Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каким образом избежать презрения и ненависти ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Обсуждая выше качества Князя, я уже сказал о самых для него важных, поэтому остальные хочу обсудить кратко, имея в виду общее правило, что Князь, как отчасти уже говорилось, должен стараться избегать таких дел, которые вызвали бы к нему ненависть и презрение. Всякий раз, как он этого избегнет. Князь сделает свое дело, а от прочих укоров никакой опасности для него не будет. Как я говорил, ненависть к нему вызывается прежде всего алчностью, захватом имущества подданных и жен их; от этого он должен воздержаться. Если не трогать имущество и честь людей, то они вообще довольны жизнью, и приходится бороться только с честолюбием немногих, которое можно обуздать разными способами и очень легко. Князя презирают, если считают его непостоянным, легкомысленным, изнеженным, малодушным, нерешительным; этого Князь должен остерегаться, как подводного камня, и надо ему умудриться сделать так, чтобы в поступках его признавались величие, смелость, обдуманность, твердость; по частным же делам подданных Князю надо стремиться к тому, чтобы приговор его был нерушим, и утвердить о себе такое мнение, чтобы никто не подумал обмануть Князя или перехитрить его. Князь, который заставляет людей так думать о себе, пользуется очень большим уважением, а против правителя, которым дорожат, трудно составить заговор, и нелегко на него напасть, раз известно, что он человек выдающийся и в почете у своих. Дело в том, что Князю должны быть страшны две опасности: одна − изнутри, от подданных, другая − извне, от иноземных государей. От второй защищаются хорошим оружием и хорошими союзами; если есть хорошее оружие, всегда будут и хорошие друзья, а дела внутри страны всегда будут устойчивы, если все благополучно вовне, лишь бы не начались заговоры и не пошла бы из-за этого смута. Если бы даже внешние дела и расстроились, то Князь, который управлял и жил, как мною указано, и при том не растеряется, всегда выдержит любой натиск, подобно Набиду Спартанскому, о чем я уже сказал. Что же касается подданных, то при спокойствии вовне приходится опасаться, как бы они не злоумышляли тайно; от этого Князь вполне может себя оградить, стараясь не возбуждать ненависти и презрения и устроив дела так, чтобы народ был им доволен; последнего надо непременно достигнуть, как подробно говорилось выше. И одно из сильнейших средств, какое имеется у Князя против заговоров, состоит именно в том, чтобы народ в целом не ненавидел и не презирал его. Ведь заговорщик всегда верит, что убийством Князя он удовлетворит народ; если же он боится, что этим возмутит его, то на такое дело у него не хватит духу, потому что препятствиям для заговорщиков нет числа[19].
[1] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 55-56 [2] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 56-57. [3] Там же. − С. 60-61. [4] Там же. − С. 61. [5] Кузанский Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1. – М., 1979. – С. 364-365. [6] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 57-58. [7] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 60-61. [8] Там же. − С. 64. [9] Там же. − С. 69. [10] Там же. − С. 56. [11] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 60-61. [12] Кузанский Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1. – М., 1979. – С. 372-373. [13] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 63-64. [14] Там же. − С. 64. [15] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 67-68. [16] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. − С. 68-71.
[17] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. − М., 1970. – С. 97-112.
[18] Антология мировой философии: в 2 т. Т. 2. – М., 1970. – С. 180-188, 191. [19] Макиавелли Н. Сочинения: в 2 т. T. 1. – М. -Л., 1934. – С. 283-284, 314-315, 234-235, 288-289, 290-291.
|