувства и наложил молчание на языки спорщиков и которая не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и ведомых начал продвигается постепенно и при помощи истинных заключений к цели, как явствует это из основных математических наук, т.е. числа и меры, называемых арифметикой и геометрией, которые с вышей достоверностью трактуют о величинах прерывных и непрерывных.

…Не доверяйте же, исследователи, тем авторам, которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми; верьте тем лишь, кто не только указаниями природы, но и действиями своих опытов приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг их природы, ибо опыты, казавшиеся часто тождественными, часто весьма оказывались различными, как здесь это и доказывается.

…Опыт не ошибается, ошибаются только суждения наши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти. Несправедливо жалуются люди на опыт, с величайшими упреками виня в обманчивости. Оставьте опыт в покое и обратите жалобы свои на собственное невежество, которое заставляет вас быть поспешными и, ожидая от него в суетных и вздорных желаниях вещей, которые не в его власти, говорить, что он обманчив. Несправедливо жалуются люди на неповинный опыт, часто виня его в обманчивых и лживых показаниях.

…Наукой называется такое разумное рассуждение, которое берет исток у своих последних начал, помимо коих в природе не может найтись ничего другого, что [также] было частью этой науки.

…Увлекающиеся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, коей вождь и врата –перспектива, и без нее ничего хорошего не делается ни в одном роде живописи. Наука – капитан, и практика – солдаты. (Избранные произведения. Мн.-М., 2000. С.30–33).

Задание: прочитать текст и ответить на следующие вопросы: 1.Какова основная идея Леонардо да Винчи, изложенная в тексте? 2. Каково, по его мнению, должно быть соотношение теории и практики?

Тест

1. Основным фактором генезиса науки стало…

А) утверждение капитализма и потребность в росте его производительных сил;

Б) все перечисленное;

В) подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления;

Г) определенный уровень развития знания.

2. Для классической науки характерны…

А) стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом;

Б)осмысление связи между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта;

В)включенность субъективной деятельности в «тело знания»;

Г)соотнесение знаний об объекте с ценностно-целевыми установками субъекта.

3. Для неклассической науки характерны…

А) объективный стиль мышления, стремление познать предметы сами по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом;

Б)осмысление связи между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта;

В)включенность субъективной деятельности в «тело знания»;

Г)соотнесение знаний об объекте с ценностно-целевыми установками субъекта.

4. Для постнеклассической науки характерны…

А) стремление познать предметы сами по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом;

Б)осмысление связи между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта;

В) объективный стиль мышления;

Г)соотнесение знаний об объекте с ценностно-целевыми установками субъекта.

5. Словарь. Выпишите и запомните определения следующих понятий: научные знания, технические знания, рациональность, тип рациональности, научная революция, парадигма, детерминизм.

 

 

Date: 2015-10-22; view: 539; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию